Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава II. Выявление характерных черт в погребальном обряде Андроновской культуры на территории Западной Сибири



Памятники андроновской культуры распространены по всей степной и отчасти лесостепной Западной Сибири. Наиболее южные из них находятся в предгорьях Алтая, самые северные располагаются по границе современной степи и лесостепи. На востоке они известны по всей Минусинской котловине, как на левом берегу Енисея, так и на правом и не только по побережьям рек, но и в глубине степей и доходят до предгорий Саян. Имеются андроновские памятники и в лесостепном коридоре между Минусинской котловиной и степями по верхнему течению р. Оби.

Таким образом, в отличие от более раннего времени, когда в каждом районе существовали своеобразные культуры эпохи энеолита, теперь распространяется от Приуралья до Енисея единая культура.

Черты быта андроновских племен могут хорошо видны из материалов могильников, которые дают представление о погребальной обрядности того времени, а также об одежде и в какой-то мере об общественных отношениях.

Люди этого времени ограждали могилы круглой, реже прямоугольной оградой высотой не менее 70 см, а внутри ее над могилой возводили земляное сооружение, которое в процессе разрушения приводило к образованию курганной насыпи.[32] Высота этого сооружения внутри ограды была разной, поэтому некоторые курганы в настоящее время имеют вид просто каменных колец без земляной насыпи. Но даже в этих случаях всегда камни ограды имеют развал или отклонены наружу, что могло получиться только при давлении земли изнутри сооружения. Иногда то ли с целью экономии материала, то ли желая подчеркнуть родственные отношения умерших, андроновцы создавали целые системы из нескольких пристроенных оград.

Ограды строили двумя способами: вырывали канавку, в которую вертикально ставили плиты, либо на поверхности земли складывали стенку из небольших плиток. В курганах с пристройками встречаются оба типа сооружений, что свидетельствует об их одновременности.

Внутри ограды после ее возведения выкапывали одну или значительно реже две-три могильные ямы глубиной от одного метра.

На Оби курганы с несколькими могильниками сооружались чаще на Енисее. Обычно на дне могилы делали сруб из толстых бревен в один венец и после погребения перекрывали его накатом из поперечно положенных плах, а иногда поверх бревен покрывали еще и короб. На Енисее же сооружались каменные ящики из вертикально поставленных плит или гробницы, стены которых были выложены из мелких плиток. Иногда при строительстве могил сочетали оба приема. Каменные гробницы и ящики всегда перекрывали плитами. Зимой, когда было трудно копать промерзшую землю, на Енисее возводили гробницы прямо на поверхности почвы. Над ними обычно делали и более внушительное земляное сооружение — курган. Детей чаще всего хоронили отдельно от взрослых. И на Оби, и на Енисее имеются детские кладбища, которые расположены либо отдельно, либо среди могил взрослых.

Несмотря на это, курганы и могилы для детей полностью соответствуют могилам для взрослых, но только они уменьшены в размерах.

У андроновцев существовало два обряда погребения: трупоположение и сожжение. Трупоположение в Западной Сибири наблюдалось чаще, хотя на Оби в некоторых могильниках преобладало сожжение. Характерно, что детей хоронили только по обряду трупоположения. Погребенных клали в могилу скорченно, на левый бок, с согнутыми руками и ногами. Встречаются отдельные случаи, когда умершие лежат на правом боку в той же позе.

На Енисее в парных погребениях женщину укладывали за спиной мужчины, в погребениях на западе их клали лицом друг к другу. Ориентировка погребенных довольно устойчива: головой на запад или юго-запад, но иногда бывает и противоположная ориентировка.

В отличие от своих предшественников андроновцы в могилы умерших клали мало вещей. Но зато их снабжали пищей, в могилах всегда стоят горшки, являющиеся основными находками андроновских могил. На Енисее горшок ставили у головы погребенного, чаще перед лицом. На Оби в могилах встречается до четырех горшков. Интересно отметить, что в тех случаях, когда в могиле похоронен пепел, горшки стоят у юго-западной стенки, как они стоят при трупоположении.

Нарядные горшки чаще всего ставили в могилу взрослым, а «банки» — детям.

Однако нередко у взрослых стоят «банки», а у детей горшки. Умерших хоронили в одежде и с теми украшениями, которые они носили при жизни. Чаще других украшений встречаются бронзовые бусы, сделанные либо из плоской бронзовой проволоки, либо из выпуклой пластинки, вследствие чего они имеют биконический вид. Такие бусы нашивались на верхнюю часть обуви или нанизывались на шнурок, которым обувь стягивалась вокруг лодыжки. У головы иногда находят височные кольца или серьги; в одном случае встречены серьги с раструбом, они широко распространены в западных районах андроновской культуры, здесь же чаще встречаются обычные проволочные серьги или же серьги с несходящимися концами, сделанные на органической основе. Попадаются и бронзовые тонкие выпуклые бляшки. Они чаще всего круглые, но была найдена и одна четырехугольная. Обнаружены литые бляшки с петелькой на обороте, а в одном случае найдена и большая (до 5 см в диаметре) литая бляха.[33]

В женских могилах есть бронзовые кованые иглы с загнутым и приваренным к телу иглы верхним концом, образующим ушко. В одной мужской могиле оказалось тонкое бронзовое шило. Иногда находятся деревянные и костяные веши. В могильнике у с. Андроново была найдена деревянная ложечка, а в Усть-Ербе — обломки большой берцовой барана, которая служила блоком для перематывания пряжи.[34]

Что касается общества андроновцев, то на основе развития скотоводства в нем происходят серьезные изменения. Теперь все основные виды деятельности оказываются в руках мужчин. Женщина же занимается домашними делами и видимо, земледелием.

Расселение андроновцев, освоение ими новых земель, которое вряд ли происходило мирным путем, также выдвигало мужчину на первое место в жизни этих людей. Происходит перестройка общественных отношений, в результате чего «власть» оказывается в руках мужчин. С этого времени, видимо, нужно говорить об эпохе патриархата.

Этому способствовало и то, что стада перестали принадлежать общине и оказались в руках отдельных семей, во главе которых становится мужчина, желающий передать свои богатства детям, новые отношения отразились в широком распространении парных погребении. Такие погребения свидетельствуют о том, что для андроновцев характерна была уже парная семья.

В могилах с парными погребениями часто можно видеть последовательность захоронения. Туда, где уже лежал один из умерших супругов, хоронили и второго, снова соединяя их в супружескую пару.

Для характеристики верований андроновцев интересно жертвенное место на Алексеевской поселении. Обряд жертвоприношения заключался в зарывании в почву горшков с молочной и растительной пищей. Горшки часто покрывались сверху крупными черепками. Всего на жертвенном месте найдено 59 таких горшков.[35] Вдали от места, где ставились жертвенные горшки, было пять ям. В них лежали мелкие угольки, обугленные стебли и зерна пшеницы.

У андроновцев, следовательно, сложилась принципиально новая земледельческая религия, не имеющая ничего общего со старыми охотничьими обрядами и древней охотничьей магией.

Андроновцы находились в разнообразных связях с другими племенами, которые во многих случаях испытывали прогрессивное влияние андроновских племен. Это влияние выражалось, прежде всего, в том, что обитатели сибирских лесостепей и лесов через них познакомились с новыми достижениями бронзолитейного дела и развили дальше скотоводство.

Памятники лесостепных районов этого времени лучше всего известны около Томска. Таковы могильник в Томске на Малом мысу, а также поселение Самусь IV.[36]

Особенностью погребений лесостепного района является положение погребенного не в скорченной позе, а на спине, головой на юг-юго-восток. Умершие положены в простые грунтовые ямы и только в одном случае в каменный ящик. В отличие от енисейских андроновцев здесь по старому, существовавшему еще с эпохи неолита обычаю с погребенным клали разные вещи, которые будут ему нужны в загробном мире.

Вместе с вещами в могилу ставили горшки с какой-то жидкой пищей. В отличие от горшков энеолитической самусьской культуры, которая по времени соответствует окуневской культуре Енисея, здесь появляются в небольшом количестве горшки и «банки», если не полностью подобные андроновским, то очень близкие им.

Были распространены здесь, хотя и в небольшом количестве, характерные андроновские блюда с присущим им орнаментом. Все это свидетельствует о значительном андроновском влиянии на посуду томских племен. Но это влияние не изменило старых традиций, оно как бы наслоилось на них, в результате чего возникли некоторые особенности орнаментики этого времени на Томи.

С андроновским влиянием связано и усиленное развитие бронзолитейного дела. В одной из могил найден типично андроновский кинжал, в другой была серьга с раструбом. В нескольких могилах встречены тонкие круглые бляшки, небольшие зеркала, литые бляшки с петелькой на обороте, пуговицы, своеобразные бронзовые ножи.

В материалах поселения значительное место занимают впервые в таком большом количестве найденные обломки литейных каменных и глиняных форм для отливки кельтов и копий. На обломках льячек, найденных на поселении, нанесен такой же орнамент, как на сосудах, они украшены оттисками крупнозубчатого штампа.

Племена района Томска не просто восприняли новые для них формы бронзовых вещей, а переработали их и приспособили к своим вкусам. Это сказывается в своеобразии кинжалов, ножей, но особенно кельтов.

Судя по литейным формам, они в основе такие же, как сейминско-турбинские, но пропорции их иные и на них нет орнамента. Их украшают только выпуклые валики, втулки и такие же выпуклые вертикальные линии, опускающиеся вниз вдоль ребер орудия. К этим кельтам близки кельты, найденные в районе Красноярска.

Судя по сходству всех таких кельтов с сейминско-турбинскими, можно думать, что они возникли где-то на западе, а затем распространились по Сибири одновременно с андроновской культурой.

Несмотря на собственное производство бронзовых орудий, томские племена наряду с металлическими по-прежнему использовали и каменные орудия, например, тесла и ножи старых энеолитических форм. Эти факты показывают, что собственно андроновские племена сюда, видимо, не проникали и связи с ними у племен, обитавших по Томи, ограничивались культурными контактами.

Интересно и то, что следы андроновской культуры гораздо дальше уходят на юг, в Среднюю Азию, чем на север. Они обнаружены у Ташкента, в долине р. Чу и в Центральном Тянь-Шане (долина р. Аспы к югу от оз. Чатыр-Куль).[37]

Крупным захоронением андроновской культуры является археологический памятник Танай 1 (курганы №7, 10) и Танай 12 (10 курганов и 19 погребений) на границе Кемеровской и Новосибирских областей.[38]

Исследования могильников показали присутствие в погребальном инвентаре бронзовых украшений, характерных для таежных племен Томского Приобья: кольца и браслеты со специфически загнутыми в виде спирали концами, серьги, подвески и детали головного убора (прически).

Кольца со спиралевидными окончаниями - изделия, выполненные из проволоки, со щитком в виде закрученных в разные стороны плоских спиралей-волют.

Браслеты со спиралевидными окончаниями - изготовлены из тонкой бронзовой проволоки в 1-1,5-2-2,5-3 оборота, концы закручены в спирали. Спиралевидные навершия - со щитком в виде закрученных в разные стороны плоских спиралей-валют.[39]

Своего рода эталоном поселения андроновцев стало Алексеевское поселение в Кустанайской области Казахстана, на берегу Тобола. Еще в 1930–1939 годах его раскопала археолог О. А. Гракова.[40]

Раскопки О.А. Граковой вскрыли двенадцать больших жилищ-полуземлянок. Некоторые из них соединялись между собой проходами. К одной из полуземлянок примыкало большое наземное сооружение — загон для скота. В слое поселения найдены медная руда, ступки и пестики для ее дробления, различные изделия из бронзы. В их числе — литые и кованые орудия и оружие. Каменные орудия: стрелы, мотыги, кайла, булавы. Костяные — наконечники стрел, скребла.[41]

Рядом с поселением обнаружили могильник того же времени. На вершине холма — место для жертвоприношения, где в ямах зарыты сосуды с пищей и сожженные останки животных и зерен пшеницы.

Андроновцы были людьми своеобразного европеоидного антропологического типа, который получил название андроновского. Эти люди появляются в Сибири только с андроновской культурой.

Андроновская культура не имеет связи с предшествующими ей сибирскими культурами также в обряде погребения, в конструкции курганов и могил, в керамике и вообще в основных типах вещей. Единственное, что было заимствовано андроновцами от предшествующей культуры, — горшки с четырехугольным устьем и орнаментика отдельных сосудов, несколько отличная от собственно андроновской.

Все это заставляет предполагать, что андроновцы вытеснили местное население и заняли их земли. Скорее всего, они пришли в Западную Сибирь из Казахстана, где известны памятники как раннего, так и позднего (алакульского) этапов андроновской культуры. О времени, когда произошли эти события, можно судить по андроновской орнаментике Сибири: в ней наряду с элементами, характерными.

Для раннего этапа, много таких, которые характерны уже для алакульского этапа. В Сибири много баночных сосудов, типичных для алакульского этапа. Здесь преобладает и обряд трупосожжения, господствовавший именно в алакульское время. Отсюда следует, что андроновцы распространились в Сибири в конце федоровского и в самом начале алакульского этапа, т. е. в XVI—XIV вв. до н. э.[42]

Таким образом, для погребального обряда андроновцев в Западной Сибири характерны следующие особенности: два вида захоронений – трупосожжение и трупозахоронение, причем второй более распространен на территории Сибири; небольшое количество вещей в могилах; отдельное захоронение детей от взрослых, парное семейное погребение.

Так же андроновцы серьезно повлияли на развитие других народов Западной Сибири, которые переняли у них технику производства оружия и предметов быта.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 468 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...