Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 4. Культура античного мира – 2 часа



Основным элементом полисного государства стал город - укрепленное поселение с упорядоченной концентрированной застройкой, центральной площадью для народных собраний и общественными сооружениями для органов самоуправления.

Греческие города в условиях ограниченных возможностей неполивного земледелия на бедных почвах очень рано стали осваивать различные рассчитанные на экспорт ремесла,так и наличием легко доступной варварской периферии, к которой, как кайма к хитону, повсюду были подшиты греческие колонии.

Ориентация на внешний рынок с соответствующим специализированно-товарным характером экономики имела огромное значение для формирования классического древнегреческого полиса, способствуя укреплению института частной собственности, что, несомненно, сыграло решающую роль в дальнейшей автономизации человеческой личности и развитии индивидуального самосознания. Деловые контакты с другими народами, превращение греческих полисов в универсальных международных посредников, извлекающих из этого своего положения немалую выгоду, способствовали не только их быстрому обогащению, но и значительно ускоряли культурный процесс. Хорошим примером тому может служить раннее освоение фонетического письма, идея которого заимствована извне, именно на греческой почве нашла блестящее практическоевоплощение, превратив грамоту из эзотерического знания писцов-профессионалов в массовый навык.

Однако главным следствием деловых внешних контактов и особенностей внутреннего экономического и политического развития было становление института классического рабства. Как показывает опыт, увеличение массы потребительских и культурных благ обычно ведет к их неравномерному распределению между разными социальными группами, а значит - к углублению социальных антагонизмов, закабалению значительной части населения, расширению и ужесточению паразитического аппарата насилия, возникновению и усилению центробежных тенденций и в конце концов к развалу общественных организмов в силу внешних либо внутренних потрясений. Восточные общества, как мы уже знаем, решали эту проблему, прежде всего, посредством патриархализации и сакрализации отношений эксплуатации и подавлению, принудительной централизацииобщественного целого и астрального отделения друг от друга крайних полюсов противоречия. В древнегреческих полисах было найдено принципиально иное решение проблемы - за счет разведения отношений личностного равноправного взаимодействия даже имущественно и престижно неравных граждан полиса и отношений чисто функционального использования и эксплуатации инородцев. Так формировался своеобразный культ свободы, представавший как некое неотъемлемое качество всех сограждан по полису, но ограниченной только пределами полиса и противопоставленной столь же изначальной несвободе “варваров”, которые по природе своей являются фактическими или потенциальными рабами.

Отношение к рабу не имело никакого нравственного оттенка, оно было чисто технологическим. Здесь закладывалось общество, сделавшее в своей материальной культуре скачок от элементарных ручных орудий к достаточно совершенным, даже с нашей точки зрения, автоматам; это общество не знало социальных антагонизмов и связанной с ним разрушительной социальной болезни - внутреннего насилия и быстро богатело за счет чужого труда, чувствуя себя при этом абсолютно свободным и демократичным.

Речь здесь идет отнюдь не о том, что полисы не знали имущественных и престижных различий, столкновений различных частных и групповых интересов. Этого как раз было сколько угодно. Ведь полисы являли собой союзы частных собственников со всеми вытекающими из этого последствиями. Но это была, по существу, не классовая борьба, а конкуренция внутри объединений частных собственников. И велась эта борьба публично, не за стенами царских дворцов или в сумраке храмов, а перед лицом всех свободных граждан полиса. Основным орудием этой борьбы стало слово - не магическое слово первобытных времен и не священное слово всесильного деспота, а слово - аргумент, обеспечивавшее привилегии людям, которые обладали личными интеллектуальными способностями (подобно тому, как в спорте, столь ценимое греками, преимущества давали физические данные).

Многообразие личных способностей и стало главной формой богатства в полисных обществах, и именно на их воспроизводство была в первую очередь ориентирована деятельность свободных граждан.

Но судьбы греческой культуры, да и всего античного мира, были бы, пожалуй, существенно иными без еще одной крайне важной и по-своему тоже уникальной предпосылки - греческой мифологии. Мифология даже архаического периода греческой истории, когда во многих сферах производственной и социально-политической жизни приходилось начать практически с “нуля”, т.е. с почти первобытного уровня, вовсе не находилась на первобытном уровне - она уже подверглась значительно начальной переработке: хтоническое, стихийно-чудовищное начало в ней было во многом предопределено и сохранилось в основном во второстепенных зооморфных рудиментах, вроде совиных глаз у Афины иликоровьих у Геры. Демонические силы, пронизывающие первобытный хаос, уже обрели антропоморфное, телесно оформленное воплощение в виде олимпийских богов, живущих в упорядоченном космосе и допускающих разумные, вполне рационально мотивированные контакты между ними и смертными. На передний план, как свидетельствует гомеровский эпос, в ней стала выходить культурно-героическая проблематика; более того, культурные герои достигли в ней достаточно высокой степени автономизации от всесильного сакрального мира, они уже стали способны взирать на этот мир со стороны, критически оценивать его и даже вступать в соревнование с богами.

В динамическом обществе творчество имеет иной характер –первичный, или креативный. Теперь автор мыслится как создатель произведения,оно – плод его рук. Соответственно, авторство эволюционирует от коллективного (не в смысле прямого участия в работе, а в виде общественныхнорм и установок, отражающихся в произведении) до личностного, когдаавтор сам, исходя из своих собственных соображений, убеждений и предпочтений, создает свое произведение.

В блоке «художественное потребление», в свою очередь, меняетсяспособ восприятия – от коллективного до индивидуального.

Процесс усиления личностного начала находит свое отражение и вморфологии художественной культуры, выдвигая на первое место камерные и индивидуалистические виды и жанры искусства.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какова роль города в полисном государстве?

2. Какое место отводится личности в культуре ремесленно-торгового типа?

3. Какие условия способствовали ускоренному развитию античной культуры?

4. Как могли сочетаться в греческой культуре институт классического рабства и культ свободы?

5. Как вы понимаете сущность “технологического отношения” к рабам?

6. Объясните смысловые различия выражений “свободный гражданин” и “свободный человек”.

7. О каких переменах в осознании места человека в мире свидетельствует увеличение антропоморфных (“человекоподобных”) черт греческой мифологии? Почему?

8. Пользуясь Типологической таблицей (Приложение 1) раскройте характеристику любой ремесленно-торговой цивилизации по тем же параметрам.

Темы на выбор:

· Крито-микенская культура

· “Золотой век” Перикла

· Культура эллинистического мира

· Рим эпохи Юлия Цезаря





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 655 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...