Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ал-хиджра и начало ислама



Две клятвы при Акабе

Спустя некоторое время после неудачного посещения Мухаммадом поселения ат-Таиф появилась традиция ежегодного паломничества в Мекку. Именно тогда Мухаммад встречается с делегацией из города Йасриб, состоящей из известных людей племени хазрадж. Не вызывает сомнения тот факт, что члены делегации были предупреждены иудеями Йасриба о скором приходе нового пророка, который уничтожит любого, вставшего на его пути. Иудеи грозили арабам, что пророк этот будет из их числа, но после того, как делегации посчастливилось услышать проповеди Мухаммада, арабы убедились, что он и есть тот самый пророк, чей приход им предвещан. Пытаясь опередить иудеев, они поклялись Мухаммаду в преданности и, вернувшись в Йасриб, объявили о том, что встретили нового пророка, которому все горожане — как ауситы, так и хазраджиты — должны вверить себя, став его последователями и учениками.

Следующий год не был отмечен никакими событиями, но делегация хазраджитов из Йасриба распространила среди сограждан проповедь Мухаммада. Двенадцать человек встретились с ним во время следующего паломничества. Они рассказали ему о своих успехах в Йасрибе и связали себя клятвой следовать за ним и защищать его ценой своих жизней. Эта клятва получила название Первой клятвы при Акабе — в честь местности, расположенной недалеко от Мекки, где она была дана. Ее еще называют Клятвой женщин, потому что женщины также взяли на себя обязательства соблюдать законы, записанные в Коране (сура 60:12). Одна из йасрибских делегаций пересказала суть клятвы своими словами, свидетельствуя о своей полной приверженности пророку. Клятву эту стали называть ал-Ислам, «покорность» Богу и его пророку:

Нас было двенадцать, и мы вручили себя посланнику, следуя примеру женщин, и было это до того, как война была запрещена. Обязательство состояло в том, что мы не должны никого сравнивать с Богом; мы не должны красть; мы не должны совершать прелюбодеяние; не должны убивать наших отпрысков; не должны клеветать на наших соседей; не должны не подчиняться Ему в том, что правильно; если мы выполним это, рай будет наш; если мы впадем в какой-либо из тех грехов, пусть Бог накажет или простит нас, как Он пожелает.

(Ибн Исхак, Сират расул Аллах, с. 199)

Мухаммад был чрезвычайно вдохновлен реакцией Йасриба и послал туда своего товарища Мусаба ибн Умайра научить жителей города заповедям Корана и основам ислама. Мусаб и другие последователи пророка начали распространять его учение. И без того огромное количество новообращенных ауситов и хазраджитов значительно приумножилось. Когда пришло время, Мусаб вернулся в Мекку и поведал Мухаммаду о растущей в Йасрибе силе мусульманства. Мухаммад начал серьезно задумываться об отъезде из Мекки, где противодействие ему сильно ужесточилось.

Наступило время следующего паломничества. Мухаммад тайно на том же самом месте встретился с семью мусульманами из Йасриба, которые дали Вторую клятву при Акабе. На сей раз они поклялись быть его последователями, соблюдать заповеди Аллаха, как сказано в Коране, и беречь жизнь пророка ценой своих жизней. Вернувшись назад, Мухаммад торжественно пообещал покинуть Мекку и возглавить мусульманство Йасриба, с этого момента известного как Медина, город пророка. Ал-Бара ибн Марур, глава делегации, обращенный годом ранее, подтвердил клятву, данную Мухаммаду, следующими словами:

Мы выслушали то, что ты сказал: если бы у нас была иная мысль в головах, мы бы высказали ее. Мы намереваемся исполнить (наши обещания) и жаждем истины, и мы готовы принести в жертву наши жизни за посланника Аллаха, да благословит его Аллах.

(Ибн Саад, Табакат, том 1, с. 257)

Поклявшиеся надеялись, что никто не узнает о данном ими обете верности пророку. Однако кто-то из курайшитов подслушал их разговор. На следующий день рано утром лидерам племени все стало известно. Они немедленно связались с представителями племени хазраджитов, прибывшими в Мекку в качестве паломников, и обвинили их в предательском сговоре с Мухаммадом. Однако глава хазраджитов ничего не знал об обете, и паломники отвергли обвинение. Пока курайшиты собирали достоверную информацию о том, что же на самом деле произошло между Мухаммадом и его единомышленниками, ярмарка закончилась.

Курайшиты тем не менее были глубоко обеспокоены успехом Мухаммада в деле привлечения последователей в другом городе. Они собрались на совет и постановили раз и навсегда положить конец его миссии, пока дело не зашло слишком далеко. Вначале планировалось убить пророка. Он же в это время серьезно обдумывал вопрос об отъезде из города. Борьба между ними в конце концов достигла кульминации: арабский мир стоял на пороге новой эры.

Ал-Хиджра: переселение мусульман в Медину

Непосредственно перед отъездом в Медину Мухаммад послал туда небольшие отряды своих последователей. Он приказал уходить из города группами по два-три человека, опасаясь, как бы курайшиты не подняли преждевременной тревоги. Спустя некоторое время стало известно о том, что случилось, но жители Мекки не могли с уверенностью сказать, собирался ли сам Мухаммад покинуть город. Уже дважды видели, как он отправлял своих последователей в Абиссинию, но сам никуда не уезжал. В связи с этим у мекканцев не было конкретного плана его захвата, хотя втайне они решили убить его, выбрав подходящее время.

В конце концов в городе остались только Мухаммад, Абу Бакр и еще несколько мусульман. Мухаммад, окончательно убедившись в том, что Аллах повелевает ему отправляться в Медину, призвал к себе Абу Бакра и распорядился подготовить двух верблюдов, на которых в назначенный час они должны будут отправиться в Медину. И вот наступила долгожданная ночь. Мухаммад попросил своего племянника Али лечь в его постель. Курайшиты, которые неотрывно следили за его домом, так ничего и не заподозрили. Проверяя время от времени, спит ли Мухаммад, они всякий раз обнаруживали его в постели. Тем временем Мухаммад вместе с Абу Бакром бежал на гору Саур, расположенную к югу от города. Это было здравое решение: курайшиты, узнав об исчезновении Мухаммада, немедленно бросились на поиски в северном направлении, но так и не нашли его. Беглецы укрылись в пещере и пробыли там два дня, пока не убедились, что опасность миновала.

Находясь в пещере, Мухаммад непрерывно молился о своем освобождении, а Абу Бакр в это время стоял на страже, высматривая преследователей. Однажды к пещере приблизились несколько молодых курайшитов. Они внимательно оглядывали окрестности в поисках следов беглецов. Абу Бакр сильно испугался, что курайшиты могут обнаружить их здесь, но Мухаммад призвал его сохранять хладнокровие. Когда Абу Бакр пожаловался, что их всего двое, Мухаммад ответил, что их не двое, а трое — Аллах защитит их. Речь Мухаммада приведена в Коране дословно:

...(Аллах ему окажет помощь). Ведь Он помог ему уже, когда неверные его изгнали, и было только двое их. В пещере оба схоронились, и спутнику сказал он своему: «Ты не печалься, с нами Бог!»

(Сура 9:40)

Вероятно, это было серьезное испытание убежденности Мухаммада в том, что он призван стать пророком, призван вести свой народ к вере в одного Бога — Аллаха и к подчинению жизненного уклада его воле. К своей чести, он сохранил веру в трудных обстоятельствах, невзирая на годы жестоких преследований. Вот как Абу Бакр рассказал о том критическом моменте в пещере:

«Я был в пещере в компании посланника и, увидев приближающихся язычников, сказал: „О посланник Аллаха! Если хоть один из них поднимется выше, они обнаружат нас“. Он ответил: „Что ты думаешь о двоих, третий из которых Аллах?“»

(Ас-Сахих ал-Бухари, том 6, с. 148)

Итак, оба беглеца покинули пещеру и направились к Красному морю, в Медину. Вскоре к ним присоединился Али. Курайшиты продолжали повсюду искать их. Однажды один из преследователей случайно наткнулся на Мухаммада и Абу Бакра. И хотя беглецы совершенно не были подготовлены к подобной встрече и язычник мог легко напасть на них, присутствие Мухаммада вселило в него благоговейный ужас, и он вернулся в Мекку.

Побег, известный в исламе как ал-Хиджра (Переселение), стал поворотным пунктом миссии Мухаммада, а год, в который это произошло, считается официальной датой рождения ислама. Это был 622 год от Р. Х., и именно с даты Хиджры, 22 июня, начинается исламское летосчисление. (Мусульмане пользуются лунным календарем, который приблизительно на десять дней короче солнечного.)

Исламская легенда, описывая пребывание двух беглецов в пещере, приукрасила его чудесными подробностями: паук сплел паутину и закрыл вход в пещеру, таким образом введя в заблуждение преследователей, которые, увидев ее, решили, что в пещере давно никто не был; прилетела голубица и снесла на пороге яйца, дабы усилить иллюзию необитаемости пещеры. Событие это описано следующим образом:

Паук сплел паутину, части которой перекрывали друг друга. Курайшиты предприняли неистовые поиски посланника Аллаха, да благословит его Аллах. Они даже подошли к входу в пещеру, но кто-то среди них сказал: «Поистине пауки обитали здесь еще до рождения Мухаммада»; и они ушли.

(Ибн Саад, Табакат, том 1, с. 265)

Эта легенда, вероятнее всего, берет свое начало в иудейском фольклоре, в котором говорится, что когда Давид бежал от преследований Саула в пещеру, он тоже молил Бога прислать паука, чтобы тот сплел паутину и закрыл вход в пещеру. Но то, что Мухаммад действительно спрятался в пещере с Абу Бакром, и то, что курайшиты подошли вплотную к ней, но так и не обнаружили беглецов и те благополучно добрались до места, — факты достоверные.

Прибытие Мухаммада в Медину

Огромная толпа с нетерпением ожидала прибытия Мухаммада в Медину. Прежде чем войти в город, он провел некоторое время в Кубе, на юге от Медины, вместе с Абу Бакром и несколькими лидерами ауситов и хазраджитов. Здесь он создал свое первое настоящее место для молитвы. Мечеть, построенная на этом месте, гордо именуется в исламской истории первой мечетью.

По прибытии Мухаммада в Медину его окружила огромная толпа, и многие из новых последователей умоляли пророка остановиться у них. Он отклонил настойчивые приглашения и сказал, что место для жилья выберет верблюд, на котором он прибыл. Верблюд остановился на территории племени бану ал-надджар. Муад ибн Афра сказал Мухаммаду, что земля эта принадлежит Сахлу и Сухайалу, сыновьям Амра, и что он настоятельно просит, чтобы Мухаммад построил здесь свою мечеть (ал-масджид), а рядом с ней дом. Мухаммад поблагодарил за предложение. Мечеть, разросшаяся сегодня до неимоверных размеров и считающаяся самым большим религиозным сооружением в мире, была возведена на этой земле. После смерти Мухаммад будет похоронен в ее пределах.

Небольшая группа преданных последователей Мухаммада, прибывшая вместе с ним в Медину, пользовалась большим уважением у горожан. Их стали называть ал-мухаджирун, переселенцы, а группа новых учеников, сформированная из жителей Медины, получила название ал-ансар, помощники. Слившись вместе, две эти группы сформировали ядро нового мусульманского общества, известного как умма, община верующих. Но в городе оставалось еще много недовольных людей как среди жителей Йасриба из племен аус и хазрадж, которые, хотя на словах и принесли клятву верности исламу, сердцем никогда не были с пророком. Возглавил недовольных некий Абдаллах ибн Убайй, доставивший Мухаммаду много неприятностей в последующие годы. Коран называет их ал-мунафикун, лицемерами, и достаточно жестко осуждает:

Но есть среди людей такие, кто говорит: «Мы верим в Господа и Судный день!» Но (в глубине души) не верят. Они пытаются солгать и Господу и тем, кто верит. Но лгут они самим себе и этого не понимают. Сердца их схвачены недугом, и Бог недуг сей лишь усилит. За эту ложь — мучительною будет их расплата.

(Сура 2:8–10)

По мере того как Мухаммад все настойчивее укоренял ислам на новой территории, возрастало противодействие и со стороны иудеев.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 315 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...