Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Псевдороманский стиль



В начале 20 в. архитекторы в Польше, Беларуси и Украине обращаются к романскому наследию. Через тяжёлые, закрытые, массивные формы и статичную приземлённость композиций архитектуры стремяться передать в зданиях суровый оборонительный характер романских прототипов 10-12 вв. Для этого используют систему простых геометрических объёмов – кубы, параллелепипеды, призмы, цилиндры, а также мощные арки, цилиндрические и крестовые своды и т.д. Общественным и дворцовым зданиям придаётся крепостной вид – дворец в д.Юршево, Оршанского района. Однако тяжеловесные мрачноватые формы псевдороманского стиля мало соответствовали запросам буржуазии и богатого дворянства при возведении личных резиденций. Поэтому наибольшее распространение этот стиль получил при возведении костёлов, которые получали вид мощной трёхнефной базилики с массивными стенами и башнями.

Крупнейшим произведением псевдороманского стиля является костёл св. Симона и Алены в Минске (Красный костёл) (1905-1910, польский арх. Т.Пайздерский), костёл Божьего Тела в д.Иказнь (начало 20 в.), костёл Сердца Иисуса в д.Слободка, Брасловский р-н (1903), костёл в Зельве.

Модерн

На распространение стиля модерн в Беларуси большое влияние оказал немецкий модерн через творчество польских архиткторов. Однако основным законодателем этого стиля для Беларуси являлись Москва и Петербург – главные центры модерна в Российской империи (на которые, в свою очередь, значительное влияние оказал венский «сецесион»). Воспитанниками Петербургских высших технических учебных заведений были многие мастера белорусской и польской архитектуры конца 19 – начала 20 в. Таким образом в распространении стиля модерн проявилось традиционное для Беларуси соединение творчества мастеров восточного и западного направлений.

Модерн в Беларуси в своём развитии прошёл два этапа.

1 этап – 1890-е – начало 1900-х гг. – основное внимание уделяется не столько объёмно-пространственой композиции, сколько декоративно-пластическому оформлению здания.

Яркий пример постройки в стиле переходном от эклектики к раннему модерну – дворец в д.Красный берег, Жлобинского р-на. (1890-1893, арх. К.Шретер).

2 этап – 1907-1917 гг. – устанавливается твёрдая связь между архитектурой и функцией здания, активно распространяется конструктивный вариант стиля.

Индивидуалистический характер модерна способствовал строительству в этом стиле городских аристократических особняков, загородных усадьб и вилл, жилых и доходных домов. Показательны в этом плане жилой дом купца Грошикова в Гомеле (ул. Билецкого, 5, 1909, С.Шабуневский), в Гродно (ул. Энгельса, 13), в Слониме, гостиница в Минске (ул. Интернациональая, 16), усадебный дом в Свислочи, театры в Гродно, Орше и др. В стиле модерн возводились и учебные учреждения – техническое училище в Гомеле (ул. Привокзальная, 2), гимназия в Рогачёве.

Широкое распространение получило строительство зданий банков в стиле модерн. Фасады этих зданий обычно решались в монументально-представительных формах. Использование самых новейших архитектурных форм и несгораемых конструкций вызывалось стемлением владельцев банков продемонстрировать свою современность и успешность. Сверхсовременная архитектурная выразительность банковских зданий, которую мог создать только стиль модерн, позволяла им задавать тон уличной понораме городов. Это особено заметно при угловом размещении здания и использовании башен. Таково, например, здание Поземельно-крестьянского банка в Гродно (1909-1913, арх. Б.П. Остороумов). Черты неорусского направления модерна несёт здание Поземельно-крестьянского банка в Могилёве (1903-1914, арх. А.В. Друкер).

Одним из многочисленных направлений эпохи модерна был неоклассицизм. Его появление связано не только с реакцией на разнообразие модерна, но и со стремлением части дворянства Беларуси – наследников шляхты ВКЛ-Речи Посполитой, в своём культурном противостоянии с Российской империей опереться на культуру и архитектуру Речи Посполитой конца 18 в. – эпохи «золотых шляхетских вольностей». С другой стороны, в условиях наростающей революционности широких народных масс, части аристократии и высшего слоя буржуазии более импонировали стабильность и консервативность неоклассицизма, чем свободный и изменчивый стиль модерн. В неоклассицизме строились городские особняки (Бобруйск), доходные дома (доходный дом Гая в Минске, Маркса, 30), церкви (Барановичи), здание реального училища в Гродно, здание банков в Бобруйске, Бресте, Гомеле (Русско-Азиатский банк).

Яркий пример архитектуры неоклассицизма – часовня-усыпальница в Мире (арх. Р.Марфельд, 1904 г.).

Ближе к началу Первой мировой войны, когда в обществе возростают патриотические и националистические настроения, модерн начинают воспринимать как один из каналов враждебной для России пропоганды, так как архитекторы часто обращались в своём творчестве обычно к немецким и австрийским образцам. Поэтому постепенно большинство архитекторов отходит от эстетической утопии декоративного модерна на позиции более рациональных форм конструктивизма и функционализма.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1949 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...