Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Синкретизм первобытной культуры



Художественная культура первобытного (доклассового) общества характеризуется синкретической целостностью общественного бытия и общественного сознания. Эта синкретичность проявляется на всех уровнях бытия и сознания. В этот период художественная деятельность и ее плоды вместе со всем духовным производством были “непосредственно вплетены” в материальное производство. Обычные хозяйственные предметы и повседневные действия имели дополнительное, сопутствующее магическое и художественное значение. Содержание этих дополнительных смыслов порождало мифологическое сознание древнего человека, ибо всякая духовная жизнь первобытного общества определялась мифологической моделью мира.

Синкретизм сознания, обусловленный синкретизмом деятельности, порождает же синкретическую ментальную структуру - миф. Миф – это система рациональных знаний об окружающем мире, отраженная в сознании человека средствами, соответствующими той стадии развития общества, в которую он возникает. Или, как определяют культурологи, Миф отражается в формах, изоморфныхбытию, на ранних этапах социокультурного развития в конкретно-чувственных образах, а в период Нового времени обогащенных абстрактно-рациональными знаковыми системами.

В итоге вся культура во все времена является способом опредмечиваниямифов. Первобытное искусство, возникавшее именно как средство опредмечивания мифов, превращало эти знания во всеобщее достояние, транслируемое изпоколение в поколение как система мировоззрения.

Уже на ранних этапах развития первобытного общества в изображении зверя и человека появляются первые черты двух стилей первобытного искусства: жизнеподобного и условного. Первоначально изображение зверя, как наиболее близкого человеку объекта окружающего мира, тяготело к натуральности, изображение же человека, члена родовой общины - к условности. По-видимому, здесь зарождалось разделение изобразительности и выразительности: зверя надо изобразить, человека - выразить.

Выделение человека из мира природы, осознание им окружающей среды и себя самого в ней привели к формированию мифологического сознания – особого способа познания окружающего мира, основанного на духовной общности человека и природы и умении человека активно взаимодействовать с природными силами и стихиями.

Именно в это время формируются все известные виды художественного творчества. Человек начинает заниматься художественным творчеством не для украшения своего быта. Искусство становится жизненно необходимым человеку: при помощи ритуальных танцев и песнопений человек взаимодействует с миром природных стихий и духов; нанесение орнамента на предметы быта и одежды, а также в виде татуировок на тело человека выполняет функцию охраны, оберега, а также шифрует важную информацию, заменяя не созданную еще письменность.

Таким образом, искусство играет роль накопителя знаний человечества, обладает способностью передавать накопленный опыт из поколения в поколение, содержит в себе функции оберега и служит посредником между миром людей и окружающим их загадочным, нередко враждебным миром Природы, Космоса, непостижимых Сил, управляющих этим Миром.

Первобытное искусство дает нам возможность выйти на анализ ритуала, который имел в первобытном обществе, чрезвычайно большое социокультурное значение. Охотничья пляска развивалась от простой имитации охоты к ее символическому выражению с магической функцией. Она превращалась в сложное синкретическое образование, где текст, жест, звуковое оформление, изобразительные средства создавали мистериальную модель взаимоотношений: человек - мир, человек - социальный коллектив.

Первобытное общество уделяло особое внимание родовой памяти, и художественная культура выполнила здесь важную роль. Постоянное воспроизведение исходного текста, с одной стороны, освящало сам текст, превращая его в символ или даже в архетип, а с другой - предъявляло особые требования к средствам этого воспроизведения, формируя прочную художественную традицию.

В таких условиях идеальным способом вторичного воспроизводства образов являлось так называемое «исполнительское искусство», наиболее полно выражавшееся в коллективной деятельности. Наличие у всего коллектива общей, идентичной памяти делало крайне трудным возникновение внутри данного типа художественной культуры каких-либо новых форм.

Тип художественного сознания не является врожденным и не наследуется генетический, поэтому возникала необходимость в трансляции культуры от поколения к поколению и обучение каждого нового члена родо-племенного коллектива. Это обучение осуществлялось, прежде всего, в обряде, именно в нем общество вырабатывало те механизмы, которые затем становились средствами социализации индивидуума. Таким образом, первобытное искусство являлось важным социально – воспитательным механизмом древнего общества.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Разъясните особенности понятий «культура» и «цивилизация».

2. В чем состоит принципиальное отличие художественного творчества от духовной и материальной деятельности человека?

3. Как вы понимаете определение «культурный человек»?

4. Что такое синкретизм и где он проявляется?

5. Что такое миф? Раскройте суть явления.

6. Приведите примеры произведений искусства более поздних эпох, которые имеют целью:

а) изобразить что-либо или кого-либо

б) выразить мысль, идею, чувства и т.п.

7. Каким качеством обладает искусство, если его основные виды родились в магическом ритуале?

8. Выделите общие черты ранних форм функционирования культуры и фольклорного периода развития национальных культур; на примере русской фольклорной традиции?





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 2592 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...