Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
О - то, что на что направлена познавательная активность С
С - обладатель/источник познавательной активности
отдельная личность не может быть субъектом познания.
не всякий предмет окр.мира можно назвать О познания, а только если он
1 мб обнаружен человеком
2 интерес человека к этому уже обнаруженному предмету.
субъект исследования:
1 всякий человек, или
2 только тот, у кого развита субъективность
гносеология - т.познания
эпистемология - т.научного познания
48. Вопрос о сущности истины и ее критериях в истории философии.
проблема истины.
в классическом понимании истина - соответствие знаний и реальности.
четыре подхода:
1 классический: знание истинно, если оно соответствует своему предмету (аристотель - утверждал, что истинное и ложное находится не в вещах, а в мыслях)
2 прагматический (софисты, древнекитайцы - истино то, что полезно)
3 конвенциональная - пуанкаре (то, что учёные договорились считать истиной)
4 взаимосогласованность знания - концепция когерентности, необходимо учитывать связанность и системность концепность.(спиноза, лейбниц)
истина:
1 суб
2 объ
3 абс
4 относительная
истина - адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения. истина дб достоверной (соотв реальности) истина воспроизводит реальность вне зависимости от человека/сознания. истина - процесс, развивается. ценность истины состоит в том, что она может выполнять прогностическую функцию.
заблуждения тоже отражают реальность, но односторонне.
ложь - намеренное искажение действительности.
истина - знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества.
можно сказать, что истина не несёт в себе никаких искажений со стороны субъекта. зависит от соответствия объекта реальности.
истина всегда конкретна и включает в себя моменты абсолютности и относительности.
черты признака истины:
1 наличие суб и объ стороны
2 внеклассовость и надисторичность
3 истина конкретна, связана со временем и местом
аспекты истины:
1 бытийственный - отражает реальность
2 аксиологический - отвечает всем сторонам объекта
3 праксеологический - всегда нужна и важна для практических действий.
проблема человека в философии
философское учение о Ч называют ф.антропологией.
она изучает место Ч во всей структуре бытия и цель.
существуют рел, культ, соц, полит, эконом подходы к пониманию места человека.
проблемы души и тела - в каком порядке человеке соединяется био, соц и псих.
человек - родовое понятие, так же как слон. обозначает представителя вида, биосоциальное существо.
индивид - единичный представитель рода.
личность - это индивид, только в аспекте его социальных качеств.
это результат социализации индивида. индивид формируется под воздействием общества.
но поскольку социализация - процесс, личность - процесс становления.
проблема философской антропологии состоит в определении сущности человека.
сущность человека:
1 обладание сознанием
2 способность к мышлению
3 обладание способности к трудовой деятельности
4 к духовной жизни
5 к политической деятельности
6 к семейно-бытовой
все свойства индивид приобретает, находясь во взаимодействии с обществом.
в результате воспитания образования индивид приобретает сущность, становится личностью.
воспитательный процесс осуществляется целостно, происходит в социальных институтах.
семья, школа - объективные факторы развития индивида.
существуют субъективные факторы воспитания.
1 сознательные, целенаправленные действия воспитательными средствами и приёмами субъекта воспитания. субъект и объект соединены. личность находится в постоянном развитии, занимается самообразованием.
2 степень активности сознания, самоконтроля, управления сбственным развитием
воспитательный процесс осуществляется в единстве об и суб факторов
существует противоречия мду обществом и человеком, которые каждый человек решает сам.
именно системный процесс воспитания оптимален и наиб устойчив при соответствии объективных и субъективных факторов. достигается гармония мду суб, об и средой.
59. Проблема смысла жизни в философии.
каждый философ считал СЖ что-то своё.
чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, что такое человек, что такое мир.
пифагор - в научном знании совершенного числа души
сократ - счастье
платон - забота о душе и стремление к идельному
аристо - доблесть и служение государству
эпикур - покой, избежание страданий
диоген синопский - во внутренней свободе
стоики - в покорности судьбе
фома аквинский - познание бога и стремление души к богу, избегание греховного
ср-век: человек должен стремиться к богу и в его царство
декарт, спиноза: познание.
кант - следование нравственному долгу
фейербах - в счастье на основе всеобщей любви людей друг к другу
маркс, энгельс - идельный об-эконом строй
ницше - воля к власти
рус ф 20 в - бердяев, соловьёв, франк - вера в бога.
52.Общественное сознание.
- сложная система чувств, взглядов, идей и теорий, в которой отражается общественное бытие.
об-венное бытие - материальные условия жизни общества.
общественное сознание - не сумма сознаний, а ценностное духовное явление.
общественное сознание - совокупность идей, взглядов и чувств входящих в него членов в целом.
фиксируются только те взгляды, которые характерны для общества в целом и для определённой социальной группы.
общественное сознание - духовная сторона исторического процесса. выполняет 2 ф-ии:
1 отражение общественного бытия
2 активное обратное воздействие на общественное бытие
в результате включения идеального материя раздваивается на:
1 материю первозданную
2 материю окультуренную
идеальное часто выступает как объективное
1 стандарты, стереотипы.
без общественного сознания нельзя представить себе процесс общественной жизни.
история превратится в бездуховность
существуют внутренние законы развития общественного сознания:
1 закон отсутствия жёсткой связи между обвенным бытием и сознанием (например, общественное сознание может опережать общественное бытие)
2 закон преемственности в развитии
3 закон взаимодействия различных форм общественного сознания.
4 активное обратное воздействие общественного сознания на общественное бытие
1 общественная психология - эмоциональный
2 общественная идеология - рациональный
индивидуальное сознание - сплав общего, особенного (принадлежность к классу/нации) и единичного (индивидуальное) в сознании личности.
индивидуальное сознание проникнуто и организовано общественныфм сознанием. с другой стороны, обвенное сознание складывается из инд.сознаний. существует соц.микросреда (соц. окружение), мегасреда () и макросреда (общество, государство).
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 239 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!