Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные черты христианского мировоззрения: Теоцентризм и трансцендентность Бога. Креационизм, иерархичность мира. Откровение, Библия как источник Истины и знаний



Основные константы христианского религиозного мировоззрения.
Теоцентризм. Для религиозной философии, понятно, не только христианской, Бог выступает центральным предметом размышлений, началом и завершением всякой мысли. Бог – источник и средоточие позитивности во всех ее аспектах: онтологическом, гносеологическом и аксиологическом. По словам католического философа XX в. Этьена Жильсона, «нет ничего помимо Бога, и этот Бог – бытие: таков краеугольный камень христианской философии». «Я есмь Сущий» (Исх. 3, 14) – так определяет себя Бог при своем явлении Моисею.
--В то же время теоцентризм сочетается в христианстве с представлением о трансцендентности Бога, т.е. о его запредельности в смысле принципиального отличия по отношению к сотворенному им миру. Ни одна вещь в этом мире, ни даже весь мир в целом не могут служить достаточной аналогией для Его постижения. Отсюда возникает идея апофатической теологии Дионисия Ареопагита, получившая развитие в учениях христианских мистиков. В соответствии с этой идеей лучше всего Богу подходят отрицательные определения, где указывается, чем он не является. В конце концов наиболее адекватным человеческим выражением этой «сверхсущей» реальности является молчание. Творец, безусловно, проявляет себя в своем творении, и по этим проявлениям может быть познан позитивно – такова установка «положительной», катафатической, теологии, но и она признает, что Бог всегда еще и нечто бесконечно большее.

Трансцендентность Бога (лат. transcendens – выходящий за пределы) – богословское понятие, отражающее запредельность Бога тварному миру, подчеркивающее Его существование по ту сторону созданного Им бытия и всех видов человеческого опыта, недоступность познанию.

Как Причина всего сущего, Бог запределен всему сущему, бесконечно возвышается над всем тварным бытием, есть Сущий над всем сущим...

Вместе с тем, согласно учению Церкви, трансцендентной является только Божественное естество (сущность), но не Божественные действия (энергии), в которых Бог становится имманентентварному бытию...

Философская мысль в христианском средневековье. Иоанн Дамаскин как один из основателей религиозной философии и православия. Схоластика и теология. Фома Аквинский – доказательства бытия Бога.

В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об открытости истины, об откровении в Священном Писании. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. На фоне греческой мудрости, как говорил Х. Ортега -и- Гассет, эта идея была совершенно новой. Полагалось, что человек рожден в истине, он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог. Считалось, что мир сотворен Богом не ради человека, но ради Слова, второй Божественной ипостаси, воплощением которой на земле являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природы. Потому дольний мир изначально мыслился встроенным в высшую реальность, соответственно встраивался в нее и человеческий разум, определенным способом причащавшийся этой реальности - в силу врожденности человека в истину. Причащенный разум - это определение средневекового разума; функции философии заключаются в том, чтобы обнаружить правильные пути для осуществления причастия: этот смысл и заключен в выражении “философия - служанка богословия”. Разум был мистически ориентирован, поскольку направлен на выявление сущности сотворившего мир Слова, а мистика рационально организована в силу того, что иначе как логически Логос и не мог быть представлен.

Философствование осуществляется в момент чтения авторитетного текста или в момент его комментирования, то есть оно всегда в настоящем, где вечное прикасается к временному.

Теология, богословие (греч. theos — Бог и logos — слово, учение) — спекулятивное учение о Боге, основывающееся на Откровении, т.е. божественном Слове, запечатленном в сакральных текстах теистических религий (в иудаизме — Торой, в христианстве — Библией, в исламе — Кораном). Термин «Т.» появился в антич. Греции и первоначально обозначал мифы о богах, эпические сказания, пророчества, трагедии. Исторически Т. формировалась как способ рационального осмысления и защиты («апологии») понимания «слова Божьего», присущего данному вероисповеданию, в борьбе с «ложными» религиями (прежде всего язычеством) или внутренними «ересями», сектами, толками.


Иными словами, теолог осознавал и стремился представить собственную веру как высшую универсальную истину, обосновать соответствующие ей культ, нормы и правила жизни, а поэтому нуждался в использовании развитого филос.

Можно выделить три этапа становления средневековой спекулятивной философии. первый имеет начало в ранней патристике и длится до Х в, второй охватывает Х1-Х11 вв., третий - X111-X1V вв.

Схола́стика (греч. школа») — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического)богословия и логики Аристотеля.

· Составление «Сумм» — всеобъемлющих компендиумов по тому или иному вопросу.

· Доскональное изучение поставленного вопроса со скрупулёзным рассмотрением всех возможных случаев и опровержением неортодоксальных воззрений.

· Высокая культура цитирования.

Основная проблематика

· Вера и знание

· Доказательство бытия Бога

· Общее и единичное (проблема универсалий)

Идеологом иконопочитания был Иоанн Дамаскин (ок. 675 г. в Дамаске — до 753 г. в Иерусалиме).Иоанн Дамаскин жил в Азии и в VIII в. Иоанн Дамаскин принимал активное участие в борьбе иконоборцев и иконопочитателей в Византии, хотя сам он жил не в Византии, а в уже отобранной арабами у византийцев Сирии, где он родился, и в Палестине, где он умер. Сам он был сирийцем, и его жизнь прошла в Дамасском халифате, где отношение к христианам было вполне тогда терпимым. Иоанн Дамаскин сам сперва занял высокий пост своего отца, но затем ушел в монахи, стал пресвитером и большую часть своей жизни провел в монастыре близ Иерусалима. Оттуда он и вмешивался в развернувшуюся тогда борьбу между иконопочитателями, которых арабы высмеивали как идолопоклонников, и иконоборцами, будучи, как мы сказали, защитником иконопочитания.
Некоторые ученые считают именно Иоанна Дамаскина подлинным родоначальником средневековой схоластики. Его громадный трактат «Источник знания» — компендиум философских и богословских сведений, предвосхищение католических богословских «сумм». В первой части трактата — «Диалектика» — излагаются метафизика и логика Аристотеля. Во второй части — «Книга об ересях» — даются сведения не менее чем о ста ересях. Третья часть — «Точное изложение православной веры» — основная. В ней содержится изложение догматов церкви. Именно Иоанн Дамаскин, излагая Аристотеля, дает основную формулу христианской теологии в ее отношении к философии: философия — служанка теологии (богословия).

Сочинение Иоанна Дамаскина оказало большое влияние, получив распространение и на Востоке (в Грузии, на Руси), и на Западе. Правда, «Источник знания» был переведен на латинский язык лишь в XII в.

Фома Аквинский (1225 – 1274) известен в западноевропейской философии средневековья как один из выдающихся представителей зрелой схоластики и, в тоже время, крупнейший идеолог церкви. Фома Аквинский был монахом доминиканского монастыря, учеником знаменитого средневекового теолога Альберта Великого. Уже в 1323г. Фома был провозглашен папским престолом «святым», а его система становится официальной философской доктриной римской католической церкви.

Он считал, что философия Платона и неоплатонизм, которого придерживался Августин Блаженный и большинство ученых средневековья, в определенных условиях могла привести (и приводила) к противопоставлению духа и природы.

Вся философия Фомы основывается на категории бытия, под бытием он понимает христианского бога, сотворившего мир. Различая бытие и сущность, философ подчеркивает их общий корень: отдельные существования могут меняться, однако сущее не меняется, оно просто приобретает другие формы. В своей философской системе Аквинат выстраивает своеобразную «лестницу» бытия. Это – дух, разумная душа, «самосущее». Все существования – часть предельной полноты бытия. Такая предельная полнота бытия есть Бог. Таким образом, с необходимостью совпадение сущности и существования имеет место в Боге. Начиная с бога, который есть чистый акт творения, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз, т.е. по мере убывания актуальности бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 2353 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...