Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Решение проблемы специфики человеческого бытия в философской антропологии



Проблема человека – одна из основных, практически центральная в философской мысли. В отличие от частных наук (психология, социология, биология) философия выражает отношение человека к миру и стремится к постижению его целостности. Философия исследует не мир как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек рассматривается не просто как вещь среди вещей, а как субъект, способный к изменению мира и самого себя.

И. Кант в своих размышлениях пришёл к выводу, что в философии существуют всего три вопроса, на которые она призвана ответить: Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? Все они сводятся к одному: Что такое человек?

В Древнем Китае человек занимает срединное положение в мире, соединяя в себе тёмное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное начала, покой и движение. Мир создан не ради человека, он – лишь последнее звено саморазвития мира, движения времени по кругу.

В античной философии человек космоцентричен. Он является микрокосмом, подчинённым высшему началу – судьбе. Человек не только познаёт себя, но и выступает мерой всех вещей природных и социальных.

В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело. Образ человека становится теоцентричным.

Философия Нового времени смещает «божественное» на периферию человеческой жизни. Образ человека становится антропоцентричен, человек начинает верить в себя.

Философия XIX – начала XX веков гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в других – к иррациональному. Со временем человек становится в центр философского знания. Возникает деятельностная парадигма, согласно которой человек рассматривается как предметное существо, которое способно к опредмечиванию и распредмечиванию. Опредмечивание есть превращение деятельностных способностей человека в свойства предмета. Распредмечивание – это превращение характеристик предмета в деятельностные способности человека.

Помимо предметного человек является и общественным существом. Общественно-предметный мир, с одной стороны, создаётся человеком, с другой стороны, формирует человека, социализируя его. Каждый общественный предмет – посредник между людьми и является средством коммуникации, соединяя человека с человеком.

В рамках деятельностной парадигмы сформулированы критерии, отличающие его от животного:

- Животное не производит, человек производит

- Животное строит сообразно мерке и потребности своего вида, человек строит по мерке любого вида (не только дома, но и скворечники и т.п.)

- Животное действует в соответствии с физической потребностью, человек действует по-человечески, когда свободен от такой потребности

- Животное действует узко утилитарно, человек способен действовать универсально

- Животное непосредственно тождественно своей жизнедеятельности, человек делает свою жизнедеятельность своим предметом.

Поскольку собственная жизнь человека является для него предметом, его деятельность является свободной, т.е. достигает высшей формы деятельности - самодеятельности.

В конце ХХ века произошла трансформация принципа антропоцентризма. В самом общем виде суть современной интерпретации антропоцентризма можно выразить так: человек является эндогенным образованием, т.е. возникшим в результате внутренних причин, по отношению к миру в целом и той его части, которую называют природой.

Одной из форм антропоцентризма выступает антропный принцип в космологии: мир таков, потому что существует человек. Это доказывается тем, что основные параметры нашей Вселенной соответствуют появлению и развитию разумной жизни. Исходя из этого, человек не есть случайное явление, а результат направленного мирового процесса самоорганизации.

Однако в современных условиях цивилизационного кризиса на первый план выходит обратная сторона антропоцентризма: существование человека во Вселенной возможно потому, что она такая, какая есть. Это означает, что есть предел способов и степени преобразования человеком окружающего его мира, что выражается в экологических проблемах современности.

В связи с вышесказанным, принцип антропоцентризма приобретает новое содержание. Человек занимает одно из центральных мест в мире не потому, что он есть «вершина» эволюционного процесса, а потому, что человек может стать фактором направляемости или управляемости развития, при этом направляя последнее в сторону повышения стабильности глобальной системы «общество – природа».





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 694 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...