Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 9:понятие и показатели социокультурного процесса 1 страница



ВОПРОС 9:ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА

Любая принятая в данной культуре парадигма взаимодействия людей, если придать ей динамичность, выступает как социокультурный процесс. Аналитической единицей такого процесса является социальное действие. Классический вклад в теорию социального действия внес Т. Парсонс [«Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951)]. В общественном целом он видит три главных компонента: личность, культуру и социальную систему. Пока сохраняются отношения взаимодействия (а не противоборства), система жизнеспособна. В ней наряду с другими выделяются главные, интегративные структуры, объединяющие в себе и ценностные представления людей, и регулятивные образцы, руководящие поведением и ограничивающие личную сферу интереса [4]. Общественное равновесие достигается, по Парсонсу, интеграцией мотивов действий, гармонизацией ролей через нормативные культурные стандарты, общие для всех и являющиеся основной силой, мобилизующей единство социальной системы и социальную функцию культуры. В этом подходе заложено новое для своего времени понимание социального: оно есть единство субъективных мотивов и социальных ролей.

В настоящее время «интегративные структуры» Т. Парсонса понимаются как социокультурная структура и социокультурный процесс. Любое социальное действие содержит в себе культурные атрибуты. Любой поведенческий и деятельностный акт человека оснащен регулятивами и смыслами. Знание, ценности и нормы, ролевой алгоритм, законы, символы и знаковые обозначения, речь как главная семиотическая система, социальные образцы — все это входит в арсенал действий современного человека. Эти элементы культуры преобразуют биопсихофизическое основание действия в социокультурное явление с ясной конфигурацией, обозначенными целями и принятыми в данной культуре мотивами и ориентацией. Именно с таким культурным оснащением одиночное или групповое действие может включаться в поток социокультурных процессов. Девиантное поведение лишь подтверждает общее правило, норму, диктуемую культурой.

Следовательно, когда мы ведем речь о социокультурном исследовании (культурантропологическом исследовании), надо иметь в виду, что основной его задачей является определение степени оснащенности элементами культуры конкретного социального (а также политического, экономического, межличностного, семейного) процесса. Устанавливая меру такой оснащенности, социолог может посредством накопления количественных данных прийти к выводам о стабильности или нестабильности социальной системы, ожидаемых напряжениях и будущих парадигмах взаимодействия. Понятно, что в этом случае мера коррелирует со стабильностью.

Так мы выходим на повседневный уровень применения понятия «культура», т.е. культурности того или иного человека, группы, поведенческого акта и т.д. Появляются понятия политической, семейной, экономической, правовой и т.п. культуры, позволяющие оценивать «культурность» тех или иных сфер жизнедеятельности людей.

10 вопрос Что понимается под «социальностью»?

Любой социальный процесс вызван к жизни стремлением людей удовлетворять свои жизненные потребности, будь то личного, группового или общественного масштаба. Взаимодействуя друг с другом в преследовании своих конкретных целей,) возникающих при этом, они так или иначе содействуют формированию типичных, стандартных «парадигм» такого взаимодействия, своеобразных алгоритмов совместного действия. Назовем их термином «социальность». Взаимоотношения людей в таких случаях строятся согласно требованиям различных типов социальности. Учитель и ученики в ситуациях «обучения, работодатель и работник в ситуациях труда, власть и гражданин в сфере государственных дел, продавец и покупатель в ситуации обмена и потребления и т.п. руководствуются возникшими в культуре взаимными ожиданиями-требованиями, и упорядочивающими, нормализующими их взаимоотношения и действия.

Вопрос 13: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭТНОЛОГИИ

В мире существует около 200 суверенных государств, а народностей насчитывается от 3 до 5 тысяч. Следовательно, нет государств <этнически чистых>, они, как правило, мно-гонациональны. В каждом таком государстве есть <титульная> нация и национальные меньшинства, народности, этнические группы. Отсюда следует необходимость проведения национальной политики, стремящейся укрепить единство государства путем защиты (в первую очередь и как правило) интересов <державной> нации и предоставлением территориальной и культурной автономии национальным меньшинствам. В основе национальной политики должна лежать определенная концеп-ция. Она обычно формируется на фоне общей теории - этнологии.

Россия - не исключение. В ней проживает (по переписи 1989 г.) свыше 130 наций, народностей и этнических групп (самая большая нация - русские - насчитывает 120 млн., самая малая группа - кереки [3] - около 100 человек). В силу того, что в 21 из 31 автономии русские численно преобладают над местным населением, концепция национальной политики должна сделать акцент также и на формирование культурно-национальных автономий, поскольку концепция ускоренной интернационализации межнациональных отношений, т.е. сбли-жения и слияния наций, реализовывавшаяся до недавнего времени, оказалась неточной. Кризис национальной политики в нашей стране подвел к пониманию того, что не все ладно в теории национального вопроса, и усилиями многих исследователей ныне формируются основы современной этнологии. В этой связи следует рассмотреть основные моменты форми-рующейся теории. К ним относятся: проблема этничности, структура национального самосознания и стадии самоиденти-фикации личности со своим этносом, показатели сохранности и развития этнокультуры, природа межэтнических конфликтов, методы их профилактики и преодоления, маргинальные группы и особенности их поведения в процессе межкультурного общения.

Этнос есть исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих относительно стабильными особенностями куль-туры (в том числе языка) и психики, а также создающих свое единство и отличие от других таких же образований (В. Бромлей). Этническая культура - это ценностно-отобранный и органи-зованный жизненный и профессиональный опыт этноса. Границей, очерчивающей содержание этнокультуры, являются контуры ее самобытной семиотической системы (язык, символико-знаковая система); содержанием же - положительный социальный опыт, накопленный в формах ценностей, норм, традиций и образцов, обычаев, верований и знаний.

Развитый этнос имеет свое самосознание, Структура его состоит из представлений о характерных чертах народа (эт-нические автостереотипы), его происхождении, историческом прошлом, государственности, языке, ведущих образцах (<геро-ях>), нормах и ценностях народа. Видимо, кристаллизация форм этнического самосознания происходит по формуле: архетип R менталитет R формы общественного сознания. Принадлежность личности (группы) к этносу оценивается через понятие <этничность> и закрепляется самоидентификацией.

В объяснении природы этничности существуют два подхода: а) этничность изначальна; б) этничность ситуативна. В первом случае утверждается, что этничность является первоначальной характеристикой человеческого бытия, поэтому она есть не просто личная привязанность или тактическая необходимость. Этничность присуща человеку с рождения, сопровождает его до смерти и не может распространяться в обществе посред-ством социальной мобильности. Она имеет собственную ло-гику, часто независимую от других элементов бытия. Отсюда и известные выражения: <зов крови>, <родная земля> и т.д. Когда же говорят, что этничность ситуативна, то имеют в виду, что она используется как метка, тип репутации при достижении личностью (группой) своих целей. Иными словами, функции этничности зависят от сложившихся потребностей в конкрет-ных макро- и микроситуациях [4].

Некоторая мистичность первого подхода и неспособность второго подхода объяснить появление энергетических ресурсов при самоидентификации личности со своим этносом приводят к попыткам синтеза обеих позиций, т.е. изначальность этнич-ности (внеличностности) сопрягается с рациональным выбором личностью своего этноса (нации, народа). Такое объяснение возможно.

Весьма сложным вопросом является самоидентификация. Самоотождествление того или иного человека с какой-либо национальной (этнической) группой проходит по крайней мере четыре стадии: а) возникновение эмпатии по отношению к этнической группе; б) становление ситуационной идентичности на основе эмпатии; в) осознание ситуационной идентичности и формирование надситуационной идентичности (т.е. возни-кновение связей ценностей этноса со смыслообразующим ядром личности); г) принятие осознанной устойчивой идентичности в качестве личностной этнической идентичности. Таким об-разом возникает этничность личности как ее черта. Раскроем содержание этих стадий. Основным фактором этнической са-моидентификации является статус этноса. От него происходит этнический статус личности в социальной среде.

Структура этностатуса как части социального статуса состоит из: а) объективных факторов (включенность представителей этноса в систему управления, уровень доходов, образован-ность); б) феноменов этнического сознания: самооценки нации в целом и групп внутри этноса, оценки контактирующих этносов [5]. Степень самоидентификации людей со своей этни-ческой группой можно оценить также посредством измерения сохранности культуры и внутренней сплоченности (сохранность языка и отношение к нему, знание народных обычаев, обрядов и т.д.).

Типология самоотождествления (самоидентификации) по напряженности может быть определена как этноцентрическая, национально-интернационалистическая, индифферентная. Вы-сокая самоидентификация (она возрастает вследствие пропа-гандистских усилий по развитию всякого рода ксенофобий, деления наций на <коренные> и <некоренные>, сортировки людей без признания их личных достоинств, лишения <врага> человеческих прав и достоинства и т.д.) может привести к развитию шовинизма, расизма, национализма как идеологий порабощения одной нации другой. Кстати, религия, будучи феноменом культуры, в определенной мере <снимает> этни-ческий момент, ценностно ориентируя людей на единого Творца.

Разгул националистической пропаганды в 90-х гг. привел к резкому оживлению национальных предрассудков-стереоти-пов: в 1990 г. 31% российской молодежи всех национальностей был убежден в том, что некоторые отрицательные черты человека связаны с его национальной принадлежностью (40% убеждены в обратном, 28% затруднились ответить). Бытовым национализмом охвачены в основном малообразованные слои населения, поскольку недостаток собственного социального статуса они неосознанно компенсируют за счет искусственного возвышения статуса своей национальной группы, чему способ-ствуют этноцентрические мотивы, внедряемые в массовое сознание пропагандой.

Как происходит саморегулирование межнациональных отно-шений? На Западе существуют по крайней мере четыре те-оретических версии:

- модель ассимиляции. Она определяет модификацию поведения людей в сторону господствующих нормативных образцов, когда эти образцы сталкиваются с прессом новых для них социально-экономических и культурных норм (напри-мер, в случае иммиграции). Ассимиляционные процессы за-вершаются не ранее чем во втором поколении;

- модель <плавильного котла>. Она характерна для США. Социокультурная ситуация складывалась под влиянием многих этнокультур, причем произошла потеря изначальной этничности многими группами эмигрантов. Правда, англосаксонская составляющая культуры остается преобладающей;

- модель культурного плюрализма. Наиболее перспективное направление решения проблем взаимодействия этнокультур: различные типы этнической идентичности признаются как равноценные элементы единого социокультурного континуума;

- модель ядра (центра) - периферии и внутреннего колониализма. Выявляются противоречия между обладающим экономической и политической властью центром и отсталой, зависимой от него периферией. Возникает <этносоциальная стратификация>, являющаяся источником межнациональных конфликтов.

Гармонизации межнациональных отношений способствуют, по Г. Олпорту, четыре ситуации: одинаковый статус, единство целей, зависимость от сотрудничества, а не от соперничества, позитивная поддержка обеих сторон властями, законом, обы-чаем, т.е. придание интересам сторон легитимности.

Вопрос 14: УПРАВЛЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫМ КОНФЛИКТОМ (МЕМОРАНДУМ КОНА)

Современные научные данные говорят о том, что этническая (национальная) принадлежность является продуктом полити-ческой, культурной, религиозной и языковой истории общес-тва, его традиций, обычаев, а иногда и мифов, а не общего происхождения [6]. Этническая принадлежность и борьба за национальное самоопределение сыграли в истории двойствен-ную роль: а) ведущего фактора в падении империализма, тоталитаризма и утверждении прав и свобод личности, б) причины разрушительных конфликтов, унесших жизнь милли-онов и причинивших огромный ущерб, а также оправдания ущемления прав и свобод личности <во имя нации> и уста-новления деспотических режимов.

Нет особой нужды указывать на примеры (трагедия народов бывших республик Югославии, народов Ближнего Востока, Чечни и т.д.). Нет никакой гарантии того, что этнические конфликты не охватят и регионы России. Все это требует внимательного анализа рекомендуемых теорией мер по проф-илактике и преодолению этнических конфликтов.

Конфликт есть разновидность социального взаимодействия. В пространстве социального действия можно выделить следу-ющую типологию социальных взаимодействий:

  Конструктивное Деструктивное
^ СОДЕЙСТВИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ Сотрудничество Конкуренция Сообщничество (банда, клика) Конфликт

Источником этноконфликта могут выступать дискримина-ция, этноцентризм, социальная паранойя [7]. Разрешение кон-фликта выступает как движение от конфликтных форм вза-имодействия к сотрудничеству или конкуренции, т.е. к кон-структивному взаимодействию.

Рассмотрим социальную реальность в свете понятия <кон-фликт>. (Методология анализа - системно-деятельностный подход.)

^ Спортивное единоборство Дуэль Драка
Признанный в дан-ной культуре способ выявления сильней-шего соперника в данном виде едино-борства. Обществен-но-полезная функция: вид физической куль-туры человека, эс-тетически и эмоци-онально насыщенное зрелище. Культурно-признан-ный способ разреше-ния морального кон-фликта между пред-ставителями дворян-ского и офицерского сословия в Европе и России. Способ вос-становления <чести и достоинства>, уваже-ния и самоуважения личности. Конфликт и противоправное деяние, с социокультурной позиции, ценностно бессодержательны (за исключением самообороны). Связан с базовыми инстинктами агрессии и враждебности, садистски-ми наклонностями и жестокостью (<игра без правил>).

Драку можно рассматривать как модель этнического кон-фликта, где каждая сторона сама устанавливает для себя пра-вила. В итоге получается <беспредел>, и лишь силовое давление третьей стороны может его прервать (иначе он может тянуться десятки лет и привести к полному истощению сил противо-борствующих этносов).

Вопрос 15Действие властей в межнациональном конфликте

Этноконфликт имеет по крайней мере четыре фазы (пери-ода): латентный период, проявление конфликта, активное течение конфликта, последствия конфликта.

^ Латентный период. Период, наиболее благоприятный для предотвращения конфликта. Во избежание конфликта властям следует:

- укреплять принцип единого и полного гражданства для всех жителей. Недостаточно принять законы - надо вовлекать национальные меньшинства в процесс принятия и исполнения законов (т.е. снять подозрения в несправедливости);

- вновь образованным государствам надо начинать с нулевого варианта гражданства, т.е. все живущие на территории государства должны получить гражданство. Это требование нарушено в некоторых государствах по отношению к русским, что чревато этнической напряженностью;

- осуществлять социально-экономическую политику, на-правленную на улучшение жизни и повышение статуса групп, ранее подвергавшихся дискриминации (однако учитывать, что <положительная> дискриминация может дать и негативные результаты, т.е. вызвать негативное отношение большинства к меньшинству);- реализовывать принципы федерализма, <распыления влас-ти>, <функционального> федерализма, например, в сферах об-разования и полномочий местной власти, культурно-языковой автономии, способствуя тем самым этнополитической стабиль-ности в обществе;

- включать в программы учебных заведений знания об опасностях этнических предрассудков, в том числе и в со-бственном сознании (это положение начинает реализовываться в ряде стран, например, в Англии);

- повышать ответственность журналистов (вплоть до уго-ловного преследования), пишущих на этнические темы: фор-мулировки этнических процессов должны быть точными, без угроз и обозначения врага; необходимо гласно обсуждать конкретные вопросы без подстрекательства и агрессивности. Главное требование к прессе - поддерживать поликультурность государства.

Особая роль принадлежит международным организациям: необходимо соблюдать объективность в освещении и оценке событий, сборе данных о поджигателях этнических войн для предания их со временем суду Международного трибунала.

^ Проявление конфликта. Этническая напряженность не всегда переходит в состояние войны. Война - прямое следствие пренебрежения мерами, необходимыми в латентный период конфликта. Социолог может установить приближение к насиль-ственной стадии по следующим сигналам: усилению взаимных обвинений в злонамеренности, ссылкам на этнические стерео-типы-предрассудки в общественных дискуссиях и политических акциях, появлению сообщений о зверствах, чинимых какой-либо этнической группой, требованиям чрезвычайных мер на благо и защиту этнических меньшинств либо для ограничения свободы тех, кто им угрожает. Здесь возможны провокации со стороны фанатиков. Не следует упускать из виду и миграцию населения по этническому признаку: такая перегруппировка создает напряженность и конкуренцию на новых местах рас-селения, что усиливает конфликтность. Пассивная позиция властей может быть понята как <зеленый свет> для накапли-вания оружия, создания отрядов.

Действия властей:

- укреплять общественный порядок. Необходимо создавать специальные полицейские отряды, нейтральное командование, усилить требования к дисциплинированности частей, ограни-чивать подстрекательскую пропаганду. Тщательно следить за сохранностью и движением оружия. Подстрекательство и участие в уличных беспорядках должны наказываться по всей строгости закона, а вынесенные приговоры неукоснительно выполняться. Одна из ошибок - вынесение после конфликта мягких условных приговоров зачинателям, которые ощущают в этих случаях, что ничем лично не рискуют;

- содействовать распространению точной и непредвзятой информации о конфликте в прессе.

Нужна активная деятельность по разоблачению слухов. Журналистам и редакторам надо дать почувствовать, что они несут прямую ответственность за свою профессиональную и этическую позицию: закон должен быстро и жестко реагировать на призывы к насилию, клевету и другие действия, выходящие за общепринятые рамки свободы слова. Следует дать понять обществу, что справедливость надежно защищается. Необхо-димо также привлечь ресурсы общественных наук для дости-жения согласия в формулировании предмета спора. Когда такое согласие есть, то появляется перспектива дальнейших перего-воров вокруг реальных разногласий.

^ Активное течение конфликта. Первая задача властей - остановить военные действия с целью добиться конструктив-ного решения этнических проблем в будущем. Необходимые меры:

- решительные заявления властей о нетерпимости насилия, сопровождаемые уверенными действиями армии и полиции. Поджигатели и вершители этнического конфликта должны быть задержаны, арестованы и по меньшей мере удалены из зоны конфликта;

- недопущение раскола по этническому признаку в струк-турах, обеспечивающих порядок. Если это необходимо, то следует заменить их войсками, вводимыми извне;

- твердый контроль за средствами связи и объективностью средств массовой информации;

- создание механизма прекращения огня и вступления в переговоры;

- минимизация потерь и материального ущерба (отвод войск, создание нейтральных зон, международный статус <свободных городов> и т.д.);

- предотвращение зверств и военных преступлений. Сбор данных для судебных разбирательств должен быть гласным.

^ Последствия конфликта. Любой конфликт рано или поздно заканчивается. Необходимо устранить реальные последствия конфликта и примирить вчерашних врагов. Для этого следует:

- сделать общее заявление об уроне и необходимости воссоздать единое гражданское общество на новой основе, т.е. в условиях национального примирения;

- придать восстановительному процессу этнически нейтраль-ный характер (освобождение заложников, предание земле погибших должны происходить без выделения героев, жертвы войны должны получить компенсацию, беженцы - вернуться домой, если, конечно, есть возможность); наладить медицин-ское обслуживание, особая забота должна быть проявлена о детях и женщинах, подвергшихся насилию; провести в жизнь запрет на присвоение собственности (борьба против мародер-ства);

- не допускать героизации террористов, не дать им воз-можности пожинать политический <урожай> своих подвигов, не допускать их на руководящие посты;

- начать общественный диалог на тему позитивных реформ;

- не драматизировать конфликт, ибо огромные страдания этносу, нации впоследствии принесут сохранение <священной памяти>, стремление к кровной мести, передаче <духа конфлик-та> следующим поколениям. Особая роль в этом принадлежит, школе и прессе. Для справедливого решения этих вопросов большое значение имеет своевременное расследование военных преступлений.

Целью всех этих мер является возврат страны к исходной точке и строительство долгосрочных взаимовыгодных и мирных отношений между населяющими страну различными этничес-кими группами.

Вопрос 16 Активное течение конфликта

Если усилия, предпринятые на первых двух этапах не принесли результата, то может разразится полномасштабный межнациональный конфликт между этническими группами. Он может принять форму меньшинства против центрального правительства или войны между этническими группами в границах страны но поддерживаемой соотечественниками из-за рубежа в большей или меньшей степени или более или менее открыто.

В некоторых случаях правительство заинтересовано в сохранении своего общенационального характера и в постепенном применении враждующих сторон, однако в других случаях оно может считать выгодным поражением одной из сторон

Другой вариант – раздел страны возможно, в результате внешнего вмешательства или победы большинства над меньшинством, плоды которой можно сохранить лишь путем политических и военных репрессий, разрушающих общество и государство.

Первая задача властей - остановить военные действия с целью добиться конструктив-ного решения этнических проблем в будущем. Необходимые меры:

- решительные заявления властей о нетерпимости насилия, сопровождаемые уверенными действиями армии и полиции. Поджигатели и вершители этнического конфликта должны быть задержаны, арестованы и по меньшей мере удалены из зоны конфликта;

- недопущение раскола по этническому признаку в струк-турах, обеспечивающих порядок. Если это необходимо, то следует заменить их войсками, вводимыми извне;

- твердый контроль за средствами связи и объективностью средств массовой информации;

- создание механизма прекращения огня и вступления в переговоры;

- минимизация потерь и материального ущерба (отвод войск, создание нейтральных зон, международный статус <свободных городов> и т.д.);

- предотвращение зверств и военных преступлений. Сбор данных для судебных разбирательств должен быть гласным.

Вопрос 17. Последствия межнационального конфликта

Последствия конфликта. Любой конфликт рано или поздно заканчивается. Необходимо устранить реальные последствия конфликта и примирить вчерашних врагов. Для этого следует:

сделать общее заявление об уроне и необходимости воссоздать единое гражданское общество на новой основе, т.е. в условиях национального примирения;

придать восстановительному процессу этнически нейтральный характер (освобождение заложников, предание земле погибших должны происходить без выделения героев, жертвы войны должны получить компенсацию, беженцы — вернуться домой, если, конечно, есть возможность); наладить медицинское обслуживание, особая забота должна быть проявлена о детях и женщинах, подвергшихся насилию; провести в жизнь запрет на присвоение собственности (борьба против мародерства);

не допускать героизации террористов, не дать им возможности пожинать политический «урожай» своих подвигов, не допускать их на руководящие посты;

начать общественный диалог на тему позитивных реформ;

не драматизировать конфликт, ибо огромные страдания этносу, нации впоследствии принесут сохранение «священной памяти», стремление к кровной мести, передаче «духа конфликта» следующим поколениям. Особая роль в этом принадлежит, школе и прессе. Для справедливого решения этих вопросов большое значение имеет своевременное расследование военных преступлений.

Вопрос 18 Как понимать термины Этнос, Нация и Этнокультура

Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии (этнографии) включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. В советской и российской этнографии считается основным типом этнической общности[1][2].

На́ция (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи[1]. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием. Нация — феномен в первую очередь политический, и только потом этнический и социальный. Поэтому основная задача нации — воспроизводить общую для всех граждан страны культурную идентичность в политических интересах. Для этого существуют министерства культуры, задача которых — определять формат национальной культуры, общий для всех.

Этническая культура — это ценностно-отобранный и организованный жизненный и профессиональный опыт этноса. Границей, очерчивающей содержание этнокультуры, являются контуры ее самобытной семиотической системы (язык, символико-знаковая система); содержанием же — положительный социальный опыт, накопленный в формах ценностей, норм, традиций и образцов, обычаев, верований и знаний.

ВОПРОС 19 Каковы ведущие факторы этнической самоидентификации?

Развитый этнос имеет свое самосознание, Структура его состоит из представлений о характерных чертах народа (этнические автостереотипы), его происхождении, историческом прошлом, государственности, языке, ведущих образцах («героях»), нормах и ценностях народа. Видимо, кристаллизация форм этнического самосознания происходит по формуле: архетип ® менталитет ® формы общественного сознания. Принадлежность личности (группы) к этносу оценивается через понятие «этничность» и закрепляется самоидентификацией.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 247 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...