Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Польза Б



Рис. 5. Дилемма заключенного в диаграмме пользы *

1 См.: Политическая и экономическая этика. С. 196—198.


этики в целом: моральность действий достигается, как правило, не благодаря доброй воле, а за счет целесообразной логики ситуации, ко­торая может быть морально нейтральной или даже морально негатив­ной. Здесь мы имеем своего рода постмодернистскую инверсию клас-, сического парадокса («хотеть добра, но делать зло»), перечеканенную в духе Мефистофеля («хотеть зла, но делать добро»): человек вынужден быть моральным, хочет он того или нет, и более того, человек вынуж­ден быть моральным, даже если он этого не хочет.

§ 4. Соотношение экономической и предпринимательской этики. Основные концепции предпринимательской этики

Предпринимательская этика является частью экономической этики и должна рассматриваться с учетом ее предпосылок и оснований. По­скольку современная экономическая этика реализует себя как этика рамочного порядка, то и предпринимательская этика основывается на рамочном порядке. Но здесь необходимо учитывать одно принци­пиальное обстоятельство. На практике рамочный порядок не может быть задан в идеальной форме. Он имеет свои недостатки, которые в первую очередь отражаются на предпринимательской этике. Как уже отмечалось, различие между экономической и предпринимательской этикой состоит в том, что субъектом моральных требований в эконо­мической этике являются преимущественно государственные инсти­туты, тогда как в этике предпринимательской — отдельные предпри­ятия. Несовершенство рамочного порядка сказывается прежде всего на хозяйственной деятельности отдельных предприятий, вынужден­ных прилагать дополнительные усилия и брать на себя «ответствен­ность, находящуюся в нормальном случае на уровне порядка, чтобы заполнить возникший вакуум ответственности. Задачей предприни­мательской этики является идентификация этой исходящей из собст­венно экономических величин потребности в моральной ответствен­ности предприятий и в выявлении возможностей предприятия соответствовать таким ожиданиям. Предпринимательская этика те-матйзирует отношения морали и прибыли в управлении предприяти­ями и занимается вопросом, какие моральные нормы и принципы могут быть реализованы предприятиями в условиях современной эко­номики» [Политическая и экономическая этика, с. 277—278].

Существуют различные подходы к решению этого вопроса. В их основе лежит общий принцип деления экономической этики на два направления: индивидуальную этику (или этику предпочтений) и ин-


8*



Раздел II. Социально-нормативная конкретизация этики


Глава 5. Экономическая этика




I

ституциональную этику (этику ограничений). Главный пункт разли-1

чия заключается в ответе на вопрос: каков механизм реализации мо» |
ральных обязательств по экономической деятельности?;

«Индивидуалистические» концепции предпринимательской этики '] обращаются к моральному сознанию и совести предпринимателей! (менеджеров), пытаясь повлиять на «ходы игры» с помощью мораль-: ных мотивов и намерений действующих лиц. Реализация моральных < требований ставится здесь в прямую зависимость от предпочтений тех, кто принимает решение и несет ответственность за экономическую деятельность. К этому направлению следует отнести концепцию мо­рально-теологической мотивации (А. Рих, П. Козловски), этику биз­неса (Р.Т. Де Джордж); этику социальной активности (Г. Боуэн); эти­ку ограничения цели получения прибыли (Н. Штейман, А. Лер); этику рационального хозяйствования (П. Ульрих), этику «метапред-почтений» (А. Сен).

«Институциональные» концепции делают ставку на морально опо­средованное влияние на «ходы игры», связанное с условиями (рамоч­ным порядком) экономической деятельности. Эти условия часто встре­чаются в форме так называемого «принуждения или ограничения • существом дела». Наиболее полно данная точка зрения, основанная на '.] принципе ограничения предпринимательских амбиций закономернос­тями функционально дифференцированных общественных субсистем,, представлена в системной теории Н. Лумана: нормативные требования в форме морали растворяются здесь полностью в логике системных требований. К этому же направлению следует отнести и этику мораль­ной легитимизации предпринимательской деятельности, на которой мы остановимся подробнее.

Современные предприятия все чаще сталкиваются с дополнитель­ными морально мотивированными требованиями, предъявляемыми со стороны общества. Примером могут служить призывы к ужесточению j мер по охране окружающей среды или протесты против легального экс- I порта оружия во время военных действий. В этом случае возникает противоречие между ориентацией на прибыль посредством легальной деятельности предприятий и моральным протестом общественного мнения, считающего эту деятельность нелегитимной. Эта дилемма по­лучает свое осмысление в рамках концепции моральной легитимизации предпринимательской деятельности. Один из ее авторов, Ф. Бломе-Дрез, выдвинул положение о том, что современный тип предпринима­тельства должен ориентироваться не только на рентабельность и увели­чение прибыли, но и на моральное признание со стороны общества. Задача предпринимательской этики заключается в том, чтобы показать


I федприятиям альтернативные варианты деятельности, на основе ко­торых они могут реализовать правомерные моральные претензии в ус­ловиях конкурентной экономики. В качестве одного из таких вариан­тов Бломе-Дрез предлагает трехступенчатый теоретический подход по внедрению моральных норм в предпринимательскую деятельность: на первом этапе анализируется изменившаяся ситуация деятельности предприятий; на втором — описываются возможные стратегии внедре­ния моральных требований и на третьем — определяется применение этих стратегий в различных сферах деятельности.

В основе выбора предлагаемых стратегий лежат четыре варианта соотношения морали и рентабельности:

1) вариант положительной совместимости (высокое моральное
признание + высокая рентабельность);

2) вариант экономического конфликта (высокое моральное при­
знание + низкая рентабельность);

3) вариант морального конфликта (низкое моральное признание +
высокая рентабельность);

4) вариант отрицательной совместимости (низкое моральное при­
знание + низкая рентабельность.

В соответствии с этими вариантами Бломе-Дрез предлагает следу­ющие стратегии предпринимательской деятельности:

• стратегия конкурентной борьбы (ориентация на прибыль на ос­
нове развития производства, отвечающего более высоким моральным
стандартам);

• стратегия политики порядка (ориентация на нейтральное по от­
ношению к конкуренции установление моральных стандартов для
предприятий одной отрасли);

• стратегия конкурентной борьбы и/или политики порядка;
•стратегия ухода с рынка (использование имеющихся ресурсов

для другого продуктивного и морально одобряемого применения)1..

Рассмотрим проблему выбора стратегии поведения предприятия на примере защиты окружающей среды и внедрения в систему хозяйст­венных целей принципа экологической ответственности (подробнее о принципе экологической ответственности см. гл. 10, § 4). Общая кар­тина соотношения морали и рентабельности в экологическом контек­сте выглядит весьма пестрой. Отдельные предприятия совмещают тре­бования охраны окружающей среды с целью долгосрочного получения прибыли. Стимулами для этого могут служить: а) улучшение имиджа

1 См.: Бломе-Дрез Ф. Предпринимательская этика в рыночной экономике // Поли­тическая и экономическая этика: Учебное пособие. М., 2001. С. 291—30$.



Раздел II. Социально-нормативная конкретизация этики


Глава 5. Экономическая этика





предприятия и продукции; б) потребительский спрос на экологически чистую продукцию; в) мотивация работников, заинтересованных в экологически благоприятных условиях труда и т.д. В этом отношении требование охраны окружающей среды рассматривается в качестве важного фактора конкурентоспособности.

Однако для многих предприятий ориентация на получение прибы­ли связана с моральным конфликтом, т.е. предполагает нарушение экологических норм хозяйствования-» так как расходы на защиту ок­ружающей среды ведут к убыткам в конкурентной борьбе. Нельзя рас­считывать на то, что отдельное предприятие, даже если оно и заинте­ресовано в чистоте окружающей среды, будет вносить добровольный вклад в ее-защиту, пока его конкуренты в погоне за прибылью имеют возможность уклониться от этого. В условиях рыночной экономики речь может идти не об альтруистической мотивации в исполнении мо­ральных обязательств, а о «принуждении к моральным действиям су­ществом дела». В данном случае предприятия находятся в типичной для предпринимательской этики ситуации необходимости морально­го принятия решений («дилемма заключенного»). Здесь может по­мочь только одинаково обязательный для всех конкурентов экологиче­ский стандарт, установленный либо путем законодательного регулирования, либо при помощи добровольного коллективного са­мообязательства предприятий.

Таким образом, типичной в данной ситуации будет стратегия поли­тики порядка, предполагающая установление отраслевых моральных (в данном случае экологических) стандартов.

§ 5. Дилеммы этики бизнеса

В качестве варианта предпринимательской этики, относящейся к на­правлению, обозначенному как этика предпочтений, рассмотрим концепцию этики бизнеса. Мы исходим из той предпосылки, что при всей своей самостоятельности и значимости этика бизнеса остается своеобразным вариантом «индивидуалистического» направления предпринимательской этики, ибо «в большинстве случаев в индиви­дуально-этической перспективе здесь ориентируются на ситуацию принятия решений отдельными предпринимателями/менеджерами, не учитывая структуры дилеммы, которую вызывает конкурентная борьба» [Политическая и экономическая этика, с. 330].

Бизнес-этика как преимущественно американский вариант предпри­нимательской этики занимает в рамках концепций предприниматель-


ской этики одно из центральных мест. Ее появление может быть отне­сено к 1970-м гг. В это время между научным сообществом и деловым миром установилось определенное согласие по поводу необходимости повышения «этического сознания» профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций, а также ответственности кор­пораций перед обществом. К началу 1980-х гг. этика бизнеса стала од­ним из главных предметов изучения для специалистов, и большинство школ бизнеса в США включили ее в свои программы.

В целом бизнес-этику можно определить как научную дисципли­ну, изучающую применение этических принципов к деловым ситуа­циям. Наиболее актуальными в этике бизнеса являются вопросы о взаимоотношении между корпоративной и универсальной этикой, социальной ответственности бизнеса, приложении общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений, повышении этического уровня организации, влиянии религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение.

В этике бизнеса особенно остро проявляются некоторые дилеммы, характеризующие ценностную противоречивость взаимодействия традиционной морали и современной экономики. К числу наиболее значимых можно отнести дилеммы «служебного информирования», дилемму «выгодных связей» и «дилемму сексуальных домогательств».

•Дилемма «служебного информирования». Критерием этической оп­равданности информирования вышестоящих органов о нарушениях в организации служит мотив совершения поступка. Если обращение используется не для решения собственных карьерных проблем или мести какому-либо конкретному лицу, а ради интересов дела и если данный поступок не преследует личную выгоду, а продиктован забо­той о благе других людей, то такое поведение можно признать оправ­данным с этической точки зрения.

Прежде чем перейти к анализу реальных ситуаций, необходимо уточнить, что некоторые люди психологически склонны играть роль «борцов за правду», хотя в действительности преследуют совершенно другие цели. Поэтому важно не поддаться на описание и интерпрета­цию ситуации участвующими в ней и заинтересованными сторонами, а беспристрастно, на основе фактов проанализировать происшедшее и принять надлежащие меры.

Что можно сказать о конкретных мотивах лиц, идущих на служебное информирование? Желание сделать деловое сообщение, а не аноним­ный донос основано обычно на твердой вере в личную ответственность, подкрепленной чувством профессиональной чести, религиозными со­ображениями и лояльностью по отношению к обществу.



Раздел II. Социально-нормативная конкретизация этики


•Глава 5. Экономическая этика





Тем не менее служебное информирование не всегда положительно отражается на положении человека в структуре организации. Ему мо­жет грозить перемещение по службе, понижение в должности, травля со стороны коллег, и, наконец, увольнение. Тот, кто, несмотря ни на что, все-таки отваживается на этот шаг, должен принять во внимание ряд правил, обобщающих опыт возможных последствий служебного информирования:

• необходимо иметь факты и возможность доказать их;

• действовать следует не на основе эмоционального импульса, оп­
рометчиво или в спешке, а после тщательного обдумывания и с осто­
рожностью;

• перед тем, как сообщить информацию контролирующему лицу
или вышестоящему начальству, разберитесь в каналах передачи ин­
формации. При этом не следует обольщаться, что кто-то наверху, уз­
нав о должностных злоупотреблениях, сразу же все исправит. Эта
ошибка может оказаться роковой;

• ожидать следует худшего: по крайней мере, потери места работы;

• будьте готовы пройти весь путь независимо от того, как далеко он
вас заведет, и вместе с тем не тратьте силы и мужество в заведомо про­
игранной борьбе;

• помните, что вы подвергнетесь критике и унижениям;

• не угрожайте совершить действие, если вы не сможете выпол­
нить его на самом деле. Пообещайте своим антагонистам, что вы со­
вершите действие, опишите его (например, передача сведений в сред­
ства массовой информации). Они займутся проблемой только в том
случае, если будут знать, что вы выполните свое обещание;

• посоветуйтесь с близкими — попытайтесь добиться их поддерж­
ки и согласия, так как вам понадобится их помощь. Будьте готовы к
тому, что испытания, которые выпадут на вашу долю, или укрепят ваш
брак, или разрушат его;

• не рассчитывайте, что ваша жизнь останется такой же, как преж­
де. Вы утвердитесь в самоуважении, совершив благородный поступок,
но вы также понесете ущерб, например в доходах, здоровье, в челове­
ческих отношениях;

• помните, что на свете нет ничего сильнее, чем ваша вера в себя и
в Бога1.

1 См.: Glazer M.P., Glazer P.M. The Costs Are High, the Results Uncertain. So Why Do Some People Risk All to Reveal Fraud and Waste in Their Organizations? // Psycho­logy Today Magazine, 1986; Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. М., 2000. С. 133-135.


Дилемма «выгодных связей». Решение деловых и личных проблем, идущее вразрез с существующими экономическими, юридическими и моральными нормами, за счет использования положения отдель­ных людей, имеющих привилегированный доступ к товарам или услугам, — явление весьма распространенное в мире бизнеса. Ис­пользование выгодных связей может носить как личный, так и кор­поративный характер. В том случае, если некое лицо, наделенное определенными полномочиями (т.е. «используя служебное положе­ние»), намерено оказать нам личную услугу, необходимо задать себе следующие вопросы:

1) имеет ли данное лицо законные права на продукты или услуги,
которые он вам предоставляет, или он фактически крадет их? Что поз­
воляет ему вести себя так в данном случае? Кому на самом деле при­
надлежат эти продукты или услуги?

2) имеют ли другие люди, кроме вас, подобную возможность?
Справедливо ли распространяется услуга или возможность и все ли в
организации имеют равный доступ к ней?

3) считать ли оказанную услугу не подлежащей разглашению? Мож­
но ли сообщить о ней другим, не попав в неловкое положение или без
негативных последствий?1

Ситуация с незаконным или безнравственным получением неко­торых товаров или услуг усложняется, если речь идет не о личных ин­тересах, а об интересах организации. Допустимо ли идти на наруше­ние правил, чтобы совершить выгодную и полезную сделку, например зарегистрировать организацию, открыть новое дело, получить то, что вам положено по закону? Моральным оправданием в данном случае нередко служит то, что за всем этим стоят интересы других людей: ра­ботников предприятия, ваших будущих клиентов, потребителей ва­шего будущего продукта или услуги и т.д.

Одно из наиболее известных проявлений «этики выгодных свя­зей» — взятка. С моральной точки зрения особенно важно провести черту между скрытой формой взятки и подарком. Является ли, напри­мер, скрытой формой взятки приглашение на банкет, путевка в сана­торий, оплата совместной туристической поездки или, наконец, не­большой подарок от фирмы, которая хотела бы заключить с вами выгодный контракт?

Этические рекомендации по этому вопросу должны прежде всего учитывать нравственные и культурные традиции той или иной стра­ны. Существует, как минимум, три рода культурных традиций, лежа-

1 См.: Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Указ. соч. С. 138.



Раздел П. Социально-нормативная конкретизация этики


Глава 5. Экономическая этика





щих в основе современных деловых операций: 1) «замкнутый круг» (круговая порука), 2) система взаимных услуг и 3) обмен подарками.

В странах с недостаточно развитой экономикой и низкой культу­рой деловых отношений большинство людей считают, что принад­лежность к определенному «замкнутому кругу», состоящему из родст­венников, друзей и ближайших коллег, подразумевает взаимную защиту и обеспечение взаимного процветания. Любой человек вне этого круга — «чужак», чьи намерения необходимо ставить под сомне­ние. Именно поэтому бизнесмены (как и правительственные чинов­ники) предпочитают иметь дело со знакомыми людьми, которым они доверяют.

В системе взаимных услуг подарок или услуга обязывают получате­ля возвратить их когда-нибудь в будущем, но с «процентами». А когда услуга возвращена, то даритель обязан отплатить за нее еще большей услугой. Тем самым система взаимных обязательств и обмена услуга­ми обеспечивает доступ в замкнутый круг доверенных Лиц, становясь основой для ведения деловых операций.

Культурная традиция, тесно связанная с системой взаимных услуг, предполагает прежде всего подношение подарков. Сделать подарок или получить его в сфере деловых отношений означает нечто большее, чем дружеское расположение. Это знак корпоративной идентичности, который делает бизнесмена «своим» и открывает ему перспективу вы­годных сделок. Включившись в традиционный обмен подарками и ус­лугами и войдя в «замкнутый круг», бизнесмен может завоевать дове­рие, облегчить себе доступ на местный рынок товаров и технологий и свести к минимуму риск в чужой среде.

Трудности, связанные с участием в традиционном обмене подарка­ми, заключаются в том, чтобы научиться отличать подарки от взяток. Попросив у вас взаймы, занимается ли ваш деловой партнер вымога­тельством или он подталкивает вас к вступлению в систему взаимных услуг? В качестве критерия могут выступать: а) размер суммы (чем мень­ше сумма, тем это менее похоже на взятку); б) предназначение денег (ес­ли деньги предполагается передать третьей стороне, особенно обладаю­щей властью, то это, скорее всего, взятка). В подобных случаях обычно советуют давать деньги не частным лицам, а переводить безвозмездные субсидии для строительства больниц и школ, обеспечивая техническую и экспертную помощь в организации общественных работ.

Наиболее надежным моральным критерием допустимости взаимных услуг служит их открытость, позволяющая наилучшим образом развеять посторонние подозрения относительно мотивов и действий компаний и отдельных лиц и создать доверие между бизнесом и обществом.


•Дилемма «сексуальных домогательств». Женщины, работающие в сфере бизнеса, нередко сталкиваются с проблемой сексуальных домога­тельств. Одна из причин этого заключается в особом интимном и дове­рительном характере деловых операций, а также в практике взаимных услуг, которая в какой-то степени переносится и на половые отношения. При этом нередко сексуальные домогательства преподносятся как осо­бо бережная, заботливая и утонченная форма отношения к женщине, как некая форма оправданного ухаживания, вносящая в традиционные отношения между полами элементы феминистской этики. По опреде­лению американской Комиссии по обеспечению равных возможностей занятости, сексуальные домогательства представляют собой неспровоци­рованные сексуальные притязания, попытки добиться благосклонности и другие словесные и физические действия сексуального характера, обра­щенные на работника, которые оказывают влияние на его (ее) деятель­ность и дальнейшую карьеру. Исследования показывают, что чаще всего сексуальное домогательство направлено от начальника к подчиненному.

В этике бизнеса выделяют две формы сексуальных домогательств: очевидное требование уступить сексуальному давлению, недвусмыс­ленно связываемое с поощрением или наказанием по работе (в зави­симости от ответа жертвы), и менее откровенная форма — создание такой атмосферы, в которой служащие чувствуют себя неуютно из-за скабрезных шуток, похотливых замечаний или неприличных поз.

По данным американских исследователей, четыре из десяти жен­щин сталкиваются на работе с той или иной формой сексуальных до­могательств. Однако только 5% из них предавали это огласке. Более того, пятеро мужчин из десяти признают, что они говорили или дела­ли что-то, что Могло быть воспринято коллегами-женщинами как сексуальное домогательство.

В определении того, содержит ли то или иное действие сексуальное домогательство, присутствует большая доля субъективности. Обычно в судебных процессах подобного рода используется критерий «разумной женщины». Если «разумная женщина» считает ситуацию неприемле­мой, суд признает, что имело место сексуальное домогательство.

Вопросы и задания

1. Как соотносятся экономическая и предпринимательская этика?

2. Охарактеризуйте основные дилеммы и концепции предприниматель­
ской этики.

3. Какие принципы этих концепций нашли отражение в Российском ко­
декса предпринимательской этики?



Раздел II. Социально-нормативная конкретизация этики


Глава 6. Политическая этика





Литература

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв. М., 1990.

Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Избранное. Образ об­щества. М., 1994.

Вогель Д.Д. Этика бизнеса: прошлое и настоящее // Уроки организации бизнеса. СПб., 1994.

ДеДжордж Р.Т. Деловая этика: В 2 т. СПб., 2001.

Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви. М., 1913.

Козловски П. Принципы этической экономии. СПб., 1999.

Политическая и экономическая этика: Учебное пособие. М., 2001.

РихА. Хозяйственная этика. М., 1996.

Сен А. Об этике и экономике. М., 1996.

Теория морали и этика бизнеса: Курс лекций. М., 1995.

Уткин Э.А. Этика бизнеса. М., 1998.

Фритце Д.Д. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива. М., 2002.

Христианские начала экономической этики: Сб. материалов международ­ной интернет-конференции. М., 2000.

ЧъюнингР.К., Эби Д.У., Роэлс Ш.Дж. Бизнес сквозь призму веры. М., 1993.

Этика предпринимательства. М., 1999.

РОССИЙСКИЙ КОДЕКС

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЭТИКИ:

ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ

- История свидетельствует, что деловое сообщество России самоор­ганизовывалось, постепенно вводя формальную и, что особенно важ­но, неформальную регламентацию деловых отношений. В 1912 г. оте­чественными предпринимателями был принят документ «Семь принципов ведения дел в России», который с полным основанием можно считать отправной точкой формирования современного рос­сийского Кодекса предпринимательской этики.

СЕМЬ ПРИНЦИПОВ ВЕДЕНИЯ ДЕЛ В РОССИИ

1. Уважай власть. Власть — необходимое условие для эффективно­
го ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим прояв­
ляй уважение к властителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость — фундамент
предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармонич­
ных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть
безупречным носителем добродетели, честности и правдивости.

3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринима-
тельбтво — основа благополучия государства. Российский предпри­
ниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчиз­
ны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную
собственность.

4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со
стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение.
В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмо­
сферу развития у людей самых разнообразных способностей, побуж­
дает их проявлять себя во всем блеске.


5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен сво­
ему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит». Успех в деле во
многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу.
Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим
средствам.

7. Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель. Пред­
принимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие
цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении
достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель
не может затмить моральные ценности.

Разумеется, за более чем 90 лет деловая среда как в мире, так и в России существенно изменилась. Значительное влияние на отноше­ния в международном деловом сообществе оказывают экологические проблемы, обусловливающие взаимную ответственность всех участ­ников экономического процесса. Все нарастающая криминализация бизнеса усугубляется изощренной техникой «отмывания денег», обо­стрились отношения предпринимателей и бюрократии. Однако ос­новные идеи, сформулированные в «Семи принципах», сохраняют свое значение. Некоторые из них (например, принцип «Люби и ува­жай человека» или формулировка: «Предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны») всегда будут осново­полагающими для предпринимателей.

С исторической точки зрения 10—15 лет — совсем незначительный срок. Российское предпринимательство за это время прошло основ­ные этапы своего становления: от попыток выжить до осознания не­обходимости самоорганизации делового сообщества.

Особенно ярко это проявилось в кодексах поведения различных профессиональных групп. Сейчас/их насчитывается не менее десят­ка. Назовем в качестве примера Кодекс чести банкира (1992), Прави­ла добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциа­ции участников фондового рынка (1994), Кодекс чести членов Российской гильдии риелторов (1994), Кодекс профессиональной этики членов Российского общества оценщиков (1994), Хартию биз­неса России (1995).

Наличие этих документов свидетельствует об острой потребности в выработке общего этического кодекса российского предпринима­тельства наподобие «Семи принципов» 1912 г. Эта потребность была четко сформулирована в обращении президиума Координационного совета «Круглого стола бизнеса России», сопровождавшего проект


 

Приложение

«Хартии бизнеса России»: «...в российской деловой среде уже созрело понимание того факта, что отечественному бизнесу нужны некие эти­ческие рамки, за пределами Которых — беззаконие, попрание прав личности и в конечном счете крах экономики как системы цивилизо­ванного обмена товарами, услугами и информацией».

Объективный процесс саморегламентации делового сообщества, осо­знание потребности в выработке общей этической основы российской деловой культуры отразились в решении Торгово-промышленной пала­ты РФ начать разработку национальной программы «Российская дело­вая культура» и подготовить Кодекс предпринимательской этики для об­суждения и последующего принятия деловым сообществом России.

В первом варианте этот документ выглядит следующим образом.

РОССИЙСКИЙ КОДЕКС

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЭТИКИ1

Двенадцать принципов ведения дел в России

Введение. Общие положения

Предпринимательство, основанное на частной собственности и личном интересе, — неотъемлемая и важнейшая часть современной экономики. Предприниматели — фермент общества. Благодаря их предприимчивости, энергии, творчеству и изобретательности, одержи­мости, увлеченности своим делом растет благосостояние общества. Да­леко не каждый может стать настоящим предпринимателем, поскольку для этого требуется редкое сочетание многих качеств и способностей.

Значение предпринимательства определяет его права и ответст­венность в обществе. Никакое законодательство, никакие контракты не в силах предусмотреть возможные повороты жизни. Очень часто предприниматель должен принимать решение, исходя из того, что подсказывает здравый смысл и совесть. Без опоры на совесть, мораль­ные принципы и ценности он обрекает себя на личный крах, эконо­мику — на гибель, а общество — на разруху.

В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, где все более прозрачными становятся границы между государствами, принципы ведения дел предпринимателями являются мерилом репутации в между­народном деловом сообществе, по ним и «встречают» и «провожают».

Стремясь возродить и приумножить былую славу российского предпринимательства в России и в мире, желая оставить в памяти бу-

1 См.: Торгово-промышленные ведомости. 1999. 15 мая.


Профессионально-нормативная конкретизация этики Н> /

дущих поколений благородный образ российского предприниматель ства эпохи его постсоветского возрождения, российские предприми матели стремятся к утверждению следующих принципов ведения дел, основанных на историческом опыте России и современной практике международного делового сообщества.

I. Принципы личности

1. Честь и достоинство человека, свобода принятия решения —
превыше всего. Право на них дается и обеспечивается выполнением
принятых обязательств перед собой и людьми.

2. Уважение к другим участникам дела — основа отношений с ни­
ми и самоуважения.

3. За все хорошее и плохое нам неизбежно воздается. Не плоди зла,
множь добро.

II. Принципы профессионала

4. Показатель делового успеха — прибыль. Гарантия прибыли —
хорошее качество товара и услуг, владение современной техникой де­
лового общения, репутация надежного, компетентного и порядочно­
го партнера.

5. Лучшая основа делового взаимодействия — взаимное доверие;
самый надежный партнер — тот, который тоже выигрывает от сделки.
Будь таким, каким ты хочешь видеть лучшего своего партнера.

6. Конкуренция двигает дело, ориентация на сотрудничество ук­
репляет его, стремление раздавить конкурента — уничтожает.

III. Принципы гражданина России

7. Не нравятся власть и закон — меняй, пока не заменил — подчи­
няйся и соблюдай.

8. Своевременно делись своими благами с теми, кому повезло' в
жизни меньше, чем тебе. Установи социальную справедливость до то­
го, как тебя принудят это сделать другие.

9. Бери на себя ответственность за судьбу России, ее процветание
и достойное место в мире.

IV. Принципы гражданина Земли

10. Ничего лучшего, чем Земля и ее природа, мы не создадим, а
бездумно уничтожить — можем.

11. Преступность и коррупция процветают во всем мире за счет
страха перед ними, но сами боятся союза нормальных, ответствен­
ных, влиятельных и порядочных людей. Мы — эти люди.


 

Приложение

12. Представители других культур, верований и стран, в том числе предприниматели, не хуже и не лучше нас, они просто другие. Будем учиться у них, не стремясь поучать. Многие проблемы у нас общие.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 368 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.024 с)...