Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Авторитарная и гуманистическая модели педагогической этики



Третий вопрос, на который следует ответить, – на каком этическом «фундаменте» мы будет обосновывать модель педэтики как ценностного ориентира.

Изучение истории этики позволяет выделить две основные поведенческие модели – авторитарную и гуманистическую этику. Их подробный анализ в середине XX в. произвел известный философ, психолог и этик Эрих Фромм в работе “Человек для себя”.

Сравнение данных моделей по определенным основаниям позволяет выделить одну из них в качестве перспективной, поскольку она отражает тенденции современного развития человека и общества.

1) Авторитарная этика

а) Авторство и исполнение. «Автором» данной этики выступает некий авторитет, который определяет, в чем благо человека и устанавливает законы и нормы поведения. Люди их только исполняют. Базируется на иррациональном авторитете; его источником служит власть над людьми; строится на неравенстве. Не только не нуждается в критике, но и запрещает ее.

б) Цели и средства. Высшей ценностью и целью является нечто внешнее по отношению к человеку (интересы государства, корпорации, идеи и др.). Человек рассматривается лишь как средство достижения цели, поэтому формируется под некий «социальный заказ». При этом он действует под принуждением или добровольно.

в) Методы регуляции. Основным методом выступает внешнее принуждение, которое осуществляется через механизм подчинения. Опирается на страх, зависимость и насилие (физическое или психологическое). Желаемые качества – исполнительность и послушание. Приветствует унификацию личностных качеств, взглядов и интересов («быть как все»).

2) Гуманистическая этика

а) Авторство и исполнение. Человек сам творец и исполнитель моральных норм. Соотносится с рациональным авторитетом, который основывается на этической компетентности. Предполагает равенство между авторитетом и субъектом, которые различаются только уровнем знаний, опыта, умений. Не только допускает, но и требует анализа и критики.

б) Цели и средства. Высшая ценность и цель – человек, его жизнь, свобода и собственность. Поэтому все, что служит самореализации человеческой сущности (от материальных ценностей и социальных достижений до моральных ценностей и человеческих качеств), признается средством и гарантом достижения цели.

в) Методы регуляции. Основным методом признается свободный сознательный выбор человеком собственной линии поведения на основе личных интересов, способности предвидеть последствия своих действий и нести за них ответственность. Желаемые моральные качества – инициативность и предприимчивость. Приветствуется «инаковость» и уникальность человека.

Естественно, что подобного рода различение возможно лишь в теоретическом исследовании. В реальной практике данные модели поведения сосуществуют, что, однако, не означает их одинаковой ценности.

Взаимосвязь этики гуманистической и авторитарной выражается в следующем:

1​ В одну и ту же эпоху они могут сосуществовать и одновременно действовать в качестве социокультурных регуляторов поведения.

2​ В поведении одного и того же человека могут проявляться одновременно или последовательно и гуманистические, и авторитарные наклонности.

3​ Возможны ситуации, когда при доминировании гуманистической модели более эффективным будет авторитарный способ морального регулирования (напр., экстремальная ситуация).

История педагогики свидетельствует о том, что при формировании системы образования также утверждались подобного рода две модели профессионального поведения.

Так, Пифагор (2-я пол. VI–нач. V в. до н.э.) был не только математиком и мыслителем, который впервые назвал себя философом, но и основателем общины, пифагорейского союза, который представлял собой политико-религиозно-философско-образовательно-нравственную общину со своеобразным образом жизни его членов. Для поступления в союз требовалось выдержать пятилетний испытательный срок в виде обета молчания. Предполагалось признание безусловного авторитета основателя союза, который считался богочеловеком. Само общение с ним было окружено тайной: ученики первой ступени, длившейся много лет, имели право только слышать его голос, но не могли видеть его лица. Ученики осуществляли ежедневные совместные религиозные обряды, занятия музыкой, гимнастикой, науками. Были обязательны для исполнения и многочисленные запреты («акусмы»): не есть бобов, не ломать хлеба, не оставлять следы горшка на золе и т. д. Предполагался и ежедневный контроль за чистотой жизни членов союза. Пифагореец каждый вечер должен был задавать себе вопросы: «Что я совершил?» и в чем согрешил? и чего не исполнил?»).

Напротив, философско-педагогическая деятельность Сократа (V в. до н.э.) была направлена на пробуждение у своих учеников (Ксенофонта, Платона) «духа внутреннего убеждения», формирование самостоятельной позиции. Духовная активность человека должна быть направлена исключительно на поиск истинного знания, ибо знание решает все. Для этого предлагалось использовать познавательный метод («майевтика»), который основывался на принципе диалога. Отсюда и своеобразная форма деятельности, которую избрал мыслитель, ходивший по улицам и площадям и вступавший в разговоры с прохожими. В этом со-беседовании Сократ пытался поднять человека над суетой повседневности, расшатать стереотипы мысли и поведения, обратить его к осознанию необходимости обретения своего индивидуально-нравственного голоса.

Соответственно двум моделям педагогической деятельности складываются две модели педагогической этики – авторитарная и гуманистическая.

В современных условиях в реальной педагогической практике сочетаются как авторитарные, так и гуманистические методы. Однако нам представляется, что гуманистическая модель выступает как перспективная, поскольку дает больше шансов для утверждения потенциальности человека (Э. Фромм). Фактически речь идет об утверждении в теории и на практике личностно-ориентированной педагогики (Д.А. Белухин). Основными параметрами данной системы образования являются:

1) педагогическое взаимодействие, выражающееся

2) в совместной работе (труде) учителя и ученика,

3) при постоянном общении их друг с другом.

Таким образом, в качестве методологического основания обосновываемой версии профессиональной педагогической этики изберем гуманистическую модель этики. Однако реализована подобная модель может быть только в условиях развитого гражданского общества.

10. Понятие «ценность». Моральные ценности и их отражение в категориях этики

Ценность – это устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе, отвечающем потребностям, интересам человека, группы, общества.

Ценность – это всегда отношение человека, в котором проявляется признание чего-то как важного, значимого. Ценность – это то, что не безразлично для человека, что ему дорого, что представляет для него определенный смысл.

(Изучением ценностей занимается аксиология (греч. ахiа – ценность, logos – учение) – философское учение о природе, структуре и месте ценностей в реальном мире. Начало аксиологии как науки связано с именем немецкого философа Р. Г. Лотце (1817-1881), который впервые ввел в научный лексикон понятие «значимости» (ценности). Но первоосновой можно считать знаменитый вопрос древнегреческого философа Сократа: «Что есть благо?», который и стал основным вопросом теории ценностей).

Особую группу ценностей представляют моральные ценности.

Моральные ценности – это то, что представляет значимость в сфере человеческого общения, сфере межличностных взаимодействий и выражает сущность морали:

во-первых, это – ценности блага индивида и заботы о нем;

во-вторых, ценности солидарности и единства между индивидами как субъектами интересов и носителями (порой потенциальными) блага;

в-третьих, ценности, отражающие соответствие индивида этим требованиям, а именно добродетели как качества характера (т.е. способности содействовать благу других, быть солидарным, под​держивать единство с ближними);

в-четвертых, ценности личного совершенства как показатели качества и результативности усилий, предпринимаемых в соответствии с названными требованиями (Р.Г. Апресян, 2010).

Специфика этих ценностей состоит в том, что они репрезенти​руют благо индивида как такового (т.е. независимо от его общественного статуса или профессиональной, этнической, конфессиональной принадлежности). Выражаются они как в отвлеченной, нейтральной, категориальной форме, так и в определенной – императивной форме: "Не вреди", "Уважай других", "Помогай другим», "Относись к другим дружественно и заботливо (любовно)". Эти требования перечислены в порядке нарастания положительного морального содержания: забота и дружественность – это высшие проявления гуманности.

Роль моральных ценностей в системе регуляции поведения определяется тем, что они:

1​ служат формой моральной ориентации человека в мире;

2​ позволяют обосновать нормативные требования к человеку;

3​ выступают в качестве цели деятельности;

4​ определяют мотивы поступков человека;

5​ определяют средства достижения цели в деятельности;

6​ содержат оценку явлений действительности с точки зрения их моральной значимости;

Существует и особый психологический механизм функционирования ценностей:

а) ценности оказывают воздействие на волю человека;

б) следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг;

в) исполнение долга приносит человеку чувство удовлетворения;

г) неисполнение воспринимается как вина и переживается в муках совести.

Для фиксации ценностей как универсалий культуры используется особый категориальный лексикон. Категории – это наиболее общие понятия, которые отражают сущность морали как совокупности ценностей. Применительно к педагогической этике речь идет об адаптации общечеловеческих моральных ценностей к специфике педагогического труда.

Категории первой группы – добро, зло, свобода, справедливость, смысл жизни, счастье – отражают те «точки отсчета» для ценностной ориентации педагогов, те критерии морального поведения, которые общество выработало в совместной деятельности.

Категории второй группы – долг, ответственность, совесть, достоинство, честь – отражают совокупность побуждений, входящих в моральную установку специалиста. Этот внутренний инструментарий сформировался у человека в пору становления социума и воспроизводится в индивиде каждого нового поколения.

В третью группу входят категории идеал, добродетель, порок, которые отражают представления о диапазоне морального развития личности педагога и тем самым образуют шкалу оценок этого развития на основании проявлений в поведении человека тех или иных нравственных качеств.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 2203 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...