Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предмет «Религиоведение», его основные разделы, цели и задачи. 2 страница



В последующем К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820— 1895) базировали характеристику религии на диалектно-материалистическом понимании природы, общества, человека. Они полагали, что у религии нет «собственной» (вне всеобщей) истории, «особой не от мира сего» сущности и «особого» содержания. Религия развивается в контексте истории общества; в зависимости от движения материального производства, системы общественных отношений происходит и эволюция религии: «религия как таковая не имеет ни сущности, ни царства. Под углом зрения проблемы «базис — надстройка» К. Маркс различает четыре относительно самостоятельные части системы общества: производительные силы, производственные отношения (экономическая структура, базис), общественные институты, учреждения (юридическая, политическая надстройка), формы общественного сознания (юридические, политические, религиозные, художественные). Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы.

С другой стороны, К. Маркс объясняет религию под углом зрения концепции идеального, которая разрабатывалась в контексте анализа товара, стоимости, цены, капитала и т.д. Идеальное явля* ется продуктом и формой духовного процесса, представляет собой не индивидуально-психологическое образование, а имеет общественно-историческое содержание. Воспроизводя материальные отношения, идеальное в то же время вплетено в ткань любой человеческой деятельности и общения. Оно «живет» в исторически сложившихся формах духовной культуры, благодаря множеству «чувственно-сверхчувственных» предметов, «вещей», в теле которых представлено нечто другое, нежели они сами. Действительный мир выражен в исторически сложившемся и исторически меняющемся общественном (коллективном) сознании людей. В нем закреплены «общественно значимые, следовательно, объективные мыслительные формы», значения, появившиеся в результате общественного развития, символы, в которых «функциональное бытие» вещи (репрезентация чего-то другого, отличного от нее) поглощает ее «материальное бытие»2. По мнению К. Маркса, «…религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял. Но человек —не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек — это мир человека, государство, общество. Это государство, это общество порождают религию, превратное мировоззрение, ибо сами они —превратный мир. Религия есть общая теория этого мира, его энциклопедический компендиум, его логика в’ популярной форме, его спиритуалистический point d’honneur*, его энтузиазм, его моральная санкция, его торжественное восполнение, его всеобщее основание для утешения и оправдания»24.

Вопрос чести. Постепенно вся совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на одного всемогущего Бога, который является лишь отражением абстрактного человека. Возникает монотеизм — ко всему приспосабливающаяся форма религии.

Ф. Энгельс не принимает однолинейный экономический детерминизм. По его мнению, как только историческое явление вызвано к жизни, оно тоже воздействует на другие общественные явления. Хотя политическое, правовое, философское, религиозное, художественное развитие основано на экономическом, все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис.

Объектом социологии М. Вебер считает не любой вид внутреннего состояния или внешнего отношения индивидов, а социальное действие. Она призвана дать истолковывающее понимание и посредством этого каузальное объяснение такого действия. Действие индивида становится социальным, если имеет смысл, субъективно осмысленно соотносится с действиями других людей, ориентировано на ожидание определенного поведения других и в соответствии с этим сопровождается субъективной оценкой шанса на успех собственных действий.По мнению М. Вебера, предпосылку религии образует проблема смысла, которая возникает из переживания «иррациональности мира» и человеческой жизни. Религиозная интерпретация мира является средством овладения миром, освоения многочисленных смыслов окружающей действительности. Вероучение обеспечивает религиозное смысло-означение повседневной жизни людей. Религия задает иерархически построенную систему норм, в соответствии с которой одни действия разрешены, другие запрещены, и тем самым определяет моральные позиции по отношению к миру. Религиозность является побудительной силой, мотивом определенного рода социального действия, направленного на овладение миром. Религия воспитывает у своих последователей способность рационализации окружающей действительности.

Французский социолог и философ Э. Дюркгейм (1858 — 1917) стоял на позициях позитивизма, в качестве фактической базы использовал данные этнографии. Он руководствовался принципом социологизма, согласно которому общество представляет собой особую реальность, включающую «социальные факты», ■■ не сводимые к экономическим, психическим, физическим и другим фактам. «Социальные факты» объективны, существуют независимо от индивида и имеют принудительную силу по отношению к нему. Среди фактов выделяются морфологические, образующие «материальный субстрат» общества — плотность населения (частота контактов и интенсивность общения людей), пути сообщения, поселения и т.д., а также духовные, нематериальные факты — «коллективные представления», которые в совокупности составляют коллективное или общее сознание. Э. Дюркгейм отвергает сведение социального к биологическому и психологическому:Религия представляет собой «социальный факт», и нужно выяснить, из каких элементов она состоит, какие причины ее производят, какие функции она выполняет. На основе анализа австралийской тотемной системы Э. Дюркгейм сделал вывод о тождестве религиозного и социального. Он считал коллективные представления и чувства, возникающие в процессе общения, религиозными представлениями и чувствами.

4. Сущностные характеристики религии. Исторически существовали и существуют конкретные религии, "религии вообще" не было и нет. Но для объяснения различныхрелигиозных явлений в науке разрабатывалось соответствующее понятие. По отношению к религии формально-логическая дефинициячерез указание рода и видового отличия неплодотворна. Выберем путь,на котором достигается единство, обеспечивается синтез характеристикее сущности в разных аспектах. В самой общей форме можно сказать:религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, способ практически-духовного освоения мира и область духовногопроизводства. В качестве таковой она представляет собой: 1) проявление сущности общества; 2) необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности; 3) способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения; 4) отражение действительности; 5) общественную подсистему; 6) феномен культуры. Раскроем эти характеристики (о религии как феноменекультуры см. гл. IV). Выражение В религии обнаруживается сущность опреде глубинных связей ленного типа общественных систем, она выобщества от внутренние, глубинные, скрытые от непосредственного наблюдения уровни обще ственной реальности, следовательно, в религии есть нечто адекватноесущности общества. Но, просвечиваясь в религии как явлении, внутренние связи общества все же могут представать в ней в превращенномвиде, а значит, маскируются. Превращенность не есть результат чьего-либо произвола, злого умысла, сознательного обмана или заведомойинтеллектуальной примитивности: это момент развертывания и обнаружения движения общества. Стало быть, религия многое "рассказывает" "о нем, важно только правильно расшифровать закодированну в ней информацию. Для этого недостаточно свести религиозный мирк каким-то действительным отношениям - ведь полная редукция недостижима. Важно из данных отношений реальной жизни вывести соответствующие им религиозные формы.

Религия - не случайное образование, навязанное людям философами, жрецами, обманщиками, тиранами, как полагалимногие мыслители прошлого (это мнение иногда высказывается и теперь). Она является необходимым продуктом общества на определенных этапах развития. Не подтверждается фактами и тезис о ней как о самодовлеющем начале - метаобщественном,надмирном и сверхисторическом. Она необходимо возникает и существует в обществе, включена в контекст всемирной истории и подвержена изменениям в соответствии с общественными переменами.В мировом религиоведении наиболее широко представлена точказрения, согласно которой появление и существование религии связы вается прежде всего с отношениями несвободы, зависимости,ограниченности, господства - подчинения, иначе говоря, с той областью человеческого существования, которая недоступна управлению, распоряжению, целенаправленному регулированию. Высказывается идругая позиция: религия коренится в свободе человека, в его стремлении к высшему, к Абсолюту. Первая точка зрения представляется более предпочтительной. Заметим при этом, что имеются в виду отношения несвободы, зависимости, обусловившие генезис религии, а также те, которые в дальнейшей истории детерминируют ее существование и развитие.

Способ существования Отчуждение - это превращение человеческойи преодоления деятельности и ее продуктов, отношений и человеческого институтов в силы, господствующие надсамоотчуждения людьми. Главными моментами действительного отчуждения являются: а) отчуждение продукта труда отпроизводителя; б) отчуждение труда; в) отчуждение государства, представляющего общий интерес, от отдельных и групповых интересов, бю рократизация; г) отчуждение человека от природы, экокризис; д) опосредование отношений людей отношениями вещей, деперсо нализация связей; е) аномия, отчуждение от ценностей, норм, ролей,социальная дезорганизация, конфликты; ж) отчуждение человека отчеловека, изоляция и атомизация; з) внутреннее самоотчуждениеличности - утрата "Я", апатия, неосмысленность.религии находят выражение указанные моменты отчуждениядействительной жизни. Не она "ответственна" за развертывание отношений отчуждения в различных областях общественной жизни, а, наоборот, эти отношения обусловливают различные виды духовногоосвоения мира в отчужденных формах, в том числе и религию. Саморазорванность, самопротиворечивость мира соответствующим обра зом представлены в религии. Но освоение мира в религии не сводится только к воспроизведению отношений отчуждения. Воспроизводя их, она в тоже время выступает в качестве способа их преодоления. Потребность в освобождении отвласти чуждых сил ищет удовлетворения в идеях и ритуалахочищения, покаяния, оправдания, спасения, преодоления отчуждения от Бога, обретения потерянного рая, утешения и пр. Религия смягчаетпоследствия действительного отчуждения посредством перераспределения общественного продукта в пользу наименее защищенных слоевобщества, благотворительности и милосердия, объединения разобщенных индивидов в общине, развития межличностного общения врелигиозной группе и т. д. Отражение является свойством и общества вдействительности целом, и его различных сфер, реализуется какв процессе актуальной общественной деятельности, так и в застывших ее результатах. Религия запечатлевает ивоспроизводит в самой себе свойства природы, общества, человека. Если религия есть отражение, если в ней происходит отражениедействительности, то она содержит соответствующую информацию оботражаемом. Получая информацию извне, она активно ее перерабатывает и пользуется ею для самоорганизации и ориентации в мире. Информационно-сигнальное отражение предполагает использование воздействий в качестве орудия обратного влияния. Прежде всего она отражает те ее стороны, которые обусловливают не свободу и зависимость людей. Но это отражение не исчерпывает всегосодержания отражательного процесса в религии. Она принимает иперерабатывает информацию о разнообразных природных и общественных связях, о человеке, в ней находят отражение как господствующие над людьми внешние силы, так и те отношения, в которых выражаются свобода человека и возможности управления природным и общественными процессами. Она отражает всю действительность че рез призму отражения несвободы и зависимости. Результаты отражения запечатлеваются в сознании, в средствах действия и самихдействиях, нормах и структурных схемах, организационных"матрицах". Религия как подсистема По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема. Каждая сфера духовной жизни представляет собой сложное образование, в котором осуществляется деятельность, имеются элементы, складывается структура. Любая система и ее подсистемы не могут быть сведены к какому-либо одному элементу и не могут рассматриваться вневзаимосвязи этих элементов, а их взаимосвязь осуществляется преждевсего в процессе функционирования. В религии выделяют сознание,деятельность, отношения, институты, организации. В свою очередь,каждая из указанных сторон характеризуется рядом признаков. Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное,меняющееся в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкретно-исторической ситуацией, определенные функции. История показывает, что религия занимала в обществе следующие положения. 1. Религиозное сознание доминирует, пронизывает общественное, групповое и индивидуальное сознание. Религиозные общности совпадают с этническими. Религиозная деятельность составляет непремен ное звено общей социальной деятельности. Религиозные отношения"налагаются" на другие социальные связи. Институты соединяют в себевласть религиозную и светскую. 2. Светское сознание существует наряду с религиозным. Может испытывать влияние религии, но может быть и свободным от него.Религиозная деятельность хотя и вменяется в обязанность, но постепенно выделяется из общей цепи деятельности и привязывается к определенным условиям места и времени. Проявляется тенденция снятияс социальных связей печати религиозных отношений. Религиознаяобщность продолжает претендовать на совпадение с этнической общно стью, однако идет процесс их дифференциации. Нередко провозглашается тождество религиозной и государственной принадлежности. 3. Религиозное сознание занимает второстепенное место в обще ственном сознании. Доминируют системы других идей. Религиознаядеятельность и отношения являются частным видом деятельности иотношений. Религиозные группы отличны от этнических общностейи не совпадают с государственными. Духовная и светская властьпринадлежит разным институтам.В разных типах общества, на разных этапах истории, в разныхстранах и регионах позиции религии, функции и поле их действияменяются. Индивид и личность В ранних формах религии отдельный человекв религии не выделял себя из религиозной группы, выступал как индивид, как единичный пред ставитель рода или племени, которые являлись носителями этнорелигиозных комплексов. Отдельный человек смог стать личностью в религии (как и в других сферах бытия) лишь на определенномэтапе исторического процесса обособления и отличения себя отобщности Без религиозной личности неможет существовать и развитая религиозная система. Религиознаяличность - это человек в совокупности его индивидуальных качеств,в которой определенное место занимают и религиозные свойства, способный стать субъектом религиозной деятельности. Такой личностиприсуще качество "религиозность", которое образуют в сознании соответствующие представления, идеи, вера, потребности, чувства, а вповедении - посещение храма, молитва, участие в богослужении, совершение религиозных обрядов, празднование религиозныхпраздников, пост и т. д. Духовность характеризует личность с точки зрения меры освоения еюдуховной культуры, в том числе и религиозной. Духовность представляет собой постижение и приобщение к ценностям, самосознание исамопознание, возвышение интеллекта и чувствований, поиск смыслаи цели существования, нахождение идеала, слушание и слышание голоса совести, творчество. Эти процессы могут быть связаны срелигиозной верой или же с иными мировоззренческими ориентирами. Религиозная вера, совокупность религиозных представлений, переживаний, надежд, ожиданий, приобщение к религиозной культу-ре, религиозно-психологические процессы, в ходе которых совершаетсякатарсис, образуют религиозную духовность личности, а содержаниеэтой духовности зависит от религиозной принадлежности.

5. Детерминанты религии. При объяснении религии важно ответить на вопрос, под влиянием каких факторов она возникает, существует и воспроизводится. Рассмотрим систему детерминант в разных аспектах, прежде всего выделим виды связей в этой системе. Причинные отношения порождают религию, различные религиозные явления и процессы в качестве следствий, каузальные связи являются главным генетическим фактором. Существенны и исторические связи: религия - не только следствие причин, действовавших в прошлом и действующих в данный момент времени, но и результат развития общества в целом, его различных сфер, результат саморазвития. В числе детерминирующих религию факторов имеютс и структурные связи - строения, внутренней организации общества,его подсистем, сфер, самой религии, "склонные" к устойчивости, постоянству, инвариантности. Большое влияние на религию оказывают функциональные отношения. В обществах определенных типов рад функций выполняет религия, потребность в выполнении этих функций способствует ее воспроизводству. Можно говорить о наличии в комплексе детерминант религии и связей обусловливания, которые сос тавляют среду, обстановку ее порождения, возникновения, существования, функционирования, связей вероятности, случайности. Наряду с различными видами связей можно выделить социумные, социокультурные, антропологические, психологические, гносеологические детерминанты, их обычно метафорически называют "корнями религии". Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религии. Социумные связаны с жизнедеятельностью общества как целого, находятся "на стороне" отношений вне сознания. Определяющими в конечном счете являются материальные отношения--это"перводетерминанты", но их влияние опосредовано. На религию ока зывают "вторичное воздействие" различные области духовной сферы - политика, государство, мораль, искусство, философия, наука. Основу религии составляет совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие людей перед внешним обстоятельствами. На базе социумных действуют социокультурные, антропологические, психологические, гносеологические детерминанты.В области культуры это такие явления, как деформация системы ценностей, наступление бездуховности, сдвиг приоритетов в сторону сциентизма, техницизма, вещизма, коммерциализация, широкое рас пространение шаблонной масскультуры, тупики искусства и падение нравов, гипертрофирование гедонистических склонностей, порнографизшщя, Антропологические корни образуют те стороны жизни че-ловека как индивида и как "совокупного человека", в которых обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования -болезни, эпидемии, алкоголизм, наркомания, генная мутация, уродство, смерть, снижение до критического уровня генофонда этноса, геноцид, угроза перерождения "Homo Sapiens" и исчезновени человечества и пр. Психологические предпосылки религии существуют в индивидуальной и общественной психологии, в тех психологических процессах, в которых переживается ограниченность и зависимостьбытия людей. Наконец, религия имеет и гносеологическую почву в познавательной деятельности человека.

6. Структура и элементы религии: религиозная вера, деятельность, организации, отношения. Структурные элементы религии: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации. Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики (и других специальных знаков). Названные черты свойственны не только религиозному сознанию. Чувственная наглядность, образы фантазии, эмоциональность характерны для искусства, иллюзии возникают в морали, политике, социальных науках, недостоверные понятия и теории создаются в естествознании и т.д. Рассмотрим, как указанные свойства связаны друг с другом в религиозном сознании, какова их субординация в нем. Религиозная вера Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера. Не всякая вера есть вера религиозная. Последняя «живет» благодаря наличию особого феномена в психологии человека. Вера — это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. В ней содержится ожидание осуществления желаемого. Данное психологическое состояние возникает в вероятностной ситуации, когда существует возможность для успешного действия, его благоприятного исхода и знание об этой возможности. Если событие совершилось или стало ясно, что оно невозможно, если поведение реализовано или обнаружено, что оно будет осуществлено, если истинность или ложность идеи доказана, вера угасает. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляет собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов. Поскольку вера появляется в вероятностной ситуации, действие человека в соответствии с ней связано с риском. Несмотря на это, она выступает важным фактом интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей. Религиозная вера — это вера: а) в объективное существование существ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктом процесса гипостазирования; б) в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействуя на них и получения от них помощи; в) в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологического события, в причастность к ним; г) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т.д.; д) в религиозные авторитеты — «отцов», «учителей», «святых», «пророков», «харизматиков», «бодхисаттв», «архатов», церковных иерархов, служителей культа. Содержание веры обусловливает символический аспект религиозного сознания. Символ предполагает совершение сознанием актов объективирования мыслимого содержания, направленности на объективированный предмет (существо, свойство, связь), обозначения этого предмета. Предметы, действия, слова, тексты, наделяются религиозными значениями и смыслами. Совокупность носителей этих значений и смыслов образует религиозно-символическую среду формирования и функционирования соответствующего сознания. С верой связана диалогичность религиозного сознания. Вера в объективное существование существ включает веру в общение с ними, а такое общение предполагает диалог. Диалог реализуется в богослужении, молитве, медитации, с помощью звучащей или внутренней речи. Наглядная образность и эмоциональность Религиозное сознание выступает в чувственных (образы созерцания, представления) и мыслительных (понятие, суждение, умозаключение) формах. Значимость последних существенно возрастает на концептуальном уровне, в целом же преобладают сенсорные образования, особенно большую роль играет представление. Источником образного материала служат природа, общество, человек; соответственно религиозные существа, свойства, связи создаются по подобию явлений природы, общества, человека Наглядный образ непосредственно связан с переживаниями, что обусловливает сильную эмоциональную насыщенность религиозного сознания. Важный компонент этого сознания составляют религиозные чувства. Религиозные чувства — это эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективными существам, свойствам, связям, к сакрализованным вещам, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным явлениям в мире и к миру в целом. С религиозными представлениями могут сплавляться и получать соответствующую направленность, значение и смысл самые разные эмоции человека —страх, любовь, восхищение, благоговение, радость, надежда, ожидание, стенические и астенические, альтруистические и эгоистические, праксические и гностические, нравственные и эстетические; в этом случае переживаются «страх Господень», «любовь в Богу», «чувство греховности, смирения, покорности», «радость богообщения», «умиление иконой Богоматери», «сострадание к ближнему», «благоговение перед красотой и гармонией сотворенной природы», «ожидание чуда», «надежда на потустороннее воздаяние» и т.д. Соединение адекватного и неадекватного В религиозном сознании адекватные отражения соединены с неадекватными. Нет оснований подходить к такому соединению аксиологически, с заведомо позитивной и негативной оценкой. Люди никогда не были свободны от иллюзий, без заблуждений не было исканий истины, они не «вина», а неизбежность (о сознательном обмане с недобрыми намерениями и фальсификацией речь в данном случае не идет!). В определенных исторических ситуациях и точках индивидуального существования люди нуждаются в иллюзиях. Неправомерно утверждать, что религиозное сознание является «абсолютно ложным»: в нем есть адекватное миру содержание. Например, в христианском сопряжении Бога как существа творящего, всемогущего, всеблагого, вездесущего и человека кактварно-го, немощного, греховного, ограниченного воспроизводятся отношения несвободы и зависимостиЯзыковое выражение Религиозное сознание существует, функционирует и воспроизводится посредством религиозной лексики, а также других производных от естественного языка знаковых систем — предметов культа, символических действий и пр. Религиозная лексика — это та часть словарного состава естественного языка, с помощью которой выражаются религиозные значения и смыслы. Имена религиозной лексики можно разделить на две группы: 1) означающие действительные предметы с атрибутизированными свойствами, например «икона», «крест», «храм», «кардинал», «монастырь»; 2) означающие гипостазированные существа, свойства, связи, такие, как «Бог», «ангел», «душа», «чудо», «ад», «рай».Благодаря языку религиозное сознание становится практическим, действенным, становится групповым и общественным и, таким образом, существующим и для индивида. На ранних стадиях язык существовал в устной форме, религиозное сознание выражалось и передавалось с помощью устной речи Уровни сознания Религиозное сознание имеет два уровня — обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, настроений и чувств, влечений, чаяний, направленности воли, привычек и традиций, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. Религиозное сознание на концептуальном уровне — концептуализированное сознание — это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументаций, концепций. В ее состав входят: 1) более или менее упорядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке, целенаправленно разрабатываемое специалистами (вероучение, теология, богословие, символы веры и т.д.); 2) осуществляемая в соответствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация экономики, политики, права, морали, искусства, т.е. религиозно-экономические, религиозно-политические, религиозно-правовые, религиозно-этические, религиозно-эстетические и прочие концепции (теология труда, политическая теология, церковное право, нравственное богословие и т.д.); 3) религиозная философия, находящаяся на стыке богословия и философии (неотомизм, персонализм, христианский экзистенциализм, христианская антропология, метафизика всеединства др.). Интегрирующий компонент — это вероучение, богословие, теология (греч. theos —бог, logos —учение). Богословие (теология) состоит из ряда дисциплин, излагающих и обосновывающих различные аспекты вероучения. Базируется теология на сакральных текстах и в то же время разрабатывает правила их толкования. Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность религиозных индивидов, групп, институтов и организаций. Первая осуществляется во внерелигиозных областях: экономической, производственной, профессионально политической, государственной, художественной, научной. Такая деятельность бывает религиозно окрашена, в качестве одного из ее мотивов может выступать, религиозный мотив. Но по объективному содержанию, предмету и результатам она внерелигаозна. Религиозная деятельность з анимает своеобразное место в системе общественной деятельности. В этой системе выделяют практическую и духовную составляющие. К практической Относят материально-производственную, социально-политическую, воспитательно-педагогическую, медицинскую, управленческо-административную деятельность. К духовной - познавательную, прогностическую, ценностно-ориентировочную. Есть и такие разновидности деятельности, в которых практическое и духовное объединяются в своеобразную целостность. Такова религиозная деятельность. Существует два основных вида религиозной деятельности: внекультовая и культовая. Внекультовая реализуется в духовной и практической сферах. Духовную внекультовую деятельность образуют: разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений и т. д. Практическая внекультовая деятельность включает: производство средств религиозного культа, миссионерство, участие в работе соборов, преподавание богословских дисциплин, управленческую деятельность в религиозных организациях и институтах, пропаганду религиозных взглядов через печать, радио, телевидение и т. д. Как правило, во внекультовую деятельность в большей или меньшей мере проникают и элементы культа.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 1578 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...