Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философское учение И. Канта: "вещь в себе" и "вещь для нас" (явление), активность человека как субъекта в процессе познания. Априоризм и агностицизм Канта



«Вещь в себе» - вещи как они существуют: сами по себе, независимо от нас и нашего познания; По другому толкованию «вещь в себе» — это нечто, сущность и смысл которого известны только умопостигающему.

«Вещь для нас» - вещи как они раскрываются человеком в процессе познания. Эти термины особое значение приобрели в 18 в. в связи с отрицанием возможности познания «вещей в себе». Высказанное еще Локком, это положение подробно обосновано Кантом, утверждавшим, что мы имеем дело только с явлением, полностью оторванным от «вещи в себе». У Канта «вещь в себе» означает также сверхприродные, непознаваемые, недоступные опыту сущности: бог, свобода и т. д. Диалектический материализм, исходя из возможности исчерпывающего познания вещей, рассматривает познание как процесо превращения «вещи в себе» в «вещь для нас» на основе практики (Познание, Теория и практика).

Активность субъекта познания, имеющая место уже на уровне чувственного восприятия, где субъект не только страдателен, аффицируем вещами в себе, но уже на этом уровне структурирует результат воспринятого воздействия; однако полностью себя эта активность проявляет на теоретическом уровне, поскольку сущностные отношения и связи внутри объекта никак нам не даны. Они могли бы быть восприняты с помощью интеллектуальной интуиции, но таковой мы не располагаем.

Апостериори (лат. a posteriori, букв.- из последующего) - знание, которое получено из восприятия, на основании опыта.
Канта, к-рый полагал, что спец. законы науки могут познаваться только апостериорно, тогда как общие принципы познания независимы от всякого опыта, априорны.
Априори (лат. a priori - предшествующий) - знание, предшествующее опыту и независимое от него.
Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом.
Термин "априори " введён ср.-век. схоластами, к-рые делали акцент на том, что нек-рые знания предшествуют опыту; позднее, особенно после Лейбница, в априорном знании на первый план выдвигали его независимость от опыта, его чисто умозрительное, понятийное происхождение. Согласно Декарту и Лейбницу, самое глубокое знание достигается вне опыта, путём непосредственного усмотрения истины - путём интеллектуальной интуиции, составляющей одну из главных "способностей души".

У Канта чисто априорными, хотя и имеющими непонятийную форму, являются такие категории, как пространство и время (Созерцания формы); однако только с их помощью, без прибавления к ним восприятий, нельзя достигнуть никакого познания.
В отличие от предшественников, для Канта априорным является не само знание, а форма, посредством к-рой оно получается; поэтому оно имеет смысл лишь в пределах опыта.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 1336 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...