Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Авторство и время написания книги



Древние еврейские предания, нашедшие отражение в Талмуде, приписывают авторство книги Моисею. Когда Моисей пребывал в Мадиамской пустыне, которая граничит с Идумеей, он мог узнать от потомков Иова его историю и записать ее. А может быть, сам праведный Иов был еще жив и лично поведал ее Моисею. Ориген и блаженный Иероним также считали, что книга написана во времена жизни Моисея в земле Мадиамской. В книге Иова используется, однако, Священная Тетраграмма, хотя не часто. Она переводится именем «Господь». Чаще всего Тетраграмма используется в авторской речи. Всего лишь пять раз таинственное Имя Божие употребляется Иовом: Иов 1, 21 (трижды); 12, 9; 28, 28. В других местах Бог именуется «Элогим» (Бог) или «Шаддай» (Всесильный, Вседержитель).

Аргументом в пользу того, что книга написана пророком Моисеем или в его время служит то, что некоторые слова и выражения употребляются только в книге Иова и в Пятокнижии Моисеевом.

«И скончался Авраам и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему» (Быт. 25, 8).

«И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью» (Быт. 35, 29).

«И умер Иов в старости, насыщенный днями» (Иов 42, 17).

Ряд древних и новых писателей считали более вероятным, что книга написана во время правления царя Соломона, бывшее временем расцвета еврейской поэзии. Такого мнения придерживались, в частности, святитель Григорий Богослов и святитель Иоанн Златоуст. В подтверждение этой версии указывают на сходные обороты речи, употребляемые в книге Иова и в книге Притчей Соломона.

«Пить зло как воду» (Притч. 26, 6[4]; Иов 15, 16)

«Светильник нечестивых угаснет» (Притч. 13, 9; Иов 21, 17).

Существует также мнение, согласно которому эта книга написана во времена пророков Амоса, Исайи и Иеремии. На эту мысль наталкивают некоторые параллельные места в книге Иова и в книгах упомянутых пророков.

Русские библеисты также придерживались самых разнообразных точек зрения на время написания книги. Святитель Филарет, митрополит Московский, склонялся к мнению относительно ее раннего происхождения. «Догадкою, ко временам патриархов относится книга Иова»[5] - писал он в своем курсе церковно-библейской истории. Временем патриархов святитель Филарет называет время от призвания Аврама до рождения Моисея. Первоначальным писателем книги святитель Филарет называл самого праведного Иова. «Праведник идумеянин Иов, согласно своему желанию (19, 23-24), по своем выздоровлении записал историю своих страданий и верований. Эта запись тем или другим путем сохранилась и сделалась известной какому-либо еврейскому пророку и вообще богодухновенному писателю, знакомому с арабским языком. Он перевел эту запись на еврейский язык, может быть сколько-нибудь сделав в ней переделок и приближений к библейским ветхозаветным воззрениям, и, таким образом, при участии Божественного вдохновения, составил каноническую книгу Иова». Здесь святитель Филарет ссылается на слова Иова, произнесенные им во время своих страданий: «О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге резцом железным с оловом, - на вечное время на камне вырезаны были!» Надо сказать, что версия об арабском языке, как о первоначальном языке книги Иова, господствовала во времена святителя Филарета. Затем она была подвергнута сомнению. Однако академик С. Аверинцев разделял мнение о том, что еврейский текст книги Иова является переводом с арабского языка.

Протоиерей Харисим Орда и профессор П. Юнгеров считали, что книга Иова написана перед Вавилонским пленом. Епископ Филарет (Филаретов) полагал, что книга Иова – самая последняя по времени написания каноническая книга Ветхого Завета. Он находил в ней следы знакомства автора со всеми каноническими книгами Ветхого Завета. В своей диссертации «О происхождении книги Иова», изданной в 1872 году, он, - по словам протоиерея Георгия Флоровского: «не только принимал позднюю датировку происхождения книги Иова, но и разбирал ее скорее как памятник литературы, нежели как книгу священного канона. К тому же все исследование было проведено по еврейскому тексту, безо всякого внимания к славянским чтениям». В своей диссертации епископ Филарет сильно зависит от выводов тогдашней немецкой библеистики. Митрополит Киевский Арсений (Москвин) «нашел самый «тон диссертации» несоответствующим богодухновенному характеру библейской книги, и публичная защита диссертации была запрещена Святейшим Синодом». Надо сказать, что приводимые архимандритом Филаретом (Филаретовым) аргументы можно истолковать и прямо противоположным образом, как свидетельство того, что авторы всех ветхозаветных книг были знакомы с книгой Иова.

Сторонники мнения о происхождении книги после Вавилонского плена указывают на то, что ее язык изобилует арамейскими словами, что характерно для литературных произведений послепленной эпохи. Отмечают и то, что религиозные представления автора или составителя книги также соответствуют взглядам послепленного времени, но не характерны для более ранних эпох. Так, например, в книге Иова мы находим достаточно развитое учение об ангелах и сатане. Как известно, учение о добрых и злых духах не было достаточно развито в законоположительных книгах, а также в учении ранних пророков. Блаженный Феодорит объясняет это обстоятельство тем, что Господь промыслительно не приоткрывал завесу до времени над тайнами ангельского мира. «В израильтянах, которым преподавался закон, не было твердости и постоянства. Вскоре после многих и несказанных чудес провозгласили они Богом изображение тельца. Чего же не сделали бы сии, так легко обоготворявшие скотские подобия, если бы приобрели ведение о природах невидимых?». Еврейский народ, сильно склонный к язычеству, мог бы, подобно соседним народам, обожествить низших духов. В более поздних библейских книгах учение о мире духов раскрывается полнее. Например, в книге одного из последних пророков, Захарии, говорится в рассказе об одном из видений пророка: «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» (Захар. 3,1). Это видение очень похоже на находящийся в прологе книги Иова рассказ о сатане, представшим перед Господом. Следует, однако, что ангелы упоминаются уже в книге Бытия (28 глава; 32, 1-2; 48, 16). Учение об ангелах подробно развито в псалме 90, который считается произведением царя и пророка Давида. Это обстоятельство ставит под сомнение вышеприведенный аргумент сторонников послепленного происхождения книги Иова.

В целом, можно заключить, что время написания книги и ее авторство установить невозможно. Святитель Григорий Великий выразился об этом так: «Кто написал книгу Иова, узнать не можем, а знаем только, что Святый Дух диктовал ее и есть истинный автор ее».

Стоит отметить, что книга Иова имеет внебиблейские параллели. Так, в древнеегипетской литературе существует «Диалог некоего страдающего со своей душой». Исследователи отмечают сходство некоторых слов и выражений этого литературного памятника с книгой Иова. В вавилонской литературе имеются более интересные параллели. Так, в развалинах ниневейской библиотеки царя Ашурбанипала была найдена «Песня страдающего праведника». Содержание ее вкратце таково: Некий царь, отличавшийся своей праведностью, совершил грех. За это он был поражен параличом и подвергся разным испытаниям. Всматриваясь в свою душу, он узнал, в чем согрешил. Узнав, в чем причина его страданий, царь сумел добиться прощения и восстановить благоволение к себе богов. Болезнь его была исцелена. Вопрос о страданиях исследован в этом памятнике гораздо менее глубоко, чем в книге Иова. Иов страдает, не смотря на то, что он ни в чем не согрешил, а в вавилонском рассказе царь страдает за свой грех. В 1923 году была опубликована «Песня или сказание о Тоби Утул Бел». Этот памятник является образцом литературы вавилонских мудрецов. Вот краткое содержание этого памятника: Человек высокого положения, всеми уважаемый, вдруг поражается страшными язвами и считает себя жертвой несправедливости богов. Он начинает спорить с богами, доказывая свою непорочность. Своим дерзновением перед божеством он напоминает Иова. Часть поэмы утрачена. Но ее конец сохранился и в нем говорится об исцелении человека после принесенного им покаяния в совершенных грехах. Таким образом, вавилонские мудрецы не смогли возвыситься до религиозной проблематики книги Иова. Однако эти произведения показывают, что тема человеческих страданий интересовала умы древних восточных мудрецов. Более подробно о внебиблейских параллелях с книгой Иова можно узнать из книг протоиерея Петровского А.В. (Книга Иова и Вавилонская песнь страждущего праведника. – Пг., 1916) и Клочкова И.С. (Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. – М., 1983).

В масоретском Танахе[6] текст книги Иова содержит очень много сложных для понимания мест. Достаточно большое количество слов, употребленных в еврейском тексте книги Иова, не употребляются более ни в одной из книг Священного Писания. Для прочтения сложных для понимания мест ученые обращаются к арамейским таргумам и греческим переводам. Особенную ценность имеет арамейский таргум на книгу Иова, найденный среди рукописей Мертвого моря. В Септуагинте текст книги находится в сильно сокращенном виде. В масоретской редакции 1069 стихов, а в Септуагинте лишь около 400. Возможно, что текст 70-ти толковников был сокращен из-за трудности перевода. Славянский перевод сделан на основе Септуагинты и перевода Теодотиона. На Руси полный текст книги Иова появился лишь в составе Геннадиевской Библии в 1498 году.[7] На русский язык книга Иова переводилась неоднократно. Помимо традиционного синодального перевода существуют переводы С.С. Аверинцева (впервые опубликован в книге «Поэзия и проза Древнего Востока». – М., 1973), М.И. Рижского (впервые «Книга Иова». – Новосибирск, 1991), А.С. Десницкого (впервые «Притчи. Книга Экклесиаста. Книга Иова», Российское Библейское общество, 2001).





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 414 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...