Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Дать сравнительный анализ детерминации социальных процессов в концепциях К. Маркса и М. Вебера



Сравнительный анализ детерминации социальных процессов в концепциях К. Маркса и М. Вебера.

1) Представление об обществе как объективной реальности, развивающейся по своим внутренне присущим законам, было присуще как М. Веберу так и К. Марксу.

2)Маркс рассматривал общество как особый социальный организм, как особую социальную форму движения материи, подчиненную своим особым законам функционирования и развития. Основу общества составляет индивид, человек. Социальная сущность человека, по Марксу, заключается в том, что в своей действительности он есть совокупность всех общественных отношений. Но общество — это не механическое скопление взаимодействующих индивидов. Специфика общества как социальной реальности состоит в том, что общество выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Таким образом, в интерпретации Маркса, общество представляет собой систему связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности и, прежде всего, трудовой. Общество, в его понимании — это продукт взаимодействия людей, при этом люди не свободны в выборе той или иной общественной формы.

Одним из первых в истории социологической мысли Маркс разработал представление об обществе как системе. Наиболее развернутый вид оно нашло в его учении об общественно-экономических формациях.

Общественная формация, по Марксу, — это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия.

Для Маркса общественные формации — это не просто социальные системы, а ступени общественного прогресса, ведущие от предыстории к подлинной истории человечества. Таким образом, развитие общества Маркс понимал как последовательную смену общественных формаций.

3) Другой подход к пониманию общества мы находим у М. Вебера. В качестве предпосылки общества у Вебера выступает не социум, а осмысленно действующие индивиды. Общество у него не первее индивида, а наоборот, индивид первое общества. Для него существо общества определяют индивиды, но не их экономическая деятельность, как у Маркса, а их социальные действия.

Социальные действия выражаются в поступках людей, направленных на достижение тех или иных осознанных или неосознанных действий. Вебер дает классификацию социального действия, различая следующие его виды: целерациональное действие (в основе его лежит достижение определенной цели, определенного результата); ценностно-рациональное действие, производимое в соответствии с этическими и эстетическими ценностями; аффективное действие, в основе которого лежат чувства, эмоции; традиционное действие, действие по привычке, по традиции.

Таким образом, в основе общества, по Веберу, лежит социальное действие, подразделяющееся на целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное. Развитие общества идет в направлении увеличения роли целерационального действия.

Понятие типов господства в концепции Вебера заменяет марксовскую концепцию общественных формаций

Дать краткий сравнительный анализ каким-либо двум общественным учениям современности: формально-реляционное(марксизм), цивилизационные(Шпенглер, Сорокин, Тойнби), индустриальная и постиндустриальная концепция

«формационно-реляционное(марксизм), цивилизационные»

Формационный Цивилизационный
Каждый народ имеет свою историю, развитие по пути прогресса. В истории действует общие для всех стран законы История человечества едина, по пути прогресса. Существует множество цивилизий, каждая самоценна и уникальна
Срез истории по-вертикали. Движение от низших ступеней к развитым Срез По-горизонтали. Поиск уник в разных обществах на разных теритториях и в разные эпохи
Соц-эконом. срез истории Культорологический фактор. На первом плане жизнь людей

Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны):

• формационный подход;

• цивилизационный подход;

Формац.Маркс представлял историю как смену обществ-историч формаций, в отлич от Тойнби, к-рый полагал, что история челов-ва склад-ся из смены цив-ций, имеющих свои замкнутые циклы развития. ОэФ – это общество, находящееся на определен ступени истор разв-я. Формац подход наз-ся так же стадиальным и прогрессистским (в основе развития общ-ва- прогресс). Маркс выдвинул идею о 5 послед-но сменяющихся общест-экономических формациях: первобытнообщин, рабовладельч, феодальная, капиталистич, коммунистич (или социалистич). Формация опред-ся способом произ-ва, т.е. тем как использ-ся и контролир-ся экон. ресурсы. Способ произ-ва характер-ся определен уровнем и харак-м развития производит сил и соотвествующ-ми этому уровню производственными отнош-ми. Совокупность производт отнош-й образ-т базис, над кот. надстраив-ся политич, правов и иные отнош-я и учрежд-я. Переход от одной оэф к др осуществ-ся путем соц револ-и. Экономич основа револ-и - конфликт м/у более развитыми производит силами и консервативной системой производ отнош-й. В политич сфере этот конфликт проявл-ся в классовой борьбе м/у господст-м классом и угнетенными классами. Револ-я приводит к смене господст кл и преобразованию во всех сферах обществен жизни

Авторами цивилизационного подхода яв-ся Данилевский, Тойнби, Шпенглер и др. Они исходили из того, что нет единого пути развития всего чел-ва. Оно разв-ся локальными (челов-ми) цив-циями, к-рые не повторяют друг друга, а создают уникальные образцы к-ры неповторимые и свойственные только данной цив-ции. Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 322 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...