Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
· Классическая философия основывается на принципах рациональной, гармоничной и реалистической интерпретации мира.
· выдвигала требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования
· При этом большинство мыслителей исходило их того, что познание истины доступно каждому человеку.
· Разум рассматривается как познавательная способность, сверхопытной сущностью, то есть не выводимое из опыта и не сводимое к нему; как средство переустройства мира и человека.
· Высшей абсолютной ценностью является разум, решающей силой……
· Считалось, что между знанием и окружающим миром имеется согласованность, так как миру присущ внутренний порядок, дело мыслителя заключается лишь в том, чтобы найти принцип согласования
· Сущность человека определяется границами разума и сводится к познавательной способности человека постигать законы бытия
· Свобода понималась как свобода, не имеющая границ, как абсолютная свобода личности
· Классические философские системы отличались претензией на целостность, завершенность, монологическо-поучительным стилем изложения, стремлением к объяснению закономерностей субъективной и объективной реальности.
· Классический рационализм описывал объективный мир в терминах деятельного мировосприятия, причем деятельность понималась через сознание, то есть происходило отождествление деятельности и сознания
· Характерны строгость, логичность, доказательность, рационально-рассудочной схемой рассуждения, возможностью достижения абсолютного знания.
· Философское знание строится как особая форма объективного знания, а субъект как бы извне исследует и свое состояние и внешнее ему бытие.
· Свойственна естественная упорядоченность мироустройства, которому присущ разумный порядок, гармония, убежденность в универсальности методов познания, всеобщности принципов развития истории, их доступности рациональному постижению
Основные принципы:
ü поиск единых оснований сущего (Милетская школа, Аристотель и тд. д.)
ü сведение всего многообразия духовного мира человека к рациональной способности мышления
ü говорилось о высочайшем развитии человека и человечества
ü субъектно-объектные отношения выступали основой процесса познания
ü постижение истины являлось главной целью гносеологии
Постклассическая философия связана с неприятием фундаментальных принципов классического философствования, попытками их радикального переосмысления.
Формирование постклассической философии было социально подготовлено и вызвано кризисом философии и культуры Западной Европы.
В конце 19 века происходит рассогласование между рационально сконструированными образцами мироустройства и действительным миром, зачастую антиразумным, иррациональным, иным по своей природе.
В постклассической философии пересматривается статус азума познающего субъекта, структура познавательного процесса. Актуальными становятся альтернативные, противоположные рационализму формы осмысления бытия и человека – иррационализм.
Иррационализм (лат. неразумный, бессознательный) – это отрицание возможностей разума в процессе познания. Основой познавания объявляются интуиция, чувства, воля, мистический опыт.
Представители иррационализма:
Ø А. Шопенгауер
Ø Ф. Ницше
Ø С. Кьеркегор
Ø А. Бергсон
В постклассической философии центральной проблемой становится антропологическая. Человек рассматривается не как существо рационально-познающее или социально-активное, а как существо переживающее, сомневающееся, самосозидающее.
Речь идет не о возможности получения универсальных истин, как в классической философии, а о постижении смысла бытия личности, испытывающей массирование, репрессирование, социальное воздействие. Главное, что волнует постклассическую философию – это понимание того, что происходит с человеком, с его сознанием в условиях массированной манипуляции им. Постклассическая философия задается вопросом, что предпринять, чтобы остаться человеком в таком социальном окружении.
Постклассическая философия переходит от поиска всеобщих принципов, универсалий к самоценности индивидуального единичного.
Происходит переосмысление рационализма. Рамки рациональности расширяются. Научная рациональность рассматривается как одна из разновидностей множества типов рациональностей …..
Рационализм (лат. разум) – это направление в гносеологии, признающее разум сновой познания и поведения людей.
Возник в период античности – Сократ, Платон, Аристотель. Ярко проявил себя в 17-18 вв. – Декарт, Спиноза, Лейбниц.
Рационализм противопоставлял себя иррационализму, сенсуализму, эмпиризму. Обращение к разуму, как единственному источнику научного знания привело рационализм к идеалистическому заключению о существовании врожденных идей (Р. Декарт), к отрыву мышления от реального объекта. Происходит изменение классических идеалов строгости по отношению к философскому языку. Язык становится более гибким, художественным, реалистичным, то есть допускающим различные интерпретации и соответствующую глубину понимания.
В рамках постклассической философии осуществляется смена парадигм: происходит переход от философии сознания к философии языка. На смену анализа S От представлений приходит исследование отношений между языком и миром– лингвистическая философия, структурализм, постструктурализм.
Парадигма (греч. пример, образец) – это совокупность установок, принимаемых научным сообществом в течение определенного времени в качестве модели (образца) решения конкретных задач.
Постклассическая философия представляет собой большое разнообразие различных течений, школ, проблем и методов, нередко противостоящих друг другу.
Основные программы постклассической философии:
Ø Иррационалистическая традиция (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше)
Ø Социалльно-критическая программа. Направлена не только на объяснение но и на изменение социума – марксизм, неомарксизм, постмарксизм.
Ø Критическо- аналитическая программа направлена на переосмысление научно рационалистических приоритетов и ценностей – неопозитивизм, постпозитивизм, структурализм.
Ø Экзистенцально- психологическая программа направлена на переосмысление философского самосозидания – экзистенциализм, герменевтика, феноменология, психоанализ.
Основные проблемы постклассической философии:
§ анализ бытия человека;
§ анализ языка;
§ разработка категориального аппарата.
Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 2210 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!