Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Словарь понятий темы



Абстракция - ( от лат. «отвлечение») формирование образов реальности посредством отвлечения свойств от их носителей и вещей от условий их существования. Абстрагирование - необходимое условие познания. Оно позволяет отличать главное (существенное) от второстепенного и случайного. Возможны два вида А. Первое состоит в том, чтобы вычленить рассматриваемое явление в чистом виде, т.е. отвлечься от тех обстоятельств, «которые не вытекают из существа дела». В этом случае сам предмет познания становится носителем условий своего существования. Например, понятие «растение» есть А. поскольку растение может существовать только при наличии множества условий: генетическом кодировании информации, взаимодействии с микроогранизмами, наличии тепла и света, почвы и пр. Но мысля это понятие, мы как бы сворачиваем эти условия внутрь самого предмета. Такое «сворачивание» не познавательный произвол, он соответствует способу бытия самой вещи. Ведь поскольку вещь (растение) существует как отдельное сущее, то это значит, что оно делает условия своими собственными свойствами. Такого рода А. иногда называют «предметно-истинными» понятиями. Второй вид А. - отвлечение свойств от их носителя. Например, «красное», «большое», «теплое». В отличие от вещи, свойства не имеют самостоятельного (автономного) бытия. Однако из самой А. не всегда видно о чем идет речь: о вещи или о свойстве. Так, понятие теплоты может провоцировать нас на поиск особой сущности (именно это и произошло в истории физики, когда пытались найти «теплород», т.е. особую субстанцию, мера которой определяла бы теплоту тела.) Эта процедура придания самостоятельного бытия свойству называется - гипостазирование. Абстрагирование есть формальная сторона идеирования, т.е. общей способности разума видеть сущность (всеобщее) за единичным существованием.

Всеобщее (2) - вещь (2) - свойство (2) - абстракция - идеация

Агностицизм - (от греческого слова «недоступный познанию») философская позиция, согласно которой вопрос об истинности или достоверности человеческого познания не может быть решен окончательно. Элементы А. характерны для многих философских учений: Д.Юма, И.Канта, для различных вариантов позитивизма.

Воображение (или фантазия) - внутренняя способность человека к конструктивной (продуктивной) чувственно-конкретной деятельности в сфере возможного. В. конструирует идеальные образы, которые служат основанием («проектом») последующей предметной деятельности. В отличие от представлений, которые в основном ориентированы на прошлый опыт, восприятий - ориентированных на настоящее, В. ориентировано на будущее.

И. Кант определил «продуктивную способность воображения» как априорное условие чувственного опыта, как воздействие конструктивной способности рассудка на чувственность.

Согласно феноменологии Э.Гуссерля - «свободные вариации в фантазии» - необходимое условие познания. Эти вариации признаками того или иного предмета позволяют увидеть инварианты, т.е. ясно осознать сущность предмета.

Время(2) - возможность (2) - идеальное (2) - воображение - представление - восприятие - априорный

Восприятие - субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно (сейчас) воздействующего на те или иные органы чувств. В отличие от элементарного ощущения В. характеризуется целостностью. В отличие от представления - чувственной непосредственностью. Однако о непосредственности В. можно говорить только относительно данного взаимодействия. В принципе любой акт восприятия предполагает акт категоризации. Это означает, что В. опосредствовано языком (воспринимаем только то, для чего имеем название или видим только те различия, которые обозначены языком), усвоенными планами и структурами поведения.

Воображение - восприятие - представление

Герменевтика - (термин происходит от имени др.-гр.бога Гермеса, который, помимо всего прочего, приносил и толковал людям послания богов) - метод и теория интерпретации с целью достижения понимания. Различают философскую Г. и Г. как общенаучный метод познания (в основном в гуманитарных дисциплинах). Для философской Г. основной категорией является «понимание» как способ человеческого существования. Соответственно, герменевтическими (или просто Г.) называют те философские течения, которые рассматривают понимание как всеобщее основание человеческого бытия. («фундаментальная герменевтика» Хадеггера, «онтологическая герменевтика» Гадамера, «феноменологическая герменевтика» Рикёра и пр.) Основную идею философской Г. можно выразить следующим образом: «Человек это такое существо, суть бытия которого состоит в понимании.» Феномен(2), который проявляет это бытие есть язык (5).

Для Г. как общенаучного метода главной проблемой является формальная или техническая сторона понимания - интерпретация. Герменевтический метод получает свое наибольшее значение в тех научных дисциплинах, которые исследуют разного рода события (акцентируют внимание не на вещной, а на событийной стороне изучаемых явлений). Поэтому ясно, почему областью применения Г. в основном являются гуманитарные дисциплины (история, филология, поэтика и т.п.). Но и естественные науки, поскольку они вынуждены рассматривать свои факты как события, применяют Г. метод. В этом случае Г. выступает как метод установления свойств объекта в зависимости от контекста взаимодействия.

Событие - герменевтика - понимание - интерпретация

Гипотеза -теоретическое предположение о сущности предмета познания. Г. вызревает вместе с постановкой проблемы и является необходимой предпосылкой для начала научного исследования. Бессмысленно вступать в область неизвестного не имея никаких предположений, что можно там встретить.

Проблема - гипотеза - знание и незнание

Гносеология - ( от греч. «гнозис» - знание и «логос» - учение) - в общем смысле - философское учение о познании. Кроме того это понятие характеризует историческую форму философии, когда её основное внимание было сосредоточено именно на проблемах теории познания, а познавательное отношение человека к действительности рассматривалось как исходное. Такой подход был характерен для философии Нового времени. Для современной философии в большей мере свойственен онтологический, антропологический и культурологический подходы. Здесь познание рассматривается как культурная форма и в рамках практического отношения человека к действительности. В современном философском языке больше принято употреблять термин «эпистемология» - который означает философскую теорию научного познания.

Философия как система (1) - гносеология

Детерминизм и индетерминизм -Д.- мировоззренческая (1) позиция, имеющая место как в философском так и научном познании, согласно которой все явления причинно(2) обусловлены. Очевидная недостаточность принципа причинности для объяснения многих явлений, открытие роли вероятностных процессов (в квантовой физике) и самоорганизующихся систем - привело к появлению И. (отрицание или ограничение принципа причинности). Тем не менее Д. сохраняет свою силу, поскольку расширяет идею причинности до взаимодействия (а понятие закона не сводит только к причине). И. не отрицает понятия закона и закономерности, поэтому роль И. не является самостоятельной, но значима только в рамках критики всеобщности принципа причинности.

Мировоззрение - причина и следствие - детерминизм и индетерминизм

Дискурс -(от лат. «рассуждение», «речь» - восходит к глаголу «расходится в разные стороны». Один из самым употребительных терминов в современном философском словаре. Употребляется в самых разных контекстах: «дискурс власти», «научный дискурс», «дискурсивные формации» и пр.) - способ расчленения объекта познания или объекта практического воздействия на обозримые элементы. (В этом смысле «дискурс власти», например, означает «способ, к которому прибегает власть, чтобы расчленить социальное тело на подвластные части»). Рассуждение (т.е. «выставление на суд») с необходимостью сопровождается установлением каких-то различий в предмете суждения, т.е. предмет аналитически расчленяется. Понятие Д. призвано подчеркнуть, что «способ расчленения предмета» в значительной мере определяется волей или желанием субъекта познания и действия. (Образ: лист бумаги можно разрезать как угодно). Некоторые объекты таковы (настолько пластичны), что именно дискурсивная практика (практика исследовательского воздействия) только и придает им определенную форму. Таковы многие социальный явления, когда именно законодатель придает им определенность, таковы, по существу, все искусственные предметы культуры, таковы, во многом, психологические феномены, которые дискурсивно формирует психотерапевт и т.п.

отношение(2) -дискурс - текст(5)

Дополнительности принцип -общенаучный принцип познания, который определяет условия описания таких объектов, которые содержат взаимопротивоположные характеристики, а именно - невозможность в одной исследовательской процедуре схватить эти характеристики. Д.п. был предложен Н.Бором в связи с феноменом элементарной частицы, которая сочетает в себе корпускулярные и волновые свойства, причем так, что они не могут быть определены одновременно. Поэтому описание волновых свойств должно быть дополнено описанием корпускулярных. Далее было замечено, что все культурные предметы обладают такими же чертами. Например, можно либо слышать последовательное звучание фонем при произнесении слова, либо понимать его смысл - одновременно улавливать и то и другое невозможно.

В современной философии идея дополнительности также призвана для описания парадокса начала. Всякое начало относительно и связано с дополнением уже существующего. Возможность дополнения обусловлена отсутствием, «пустотой» того, что дополняется. Таким образом идея Д. ведет к актуализации понимания Бытия как ничто.

Парадокс - проблема - принцип дополнительности

Заблуждение -познание сбивается с пути (начинает блуждать и делать ошибки), когда теряет меру абсолютного и относительного, объективного и субъективного, конкретного и всеобщего (см. истина) в суждениях. Иными словами, нарушается мера проблемности истины. Человеческое суждение становится ложным не потому, что оно не имеет отношения к действительности, но потому, что границы его действительности указаны не верно. Например, суждение «все лебеди белы» является ложным (это заблуждение), потому что нарушены все меры: конкретности - «не все лебеди белы, а только большая их часть»; относительности - поскольку абсолютизировано значение «белизны» для «лебедя»; объективности - поскольку не принята во внимание ограниченность субъективного опыта (допустим, действительно, видели только белых лебедей). Поскольку область проблемности суждений непосредственного опыта («Эта роза красная») весьма незначительна, то и З. для такого рода суждений мало характерны. Ключем к пониманию З. является научное познание, обязательным условием которого является метод. З. - есть искажение пути (метода) познания. Методология вынуждена специально заниматься вопросом как избежать ошибок при проведении экспериментов, измерении, построении теории и интерпретации данных. Так, одним из самых частных источников ошибок эксперимента является неучтенное влияние экспериментатора на течение эксперимента (т.е. путь познания отклоняется в сторону субъективности). История науки полна примеров абсолютизации положений той или иной теории - еще один источник заблуждения. Особую сложность для теоретического научного знания представляет его применение для интерпретации конкретной ситуации. Здесь действует принцип: «абстрактной (общей) истины нет, истина всегда конкретна». Учесть все конкретные обстоятельства, влияющие на действие общего (теоретического) закона чрезвычайно трудно. Вот почему практические применения теоретических положений почти всегда уязвимы.

Неспособность человека вообще увидеть проблемность суждения или ситуации есть глупость. Г. не проводит поэтому никакого различия между мнением и действительным положением вещей, она не придает значения относительности любого суждения его условиям, ее не заботит разница общего и особенного. От ошибки и заблуждения глупость отличает уверенность. Глупость уверена, поскольку не видит и не знает проблемы (того невидимого поля незнания, по которому проходит знание). Отсюда родство глупости, злобности и безумия.

Проблема(1) - истина - метод - заблуждение - интерпретация - критерий научности

Закон - ( слово происходит от сущ. Конъ, которое означает «предел», кон ец, начало. «За-кон» - буквально «то, что выходит за пределы, то, что было изначально». Этот исходный смысл делает понятие идентичным платоновской идее. Ср. также греч. eikon - икона, что означает «образ»). - сущность, которая определяет видимое движение, изменение, поведение вещей и событий. Проблема интерпретации понятия З. состоит в установлении, где находится эта сущность? Идеализм исходит из того, что сущности (идеи как законы вещей) имеют автономное «потусторонее» существование. К этой точке зрения присоединяется рационализм и реализм. Материализм, сенсуализм и номинализм полагают, что З. только абстракция от устойчивого, повторяющегося отношения между вещами или событиями, «имя», которое дает человек этим отношениям.

Важно иметь в виду, что новоевропейская наука, которая начиналась как математизированное естествознание (Ньютон, Галилей) исходила именно из того, что законы имеют объективное и независимое от вещей существование (это те законы, которые Бог предписал миру). Научное естествознание (физика) рождалась в борьбе против средневековой схоластики (которая в основном опиралась на Аристотеля), путем возвращения к Идеям Платона. Вплоть до сегодняшнего дня современный ученый является скрытым неоплатоником, поскольку верит в объективное существование законов и считает, что главная задача науки состоит в их открытии.

Разногласие материализма и идеализма в трактовке понятия З. может быть в известной степени преодолено (Возвращаемся опять к Аристотелю - с учетом подходов таких современных научных дисциплин как теория систем, теория управления и проч.) З. есть тот порядок, который накладывает на данный класс вещей и событий та система целого, которому этот класс принадлежит. Получается, с одной стороны, З. существует вне и независимо от каждой отдельной вещи, но, с другой, это именно устойчивое отношение между вещами (но не только абстракция).

сущность - всеобщее - идея - закон

Знание и незнание - З.- образ вещи или события, которыми свободно и осознанно располагает человек. Будем отличать З. от сведений, информации и впечатлений (т.е. всего того, что впечатлено в субъекта), которыми бессознательно может располагать и животное. (Как говорят: «и животное знает, но оно не знает о том, что знает»). Осознанный характер З. возможен только потому, что З. существуют только на фоне Незнания. (1) «Я знаю, о том что знаю потому, что раньше этого не знал, потому, что любое знание появляется из незнания». (2) «Я знаю это потому, что знаю границы своего знания».

Формой выражения Н. является вопрос. З. есть ответ на вопрос. Только такая впечатленная информация (при обучении, например) становится З. (тем, чем человек осознанно располагает), которая есть ответ пусть на неявно поставленный вопрос. Различение и взаимосвязь З. и Н. находится в основании различия науки («ученого знания» и философии («ученого незнания»). (см. первую тему). Осознанная граница между З. и Н. есть проблема.

З. отличается от мнения тем, что последними человек свободно не распоряжается. («Я не волен думать об этом иначе, чем я думаю»). Человек располагает знаниями, мнения располагают человеком.

З. есть результат познания, а суть познания метод. Именно метод получения знания, делает их осознанными.

Истина - знание и незнание - метод - проблема

Идея - ( от греч. «первообраз». У Платона синоним «эйдоса») форма мысли, которая наряду с понятием (пониманием) содержит в себе стремление к его осуществлению; «понятие-цель». Обычное словоупотребление схватывает это различие: «Я пониманию», т.е. являюсь страдательной стороной; «Я имею идею», т.е. хочу активно реализовать свое понимание. В способности человека иметь И. наиболее рельефно выражено единство объективного и субъективного, действительности и возможности, сущности и явления. Всякое осознанное свободное человеческое действие происходит благодаря И. Уже обычный акт речи, поскольку он есть желание высказать свою мысль, есть реализации И.

понимание - понятие - идея - эйдос (2)

Имманентный и трансцендентный -И. - внутренне и необходимо присущее свойство чего-либо. Т. - выходящий за пределы наличного существования данной вещи, свойство накладываемое на неё извне.

Интерпретация - (от лат. «разъяснение», «истолкование») - осмысленный выбор из множества значений слова, высказывания или любого наблюдаемого факта тех из них, которые соответствуют данной ситуации или контексту. И. представляет собой формальную сторону (или технику) понимания. Понять что-либо мы можем только при условии, что видим или предполагаем то целое (контекст), которому принадлежит непосредственно воспринимаемая вещь. Например, смысл слова нам понятен лишь в контексте целого, т.е. языка, смысл орудия деятельности - в контексте его использования и т.д. Необходимость И. возникает тогда, когда возникает явный конфликт между равновозможными способами понимания. В привычных ситуациях (контекстах) выбор необходимого значения происходит бессознательно. Хотя с точки зрения внешнего наблюдателя и в этом случае имеет место И., но поскольку сам «слушатель», «зритель» и т.п. осознанно не выбирает из множества значений, то об И. можно говорить лишь условно.

И. основное понятие герменевтики как метода познания.

Часть и целое (2) - контекст - герменевтика - понимание - интерпретация

Иррационализм -направление в философии, которое отрицает или ограничивает, с одной стороны, возможности разума в познании мира, а с другой, отвергает или снижает степень разумности порядков мира. На место разума выдвигаются другие духовные способности человека: мистическая интуиция, откровение, воля, вера, инстинкт и т.п. В той или иной мере И. тенденции характерны для многих философских, в особенности - религиозных, учений. Наиболее последовательно И. проведен в философии А.Шопенгауэра, Ф.Ницше и др. (Но возможны разные толкования И. Как заметил М.Хайдеггер: «иррационализм есть только не осмыслившая себя рациональность»)

разум- рационализм - иррационализм - мистицизм - интуиция

Интуиция и интуитивизм -интуиция - безусловная способность человека к непосредственному пониманию смысла и познанию, минуя обоснование и доказательство. Природа И. может истолковываться существенно по разному. Рационализм принимает И. как «понятие ясного и внимательного ума, порожденное лишь светом разума» (Декарт). Сенсуализм трактует И. как «ясное чувственное созерцание». Мистицизм как «озарение» или «откровение». Но главное в понятии И. - различение непосредственного и опосредованного дискурсивного знания (см. дискурс). Выдвижение этого различия на первый план в теории познания и образует философское течение «интуитивизма». И-зм возник в конце 19 в. как реакция на позитивизм (Лосский, Франк, Трубецкой, Бергсон, Гартман и др.) как критика рассудочного знания с целью познания таких феноменов как «жизнь», «любовь», «бессознательное» и пр.)

В современной философии понятие И. не пользуется большой популярностью, поскольку его смысл перекрывается более содержательным понятием понимания. Можно говорить о том, что интуиция есть субъективная сторона понимающего бытия человека.

Понимание - интуиция - дискурс - Бергсон

Истина -имманентное свойство знания, характеризующее его принадлежность действительности или соответствие знания действительности. Знание «по определению» соответствует действительности (если не соответствует, то это не знание, а мнение). Тождество знания и И. относится к характеристике Знания как общей категории. Любая часть знания не есть Знание, но только некоторое утверждение, о котором нужно специально решать, принадлежит ли оно Знанию=Истине=Действительности или нет. Вопрос о соответствии утверждения (суждения) действительному положению вещей это вопрос его истинности. Поскольку человек не располагает абсолютным знанием и истиной, но стремиться к ним, то для него главная проблема - критерий истинности (критерий соответствия) его теорий, убеждений и суждений. (Эту проблему можно отвергать, занимая радикальную позицию агностицизма и скептицизма.)

В истории философии было выдвинуто несколько концепций критерия истинности.

1) Критерий соответствия суждения (теории) фактам. Этот критерий в основном применяется в повседневных ситуациях, когда отсутствует специальная процедура установления факта. Когда же используется научная процедура (см. метод), то факты оказываются зависимыми от них, от языка описания, от приборов наблюдения и пр. Таким образом, этот критерий оказывается недостаточным, построенным на скрытых предпосылках.

2) Критерий логического соответствия суждений, теорий и наблюдений некоторым самоочевидным принципам (основоположениям). Этот критерий исходит из того, что общей предпосылкой любого суждения или наблюдения факта является тождество бытия и мышления, т.е. человек изначально соответствует бытию, является его частью и поэтому его наблюдения и суждения вырастают из этого изначального соответствия. Свидетельствами принадлежности человека (мысли) бытию являются некоторые самоочевидные положения. Например: «Мир есть», «Я мыслю, следовательно существую» и т.п. В принципе можно допустить, что «очевидности» имеют место, но как только они формулируются, то сразу подвергаются сомнению на «очевидность». (И нет такой очевидности, которую предлагают одни философы и не оспаривают другие.) Вариантом данного критерия является «критерий авторитета», т.е. свидетельства такого лица, которому доступно откровение.

3) Критерий логической полноты и непротиворечивости. Этот критерий предлагает отказаться от идеи «очевидного основоположения» как фактически неразрешимого и уповать только на логическое единство самого знания. Здесь образцом является математическое (логическое) доказательство. Если все суждения связаны логически необходимым образом, вытекают одни из других, не противоречат друг другу, не содержат смысловых разрывов (обладают полнотой), то они истины. О всей логической системе с большой долей уверенности также можно сказать как об истинной. При всей значимости этого критерия (особенно в научном познании) он также имеет свои ограничения. Математически строго доказано (теоремы Гёделя), что формализованные системы в принципе не могут быть полны и непротиворечивы.

4) Критерий практики. Этот критерий предлагает устанавливать соответствие не между знанием и действительностью (Миром), но между знанием и коллективным практическим опытом. Этот опыт и объявляется действительностью Мира. В этой позиции есть большой резон. Ведь если человеку удается опредметить свое знание в том или ином произведении (например, в техническом устройстве), если это произведение стало частью Мира (если оно эффективно) - значит оно находится в соответствии с законами мироздания, а, следовательно, и породившее его знание - истинно. Но всегда возможен вопрос: в полной ли мере человеческие затеи соответствуют мировому порядку, т.е. являются действительными? Не сама ли практика показывает как природа отторгает человеческие изобретения (технику)? Может ли тогда относительность всех практических достижений человечества служит критерием истинности его знания?

5) Прагматический критерий. Данный критерий, в свете недостатков всех прочих, предлагает вообще отказаться от изначального смысла Истины и просто отождествить её идею с эффективностью. «Если эффективно действует, значит истинно». Нет одной истины, у каждого она своя в меру того, насколько принятая система убеждений приводит к желаемому результату. В отличие от критерия практики (коллективного, общего опыта) - прагматический критерий касается только индивидуального (или ассоциированного) опыта.

6) Герменевтический критерий. Последний исходит из способности людей понимать друг друга и договариваться. В знании ровно столько истины, сколько удается передать всем другим людям (и именно в бесконечной перспективе). Действительно можно показать, что остальные критерии в качестве неявной предпосылки имеют способность людей транслировать свой личный опыт друг другу. Так, я принимаю нечто как факт только потому, что могу согласовать свой опыт восприятия с опытом других людей. (Можно представить, как человек отреагирует на то обстоятельство, что все другие говорят ему, что видят снег иначе: «не белым, а серым». Будет ли он считать «белизну снега» фактом?). В еще большей степени это касается критериев очевидности и непротиворечивости. Критерий практики вообще требует фундаментальной договоренности об интерпретации опыта.

Онтологической основой Г.к. является понимание как способ человеческого бытия.

Если суждение (знание) истинно, то это значит, что оно принадлежит проблемному полю (области незнания, границы которого очерчены). Это суждение (знание) (1) объективно - поскольку оно не зависит от мнения отдельного человека или конечной группы людей, но в то же время оно субъективно - поскольку является именно человеческим знанием; (2)истинное суждение - абсолютно, поскольку имеет содержание, которое не может быть исправлено дальнейшим развитием познания, но в то же время относительно, ибо нет такого знания, которое не могло бы быть уточнено и дополнено; (3)истинное знание конкретно, поскольку всегда предполагает условия при которых оно соответствует действительности (если условия не предполагаются, то это будет или заблуждение или глупость), но в то же время оно носит всеобщий характер, поскольку предполагает, что конкретная ситуация соответствует всеобщему порядку. Хотя мы знаем, что в истинном знании имеются эти противоположные определения, но в точности указать меру объективного-субъективного, абсолютного-относительного, конкретного- всеобщего, не можем. В этом состоит проблемность или парадоксальность или неращрешимость истинного знания. (Например, суждение: «все тела состоят из атомов», - истинно. Но конфигурация смысла этого суждения обнаруживает множество проблем. Можно ли сказать, что человеческое тело состоит из атомов? Ведь сказать только это о теле - глупость. Электрон не состоит из атомов. Значит он не тело? Или не все тела состоят из атомов? И т.д.)

Когда знание забывает о своей проблемности, о существовании парадоксальной границы между его противоположными определениями оно становится заблуждением, а еще далее - глупостью.

Знание и незнание - понимание - истина - заблуждение - проблема(1)

Категории -наиболееобщие определения сущего(2) (вещей), т.е. такие определения, которыми сущее располагает заведомо, до всякого её рассмотрения (следовательно, К. как минимум априорны относительно конкретного восприятия). Так заведомо известно, что всякая вещь имеет форму и содержание, находится во взаимодействии (отношении), предполагает причину и пр.

Классификация К. восходит к Аристотелю, который положил в её основу категории грамматики. Именно язык определяет первичный способ категоризации мира. Как известно, члены предложения отвечают на определенные вопросы. Эти вопросы и есть категоризации. Кто? или Что? (субъект или сущность), какой? (качество или свойство), сколько? (количество), где? (пространство), когда? (время), почему? (причина), зачем? (цель) и т.д. Выявление онтологического смысла этих вопросов это и есть философское учение о категориях. В этом строгом смысле К. не есть понятия (но формально-логическое истолкование понятий не отличает их от К., считает их общими понятиями). К. выражают отношения или различия, они есть предельные «рубрики» для различения свойств сущего. Таким образом, онтологический смысл категорий в том, что они представляют и выражают устойчивые различия Бытия, отношения между вещами.

Является ли категориальный способ описания Мира единственно возможным? В современной философии предпринята попытка мыслить мир «за пределами категорий» (за пределами устойчивых различий). Так экзистенциализм полагает, что человеческое бытие не может быть описано категориально, но только посредством экзистенциалов. Такой же подход характерен для философии постмодернизма. В целом категориальный способ описания (объяснения) хорошо подходит для анонимных объектов - те вещи, которые обладают выраженной индивидуальностью (личности, исторические и культурные события, феномены природы и пр.) требуют иного подхода.

Отношение(2) - описание и объяснение - категории - понимание - понятие

Контекст - относительно завершенное по смыслу образование текста, адекватное для понимания единичного события (исторического события, слова или фразы). Или, другими словами - смысловое целое, в рамках которого происходит интерпретация данного события.

Герменевтика - интерпретация - контекст - текст(5)

Критерий научности -один из самых острых вопросов, которые обсуждаются в современной философии и методологии науки. В чем состоит отличие научного познания (знания), от обыденного - с одной стороны, и философского - с другой. Можно ли, например, провести различие между научным и ненаучным как между истинным и ложным? Можно ли каждый опыт философствования назвать научным?

Позитивизм (и неопозитивизм) полагал, что принципиальное отличие научного знания в его «верифицируемости», т.е. проверяемости фактами. Постпозитивизм выдвинул в качестве критерия принцип «фальсифицируемости» (К.Поппер), т.е. знание является научным если оно в принципе может быть опровергнуто (ясно, что мнения «я думаю, что...», художественные фантации и во многом умозрительные философские рассуждения - неопровержимы.)

Метод - ( отгреч. «путь») - «путь» познания (синоним «научного подхода»), суть научного исследования. Вопрос о методе возникает сразу после постановки проблемы и выдвижении гипотезы, когда очерчена область неизвестного. М. определяет направление поиска (исследования), стратегию «захвата terra incognita - неведомой земли». Возможность применения того или иного М. научного познания основана на следующей предпосылке, что предмет познания заведомо обладает некоторыми универсальными свойствами. Каждому такому универсальному свойству будет соответствовать метод (подход).

Предмет заведомо обладает структурой, следовательно можно использовать структурный подход (метод), предмет имеет историю - можно использовать исторический метод, предмет имеет количественные параметры - им соответствуют количественные (математические) методы, он имеет сущность - используем теоретический метод, сущность является - используем метод наблюдения и т.д.

Можно заметить, что каждый метод есть ни что иное как последовательное (методическое) использование основных категорий.

От М. отличают приемы, способы или процедуры познания, которые хотя и базируются на методах, но не имеют прямого отношения к универсальным определениям сущего (предмета познания). К ним, например, относят измерение, сравнение, идеализация и т.п. Граница между М. и процедурой, естественно, подвижна и, кроме того, зависит от мировоззренческой позиции ученого. Если он, например, полагает, что Идеи существуют объективно, но идеализация для него будет выступать не как процедура, но как метод. С другой стороны, в познании есть такие ориентиры, которые не имеют отношения к самому предмету, находятся за его пределами (говорим «трансцендентны ему») - это принципы познания. К ним, например, относятся требования строгости, доказательности, верифицируемости, объективности и пр.

С методами неразрывно связаны средства («орудия», «инструменты») научного познания. К средствам прежде всего относят язык науки (язык описания), приборы, измерительные инструменты, экспериментальные установки и проч.

Именно наличие метода отличает научное познание от обыденного. Тезис можно сформулировать достаточно жестко: «только такое знание является научным, для которого указан метод его получения».

Категории - истина - метод -заблуждение - критерий научности

Методология -учение о принципах, методах, средствах и процедурах научного познания. Это учение имеет в целом философский характер, хотя и использует подходы теории систем, логики, семантики, информатики и др. Философский характер М. определяет то обстоятельство, что никакая конкретная наука, оставаясь в рамках своих познавательных задач, не может сделать предметом познания те методы, которые сама же использует. Например, физика использует разного рода измерения, но процедура измерения не может стать предметом физического знания. Или: любая наука использует абстракции, строит теории, ставит эксперименты и т.д. Но исследование природы абстракций, теорий и эксперимента выходит за предметные возможности наук.

Метод - методология - заблуждение

Мистицизм (мистический опыт) - религиозно-философская позиция, которая допускает возможность познания путем непосредственного контакта души с таинственными (потусторонними) силами (Духами, Богом и пр.). Мистический опыт противопоставляется как чувственному познанию (является «экстрасенсорным») так и рациональному (является иррациональным). М. как определенный элемент познания допускался многими философскими течениями.

иррационализм - мистицизм - Плотин

Моделирование (модель) - универсальный метод познания (общий как теоретическому, так и эмпирическому уровню), основанный на замещении одного объекта (А) подобным в некотором отношении другим (В) так, что знание о (В) обратимо считается знанием о (А). Замещение, подобие и обратимость - три необходимых условия М. (построения моделей). Объект считается моделью, если соблюдены все эти условия. Каких-либо иных ограничений для модели не существует. Она может быть вещественной (материальной) и идеальной, структурной и субстратной, физической и математической, статической и динамической, синтетической и аналитической, дедуктивной и индуктивной. Фактически любой метод научного познания можно рассматривать как вариант М. в той мере и поскольку он предполагает создание конструктивного объекта (системы уравнений, рисунка, текста, эксперимента и пр.), внутренняя логика которого позволяет высказывать суждения о познаваемом объекте.

Модель - теория - эксперимент - эмпирический

Наблюдение научное -общая цель Н. (как и эксперимента) установить причину или вычленить воздействующий фактор некоторого явления в его естественных (а не искусственных как в эксперименте) условиях. Общим условием такого вычленения является по возможности точная фиксация условий наблюдения (для чего обязателен протокол Н.) и, следовательно, повторяемость. Однако, никогда нельзя знать наверняка, что все условия наблюдаемого явления точно установлены. Поэтому данные наблюдения, как правило, считаются наименее надежными при научных исследованиях.

Н. можно рассматривать как метод познания и как процедуру. Поскольку мы предполагаем, что сущность или закон себя проявляют, то связь сущности и явления есть категориальная предпосылка метода Н. Если рассматривать Н. как способность человека «выслеживать», то оно предстанет как процедура.

Метод - наблюдение - эксперимент

Наука - культурнаяформа (см.5) и социальный институт(6), в рамках которых осуществляется коллективная деятельность по производству, хранению и трансляции нового знания. Суть науки - исследование.

Содержанием Н. является познание - способность человека к постижению Истины. Но это содержание требует соответствующей формы. Такая форма вырабатывается в культуре. Хотя никакое сообщество людей не способно существовать без познания, но не каждое из них выработало научную форму познания. Форма научного познания была выработана в античной культуре (по греч. научное знание обозначалось как episteme и mathema - отсюда «математика»). Принцип этой культурной формы - независимость знания от мнения какого-либо лица. Гарантом такой независимости являлся объективный (или, как говорят сегодня - «интерсубъектиный») метод получения знания. Математика и математическое доказательство - исходный образ науки. Доказательство греческое изобретение то, что отличает математику от той практики вычислений, которая имелась в древних Вавилоне и Египте. Методическое оформление знания воплощалось в множестве культурных форм: в том способе собеседования, спора и диалога равных, которые осуществляли софисты и Сократ, в отношении учителя и ученика (как в «Академии» Платона и «Ликее» Аристотеля), в общедоступности знания, в объективированном существовании знания в текстах.

Однако в античности научное познание существовало преимущественно как культурная форма. Наука тогда еще не оформилась как социальный институт. Трудно сказать, что является первичным: культурный дух научного познания или демократическая организация греческого полиса, но между этими культурными и политическими формами безусловно существует сродство. Вообще адекватной социально-политической формой развития науки (как показывает вся история) является демократия. Наука как социальный институт появляется только в Новое время как форма специализированного экспериментального познания (естествознания). Важными вехами институализации науки является возникновение Лондонского королевского общества (1662 г.) и Парижской академии наук (1666 г.), соединение науки с системой высшего образования (вторая пол. 19 века), научно-техническая революция 20 века, когда наука проникает во все социальные институты (экономику, политику, культуру). Социальными последствиями институализации науки явилось то, что научные (теоретические) положения стали применяться на практике в предварительных расчетах при строительстве, в военном деле, в создании новых приборов. Но для того, чтобы додуматься до практического применения тех же математических расчетов должна была произойти революция в умах. Нужно было, например, увидеть видимое движение тел как проявление вечных «потусторонних» законов (Платоновских Идей). Наиболее яркий пример. Почему до Галилея никто не додумался сбросить пулю и ядро со своей «Пизанской башни» и увидеть, что скорость падения не зависит от веса тела? (Именно так считали в течении всех веков). Чтобы это увидеть нужно было предварительно выделить идею ускоренного движения в чистом «идеальном» виде, т.е. теоретически, и только затем поставить эксперимент.

Таким образом, наука в собственном смысле слова есть способ развития познания через применение теоретического знания на практике.

Форма(2) -метод - наука - институт(6) - теория - эксперимент

Ноэма и ноэзис - ( греч. «мысль» и «мышление») - феноменологические термины, которые различают мыслимое (ноэма) и мыслящее (ноэзис) в процессе самого мышления. Это различие выражает следующую ситуацию. С одной стороны, всякая мысль («мыслящее») направлена вовне, т.е. её содержанием является нечто отличное от самой мысли (это «мыслимое»), но, с другой стороны, совсем не обязательно, чтобы «мыслимое» было реальным предметом, фактом или материальной вещью. Мы можем мыслить «кентавров», геометрические точки, мнимые числа, создавать вымышленные поэтические миры, просто фантазировать. Можно ли утверждать, что эти «предметы» мысли имеют субъективное существование? Поскольку очевидно, что статус таких «предметов» в равной степени объективен, а следовательно классическое противопоставление объективно и субъективного в данном случае «не работает», то понятия Н. и Н. призваны выразить более строго конструктивную «работу» мышления.

Объект и субъект - ноэма и ноэзис

Образ -наиболее общая субъективная форма представления любого знания. Понятие О. чрезвычайно многозначно. («субъективный образ», «зрительный образ», «тактильный образ», «художественный образ», «образ жизни» и т.д. Общим всем этим значениям будет: «нечто вычлененное и представленное в своей особенности». Слово О. происходит от глагола «резать» - в значении «вырезать»). Данная многозначность выражает уровни смысла данного понятия.

1) В онтологическом смысле О. есть то же самое, что форма, образец, идея.

2) В антропологическом - это ментальный О., т.е. мысленная или чувственная копия некоторого образца. В этом смысле говорят об «образном мышлении».

3) В культурном смысле - это образец, выраженный во вне, в какой-то знаковой форме как «художественный образ» или научная модель.

4) В социальном - та внешняя отчужденная норма, которую избирает человек в своей общественной жизни - в смысле «образа жизни».

Образное мышление противостоит абстрактному. Эта оппозиция основана на том, что абстрактное мышление направлено на выявление общего (и стирание различий), а образное мышление пытается схватить смысл явления посредством конкретных различий. Поскольку слово всегда обобщает, то понятно тяготение абстрактного мышления к вербальному и то, что образное в большей мере связано с визуальным восприятием и воображением.

Форма(2) - образ - воображение - представление

Объект и субъект - О. (лат. «предмет», «противолежащее») - то, что противостоит субъекту в его познавательной и практической деятельности. О. следует отличать от предмета познания или деятельности. Предмет или «предметная область» - та совокупность свойств О., которая вычленяется познавательными или практическими средствами.

Например, земля может быть предметом труда. Это означает, что субъект в своей трудовой деятельности затрагивает только те свойства земли как реального объекта, который позволяют выращивать, допустим, зерно. Точно также один и тот же объект может быть предметом разных наук.

С. - (букв. с лат. «под-лежащее») источник и носитель активного отношения к О.

Противопоставление С. и О. (субъективного и объективного) идет от Декарта и основано на характеристике познавательного (гносеологического) отношения. В практическом или бытийном плане различие субъективного и объективного производно и относительно. Более строго и более тонко познавательное отношение человека к миру выражено в феноменологических понятиях ноэмы (мыслимое) и ноэзиса (мыслящее), относительно которых О. и С. выступают как частный случай.

Вещь(1) - субъект и объект - индивид(4) - агент(6)

Операционализм - направление в философии и методологии науки (основатель П.У.Бриджмен), которое полагает, что смысл научного понятия определяется (или даже тождественен) совокупности инструментальных операций (в особенности - операциям измерения). О. представляет собой приложение идей прагматизма к научному познанию. Несомненно, что в науке довольно большое значение имеют операциональные понятия (например, все математические категории имеют преимущественно операциональный смысл) и, действительно, в любом понятии имеется О. содержание (в особенности в содержании понятий тех объектов, которые не являются непосредственно наблюдаемыми: «кварк», «поле» и т.п.). Но можно ли это содержание целиком свести к операциональному? Считается, что О. абсолютизировал данный момент познания.

Прагматизм(1) - операционализм

Описание и объяснение -формы познания и способы представления знания. Описание - форма индивидуализирующего познания, объяснение - генерализирующего. Объяснение состоит в том, чтобы выявить сущность или причину, установить из каких элементов состоит (посредством анализа) и значит «стереть» индивидуальные особенности явления. Например, объяснить поступок это означает подвести его под некие общие рубрики, представить как следствие каких-либо универсальных причин. Описание позволяет узнать явление, подчеркивает его индивидуальные отличия. Эту задачу, например, выполняет описание лица. Описание характерно для художественной литературы, объяснение для научного познания. Описание ориентировано на событийный порядок мира, объяснение - на вещный. Однако для современный научных дисциплин различие О. и О. становится менее значимым. Широкое использование интерпретационных методов (в теории систем, информатике, лингвистике и проч.) порождает особый тип научного описания.

Понимание - описание и объяснение - язык(5)

Парадигма - ( от греч. «пример», «образец»)принятые научным сообществом в данное время образцы (модели) постановки и решения научных проблем. В понятии П. подчеркивается культурно-исторический характер научного знания. Смена П. означает революцию в научном познании. В философии и методологии науки обсуждается вопрос, существуют ли абсолютные критерии сравнения различных П. или же они несравнимы как различные языки описания одного и того же объекта.

Проблема - парадигма

Позитивизм - первая историческая форма «философии науки» (основоположник О.Конт (1798 - 1857). Основная идея - отстоять независимость позитивного научного знания от какой-либо метафизики. Философия необходима науке только до тех пор, пока последняя находится в неразвитом состоянии. П. полагает, что задача науки не объяснять, а только описывать факты и обобщать их в виде эмпирических закономерностей.

Хотя позитивистскую позицию независимости науки от философии (от философских предпосылок) в современной философии науки можно считать преодоленной (её считают абсолютизацией опытного характера научного знания), но остается историческая заслуга П. как критики научности философии в её претензии быть «наукой наук». Современная взаимная относительная автономность науки и философии - во многом результат этой критики.

Второй исторической формой «философии науки» был неопозитивизм (лингвистический позитивизм) - Б. Рассел, Л.Витгенштейн и др., который «смирился» с существованием метафизической проблематике в науке, но попытался свести её к «неправильному» использованию языка, а задачу философии свел к логико-семантическому анализу высказываний (в том числе научных). Но и эта редукция философской проблематики науки к логике и семантике оказалась слишком узкой.

Третьей формой «философии науки» стал постпозитивизм (критическая философия науки). (К.Поппер). Здесь контекстом анализа научного познания становится культура и история. Наука обнаруживает себя как культурно-историческая форма познания, которая развивается через борьбу и конкуренцию научных теорий. Становится видно, что ни одна теория не может претендовать на Абсолютное знание (каждая из них связана с тем или иным заблуждением).

Современную стадию философии науки называют посткритической ( Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд и др.). Для нее характерен еще больший акцент на культурно-исторических реальностях научного познания. В особенности он выражается в том, что единицей развития знания становится не теория, а более общее социокультурное образование: парадигма (Кун) или научно-исследовательская программа (Лакатос).

Философия и наука(1) - наука - метод - позитивизм - Поппер - Кун - Лакатос

Предметная область (предмет познания) - Область, на которую распространяются утверждения (науки, теории, гипотезы и пр.). П.о. образована совокупностью или системой только тех определенных свойств реальных объектов, которые могут быть вычленены методами данной науки. Например, математика может изучать общественные явления под определенным углом зрения, но при этом она образует свою П.о., которым относятся разного рода структурные (количественные) зависимости между реальными общественными явлениями.

Объект - предметная область

Понимание - основополагающее отношение человека к Миру, тождественное онтологическому качеству открытости, состоящее в способности видеть развернутые во времени возможности сущего, «как бы» становясь на его место. «Понимать это значит полагать сущее в перспективе его возможности» (Хайдеггер). Так, мы понимаем другого человека, если представляем его как свою собственную возможность. Мы понимаем вещь, если можем её сделать («понимание того, что такое окружность, дано самим актом её вычерчивания» (Кант). Общим контекстом понимания является Время, т.е. критерием П. является знание становления сущего во времени.

С пониманием можно относится как к вещам, так и событиям. Но о П. мы говорим преимущественно тогда, когда имеем дело с событиями (вещами, полагаемыми в качестве событий - например - другими людьми). Когда П. обращено на конкретную вещь или её свойство оно становится понятием.

Возможность - событие - вещь - время - понимание - понятие

Представление - субъективный образ чего-либо, формируемый восприятием и воображением. П. принадлежит субъекту, но одновременно по содержанию вынесено вовне, «стоит перед» субъектом (это касается и разного рода воображаемых объектов, сказочных персонажей и проч.). Образ ный характер П. связан с тем, что в его содержание существует по преимуществу в чувственно-конкретной форме и, как таковое, безразлично к логическим требованиям полноты, связности, непротиворечивости. Именно этим П. отличается от понятия. Понимание требует целостности (системности) или, как минимум, знания существенных свойств, для представления достаточно фрагментарных признаков. (Ср. «понятие атома» и «представление об атоме»).

представление - понятие - проблема(1)

Рационализм - направление в философии, которое основным источником знания считает разум (мышление), как достаточно автономную способность человека видения всеобщего в единичных явлениях (см. также идеация). Термин «Р.» используется с конца 18 в., но сама рационалистическая традиция восходит к античным истокам европейской философии. Природа этой способности трактуется философами по разному. Далее см. в след. порядке: Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Декарт, Лейбниц, Кант, Гегель.

рационализм

Редукция - (от лат. «отодвигание назад») теоретический метод сведения сложного к более простому, множества к единству, высшего к низшему или, в общем случае - возвращение к истокам. Поскольку теоретическое познание всегда сводит видимое множество к закономерному единству, то любое теоретическое движение мысли можно рассматривать как разновидность Р. Поскольку всякая абстракция и обобщение есть упрощение в некотором отношении, то они как методы познания тоже относится к Р. Эта универсальная роль Р. в познании связана с тем, что она как бы прослеживает становление предмета в обратном порядке. Поскольку становление это движение от абстрактного (неразвитого «обобщенного» состояния) к конкретному (единству множества свойств), то познание в стремлении открыть закон явления вынуждено двигаться в обратном порядке.

Становление (2) - абстракция - теория - редукция

Рефлексия - ( от лат. «обращение назад») направленность человеческого сознания и познания на себя самоё. Именно Р. отличает собственно человеческие ощущения, восприятия, представления от психических функций животных. Р. позволяет не только видеть, воспринимать, представлять, но и знать о своем видении, восприятии, представлении. Помимо непосредственной Р. характерной для любого акта сознания, выделяют «методическую» Р. К последней относится методология как самопознание науки. Философское познание также относится к этому виду Р., поскольку занимается выявлением предельных предпосылок мышления, разума, бытия, т.е. обращает их внимание на эти предпосылки.

Рефлексия - сознание(4) - методология

Сенсуализм (или эмпиризм) (от лат. sensus- восприятие, чувство, ощущение) направление в философии, которое основным источником знания считает данные органов чувств (чувственный опыт). Принцип С., сформулированный еще в античной философии стоиками (см. стоицизм) гласит: «нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувствах». С. является необходимым гносеологическим условием материализма, но в попытке последовательно материалистического логического обоснования знания, как правило, приводит к субъективному идеализму (см. Беркли).

Сенсуализм - рационализм

Скептицизм - (от греческого слова «рассматривающий», «исследующий») - направление основанное др.-греч. философом Пирроном (конец 4 века до н.э.) исходит из учения Демокрита о недостоверности чувственного знания и приходит к общей позиции о невозможности рационального обоснования какой-либо определенной системы знания. Единственная позиция, которую может занимать философ, с точки зрения Пиррона, это воздержание от каких либо суждений.

Структурализм -общенаучный метод познания и методологическое направление в социогуманитарных науках и философии, которое рассматривает структурный подход в познании - отправным. Основная идея С.: зависимость содержания предмета от способа организации (формы)его аналитически вычленяемых элементов. С. как метод познания оппозиционен «физическому» описанию и объяснению явлений. Если «физика» объясняеет причину явления, либо внешним воздействием, либо материалом, из которого состоит данный предмет, то С. полагает, что основной «причиной» является сама структура(2), которая в общем случае понимается как порядок или система различий.

форма - отношение - структура - структурализм

Теория - ( от греч. «рассматривать», «ясно видеть»; «умо-зрение») -развернутое в систему высказываний (суждений) понятие какого-либо предмета. Т. основная форма существования научного знания. Понятие трансформируется в Т., когда предметом познания становятся объекты, бытие которых выходит за пределы непосредственного чувственного опыта. Так, нет необходимости создавать Т. о предметах обихода, которые человек сам изготавливает (мебель, инструменты и проч.). В этом случае человек непосредственно обладает понятием этих предметов. Но целостное бытие растений, возникновение, движение тел или, тем более, невидимых предметов (атомов, например) не может быть охвачено непосредственным чувственным опытом. Если человек все же стремиться понять бытие этих предметов, он стоит теории. Как система высказываний Т. (теоретическое знание) в идеале стремиться к полноте и непротиворечивости (но практически этот идеал недостижим). Как понятие - Т. есть такое знание о сущности предмета познания, которое выступает системообразующим принципом (идеей) для выявленных свойств этого предмета. Высказывания, как элементы теоретической системы, могут иметь как логическое происхождение, т.е. выведены как логическое следствие из более общих суждений, так и эмпирическое, т.е. быть высказываниями о некоторых фактах из предметной области теории. Математические теории строятся в основном дедуктивно, т.е. посредством логического вывода частных суждений из общих. Математизированные науки (типа физики), как правило, признают только такие высказывания, которые хотя и относятся к некоторым эмпирическим фактам, но одновременно должны быть формально-логически (математически) увязаны. Описательные науки (ботаника, история и т.п.) строят систему высказываний из фактологических суждений.

В общем случае Т. можно рассматривать как знаковую (языковую) модель некоторого предмета. Поэтому содержание Т. во многом определяется принятым языком описания.

В формальном смысле под Т. можно понимать любую систему высказываний, независимо от того имеют ли эти высказывания какое-либо отношение к фактам или нет, достаточным признаком будет её внутренняя логичность. (Примером могут служит математические теории, логически развернутые из произвольных постулатов). Но в методологии научного познания принято ограничивать смысл «научной теории». Теория является научной только при том условии, что она имеет эмпирический базис, т.е. систематически опирается на некоторые факты.

Понятие - сущность (2) - теория - моделирование - эмпирический

Факт - ( от лат. factum - «сделанное», «свершившееся») сущее, фиксированное познающим субъектом в виде единичного свершившегося события. Ф. есть событие, из бытия которого исключена временная модальность будущего, т.е. факты имеют место во времени, но только в прошлом и настоящем («факт истории», «факт наблюдения»). Ф. это не то, что есть, но то, что субъект той или иной формой сознательного действия полагает существующим. (Допустим имеет место звук, на который человек не обращает внимания. Звук есть, но это не факт. Фактом он становится, когда человек осознает его: «это шум мотора», т.е., в данном случае полагает бытие звука этим высказыванием). Всегда, когда утверждается: «Это факт», - то тем самым имеется в виду (как правило скрыто) некоторый способ фиксирования свершившегося события (видел, слышал, читал, сосчитал и пр.). Таким образом Ф. имеет достаточно сложную смысловую структуру. (Будем в качестве примера иметь в виду факт: фотографию НЛО). Во-первых, это само единичное событие, во-вторых, это условия, при которых оно есть, в-третьих, это условия его фиксирования (наблюдения), в-четвертых, это состояние наблюдателя, в-пятых, интерпретация наблюдения. Легко видеть, что каждый из этих «составляющих» факта содержит скрытую неоднозначность и возможность ошибки.

Зависимость Ф. от теоретического языка описания, интерпретации, приборов наблюдения, состояния субъекта - хорошо известно в современной науке. Факт является научным только при том условии, если указан способ (метод) его фиксирования (полагания).

Сущее(2) - событие(2) - субъект - факт - интерпретация -наблюдение

Эксперимент научный -опытная проверка некоторого теоретического положения. Цель Э. в том, чтобы искусственно изолировать исследуемое явление от внешних и случайных воздействий, выделить его причину или воздействующий фактор в «чистом виде». Чистота эксперимента проверяется повторяемостью его результатов. Э. предполагает наличие экспериментальных средств (установки или в общем случае экспериментальной ситуации) и методов фиксирования результатов, их измерения и интерпретации. Необходимым условием интерпретации является наличие общего предположения (теории или гипотезы) о сущности (существенных зависимостях) исследуемого явления.

Ошибки Э. возникают в следствии недостаточной изоляции явления от тех воздействий, «которые не вытекают из существа дела». Прежде всего на течение Э. влияет сам экспериментатор (своими установками и ожиданиями, непоследовательностью и проч.).

эмпирический - эксперимент - наблюдение - теория

Эмпирический -(от греч. «опыт») - характеристика научного знания, которое имеет опытное происхождение, т.е. основано на фактах научного наблюдения и эксперимента. В любой научной дисциплине совокупность Э. знания, которым располагает данная наука образует её эмпирический уровень или эмпирический базис, в противоположность тому знанию, которое логически выведено из общих умозрительных положений, т.е. теоретическому уровню. Между Э. и теоретическим уровнями науки существует тесная диалектическая зависимость. Э. суждения (суждения о фактах) формулируются на языке принятой теории, теоретические суждения предполагают факты.

Направление в теории познания, которое считает опыт единственным источником знания называется эмпиризм. Если опыт понимается как непосредственный чувственный опыт, то «эмпиризм» есть то же самое, что «сенсуализм». Но «опыт» может пониматься шире: как всякий субъективный опыт (в том числе умозрительный). В этом случае эмпиризм охватывает субъективный идеализм и прагматизм.

Факт - эмпирический - теория - наблюдение - эксперимент

Эпистема - ( от греч. «знание», «наука») в др.-греческой философии это слово подчеркивало различие знания и мнения («докса»). В современной философском языке означает общее «поле», совокупность научного знания. Отсюда «эпистемология» - теория преимущественно научного познания. Это «поле» имеет исторически изменчивый характер. Так, например, каждая эпоха ориентируется на определенный идеал науки. Эпистема 19 века и нач. 20-ого таким идеалом полагало физическое знание, современная наука (эпистема) в большей мере ориентировано на биологическое, психологическое знание.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 227 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.037 с)...