Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Человек и смысл его бытия



1. Проблема сущности и природы человека в философии.

2. Деятельность как способ существования человека. Антропосоциогенез и проблема происхождения человека.

3. Проблема смысла жизни.

4. Личность и общество. Судьба и свобода человека.

Литература:

Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. –М., 1982.

Батенин С.С. Человек в его истории. –Л., 1973.

Бердяев Н.А. Самопознание. –Л., 1991.

Бубер М. Я и Ты. Проблемы человека. –М., 1993.

Бородай Ю.М. Эротика. Смерть. Табу. –М., 1996.

Ильенков Э.В. Философия и культура. –М., 1991.

Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. –М., 1984.

Марков Б.Н. Философская антропология. –СПб., 1997.

Проблема человека в Западной философии. –М., 1988.

Сумерки богов: Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм и др. –М., 1990.

С чего начинается личность. –М., 1979.

Феномен человека. Антология. –М., 1993.

Франк С.Л. Реальность и человек. –СПб., 1997.

Человек и его бытие как проблема современной философии. –М., 1978.

Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. –М., 1991-1996.

Ярошевский Т. Размышление о человеке. –М., 1984.

Вопросы к экзамену.

1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические формы.

2. Философия, круг ее проблем.

3. Философия и наука. Их взаимоотношения.

4. Возникновение философии.

5. Древневосточная философия.

6. Античная философия (ранний период).

7. Философская революция софистов и Сократа.

8. Философия Платона.

9. Философская система Аристотеля.

10. Философия эпохи эллинизма.

11. Духовно-бытийный смысл и основные проблемы средневековой философии.

12. Философия Возрождения.

13. Социально-философский смысл европейской религиозной Реформации.

14. Философия Нового времени: общая характеристика.

15. Рационализм в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

16. Философия английского сенсуализма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк).

17. Философский эмпиризм Дж. Беркли и Д. Юма.

18. Философия Ф. Бэкона.

19. Французская философия XVIII в.

20. Немецкая классическая философия: общая характеристика.

21. Философия И. Канта.

22. Философия И.Г. Фихте.

23. Философия Ф. Шеллинга.

24. Философская система Гегеля.

25. Марксизм и современность.

26. Философия жизни (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр).

27. Философия позитивизма: основные направления (от О. Конта до Э. Маха).

28. Неопозитивизм и другие сциентистские направления в философии ХХ века.

29. Философские аспекты психоанализа.

30. Философия экзистенциализма.

31. Феноменология Э. Гуссерля.

32. Феноменологическая философия М. Хайдеггера.

33. Особенности и основные проблемы русской философии.

34. Проблема взаимоотношений России и Запада в истории русской философии (славянофилы и западники).

35. Русская религиозная философия конца XIX – начала ХХ века.

36. Философская система Вл. Соловьева.

37. Категории бытия в философии.

38. Философские и научные представления о материи.

39. Движение – способ существования бытия.

40. Категории пространства и времени в философии и естествознании.

41. Проблема идеального в философии.

42. Развитие представлений о сознании в истории философии.

43. Сознание, деятельность, информация, их связь и соотношение.

44. Социально-практическая природа сознания.

45. Происхождение сознания (основные концепции).

46. Сознание и бессознательное.

47. Мышление и язык.

48. Сознание и мозг. Проблема «искусственного интеллекта».

49. Проблема познаваемости мира. Агностицизм.

50. Структура познания. Субъект и объект.

51. Единство чувственного и рационального в процессе познания..

52. Проблемы истины.

53. Формы и методы научного познания.

54. Диалектика, принципы диалектики.

55. Закон «единства и борьбы» противоположностей.

56. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.

57. Закон отрицания отрицания.

58. Категории единичного, особенного и общего.

59. Категории причины и следствия.

60. Категории явления и сущности.

61. Категории формы и содержания.

62. Категории части и целого.

63. Категории случайности и необходимости.

64. Категории возможности и действительности.

65. Природа и общество, этапы их взаимодействия.

66. Понятие общества.

67. Общество как развивающаяся система.

68. Экономическая жизнь общества.

69. Духовная сфера жизни общества.

70. Формы духовного производства: мораль, искусство, религия, наука.

71. Социальная структура общества.

72. Политическая организация общества.

73. Происхождение и сущность государства.

74. Проблема человека в философии.

75. Проблема антропосоциогенеза (основные концепции).

76. Проблема смысла жизни.

77. Личность и общество. Свобода и ответственность личности.

78. Современные философские концепции будущего общества.

79. Направленность исторического процесса.

80. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Какое из определений философии наиболее полное и правильное? Объясните свой

выбор. Дайте развернутый ответ.

Философия — это:

а) «наука наук»;

б) система наиболее общих понятий о мире;

в) теоретическая основа мировоззрения;

г) наука об общих методах познания;

д) наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления;

е) наука о познании;

ж) подсознательное переживание человеком своего существования;

з) логический анализ языка; и) наука о месте и роли человека в мире; к) наука об отношении человека к миру.

2. Проанализируйте каждое из высказываний, выделите правильное (подчеркните).

Материализм — это:

а) признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц (атомов, электронов, протонов и др.);

б) принцип жизни, заключающийся в признании главным наличие материальных благ для жизни человека;

в) философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания, идеального;

г) практически здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от жизни рассуждений и т. д.

3. Выделите правильное высказывание.

Идеализм — это:

а) стремление обосновать значение идей в жизни человека и стремление человека к совершенству;

б) признание понятий, идей, сознания как первичных начал, определяющих материальные явления;

в) утверждение, что идеи, мысли существуют реально;

г) стремление к идеалам;

д) убеждение, что материальный мир существует лишь в сознании человека;

е) убеждение в огромной роли идей;

ж) убеждение в том, что мир сотворен Богом;

з) убеждение в непознаваемости мира; и) убеждение в том, что мнения правят миром.

4. Почему одной профессионально-технической подготовки недостаточно для того, чтобы быть хорошим специалистом, правильно и компетентно разбираться в своей работе, а нужно еще хорошо владеть философской теорией?

5. Какое из приведенных ниже положений характеризует объективный идеализм?.(В тексте ответа выпишите предложенные варианты, подчеркните правильный).

а) Объективный идеализм не признает познаваемости мира.

б) Объективный идеализм полагает, что мир зависит от воли и сознания великой личности.

в) Мир определяется духовной силой, существующей независимо от человеческого сознания.

г) Существует бесконечная познаваемость мира силами человеческого разума.

6. Можно ли считать дуализм «третьей линией» в философии наряду с материализмом и идеализмом?

7. Какое из нижеприведенных утверждений является правильным? (подчеркните).

а) Философия — чисто дедуктивная наука, и все ее положения доказываются умозрительно.

б) Философские положения доказываются путем вывода и проверки результатов вывода эмпирическими фактами развития науки.

в) Философские положения подтверждаются большим количеством примеров из различных областей действительности.

г) В философии вообще нет доказательств, а есть лишь убеждение и принятие того или иного положения на веру.

8. Какие из перечисленных вопросов являются философскими? (подчеркните).

а) В чем смысл существования человека?

б) Каковы пути решения экологического кризиса?

в) Что есть истина?

г) Существует ли внеземная цивилизация?

д) Есть ли жизнь после смерти?

9. «Онтология», «гносеология», «аксиология». Что это за понятия и какое отношение они имеют к философии?

10. «Философия — мать наук. Первые естествоиспытатели как древнего, так и нового времени были философами» (Л. Фейербах). Согласны ли Вы с таким определением философии?

11. Можно ли сказать, что философия — это познание, философия — это нравственность, философия — это эстетика, философия — это логика?

12. Каждая наука имеет свои средства познания: у естественных наук — это различные приборы, у кибернетиков, математиков — это вычислительные устройства, у социологов — это анкеты, статистические данные. У философов нет аналогичных средств познания, поэтому философия не является наукой. Найдите ошибку в этом рассуждении.

.

13. Английский философ, математик, логик Б. Рассел, размышляя о специфике философии, замечал: «Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное значение оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия». (Рассел Б. История западной философии. М., 1954. С. 7.). Согласны ли Вы с этим утверждением?

14. Прежде чем сделать какой-то предмет, человек в своем сознании составляет образ этого предмета. Образ идеален по своему существу. Означает ли это, что идея предшествует материальному предмету, определяет его?

15. Английский философ Д. Юм писал, что вопрос о существовании внешнего мира, независимого от человеческого сознания, не может быть никогда решен, так как уму никогда не дано реально ничего, кроме его восприятий, и он никоим образом не в состоянии произвести какой бы то ни было опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами, так как результатом такого опыта будет только новое восприятие. (См.: Юм Д. Соч.: В 2 т. М., 1966. Т. 1. С. 163).

Какова Ваша позиция по этому поводу? Можете ли Вы возразить Юму?

16. Что такое монизм? Какие философские учения античности Вы отнесете к монизму и почему?

17. Что такое пантеизм? Назовите философов, чьи учения были пантеистическими и почему?

18. Кто из античных мыслителей был первым диалектиком и почему?

19. Кто из философов основал атомизм? В чем состояла суть его учения? 8. «Все течет и ничто не пребывает». «В ту же реку дважды не войдешь». Кто автор этих суждений? Как называется философское учение, основанное этим мыслителем?

20. Кто из античных мыслителей называл свой метод преподавания майевтикой? В чем сущность этого метода?

21. О ком из древнегреческих философов античный автор сообщает: «Он полагал началом всех вещей воздух. По протяженной величине он бесконечен, а по своим качествам определен. Все вещи рождаются путем некоего сгущения и, наоборот, разряжения воздуха»?

22. Почему в древности еще не было (и не могло быть) четкого разделения между философией и другими науками, а философы одновременно были и математиками, и астрономами, и механиками, и т. п.?

23. Гераклит утверждал, что этот космос, тот же самый для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим. К какому направлению в философии принадлежал он?

24. По свидетельству Аристотеля, Демокрит и Левкипп говорили, что все прочее состоит из неделимых тел, последние же бесконечны числом и бесконечно разнообразны по формам; вещи же отличаются друг от друга неделимыми телами, из которых они состоят, их положением и порядком… Основания какой концепции заложили Демокрит и Левкипп?

25 Правильно ли утверждать, что под реализмом в средневековой философии подразумевалась позиция, согласно которой подлинной реальностью обладают лишь единичные вещи, предметы эмпирического мира?

26. Соответствует ли действительности суждение о том, что в средневековой философии под номинализмом понималась позиция, согласно которой подлинной реальностью обладают лишь единичные вещи, предметы эмпирического мира?

27. Назовите основного систематизатора средневековой схоластики зрелого этапа ее развития?

28. Приведите доказательства бытия Божьего так, как это делал Фома Аквинский. Сможете ли Вы его опровергнуть?

29. Что такое томизм и каковы его принципы? Когда он возник, кто его основатель и в каком виде он существует в наше время?

30. Назовите основную черту средневековой философии?

31.Назовите специфическую черту философии Возрождения

32. Можно ли утверждать, что французский философ Декарт является основателем индуктивного метода в теории познания?

33. Кто является автором следующего высказывания: «Я мыслю, — значит, существую»? Что о нем Вам известно?

34. Можно ли утверждать, что в учении о субстанции Декарт был дуалистом? Почему?

35. «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Кто из представителей сенсуалистической традиции в гносеологии является автором вышеприведенного высказывания?

36. Кто из мыслителей Нового времени был автором научного метода «Универсальная математика»?

37. «Субстанция» — что это за понятие?

38. Кому из философов Нового времени принадлежит тезис: «Свобода есть осознанная необходимость»?

39. «Без глаза не было бы цветов, без уха не было бы звуков». Чье это утверждение и как называется такая философская позиция?

40. «Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств» (Д. Беркли). Какие взгляды отражает этот тезис?

41. Согласны ли Вы с утверждением Р. Декарта: «Действительно, те, кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их»? Какое значение имеет философия для каждого человека?

42. Прокомментируйте положение Р. Декарта из «Начал философии» о том, что вся философия подобна как бы дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие от этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике... Она предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей мудрости.

Согласны ли Вы с автором? Каково соотношение частных наук между собой и с философией в наше время?

43. Что такое «априорное знание» по Канту? Имеется ли такое знание?

.

44. Что такое кантовский категорический императив? Предложите свой императив в духе Канта.

45. Что такое «абсолютная идея» Гегеля, почему она так называется? Какие синонимы этого понятия можно употребить?

46. Что такое диалектический метод по Гегелю? Какие еще методы познания Вы знаете?

47. Сопоставьте философию Гегеля и Канта. Что общего и что отличного в их учениях?

48. Сопоставьте философию Гегеля и Фейербаха. Как можно назвать их учения?

49. «Если какое-нибудь суждение мыслится как строго всеобщее, то есть так, что не допускается возможность исключения, то оно не выведено из опыта, а есть, безусловно, априорное суждение» (Кант). Какие знания Кант называет априорными? Существуют ли такие знания?

50. Можно ли считать правильной «формулу»: Диалектический материализм = диалектика Гегеля + материализм Фейербаха?

51. Назовите наиболее ярких представителей неопозитивизма и постпозитивизма.

52. В чем сущность философии экзистенциализма?

53.С позиций какого философского направления даны следующие определения?

а) То, что мы называем материей, есть только известная закономерная связь элементов («ощущений»).

б) С научной точки зрения не может быть возражений против того, чтобы классифицировать известные более или менее постоянные группы чувственных восприятий, объединяя их вместе и называя материей...

в) Материя есть постоянная возможность ощущений.

54. В какой степени истинны следующие суждения?

Материя — это:

а) то же, что и реальность;

б) все то, что обладает движением, протяженностью, инертностью, тяжестью, фигурой, непроницаемостью;

в) совокупность вещества и поля;

г) основа, носитель всех свойств явлений, предметов и процессов действительности;

д) наряду с сознанием одна из двух первооснов бытия;

е) всякая объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека, отражаемая сознанием.

ж) постоянная возможность ощущений;

з) неизменная первооснова бытия; и) пространственная развертка мировой идеи.

55. Можно ли согласиться с таким выводом: «Все понятия и категории существуют только в сознании. Материя — это философская категория, чистое создание мысли, абстракция. Следовательно, материя существует только в сознании»?

56. Материальны ли следующие явления: свет, пространство и время, информация, тень, общество, общественные от-

ношения, историческое развитие, угрызение совести, воля, биотоки мозга, речь?

57. Правильно ли отождествлять материю с природой?

58 Можно ли поставить знак равенства между понятиями «материя» и «вещество»?

59. Согласны ли Вы со следующими взглядами американского физика В. Гейзенберга? Обоснуйте свой ответ.

а) «Современная физика в некотором смысле близко следует учению Гераклита. Если заменить слово «огонь» словом «энергия», то почти в точности высказывания Гераклита можно считать высказываниями современной науки.

...Энергия — это то, из чего созданы все элементарные частицы, все атомы, а потому и вообще все вещи... Энергия есть субстанция...»

б) «...Все многообразие элементарных частиц объясняется некоторой универсальной первоматерией, которую можно назвать энергией или материей».

60. В чем заключается специфика социальной сферы материального мира?

61. «Природа существует вне и независимо от сознания людей». Является ли это утверждение необходимым или достаточным условием для материалистической точки зрения? Или необходимым и достаточным?

62. «“Материя” и “сознание” являются, по сути дела, конвенциональными понятиями; отстаивать примат материи или сознания перед лицом новейших научных данных так же бессмысленно, как спорить о том, что подвешено сверху, а что снизу — Солнце или Земля» (Б. Рассел). Прав ли Б. Рассел? Аргументируйте свой ответ.

63. Известный физик С. Саката отмечает, что в современной физике имеются три точки зрения на природу элементарных частиц:

а) Элементарные частицы — это атомы Демокрита, т.е. первичные элементы материи.

б) Элементарные частицы — это лишь понятия, создан ные для удобства описания физических явлений.

в) Элементарные частицы — это структурные единицы, относящиеся к одному из бесконечных уровней материи.

Какая философская позиция лежит в основе каждой из этих точек зрения?

64. Укажите, в чем сходство и в чем различие понятий «бесконечный» и «безграничный»?

65. Возьмем два примера: просто перемещение тела в пространстве и возникновение в процессе биологической эволюции нового вида. В одном и другом случаях имеют место определенные изменения. Можно ли назвать оба эти типа изменений понятием «движение»? А можно ли оба эти типа изменений охарактеризовать понятием «развитие»?

66. Что такое механицизм? Какое из нижеприведенных утверждений можно отнести к механицизму.

а) Механическое движение — наипростейший вид движения материи.

б) Биосистемы развиваются по законам механики.

в) Механическое движение — универсальный вид движения материи.

г) Все формы движения материи включают в себя механическое движение.

67. «Нет оснований предполагать, что живая материя управляется другими законами, чем неживая материя, и имеются серьезные основания думать, что все в поведении живой материи может быть теоретически объяснено в терминах физики и химии» (Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957. С. 71).

Можно ли считать данное утверждение Б. Рассела проявлением механицизма?

68. Покажите, в чем различие в подходах к пространству и времени:

а) субъективного идеализма;

б) объективного идеализма;

в) метафизического материализма;

г) диалектического материализма.

69. Кому может принадлежать следующее высказывание: «Пространство и время вовсе не форма “моего” созерцания — это форма организации общечеловеческого опыта»?

а) Канту;

б) Маху;

в) Дидро;

г) Гегелю;

д) Энгельсу;

е) Богданову.

70. «Основные формы всякого бытия, — писал Ф. Энгельс, — суть пространство и время» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 51). Ответьте на вопросы:

а) Относится ли это высказывание к бытию идей?

б) Можно ли пространство и время рассматривать как особые, самостоятельные природные реальности?

в) Разъясните замечание В.И. Ленина: «Время вне временных вещей = Бог» (Полн. собр. соч. Т. 29. С. 50).

г) Можно ли рассматривать пространство и время в физике И. Ньютона как реальности физического опыта?

71. Ответьте на вопросы:

а) Можно ли познать сущность и законы человеческой психики без учета деятельности мозга, нервно-психических процессов?

б) Можно ли понять природу человеческого сознания, изучая только его мозг?

в) Что такое вульгарный материализм? Как он решает проблему психического?

г) Объясните взаимодействие биологических и социальных факторов в процессах возникновения и развития человека, человеческого сознания.

д) Что такое гилозоизм?

72. Как понимать положение о том, что сознание по Гегелю «творит» мир?

73 Сознание, доказывает материалистическая философия, вторично по отношению к материи. Означает ли это, что сознание не оказывает никакого воздействия на материальный мир? Как влияет психика на тело, физическое состояние человека, как влияют понятия, идеи, теории и сознание в целом на практическую деятельность человека и общественное развитие?

74. Существует утверждение, что «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Можно ли из этого сделать следующие выводы:

а) Идеальное существует не в голове, а с помощью головы в реальной предметной деятельности (идеальное есть форма деятельности общественного человека, взятая вне человека).

б) Идеальное существует в голове с помощью реальной предметной деятельности (идеальное есть субъективная реальность).

в) Идеальное является особой субстанцией.

75. Приведенные ниже слова разделите на две группы и назовите признак, послуживший для принятого Вами деления: мозг, мышление, идея, понятие, сердце, вдохновение, ощущение, физиологическое, психическое, речь, язык, тоска, бег, дыхание, представление, убеждение, сновидение, радость, разум, воля, нервный процесс, биотоки мозга.

76. Выберите из данных суждений правильное и обоснуйте свой выбор.

Мысль — это:

а) продукт мозга, субъективный образ объективного мира;

б) хотя и находится в материальном мозгу, но является продуктом нематериальной субстанции;

в) биотоки мозга;

г) самостоятельное, независимое от мозга явление.

д) речь, но произнесенная про себя.

77. Расшифровывает, разгадывает ли мысли так называемый «детектор лжи»?

78. «Человек — это машина, — считал французский материалист XVIII века Ламетри. — Человеческий разум тоже механическое явление, он является и результатом и условием совершающихся в человеческом механизме движений. Поэтому человека можно назвать “весьма просвещенной машиной”». Проанализируйте позицию автора и укажите причины, породившие ее.

79. Согласны ли Вы со следующими суждениями?

а) Будущие кибернетические машины — это, в частности, будущие люди. Люди эти, кстати говоря, будут гораздо совершеннее современных нам людей.

б) По всем позициям машина может стать моделью человека.

в) Техника — это природный материал, превращенный в органы исполнения воли человека в природе. Все это — созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знаний.

80. Каким образом происходит взаимный обмен мыслями? Может ли мысль непосредственно и прямо, минуя различные материальные средства, передаваться от человека к человеку? Какова роль языка в обмене мыслями?

81. Язык может быть не только орудием распространения истинного знания, но и источником заблуждения, рассадником ошибочных ложных понятий. Приведите примеры.

82. Согласны ли Вы с точкой зрения Шопенгауэра о том, что мысли умирают в ту минуту, когда они воплощаются в слова.

83. В чем заключается принципиальное отличие сознания человека от психики животных?

84. В чем состоит принципиальное отличие человеческой речи и языка от средств общения животных?

85. Что общего между понятиями «сознание», «знание», «познание» и в чем их специфика? В чем сходство и различие между понятиями «сознание» и «мышление»?

86. Обладает ли сознанием только что родившийся ребенок?

87. Прав ли Т. Гексли, когда он заявляет, что не верит в существование души потому, что не может «обнаружить ее в пробирке»?

88. Если в будущем человечеству удается создать искусственный интеллект, то не будет ли это означать, что вульгарный материализм был прав, поскольку «машинное мышление» не будет идеальным, а будет реализовываться в материальных процессах?

89. «Вся материя отражает». «Вся материя ощущает». Тождественны ли эти суждения?

90. Размышляя над проблемой сознания, французский философ Д. Дидро обратил внимание на то, что частицы некоторых веществ, например соли, сахара, воды, попадая в наше тело и далее в наш мозг, становятся ощущающей мыслящей материей. Как и откуда возникает у них эта способность ощущать, мыслить? Значит, рассуждает Дидро, эти частицы должны были иметь эти свойства и ранее, до того как они попали в мозг. Таким образом, не только живая, но и неживая материя обладает способностью ощущать, мыслить.

Прав ли Д. Дидро? Как называется его философская концепция? Как Вы ответили бы на поставленные им вопросы?

91. Какие факты Вы можете привести в подтверждение положения о том, что сознание не является продуктом только биологического развития человека, а является социально-историческим продуктом?

92. Почему именно труд привел к возникновению сознания? Почему «труд» муравьев, бобров не привел к развитию у них сознания? Разберите в связи с этим несколько вариантов возможных разумных существ, встречающихся в фантастической литературе, например дельфины (Мерль), муравьи (Обручев), обезьяны (Буль), лошади (Свифт).

93. Что означает термин «диалектика»? Каково его происхождение? Какие формы диалектики Вам известны?

94. Какое из определений диалектики наиболее полно выражает ее сущность как науки?

а) Наука о движении понятий.

б) Искусство вести спор путем раскрытия противоречий в суждениях оппонента.

в) Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

95. Что означает термин «метафизика»? В чем принципиальное отличие диалектики от метафизики?

96. Какая из указанных черт не характеризует развитие?

а) Определенная направленность (поступательное восхождение от низшего к высшему);

б) усложнение — переход от простого к сложному;

в) любое изменение;

г) обновление — возникновение нового качества.

97. Какие стороны объективной действительности отражает понятие «закон».

98. В чем заключается противоположность материалистического и идеалистического понимания законов науки? В этой связи назовите, к каким философским направлениям можно отнести следующие трактовки законов науки?

а) Научные утверждения, имеющие общезначимый смысл,

б) отражение законов природы и общества;

в) следствие законов человеческого разума, организующего различный эмпирический материал;

г) отражение общих, существенных и повторяющихся связей вещей и явлений;

д) продукт человеческого духа, не имеющий смысла помимо человека;

е) проявление божественных сил, деяний Бога.

99. Могут ли существовать такие связи, при которых не осуществляется обмен материей и движением? К какому виду связи, например, относится зависимость между радиусом и площадью круга?

100. В чем состоит различие между софистикой и эклектикой, с одной стороны, и диалектикой — с другой. Покажите, что софистика и эклектика являются проявлением метафизического метода мышления.

101. Укажите соотношение между понятиями «развитие», «прогресс» и «регресс». Может ли развитие быть регрессивным? Всякое ли развитие является прогрессивным процессом?

102. Какие из указанных ниже процессов можно отнести к развитию? Аргументируйте свой ответ.

а) Качание маятника;

б) старение человека;

в) сборка машины на конвейере;

г) тренировка спортсмена;

д) контрреволюционный переворот;

е) взаимопревращение элементарных частиц;

ж) течение болезни;

з) «круговорот» воды в природе; и) Броуновское движение; к) движение Земли по орбите вокруг Солнца; л) разрушение природной среды человеком.

103. Какими из перечисленных ниже свойств должна обладать связь, чтобы она получила статус закона?

а) Объективность;

б) устойчивость;

в) причинность;

г) необходимость;

д) повторяемость;

е) случайность;

ж) простота;

з) вариативность; и) абсолютность; к) существенность.

104. Укажите правильное определение понятия «развитие».

Развитие — это:

а) количественные изменения объекта;

б) всякое движение;

в) прогрессивное изменение;

г) движение по кругу;

д) движение от менее совершенного к более совершенному;

е) необратимые качественные изменения системы;

ж) повторяющиеся количественные и качественные изменения в явлениях;

з) тождественное всякому изменению.

105. Укажите правильное определение диалектического противоречия.

Это:

а) отношение тождества и различия противоположностей, имеющих место в рамках единого целого, немыслимых друг без друга, вступающих в противоречие, разрешение которого дает импульс развитию;

б) взаимоисключение противоположностей;

в) недостатки, плохие явления, которые надо изгонять, устранять.

106. Обоснуйте положение о том, что противоречивые, взаимоисключающие противоположные тенденции присутствуют «во всех явлениях и процессах природы (и духа, и общества в том числе)»

107. Из перечисленных ниже понятий выпишите противоположные пары: движение, холод, содержание, покой, сила, ум, тепло, форма, знание, изменчивость, забывчивость, сущность, находчивость, устойчивость, память.

108. Проверьте, являются ли полярно противоположными следующие отношения: кислое — сладкое, молодой — пожилой, порок — невинность, смешной — серьезный, материальный — субъективный.

109. Укажите противоположное следующему: ошибка, объективный, оригинал, истина, щедрость, движение, радость, скромность, сознание, сознательность.

110. Все ли противоречия, которые действуют в мире, одинаковы по своему характеру? Чем отличаются объективные противоречия от противоречий в познании, мышлении?

111. Найдите верное суждение среди нижеприведенных:

а) Поскольку противоречия неизбежны и на смену одним приходят другие, то борьба с ними не имеет смысла.

б) Противоречия — двигатель развития, и поэтому они всегда полезны.

в) Цель нашей борьбы — разрешение всех противоречий.

г) Противоречия непреходящи, но для нас не безразлично, какой характер они носят (антагонистический или неантагонистический), каким способом разрешаются, насколько эффективно способствуют развитию.

112. Верна ли мысль Гегеля о том, что противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения?

113. В каких из приведенных ниже афористических выражений можно увидеть отражение тех или иных сторон закона единства и борьбы противоположностей?

а) Крайности сходятся.

б) Нет худа без добра.

в) Не было бы счастья, да несчастье помогло.

г) Наши недостатки есть продолжение наших достоинств.

д) Чем хуже — тем лучше.

е) Клин вышибают клином.

114. Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «качество». Определите, в каких признаках они совпадают, а в каких расходятся.

а) Качество представляет собой целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости.

б) Качество — это система важнейших необходимых свойств предметов.

в) Качество — это свойство, отличающее предмет в данном отношении. В разных отношениях вещь обладает разными качествами.

г) Качество — это философская категория, обозначающая какую-либо сторону предмета познания, рассматриваемую как целостный его признак в процессах сравнения с другими предметами.

115. Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «количество». В какой мере раскрываемые в них аспекты совпадают?

а) Количество — «это...безразличная к бытию, внешняя ему определенность» (Гегель. Г.В. Соч.: В 14 т. Т. 1. С. 228).

б) «Количество — объективная определенность качественно однородных явлений или качество в его пространственно-временном аспекте, со стороны бытия его в пространстве и времени» (Филос. энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 552).

в) «Количество выражает внешнее, формальное взаимоотношение предметов, их частей, свойств, связей: число, величину, объем, множество, класс, степень проявления того или иного свойства» (Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988. С. 236).

116. Может ли у одной вещи быть несколько качеств? Могут ли две разные вещи иметь одно и то же качество?

117. Согласны ли Вы с утверждением, что «Существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами»?.

118. Какова взаимосвязь между количественными и качественными изменениями?

а) Любое ли количественное изменение приводит к качественным изменениям?

119. Демокрит утверждал: «Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении — горькое, в мнении — цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота» (Цит. по: Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 60—61).

Развивая эту идею, английский философ Дж. Локк разделил все качества предметов на первичные и вторичные. Такие качества, как форма, плотность, скорость, по Локку, абсолютны и не зависят от субъекта, поэтому они первичны. Цвета, запахи, звуки и все прочее производны от первичных. Они не присущи самим предметам, а являются результатом воздействия на наши органы чувств первичных качеств. Поэтому, считал Локк, вторичные качества относительны, субъективны.

Дайте философский анализ этим концепциям.

120. В каких афористических высказываниях, приведенных ниже, можно увидеть отражение закона взаимного перехода количественных и качественных изменений?

а) Вода камень точит не силой, но частым падением.

б) Лучше меньше, да лучше.

в) Тише едешь — дальше будешь.

г) Побеждают не числом, а уменьем.

д) От великого до смешного — один шаг.

е) Поспешишь — людей насмешишь.

ж) Семь раз отмерь — один раз отрежь.

з) Талант есть труд.

и) Кто много доказывает, тот ничего не доказывает. к) Повторенье — мать ученья.

121. Каково соотношение понятий «эволюция», «революция», «скачок»?

122. Можно ли считать соответственно революцией и эволюцией следующие примеры перехода к новому качеству?

а) Взрыв ядерного устройства и замедленный распад в реакторе атомной электростанции;

б) образование нового вида путем мутаций и путем приспособления и естественного отбора;

в) переход к новому социальному строю путем вооруженного восстания и путем реформ;

г) переход к новой парадигме (концепции, стилю мышления) в науке и последовательное преобразование отдельных частей системы научного знания.

123. Между психологом и физиком возник спор. Психолог считает, что красный и синий цвета отличаются качеством, это видит каждый, кто не является дальтоником. По мнению физика, отличие чисто количественное и состоит в длине волн. Кто из них прав?

124. Завершается ли процесс развития сменой одной формы бытия другой?

125. В каких из перечисленных ниже афористических высказываний нашел отражение закон отрицания отрицания?

а) Новое — это хорошо забытое старое.

б) Клин вышибают клином.

в) Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок.

126. Какая разница между объективными законами природы, общества и юридическими законами? Можно ли повлиять на проявление объективных законов?

127. Определите, с каким философским направлением связаны следующие трактовки:

а) Законы науки — это научные утверждения, которые имеют общезначимый смысл.

б) Законы науки — отражение законов природы и общества.

в) Законы науки — это следствие законов человеческого разума, организующего, систематизирующего различный эмпирический материал.

128. Назовите законы диалектики, отвечающие на следующие вопросы:

а) В каком направлении идет развитие?

б) Что является источником развития?

в) Каков механизм новообразования?

129. Определите, действием какого закона диалектики можно объяснить явление, выраженное в словах: «На меня нашло озарение» — или: «Внезапное просветление, вдохновение».

130. Всякая категория является понятием. Но всякое ли понятие можно назвать категорией? В связи с этим определите, какие из перечисленных понятий можно отнести к общефилософским категориям: форма, множество, масса, скорость, случайность, совесть, пространство, жизнь, счастье, стоимость, товар, наследственность, возможность. Аргументируйте свой выбор.

131. Укажите, какое из определений понятия «природа» наиболее точное.

Природа — это:

а) географическая среда, в которой обитает человеческое общество;

б) биосфера Земли;

в) вся материальная действительность;

г) та часть мира, которая стала объектом теоретической и практической деятельности людей;

д) биосфера и ноосфера;

е) наша бесконечная Вселенная.

132. «Создание из биосфера ноосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Оно требует проявления человечества как единого целого. Это его неизбежная предпосылка» (Вернадский В.И. Размышления натуралиста: научная мысль как планетное явление. М., 1977. Кн. 2. С. 32).

Что понимал В.И. Вернадский под ноосферой? Что он имел в виду, когда писал о требовании проявления человечества как единого целого? В этой связи ответьте на вопрос: «Входит ли в содержание понятий «природа», «природная среда» то, что В.И. Вернадский назвал «ноосферой»?

133. Что общего между законами природы и законами общества?

В силу каких причин невозможно перенесение закона из области биологии на социальную жизнь?

134. Дайте философскую оценку следующей точки зрения: «Все основные факторы истории объясняются географическими условиями той местности, где они происходят».

135. Древнегреческий историк Диодор считал, что многочисленность населения в Египте дала возможность воздвигнуть множество грандиозных пирамид и других сооружений. Прав ли Диодор, не принимает ли он видимость за сущность? Является ли многочисленное население Древнего Египта решающим условием, основным звеном цепи событий, приведших к строительству гигантских пирамид?

136. Некоторые современные философы вслед за Г. Спенсером и 3. Фрейдом считают, что человеческое общество

развивается по биологическим законам, поскольку сам человек — высшее звено биологической эволюции. В чем ошибочность подобных рассуждений? Можно ли полностью исключить биологические факторы из общественной жизни?

137. Чем отличаются друг от друга биосфера и человечество как развивающаяся система?

Почему противоречие между природой и обществом приобрело в XX в. глобальный характер?

138. Как совместить научно-технический прогресс и сохранение окружающей среды?

139. Что Вы знаете о современной демографической ситуации в основных регионах мира?

140. «Условия размножения человека непосредственно зависят от устройства различных социальных организаций, и потому закон народонаселения надо изучать для каждого такого организма отдельно, а не “абстрактно”, без отношения к различным историческим формам общественного устройства». Согласны ли Вы с автором?

141. «Охрана окружающей среди — дело каждого». Как современному человеку понимать эти слова? Какое участие принимаете Вы лично в реализации этой задачи?

142. Каковы основные пути формирования экологического сознания у сельского труженика, горожанина, студента?

143. Материальное производство становится все более «грязным», все более опасным в смысле нарушения экологического равновесия. Сторонники движения «зеленых», в частности, отсюда делают вывод, что в мировом масштабе производство надо не наращивать, а сворачивать либо искусственно сдерживать. Что Вы знаете о движении «зеленых»? Можно ли (или нельзя) согласиться с этой точкой зрения?

144. Известно, что численность населения, его прирост, плотность оказывают влияние на развитие производительных сил и всего общества. А как влияет развитие производительных сил на изменения численности населения, его плотности, возрастную структуру общества и т. п.?

145. Проанализируйте отношение между понятиями «революция» и «социальная революция» и в этой связи ответьте на вопросы:

а) Что такое научная (промышленная, техническая) революция?

б) Какие Вы знаете типы революций в науке и технике?

в) В чем сущность НТР, чем она отличается от прежних революций в истории науки и техники?

146. Форма государства — это способ организации политической власти и методы управления. Она включает формы устройства, правления и политический режим. Назовите и дайте характеристику наиболее распространенных в истории человечества форм государств.

147. Какое общественное образование не относится к политической системе общества: церковь, армия, партия, суд, деканат, союз кооператоров, семья?

148. Выберите правильное определение.

а) Народ — это все население общества.

б) Народ — это общность трудящихся, образующих главную производительную силу общества.

в) Народ — это классы и социальные группы, которые способствуют общественному прогрессу.

г) Народ — это трудящиеся массы, не участвующие в распространении материальных благ.

149. Нацию обычно связывают с общностью экономической, территориальной, языковой и культурной, а также с многочисленностью населения. Какой из этих признаков является самым устойчивым?

150. Справедлива ли альтернатива, согласно которой либо человек есть животное, поскольку происходит от животного, либо человек с самого начала отличается от животного, а поэтому у него нет ничего общего с животным?

151. Как Вы относитесь к суждению: «Человек обнаруживает, что, когда он изменяет свое отношение к вещам и к другим лицам, они тоже изменяются по отношению к нему?»

152. Верно ли, что главная цель философии есть познание сущности человека?

153. Прав ли Сократ, сказавший, что до тех пор, пока человек не познает себя, он не может познать сущности остального мира?

154. На лекции по философии преподавателю был задан вопрос: «Так кто же человек: субъект или продукт человеческой деятельности?» Как бы Вы ответили на этот вопрос студента?

155. Если человек — продукт общественных отношений, а его сознание есть не что иное, как отраженное бытие, тогда как объяснить поразительные различия в мировоззрении и поведении близнецов?

156. «Человек есть разумное существо, субъект труда, социальных отношений и общения». Можно ли отнести это определение к ребенку?

157. Проанализируйте приведенные ниже определения сущности человека. В какой мере они раскрывают содержание этого понятия?

а) «Человек — это существо политическое» (Аристотель).

б) «Человек — это животное, способное изготовлять орудия труда (Б. Франклин).

в) «Человек — не статистический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции» (П. Тейяр де Шарден).

158. Какой ответ на вопрос о том, каково отношение понятий «человек» и «личность», будет правилен?

а) Человек и личность — это тождественные понятия.

б) Человек — это антропологическое понятие, а личность — социальное.

в) Человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью.

г) Главным свойством личности является то, что у нее есть мировоззрение и самосознание.

д) Личность — это общественно развитый человек.

159. Каково соотношение между понятиями «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»?

160. Дайте сравнительную характеристику приведенных ниже определений личности:

а) Личность — это социальное существо.

б) Личность — это всегда конкретный человек в единстве всех его психологических качеств и сил, направляющих его практическую деятельность.

в) Личность — это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое «я» из «не-я», осознавший свои взаимоотношения с «не-я» и активно воздействующий на «не-я» в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности.

г) Личность — это органическое единство биологической и социальной эволюции.

д) Понятие «личность» тождественно понятию «я».

161. Как Вы понимаете свободу личности? Каковы обязанности личности перед обществом и общества перед личностью? Каковы социально-экономические и политические основы свободы личности в обществе?

162. Дайте философский анализ следующих высказываний о свободе:

а) «Свобода означает отсутствие сопротивления (под сопротивлением я разумею внешние препятствия для движения)... Из употребления слов «свобода воли» можно сделать заключение не о свободе воли, желания или склонности, а лишь о свободе человека, которая состоит в том, что он не встречает препятствий к совершению того, к чему влекут его воля, желания или склонности» (Т. Гоббс).

б) «Свобода приходит в мир вместе с человеком... Она есть бытие человека... Индивид полностью и всегда свободен» (Ж.-П. Сартр).

в) «Свобода — это самовыражение личности, выражение ее духовных, эмоциональных и чувственных способностей» (Э. Фромм).

г) «Свобода есть познанная необходимость» (Б. Спиноза).

163. Выберите верное определение.

а) Личность — это конкретный реальный человек во всей совокупности своих физических и духовных качеств.

б) Личность — это индивид с неповторимо своеобразными чертами, отличающими его от других людей.

в) Личность — это продукт общественных отношений.

г) Личность — это выдающийся представитель своего народа, класса, общества.

164. Какое из определений, по Вашему мнению, является правильным?

а) Общество — это совокупность индивидов.

б) Общество — это способ взаимного приспособления людей.

в) Общество — это самостоятельное образование, не связанное с деятельностью людей.

г) Общество — это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей.

165. П. Бриджмен в книге «Размышления физика» писал, что общество является суммой его личностей в том смысле, что если поведение всех составляющих личностей определено, тогда не требуется ничего большего, чтобы определить общество, которое эти личности составляют. Дайте анализ этого высказывания.

166. Французский философ и писатель А. Камю писал в книге «Бунтующий человек», что идейность ведет к безнравственности. По его мнению, за отдельного человека, может быть, и стоит отдать жизнь, но за идею не стоит. Люди, умирающие за идею, считает А. Камю, не должны в XX веке вызывать уважение. Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Если нет, то почему?

167. Какое из приведенных суждений соответствует материалистическому пониманию процесса познания?

Познание — это:

а) процесс погружения «ума» в действительность;

б) воспоминание души о том, что она созерцала в мире идей;

в) упорядочивание сигналов внешнего мира с помощью априорных форм чувственности и рассудка;

г) созерцание в своем сознании сущности своего бытия;

д) отражение объективной действительности в сознании человека;

е) комбинирование врожденных идей под влиянием эмпирических фактов.

168. Представителями каких философских направлений сделаны следующие заявления?

а) «...Чувства дают нам верные изображения вещей, мы знаем самые эти вещи,...внешний мир воздействует на наши органы чувств».

б) «...возможно, что мы в состоянии правильно воспринять свойство вещи, но самой вещи мы никаким, ни чувственным, ни мыслительным, процессом постичь не можем. Эта “вещь в себе” находится по ту сторону нашего познания».

в) «...не знаю, есть ли объективная реальность, отражаемая нашими ощущениями, объявляю невозможным знать это».

г) «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства: все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума».

169. Проанализируйте следующие суждения и определите, к какому философскому направлению их можно отнести?

Ощущение — это:

а) условный знак, которым наше сознание обозначает воздействие извне;

б) элементарный субъективный чувственный образ объективного мира;

в) чувственное отражение отдельных свойств предметов объективного мира;

г) непосредственная связь человеческого сознания с внешним миром;

д) элементарный результат воздействия внешнего мира на органы чувств;

е) единственный информационный канал, доставляющий человеку сведения о внешнем мире;

ж) превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.

6. Почему отражение человеком действительности является приблизительным?

170. Древнегреческий философ Парменид (ок. 540 — ок. 470 до н. э.) утверждал: «Одно и то же мысль о предмете и предмет мысли». Согласны ли Вы с таким утверждением?

171. Мир бесконечен и мы никогда не сможем познать его до конца. Следует ли отсюда, что мир непознаваем?

172. На вопрос: «Смог бы человек познать больше, если бы у него было больше органов чувств?» — есть такой ответ: «Нет, у человека столько органов чувств, сколько ему необходимо для познания». Согласны ли Вы с таким ответом?

173. Л. Фейербах писал о том, что он не имеет ничего общего с теми философами, которые закрывают глаза, чтобы легче было думать. Против какой тенденции в философии направлены эти слова?

174. Если чайную ложку опустить в стакан с водой, то она окажется (покажется) нам сломанной. Означает ли это, что наше зрение и органы чувств вообще обманывают нас и им нельзя доверять? Представители какого направления в философии не доверяют показаниям органов чувств?

175. Почему абстрактное мышление — это качественно высшая ступень познания по отношению к чувственному отражению?

176. Назовите (из приведенных ниже) философское направление, которое рассматривает истину как «плод» соглашения.

а) Эклектика;

б) конвенционализм;

в) софистика;

г) диалектика;

д) догматизм.

177. «Абсолютная истина — это не вечная истина, переходящая в неизменном виде от одной ступени знания к другой, а свойство объективно-истинного знания, состоящее в том, что такое знание никогда не отбрасывается. Такого рода знание всегда выступает предпосылкой более глубоких и фундаментальных истин. Более того, оно содержится в них в снятом виде. Абсолютная истина проявляется в росте знания» (Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977. С. 49—50).

Согласны ли Вы с автором этого положения?

:

178. Какие из приведенных высказываний соответствуют диалектическому пониманию истины?

а) Интуитивно ясное и самоочевидное положение.

б) Идея, руководство которой приводит к успеху.

в) Знание, которое соответствует показаниям органов чувств.

г) Совпадение человеческой мысли с идеальными формами мирового духа.

д) Мнение большинства.

е) Мнение, закрепленное авторитетом и временем.

ж) То, что соответствует цели человека.

з) Соответствие знаний ощущениям субъекта. и) Знание, которое является адекватным отражением объективного мира.

179. Выберите правильное предложение:

а) Нет истинных и нет ложных мыслей, «истинно» или «ложно» — это лишь названия или оценки.

б) Все мысли только истинны, ложных мыслей нет.

в) Есть мысли истинные вообще и есть мысли совершенно ложные.

г) Каждое высказывание истинно либо ложно лишь в строго определенном отношении.

180. Найдите «зерна» абсолютных истин и моменты, которые в дальнейшем подверглись уточнению или замене, в следующих положениях:

а) Весь мир состоит из атомов — мельчайших, неделимых частичек вещества.

б) Атом представляет собой положительно заряженную среду, в которую вкраплены отрицательно заряженные частицы — электроны.

в) Атом состоит из положительно заряженного ядра, вокруг которого вращаются электроны. Атом подобен Солнечной системе в миниатюре.

181. Известный афоризм гласит: «Практика без теории слепа, а теория без практики — это просто интеллектуальная игра». Дайте философскую интерпретацию этому афоризму.

182. Чем эксперимент в социальном познании отличается от эксперимента в естественных науках?

183. В чем состоят особенности предвидения социальных явлений в отличие от предвидения явлений природы?

184. Почему исторический метод имеет особенное значение в познании именно общественных явлений?

185. В чем состоит предвидение в философии? Приведите примеры предвидения в философии.

Cледует учесть, что при обнаружении текстовых совпадений ответов студента с ответами других, работы не будут приниматься к рассмотрению!


* Выбор рассматриваемых направлений проводится с учетом специальности студентов.

* Рассматриваются с учетом специальности студентов.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 933 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.103 с)...