Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Захват Мекки и другие победы



Успешное завоевание Мекки Мухаммадом

Худайбийское соглашение не примирило мусульман с курайшитами и не сделало их союзниками. На протяжении долгого времени Мухаммад вынашивал планы завоевания Мекки во имя ислама, и вот наконец он получил долгожданный предлог, который дал ему возможность напасть на город. Еще до того как из Мута вернулось мусульманское воинство, между племенем бану хозаа, недавно присоединившимся к Мухаммаду, и племенем бану бакр, союзником курайшитов, произошла стычка. Часть племени хозаа расположилась лагерем около своего источника Ватир, и в этот момент на них напали воины племени бакр. Предание гласит, что вооружение и экипировку им поставлял Икрим ибн Абу Джахл, сын злейшего врага Мухаммада. Когда до Мухаммада дошло известие о произошедшем, он не медля ни минуты призвал к себе всех мусульман Медины и близлежащих окрестностей и начал подготовку похода на Мекку.

Услышав о надвигающейся опасности, Абу Суфиан самолично отправился в Медину, чтобы попытаться восстановить договор, но был отправлен назад, хотя не успел вымолвить и слова.

Десятитысячное войско покинуло Медину и отправилось на юго-запад. Дядя Мухаммада ал-Аббас понял, что баланс сил на сей раз нарушен явно в сторону племянника, и вышел ему навстречу, чтобы поприветствовать его и поклясться в верности исламу. Когда армия приблизилась к Мекке, Абу Суфиан предпринял еще одну попытку уладить дело мирным путем. Он вышел на встречу с Мухаммадом и на этот раз, при поддержке ал-Аббаса, добился аудиенции у его племянника, который спросил их, неужели и теперь не пришло время признать его пророком, а также абсолютное единобожие Аллаха. Мекканский лидер ответил, что у него нет возражений по поводу признания Аллаха единственным настоящим Богом, но что касается пророческой миссии Мухаммада, то на этот счет у него имеются некоторые сомнения. Ал-Аббас напомнил, что сейчас не время для неопределенности. Осознав это, Абу Суфиан, подобно ал-Аббасу, принес клятву в верности исламу при условии, что мусульмане пощадят город, сдаваемый без боя. Мусульманские воины, жаждущие сражения и победных трофеев, были сильно обижены, когда Мухаммад объявил, что, несмотря на понимание им того, как долго они ждали возможности отомстить курайшитам, его основной целью было победить сердца людей. И он безапелляционно заявил:

«Кто войдет в дом Абу Суфиана — будет спасен, кто сложит оружие — будет спасен, кто запрет свою дверь — будет спасен».

(Ас-Сахих Муслима, том 3, с. 977)

Если не брать в расчет некоторое сопротивление в южных кварталах города, возглавляемое Икримом и Сухайалом, город был сдан без боя. Мухаммад вошел в Мекку и, в первую очередь, направился к Каабе. Он приказал разрушить всех идолов. Счастливые мусульмане собрались вокруг храма, а Билал, новообращенный из Абиссинии, забрался на крышу и призвал воинов к молитве. Была объявлена всеобщая амнистия, и люди с благодарностью переходили на сторону Мухаммада, принимая ислам. В жизни пророка наступил момент величайшей победы, и пророк смаковал возможность с триумфом утвердиться в городе, который долго и ожесточенно противостоял ему.

Хотя амнистия и была объявлена всеобщей, не все смогли ею воспользоваться. Многие курайшиты были приговорены к смерти только за то, что у них обнаружили куски ткани, покрывавшей Каабу. Но фактически казнены были только четверо. Двое из них, бывшие мусульмане, будучи приговоренными к смерти за убийства в Медине, бежали в Мекку как вероотступники ислама. Третьей была казнена рабыня, оскорблявшая в своих песнях Мухаммада, и четвертым — ал-Хувайрис, который избил его дочь Зайнаб за то, что она ушла из Мекки в Медину. Все остальные, избежавшие смерти, либо покинули регион, либо были прощены пророком. Икрима пощадили после того, как его жена приняла ислам и вымолила у Мухаммада прощение для своего мужа. Хинд, жена Абу Суфиана, съевшая печень Хамзы у подножия Ухуда, была помилована так же, как и Абдаллах ибн Саад, который, однажды приняв ислам, даже переписывал некоторые стихи Корана, но, отступив от веры и вернувшись в Мекку, во всеуслышание говорил, что исказил стихи Корана, а Мухаммад даже не заметил этого.

Вскоре после завоевания Мекки воины племени хозаа нашли человека из племени хузайл, который все еще оставался язычником, и немедленно убили его. Мухаммад чрезвычайно разозлился и пообещал лично уплатить выкуп в качестве компенсации за убитого. В это же время он обязал мусульман с глубочайшим уважением относиться к Мекке как к городу, который Аллах провозгласил святым в день, когда сотворил небеса и землю. Ни один истинно верующий не имел права проливать кровь в ее стенах, рубить деревья или осквернять ее иным образом. Он выразил свою любовь ко всем жителям Мекки и пообещал, что никогда не покинет их, если только они примут его откровение. Своей речью он покорил горожан, а Мекку провозгласил священным городом ислама и всего мусульманского мира.

Мухаммад провел в городе пятнадцать дней, которые посвятил обучению людей исламу. Тогда же он разослал делегации по всем окрестностям с призывом к местному населению покориться исламу мирным путем и приказал своим людям уничтожить всех идолов. Халид ибн ал-Валид вначале отправился в Нахлу, где племя бану шайбан пообещало не оказывать сопротивления при разрушении их идола ал-Узза. Но когда он прибыл в Джазиму, люди взялись за оружие. Между ними разгорелся спор: должны они подчиниться Халиду или нет. Халид, потеряв терпение, схватил нескольких человек и убил их в назидание остальным. И опять Мухаммад был сильно расстроен. Он послал Али, своего зятя, выплатить племени компенсацию за эти убийства, как и в случае с племенем хузайл. Он стремился добиться преданности от своих современников не силой, а показательными примерами, поскольку в этом случае их преданность была бы искренней и продолжительной.

Покорение Аравии исламу

Недолго Мухаммад и мусульмане Медины наслаждались плодами своего успеха. Практически сразу после покорения Мекки новообращенные мекканцы и мусульмане, пришедшие с Мухаммадом из Медины, были собраны вместе, чтобы противостоять большой опасности, которую представляло собой племя хавазин, расселившееся на холмах и равнинах в северо-восточном направлении от Мекки. Хавазиниты были чрезвычайно обеспокоены капитуляцией Мекки и, объединившись с племенем сакиф и прочими небольшими кланами, рассеянными по этой местности, под предводительством Малика ибн Авфа ал-Надри, захватив с собой все имущество, двинулись в поход на мусульман, чтобы победить их или погибнуть. Мухаммад, встав во главе своей армии, выступил навстречу неприятелю и столкнулся с ним в долине Хунайн. Отряд из десяти тысяч мусульман, пришедших с Мухаммадом из Медины, был усилен двумя тысячами курайшитов из Мекки, которыми командовал Абу Суфиан. Имея численное преимущество над своими врагами, мусульмане смело выступили в поход, как и раньше уповая на Аллаха, который должен был помочь им одержать убедительную победу.

Однако Малик со своими воинами в темноте, перед рассветом, неожиданно атаковал армию Мухаммада, внеся в ряды мусульман полное замешательство и беспорядок. Часть воинов в панике бросилась за шатры Мухаммада, даже не узнавая самого пророка, остальные, в основном курайшиты, чья приверженность исламу еще вызывала сомнение, задались вопросом, не наступил ли день его полного поражения. Это был еще один из целого ряда жизненно важных моментов, когда авторитет и власть Мухаммада над своими последователями подвергались испытанию в столь неблагоприятных обстоятельствах. Он лично взялся за дело и, несмотря на хаос, смог объединить мусульман. Ему помог ал-Аббас, который призывал их вспомнить о клятве в преданности Аллаху и его пророку. Три тысячи человек сплотились вокруг Мухаммада и отбросили хавазинитов. К этим воинам начали присоединяться остальные, армия слилась в монолит, и хавазиниты побежали. Они в беспорядке побросали все свои пожитки, в том числе и тысячи верблюдов, коз и очень много серебра. Коран воспевает победу следующими словами:

Господь уже во многих битвах вам помог, помог Он вам и в день Хунейна, когда (гордынею превозносясь) вы восхищались множеством своим и силой. Но ваше множество и сила ничем не послужили вам, и тесною вам сделалась земля там, где была она просторна. Тогда вы повернули тыл и обратились в бегство. Потом Господь пролил покой Свой на пророка и на уверовавших с ним, и воинства незримые низвел, и наказал неверных. Так воздалось таким, кто не уверил.

(Сура 9:25-26)

Тем не менее все произошедшее обеспокоило Мухаммада, и он постановил, что отныне ни одному язычнику не позволяется входить в Мекку, чтобы исключить малейшую возможность измены города исламу. Немедленно после объявления его решения в Коране появились следующие строки:

О вы, кто верует! Ведь многобожники, поистине, нечисты. И пусть они не приближаются теперь к Запретной (для греха) Мечети…

(Сура 9:28)

Начиная с этого дня вход в Мекку был разрешен только мусульманам. Им не очень нравилось то, как щедро после победы в сражении с хавазинитами пророк распределяет трофеи среди мекканцев, лишь недавно принявших ислам. Мусульмане сетовали на то, что они на протяжении многих лет преданно сражались с ним бок о бок, подвергая свои жизни огромной опасности, в то время как курайшиты буквально до недавнего времени противостояли ему. Не было ли с его стороны несправедливостью отдать им предпочтение?

Когда Аллах дал своему посланнику военную добычу в день Хунайна, он распределил ее среди тех, чьи сердца лишь недавно приняли ислам, но он ничего не дал ансарам. Поэтому они почувствовали злость и печаль, так как не получили того, что получили другие.

(Ас-Сахих ал-Бухари, том 5, с. 432)

Мухаммад ответил мусульманам, что хотя он и вознаградил мекканцев, сам он принадлежит Медине, вернется туда вместе с ними и никогда не покинет ее. Он дал мекканцам трофеи только для того, чтобы поддержать их доверие к нему. Мусульмане приняли это объяснение.

И все же одна крепость противостояла распространению ислама. Поселение ат-Таиф, которое отвергло Мухаммада много лет назад, продолжало бороться с ним и поныне. Подойдя к городским укреплениям, воины пророка были осыпаны тучами стрел. Мусульмане, поняв, что штурмом города им не взять, приготовились к долгой осаде и непрерывно обстреливали крепость из катапульт. В ответ защитники стреляли раскаленными металлическими стрелами с горящими древками. Мухаммад сжег все их фруктовые сады и виноградники. Часть защитников цитадели вышла к мусульманам в ответ на призыв Мухаммада во избежание кровопролития сдаться мирным путем, но остальные продолжали сопротивление. Узнав от перебежчиков, что город располагает большими запасами продовольствия и боеприпасов, Мухаммад был вынужден отвести войска.

Урва ибн Масуд, обращенный в ислам, был впоследствии зверски убит в ат-Таифе людьми из племени сакиф за то, что пытался приобщить их к исламу. В это время Мухаммад планировал всеобщее наступление на поселение, и защитники наконец поняли, что их время кончилось. Они послали к Мухаммаду делегацию с просьбой о трехгодичной отсрочке, но он отказался предоставить им какое бы то ни было послабление и настаивал на немедленном их обращении в ислам, уничтожении идола ал-Лат и введении исламских молитв. Жители вынуждены были капитулировать, и Мухаммад послал Абу Суфиана и ал-Мугиру, который недавно принял ислам и находился в дружеских отношениях с обитателями ат-Таифа, уничтожить идола. Женщины громко причитали, когда идол рухнул; это был единственный случай, когда разрушение идола вызвало сочувствие его ревностных почитателей.

Из всех уголков Аравии потянулись в Медину делегации с заверениями в преданности Мухаммаду и принятии ислама. На шестьдесят третьем году жизни пророк стал практически полным владыкой всего полуострова. Находясь на вершине славы, он предпринял последнее прощальное паломничество в Мекку в сопровождении тысяч мусульман, к которым обратился с речью:

О люди, внемлите моим словам. Я не знаю, увижу ли вас на этом месте еще когда-нибудь. Ваша кровь и имущество священны и неприкосновенны до тех пор, пока вы живете в согласии с вашим Господом. Вся кровь, пролитая в период язычества, должна оставаться неотмщенной. Сатана отчается дождаться поклонения ему на вашей земле. Будьте добры к женщинам, ибо они узники, и вы не имеете контроля над их личностью. Вы просто принимали их как веру от Бога. Я кое-что оставлю у вас, и это китаб (книга) Аллаха и сунна (обычай, пример) Его посланника, и если вы будете придерживаться их, никогда не совершите ошибку, у вас всегда будут четкие указания. Знайте, что мусульманин мусульманину — брат и все мусульмане — братья.

(Ибн Исхак, Сират расул Аллах, с. 651)

В это же время в Коране появились стихи, которые объявляли мусульманам, что работа пророка полностью завершена:

Сегодня те, кто вашей верой пренебрег, в отчаянии пребывают. Но их не бойтесь, а страшитесь лишь Меня. Я завершил для вас сегодня (вероустав) религии (ислама), и проявил сполна Свою вам милость, и изволением Своим назначил вам ислам — (как то: покорность Моей Воле).

(Сура 5:3)

Последняя болезнь и смерть Мухаммада

Мухаммад готовился к отмщению за поражение при Муте. Но, снарядив армию, неожиданно и серьезно заболел. Вплоть до этого времени он отличался завидным здоровьем, но тут приступ лихорадки обрек его на бессонные ночи. В одну из таких ночей он отправился на кладбище в Медине и, обратившись ко всем похороненным здесь, назвал их благословенными, поскольку они освободились от забот этого мира. Вернувшись домой, он сказал сопровождавшему его Абу Мувайхибе, что ему на выбор предложили ключи от бренной жизни на земле и от рая. Когда его товарищ спросил, нельзя ли иметь их оба, Мухаммад ответил отрицательно и объяснил, что он выбрал рай и встречу со своим Богом.

Когда Мухаммад возвратился домой, лихорадка у него усилилась. Его жены делали все, что было в их силах, пытаясь облегчить страдания мужа, постоянно поливая его водой. Он уже не мог читать молитвы в мечети, и множество мусульман собралось в Медине, сильно беспокоясь о состоянии его здоровья. Постепенно он впал в бессознательное состояние. Однажды он как-будто выздоровел — дошел до мечети и, хотя и был слаб, возглавил молитву. Мусульмане ликовали, но вслед за тем, вернувшись в дом Айши, Мухаммад почувствовал, что приступ повторился. Положив голову ей на колени, он слабым голосом выкрикивал что-то о триумфе и вдруг вздохнул и больше уже не дышал никогда.

Как только известие о его смерти достигло собравшихся людей, шум, постоянный спутник толпы, внезапно стих. Осознав новость, Умар смело провозгласил, что пророк Аллаха никогда не умрет и что безоговорочно будет отлучен от веры любой, кто станет распространять слухи о его смерти. Вышел Абу Бакр и, успокоив толпу, произнес: «Пусть каждый поклоняющийся Мухаммаду знает, что Мухаммад мертв, но тот, кто поклоняется Аллаху, пусть знает, что Аллах жив». И затем он прочитал цитату из Корана:

И Мухаммед — не больше, чем посланник, ему предшествовали многие другие, и если он умрет или погублен будет, ужель вы обратитесь вспять? Отступники ни в чем не повредят Аллаху, но благодарным же сполна воздаст Аллах.

(Сура 3:144)

Жизнь величайшего пророка ислама завершилась. Он был похоронен в комнате своей любимой жены Айши, и в наши дни его гробница образует часть Великой Мечети Медины. Через короткое время после его смерти ислам начал быстро распространяться и в течение столетия завоевал целую империю, такую же обширную, как и Римская в начале своего развития.

Глава третья
ЛИЧНОСТЬ МУХАММАДА





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 434 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...