Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Страстотерпчество как оригинальный тип русской святости. Чтения о Борисе и Глебе



Мощи были прославлены, но убиты по политическим мотивам. «Чтения о Борисе и Глебе» автор – Нестор Летописец: библейская история с аналогией Авеля и Каина. Страстотерпчество – желание пострадать как Христос (мученичество – за исповедание Христа).

Борис и Глеб – дети кн. Владимира от христианского брака, Святополк – от языческого. После смерти Владимира Святополк посылает убить братьев. Борис был убит в шатре во время богослужения, отказавшись идти с войском на брата: «Лучше мне одному умереть, чем стольким людям». Глеб убит в лодке поваром, отослав людей, чтобы им не пострадать. Оба брата молились и просили Господа простить убивающих.

В древней службе Борису и Глебу после «Бытия чтение» читалась история убиения св. братьев, отсюда параллель: Книга Бытия – реальное бытие, земля обетованная святая – Русь Святая.

22. Преп. Феодосий Печерский: христоподражательные черты жития и поучения братии.

Хотел посмотреть св. места, мать связала. Страдает от матери, радуясь, подражая Христу. Укорял братию, что не спрашивают как спастись. Дискутировал с иудеями, желая пострадать от них. Обличал кн. Святослава за изгнание брата Изяслава (страдание за правду). Поучения сходны с поуч. Феодора Студита. Учил об избранничестве монашества по примеру Израиля. «Наше главное потерпеть за Христа, ничем иным нам не спастись. Стараться уподобиться Христу в терпении страстей, терпении страданий».

Перед смертью он говорит князю, что он поручает монастырь ему, что бы он не отдавал монастырь в ведение Киевской Софии, а что бы именно князь сам был его покровителем и хозяином.

23. Уставное благочестие. «Просветитель» преп. Иосифа Волоцкого.

Преп. Иосиф Волоцк. – теоретик уставного благочестия: общежитие, 2-3 тыс. поклонов, простая одежда. Деньги нужны на соц. нужды крестьян. Важнейшее значение монаш. – милосердие. Миряне спасаются через соблюдение Устава. «Просветитель» - против ереси жидовствующих. По требованию Иосифа была совершена казнь еретиков. Иосиф считал свв. отцов непогрешительными. В иконе – Божественная красота, участвуя в богослужении, мы участвуем в «ликостоянии твари».

Тип пастыря 17-ого века это тот самый тип, на котором настаивал прп. Иосиф: добрый с добрыми и жестокий со злыми (Савва Тверской). Одним из первых мотивов возмущения против самозванца было то, что Мария Мнишек целовала икону в губы – выпадала из церковного быта. Церк. быт – центр объединения (против поляков) и разъединения (раскол) в 17 в.

Нил Сорский – оппонент и противоположн. Иосифу. «Милость новоначального - терпеть от старшего брата». Ни о какой денежной милости речи нет. Противник казни еретиков, жизнь вне монастыря не интересует.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 262 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...