Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Неоэволюционизм



После Второй мировой войны начинается развитие антропологии, эволюция - не миф, она подтверждается исторической реальностью. Изучать эволюцию надо не при помощи спекуляций, а строго научными методами, с учетом критики, с использованием достижений других наук. В результате неоэволюционизм отделяется в ряде существенных моментов.

Сторонники неоэволюционизма отказываются от оптимизма и сдержаны в плане перспектив развития. Теперь неоэволюционизм воздерживается от понятия «прогресс», от понятия «эволюции», теперь прогресс понимается как просто поступательное развитие, которое всегда происходит по разным причинам. Вместо прогресса говорят или о более высокой ступени интеграции или о более дифференцированной и комплексной степени организации обществ, или о более развитых возможностях адаптации. Во-вторых - центр научных интересов смещается от эволюции человека в целом до процесса в отдельных, культурах, обществах и цивилизациях. В-третьих, детерминизм отменяется, теперь тезис о возможном влиянии ранних фаз на более поздние. В-четвертых, не исключая до конца предопределенность и фатализм, представители неоэволюционизма гораздо решительнее подчеркивают роль людей и их действий. В-пятых, в рамках неоэволюционизма происходит отход от финализма в пользу идеи альтернативных сценариев. В-шестых, для классического эволюционизма характерно следование законам - а теперь, ограниченная закономерность.

Неоэволюционисты всё больше внимания уделяют воле случая. Получает развитие теория общего и частного развития. Эта теория противопоставляет эволюцию и историю. Эволюция - универсальный процесс, история - ограниченные события, история локальна.

Теория микро и макропроцессов. Это теория проводит различия между процессами, которые повторяются на одном и том же уровне(микропроцессы) и теми, которые сопровождаются поступательные движения от низшего к высшему(макропроцессы).

Теория культурной доминанты - согласно ей в историческом процессе идет замена менее совершенных форм культуры более развитыми. В результате для ряда народов появляется возможность миновать определённые эпохи развития.

Теория потенциала развития. Согласно ей возможности развития культуры зависит от степени её специализации: чем меньше специализация, тем выше возможность прогресса.

Представители: наука начинается в рамках антропологии. Один из создателей - Лесли Алан Уайт (1900-1975гг). Он сторонник технологического детерминизма - последователь Моргана. Он в меньшей степени отошел от классики. Его концепция трактуется как энергетическая концепция. Один из первых он предложил термин культурология. Его концепция нашла отражение в трудах «Наука культуры» (1949 год) и «Эволюция культуры» (1959 год). Он интерпретирует культуру как инструмент приспособления к природе. Все компоненты культуры взаимосвязаны, но главную роль играют технические системы. Все остальное - вторично и производно: политическая организация, система норм и т.д.

Согласно его концепции культура расширяется в зависимости от источников и количества энергии на потребителя в год. Также развитие культуры зависит от эффективности использования энергии.

Уровень культуры = объем энергии* мощность технологических средств.

Стадии зависят от утилизации энергии:

1. Физическая энергия собственного тела - мускулатура.

2. Люди запрягают животное

3. Энергия земли – земледелие

4. Энергия пара

5. Углеводород

6. Атомная.

Джулиан Стюард - шаг в сторону от классического эволюционизма (1902-1972гг). Теория культурных изменений (методология многолинейной эволюции). Отказ от концепции эволюции. Закономерности изменений надо изучать на материале отдельных и конкретных культур. Частные культуры отличаются друг от друга. Он рассматривает культуры, как замкнутые множества, которые занимают разные экологические ниши и приобретают свою определённую форму и приспосабливаются. В рамках концепции многолинейной эволюции, центр смещается на различия и сходства, а также на разнообразие. Культуры отличаются между собой внутренне, они по-разному эволюционируют. Нужно изучать поля каждой культуры. Первое измерение – эволюция культур, второе компоненты культур, выявление параллелей.

Концепция типа культур: культуры разнообразны, но те, что развиваются в одинаковых нишах - похожи. Тип культуры - новое понятие. Есть главные и периферийные элементы культуры, а тип – это совокупность главных элементов культуры - основа культуры. Она инвариантна. Кроме главных черт есть периферийные. Эти периферийные черты обусловлены культурно-истерическими факторами, новациями, заимствованиями. Они создают основу.

Маршал Саленс (р.1930) и Элман Роджер Сервис (1915-1996гг).

Эти авторы разделили эволюцию на два уровня: общую и специфическую эволюцию. Эта концепция разрабатывается в их труде «Эволюция и культура» 1960 год.

Общая эволюция может изучаться на высочайшем уровне абстракции, как единое направление в эволюции человечества, она сопровождается уровнем системной сложности и организации.

Специфическая – касается конкретных путей, по которым идут отдельные типы они адаптируются к окружающей среде. Эти эволюции могут вступать в противоречие. Общая эволюция предполагает усиление независимости и господство над средой. Задача специфической революции - конкретное окружение своей ниши. Конкретная культура может приспособиться и утратить способность к инновации.

Элман Роджер Сервис выделяет стадии эволюции в рамках обществ:

- эгалитарное примитивное общество: руководство аморфно. Используют дары природы и объединяются браками.

- Племена: общины и кланы: иерархии нет, лидерство - личного характера и непостоянное.

- Вождество или chiefdom: центры, координирующие деятельность общины, распределение продуктов. Насилие.

- Государства - центральная власть.

Роберт Леонард Карнейро (р.1926). Проблема общей и специфической эволюций – на самом деле отличия отсутствуют. Это только кажется - есть разные пути, которые ведут к определенному уровню. При этом эволюция однолинейна. Он преемник Спенсера. Эволюция – переход от относительно неопределенной однородности к определенной однородности, посредством социальной дифференциации.

Герхард Ленски (р.1924). Для него характерен детерминизм Моргана и Уайта. По его мнению, человеческая история - не хитросплетение событий, лишённых смысловых связей, а наоборот – долгосрочные тенденции. Наиболее значимы изменения в сфере технологий. В истории возможны застои и регрессия. Но при этом основу социокультурной эволюции составляют технологическое развитие и его последствия.

Технологическое развитие - изменения диапазона информации, пригодной для управления окружающим миром. Изменение технологий вызывает прочие изменения. Он выделяет четыре стадии эволюции:

1. Стадия охоты и собирательства - до 7 тысячелетия лет до н.э.

2. Выведение с/х культур и огородничество – хортикультура: 7-3 тыс. до н.э. 3. Агрикультурная – развитие с/х: 3 тыс. до н.э. – 1800 год н.э. (Чем вторая стадия отличается от третьей: в зависимости от природных условий, могут быть альтернативные линии от основного направления. Это пошло от Тайлера – на второй стадии – палка/мотыга, на третьей - плуг с животным. Морган и Ханн поддерживают эту точку зрения)

4. Промышленные общества.


01.10.13 лекция №5: методология изучения протоиндустриализации.

Литература:

Металлургические заводы и крестьянство: проблемы социальной организации промышлености в России и Швеции в раннеиндустриальный период. Екатеринбург, 1992.

Железопроизводящие общества. Раннее индустриальное развитие Швеции и России 1600-1900 / под ред. М. Огрен. Оксфорд, 1998.

Голикова С. В., Миненко Н. А., Побережников И. В. Горнозаводские центры и аграрная среда в России. Взаимодействия и противоречия. (18 - первая половина 19вв). М., 2000.

Ревякин А. В. К дискуссии о протоиндустриалиции / экономическая история: проблемы, исследования, дискуссии. М., 1993.

Курлаев Е.А., Корепанов Н. С., Побережников И. В. Технико- технологические инновации в горном производстве Урала 17-18 вв. Екатеринбург, 2011.

Протоиндустриализация (греч, прото(первый)) - предшествующий этап индустриализации.

Периодизация изучения протоиндустриализации:

1. Перспектива появляется к развитию изучения этого процесса появляется в 1970-е и связывается с именем Франклина Мендельса,

2. Во второй половине 1970-х - немецкие ученые,

3. В начале 1980-х - британские историки,

4. В 1990-е - шведы.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 939 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...