Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этапы развития постклассической философии



К первому этапу относится критика философской классики в творчестве А. Шопенгауэра, Кьеркегора, позднее Ницше. Идеи этих мыслителей заложили основания постклассического философствования.

К первому этапу, этапу распада гегелевской философии относится марксизм, которые претендовал на преодоление гегелевской философии на принципах постклассического мышления.

Марксизм – это основанная К. Марксом и Ф. Энгельсом система философских взглядов, включающая диалектику, материалистическое понимание истории, обоснование экономических законов развития капиталистического общества.

Неомарксизм возник в 30-80 гг. 20 века. Распадается на два противостоящих друг другу направления:

1. Диалектико-гуманистическое. Основоположники – Лукач, Корш, Грамш, позже – Хабермас, Маркузе, Фром, Мерло-Понти. Они стремились поставить в центр марксистской философии человека как субъекта исторического действия, опирались на ранние работы Маркса.

2. Сциентическое. Представители – Альтюссер, Вольпе, Коэн, Ремер. Они считали, что марксизм недостаточно научен, ставили задачу придать историческому материализму строго научную форму, при этом использовали функциональный анализ, теорию игр.

К неомарксизму относятся:

ü группы марксистски ориентированных теоретиков национально-освободительного движения;

ü Исследователи проблем «третьего мира»;

ü Исследователи проблем глобализации

ü Самин, Франк, Валлерстайн

К первому этапу в развитии постклассической философии следует отнести и русскую философию (конец 19 – начало 20 вв.). Великий представитель этого направления Н. Бердяев является основателем экзистенциализма.

Второй этап характеризуется поиском новых форм филоисовствования. Это свойственно таким философским направлениям, как философия жизни (Дильтей, Берксон, Шпенглер) и позитивизм (Конт, Спенсер, Миль).

Относится и неотомизм. Основатель Маритен, Жильсон. Сюда же входит психоанализ (Фрейд, Юнг и др) и прагматизм (Пирс, Джемс).

Третий этап оформился к середине 20 века. Основные направления:

§ экзистенциально-феноменологическая философия. Основная цель – разработать философию человека, которая бы учитывала специфику человеческого бытия и рассматривала человека как единичного, конкретного. Среди представителей такие экзистенциалисты, как Паскаль, Достоевский, Кьеркегор, Ницше, Гуссерль.

Экзистенциализм возникает накануне Первой Мировой войны в России – Шестон, Бердяев. После Первой Мировой войны – в Германии – Хайдеггер, Ясперс, Бубер.

В период Второй Мировой войны распространяется во Франции (Марсель, Сартр, Мерло-Понти, Камю, Симона-де-Бовуар).

В середине 20 века и в других странах, в том числе в США.

В Испании экзистенциализму близок Хосе Ортега-и-Гассет.

Экзистенциализм – это философское течение, рассматривающее человеческое существование как нечто уникальное, единичное. Подлинное существование постигается в пограничных ситуациях.

Пограничные ситуации – это наиболее опасные моменты человеческого существования, когда возникают состояния страха, заботы, вины, выбора, ожидания смерти. В такие моменты раскрывается человеку подлинный смысл его бытия.

§ аналитическая философия. Развивали Рассел, Витгенштейн. Они решали проблему установления границ познания, видят в философии не теорию, а иетод философского анализа, пытаются переориентировать философию на исследование языка науки. Представители аналитической стратегии предложили создать универсальный язык науки, то есть устранить разрыв между словами и опытом, избавиться от двусмысленности обыденного языка. Основная цель аналитической философии – устранение псевдопроблем и выработка логически безупречных структур языка. Основные принципы выражены в работах Фреге, Рассела, Мура, Витгенштейна.

Позитивизм – философское направление. Основал Конт в 30-е годы 19 века.

Главная идея позитивизма – научное знание – это совокупный результат специальных естественных наук. Основные методы познания – наблюдение, эксперимент.

Основные формы позитивизма:

1. Классический позитивизм (Конт, Миль, Спенсер)

2. Эмпириокритицизм (махизм) – Мах, Авинариус

3. Неопозитивизм (Шлик, ассел, Витгенштейн).

Эмпириокритицизм (махизм) – это субъективно-идеалистическое течение конца 19 – начала 20 века. Мир – совокупность ощущений, восприятий. Познание – средство биологического приспособления к окружающей среде. Задача науки – описание фактов на основе простоты и целесообразности.

Неопозитивизм – направление философии 20 века. Противопоставляет науку философии, устраняет философию из науки. Задача науки – разработка метода логического или лингвистического анализа знания. Развивает идеи современной логики.

Герменевтика – течение в современной философии. Основы заложил Шлейермахер. Идеи развивали Аильтей, Рикер, Гадамер.

Возникла в Древней Греции как искусство понимания жрецов. Сократ в диалоге «Ион» говорил: «Поэты – толкователи воли богов, одержимые каждый тем богом, который им владеет».

Аристотель рассматривает герменевтику как вид логической грамматики.

Млейермахер утверждал: «Чтобы понять чужой текст, необходимо проникнуть в душевное состояние, психику, язык автора текста».

Неотомизм – влиятельное учение современной философии католицизма. Представители: Жильсон, Маритен.

Основа неотомизма – учение о гармонии веры и разума. Вера и разум – два пути постижения Бога: сверхъестественный – через откровение, слово Божье; естественный – через познание разумом мира, сотворенного Богом.

Признает три формы познания истины: науку, философию, теологию. Наука фиксирует явления, философия – служанка теологии, теология – сверхразумное знание, равное вере.

Постмодернизм – представители Деррида, Делез, Лиотар. В работе «ситуация постмодерна (1979 г.) Лиотар отмечает, что закономерным плодом рационалистического индустриального прогресса стали тоталитаризм, противостояние Севера и Юга, безработица.

Представители постмодернизма скептически относятся к установке на преобразование действительности. По мнению представителей постмодернизма мир не только не поддается человеческим усилиям его переделать, но и не вмещается ни в какие теоретические схемы. Делает акцент на уникальности, неповторимости всякого явления, события, факта. Крайние формы критических возможностей познания проявляются в полном отрицании науки, в поиске ее замены «субъективностью», в распространении мистицизма в научной среде.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 1167 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...