Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Социологи считают его последовательным редукционистом. Социальные факты необходимо объяснять социальными изменениями. Его подход нашел отражение в книге «О разделении общественного труда». По его мнению основная линия эволюции связана с углублением разделения труда, усилением дифференциации, разделения труда по роду занятий. Это все обусловлено ростом населения рост населения приводит к увеличению физической и материальной плотности: число индивидов на единицу площади.
Рост численности населения способствует усмирению плотности моральной: интенсивность контактов между людьми, сложность социальных связей, качество социальных взаимодействий. Главным критерием общественного прогресса является разделение труда, специализация и координация различных действий. Используя идею Спенсера Дюркгейм приходит к дихотомической схеме, где есть стартовое и конечное развитие общества. Старт - механическая солидарность - неразвитость и сходство индивидов и их функций, конечное - органическая солидарность - в основе органической солидарности – взаимозависимость, кооперация и взаимодополняемость большого числа ролей и занятий. Свою типологию Дюркгейм рассматривал в хронологической последовательности: от механической солидарности к органической солидарности.
Параметры | Механическая солидарность основана на сходствах, характерна для неразвитых обществ | Органическая солидарность основана на разделении труда, характерна для развитых обществ |
Морфологическая (структурная) основа Строение и форма частей общества. | Сегментарный тип, основанный на плановой, а затем на (?) основе. | Организованный тип, связанный с ростом рынка и городов. |
Слабая взаимозависимость, слабые социальные связи. | Большая взаимозависимость, большие социальные связи | |
Малый объем населения | Большой объем населения | |
Низкая физическая и моральная плотность | Высокая физическая и моральная плотность | |
Типы норм, которые воплощены в праве | Доминируют правила с репрессивными санкциями | Доминируют правила с реститутивными (восстановительными) санкциями |
Преобладание уголовного права | Преобладание кооперативного права, коммерческого, гражданского, институционного, конституционного | |
Коллективное сознание | Совокупность верований и чувств, общих в среднем членам одного и того же общества | |
1.Формальные признаки коллективного сознания | Большой объем коллективного сознания, высокая интенсивность, высокая определенность, коллективизм, Власть группы абсолютна | Малый объем, низкая интенсивность, низкая определенность, индивидуализм, большой простор для инициативы и рефлексии |
2. Содержание сознания | Религиозность, трансцендентность, беспрекословность, коллективное важнее индивидуального, приписывание высшей ценности обществу и интересы общества как целого. Конкретность и детальность сознания | Светскость, ориентированность на человека, открытость обсуждения, приписывание высшей ценности индивиду, его достоинству, равенству возможностей, труда, этике. Абстрактность и общий характер сознания |
В архаических сегментарных обществах – механическая солидарность, а в развитых - социальная солидарность, основанная на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене. При эволюции от механической к органической солидарности коллективное сознание не исчезает, но становится более общим, аморфным, абстрактным, менее определенным, действует в более ограниченной сфере. Именно разделение труда – фактор, который обусловливает переход от общества первого типа к обществу второго.
Фердинанд Тённис. (1855-1936гг).
Концепция эволюции без эволюции. В 1887 году выходит его трактат «Община и общество» («Gemeinshaft und Gesellshaft»). В этой работе выделяет 2 состояния: личные социальные связи – первичные связи, по мере трансформации они превращаются в безличные, опосредованные, вторичные, обусловленные. Для того и другого – разные формы доминирующих понятий, в «общине» доминирует понятие крови, духа, родства, соседства, достоинства, служения. В «обществе» доминирующими становятся другие понятия: товарная стоимость, деньги, рынок, капитал, рабочая сила. Он исключение в рядах эволюционистов.
Параметры | Община | Общество |
Социальные отношения | Родство | Экономический обмен |
Типичный институт | Семья | Государство |
Тип законодательства | Семейное обычное право | Право контракта |
Поселенческие типы | Деревня | Город |
Доминирующие формы социального контроля | Обычаи, нравы, религия | Закон, общественное мнение |
Для Тённиса характерна ностальгия по утерянному обществу. С его точки зрения эволюция приводит не к улучшению человеческого бытия.
Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 384 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!