Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Цели освоения дисциплины. Список учебно-методической литературы



Список учебно-методической литературы

Буслакова Т. П. Литература русского зарубежья: Курс лекций. М., 2003.

Голубков М. М. Русская литература XX века. После раскола: Учеб. пособие для вузов по направлению «Филология». М., 2001.

История русской литературы XX века: Учеб. пособие для вузов: В 4 кн. / Под ред. Л.Ф. Алексеевой. М., 2005. Кн. 1 (1910–1930-е гг.).

Кременцов Л. П., Алексеева Л. Ф., Колядич Т. М. Русская литература XX в.: В 2 т. Т. I. 1920-1930-е годы / Под ред. Л. П. Кременцова. М., 2002.

Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: В 2 т. М., 2003.

Лейдерман Н. Л. С веком наравне. Русская литературная классика в советскую эпоху: Монографические очерки. СПб., 2005.

Мусатов В. В. История русской литературы первой половины XX века (Советский период): Учеб. пособие. М., 2001.

Нефагина Г. Л. Русская проза второй половины 80-х – начала 90-х годов XX века. Минск, 1998.

Русскаялитература XX века: закономерности исторического развития. Екатеринбург, 2005. Кн. 1: Новые художественные стратегии.

Черняк М. А. Современная русская литература. СПб.;М., 2004.

Список рекомендуемой литературы по отдельным темам (7-8 семестры)

Д. Мережковский

Зобнин Ю. В. Дмитрий Мережковский. Жизнь и деяния. М., 2008.

Кулешова О. В. Притчи Дмитрия Мережковского. Единство философского и художественного. М., 2007.

Мережковский: pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников: Антология. СПб., 2001.

Минц З. Г. О трилогии Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист» // Поэтика русского символизма. Спб., 2004.

З. Гиппиус

Русская литература XX века (1890–1910): Под ред. проф. С. А. Венгерова. В 2 кн. М., 2000. (Автобиография З. Гиппиус, статья В. Брюсова).

Богомолов Н. А. «Любовь – одна» // Богомолов Н. А. Русская литература первой трети XX века. Портреты. Проблемы. Размышления. Томск, 1999.

В. Брюсов

Венгеров С. А. Русская литература XX века. М., 2000. (Автобиография В. Брюсова, статья Ф. Д. Батюшкова).

Гаспаров М. Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Гаспаров М. Л. Избранные статьи. М., 1995. С. 286–304.

Максимов Д. Е. Брюсов. Поэзия и позиция // Максимов Д. Е. Русские поэты начала века. Л., 1986.

Минц З. Г. Портреты // Минц З. Г. Поэтика русского символизма. СПб., 2004.

Мочульский К. В. Александр Блок. Андрей Белый. Валерий Брюсов. М., 1997.

Ходасевич В. Некрополь. СПб., 2001. (Или другое издание). (Очерки «Конец Ренаты», «Брюсов»).

Ф. Сологуб

Дикман М. И. Предисловие // Сологуб Ф. Стихотворения / Под ред. М.И. Дикман. Л., 1975.

Ерофеев В. На грани разрыва: «Мелкий бес» Федора Сологуба и русский реализм // Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1990.

Минц З. Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Ученые записки ТГУ. Тарту, 1979. Вып. 459. Блоковский сборник. Т. 3.

Или по изданию: Минц З. Г. Поэтика русского символизма. Спб, 2004.

Силард Л. Поэтика символистского романа конца XIX – начала XX в. // Проблемы поэтики русского реализма. XIX век. Л., 1984.

Ходасевич В. Ф. Сологуб // Ходасевич В.Некрополь. СПб., 2001. (Или другое издание).

Хольтхузен И. Федор Сологуб // История русской литературы. XX век: Серебряный век. М., 1995.

А. Блок

Александр Блок: Pro et contra. СПб., 2004.

Грякалова Н. Ю. О фольклорных истоках поэтической образности Блока // Александр Блок. Исследования и материалы. М., 1987.

Жирмунский В. М. Поэтика Александра Блока // Жирмунский В. М. Теория литературы Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

Любимова О. Е. Блок и сектантство: «Песня судьбы», «Роза и крест» // Александр Блок. Исследования и материалы. Спб., 1998. С. 69–89.

Максимов Д. Е. Идея пути в поэтическом сознании Ал. Блока // Блоковский сборник. Тарту, 1972. Т. 2. С. 25–121.

Максимов Д. Е. Русские поэты начала века. Л., 1986.

Максимов Д. Е. Поэзия и проза А. Блока. Л., 1981.

Минц З. Г. Блок и символизм // Литературное наследство. М., 1980. Т. 92. Кн. 1.

Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 118–123.

Ходасевич В. Блок и Гумилев // Ходасевич В.Некрополь. СПб., 2001. (Или другое издание).

Чуковский К. И. Александр Блок как человек и поэт // Чуковский К. И. Сочинения: В 2 т. М., 1990.

А. Белый

Андрей Белый. Проблемы творчества. Статьи. Воспоминания. Публикации. М., 1988.

Долгополов Л. К. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л., 1988.

Кожевникова Н. А. Язык Андрея Белого. М., 1992.

Лавров А. В. Мифотворчество «аргонавтов» //Миф–фольклор–литература. Л., 1978.

Лавров А. В. Андрей Белый в 1900-е гг. М., 1995.

Куприн

Кулешев Ф. И. Творческий путь А. И. Куприна. М., 1983.

Михайлов О. Куприн. М., 1981.

Чуковский К. И. Куприн // Чуковский К. И. Собрание соч.: В 6 т. М., 1969. Т. 6. (Или другое издание).

Бунин

Волков А. Проза Ивана Бунина. М., 1969.

Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870 – 1953.Франкфурт-на-Майне; М., 1994.

Михайлов О. И. А. Бунин. М., 1967.

Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина. 1870–1906: Беседы с памятью. М., 1989.

Горький

Бабаян Э. И. Ранний Горький: у идейных истоков творчества. М., 1973.

Бялик Б. А. Горький-драматург. М., 1977.

Гачев Г. Д. Логика вещей и человек: прение о правде и лжи в пьесе М. Горького «На дне». М., 1992.

Головчинер В. Е. Вчитаемся в строки… (М. Горький «На дне». А. Блок «Двенадцать». В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся»): Учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. Томск, 2007.

Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX–XX вв. М., 1990.

Максим Горький: Pro et contra: Антология. СПб., 1997.

Митин Г. Евангелие от Максима // Литература в школе. 1989. № 4.

Муратова К. Д. Максим Горький и Леонид Андреев // Горький и Леонид Андреев: Неизданная переписка // Литературное наследство. М., 1986.

Спиридонова Л. М. Горький: диалог с историей. М., 1994.

Сухих С. И. Заблуждения и прозрения Максима Горького. Нижний Новгород, 1992.

Удодов А. Б. Пьеса М. Горького «На дне». Воронеж, 1989.

Л. Андреев

Бабичева Ю. В. Драматургия Л. Н. Андреева эпохи первой русской революции. Вологда, 1971.

Беззубов В. И. Леонид Андреев и традиции русского реализма. Таллин, 1984.

Иезуитова Л. А. Творчество Леонида Андреева (1892–1904). Л., 1976.

Леонид Андреев: материалы и исследования. СПб., 2000.

Смирнова Л. А. Творчество Л. Н. Андреева: проблемы художественного метода и стиля: Учеб. пособие. М., 1986.

Акмеизм. Н. Гумилев

Гумилевские чтения. Материалы международной конференции филологов-славистов. СПб.,1996.

Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

Лекманов О. А. Акмеисты: поэты круга Гумилева. Статья первая, статья вторая // Новое литературное обозрение. 1996, № 17, 19.

Лекманов О. А. Концепция «Серебряного века» и акмеизм в записных книжках А.Ахматовой // Новое литературное обозрение. 2000, № 6.

Лукницкая В. Николай Гумилев. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. Л., 1990.

Николай Гумилев: Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994.

Н. С. Гумилев: pro et contra: личность и творчество Николая Гумилева в оценке рус. мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1995.

Полушин В. Л. Николай Гумилев: жизнь расстрелянного поэта. М., 2007.

Самый непрочитанный поэт (Заметки Анны Ахматовой о Николае Гумилеве) // Новый мир. № 5. 1990.

Шубинский В. И. Николай Гумилев: Жизнь поэта. СПб., 2004.

О. Мандельштам

Аверинцев С. С. Слово и судьба Осипа Мандельштама. М., 1996.

Гинзбург Л. Поэтика ассоциаций // Гинзбург Л. О лирике. М., 1974.

Гаспаров М. Л. Осип Мандельштам. Три его поэтики // Гаспаров М. Л. О русской поэзии. СПб., 2001.

Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама: Воспоминания. Материалы к биографии. Новые стихи. Комментарии. Исследования. Воронеж, 1990.

Карпов А. С. Осип Мандельштам. Жизнь и судьба. М., 1998.

Кихней Л. Г. Философско-эстетические принципы акмеизма и художественная практика О. Мандельштама. М., 1997.

Кихней Л. Г. Осип Мандельштам: бытие слова. М., 2000.

Ронен О. Поэтика Осипа Мандельштама. М., 2002.

Тарановский К. Очерки о поэзии О. Мандельштама // Тарановский К. О поэзии и поэтике. М., 2000.

А. Ахматова

Виноградов В. В. О поэзии Анны Ахматовой // Виноградов В. В. Поэтика русской литературы: Избранные труды. М., 1976.

Добин Е. Поэзия Анны Ахматовой. Литературный портрет // Добин Е. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л., 1981.

Жирмунский В. М. Анна Ахматова. Л., 1975.

Кихней Л. Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. М., 1997.

Лукницкая В. Из двух тысяч встреч. Рассказ о летописце. М., 1987.

Найман А. Рассказы об Анне Ахматовой // Новый мир. 1989. № 1.

Тименчик Р. К генезису ахматовского «Реквиема» // Новое литературное обозрение. 1994. № 8.

Черных В. А. Летопись. Жизнь и творчество Анны Ахматовой. М., 1996–1998. Ч.1–3.

Чуковский К. Ахматова и Маяковский // Чуковский К. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2.

Чуковская Л. К. Записки об Анне Ахматовой. В 3-х тт. М., 1989.

Чуковская Л. К. Герой «Поэмы без героя» // Знамя. 2004. № 9.

Футуризм

Интерпретацияи авангард:Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. И. Е. Лощилова. Новосибирск, 2008.

Ковтун Е. Русская футуристическая книга. М., 1989.

Крусанов А. Русский авангард: 1907–1932. СПб., 1996. Т. 1: Боевое десятилетие.

Ланн Ж. К. Русский футуризм // История русской литературы: XX век. Серебряный век / Под ред. Ж. Нива, И. Сермана, В. Страды и Е. Эткинда. М., 1995.

Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. Стихотворения. Переводы. Воспоминания. / Подгот. П. М. Нерлер и А.Е. Парнис. Л., 1989.

Литературные манифесты от символизма до наших дней. М., 2000.

Поэзия русского футуризма / Вступит. ст. В. Н. Альфонсова, сост. и подгот. текста В. Н. Альфонсова и С. Р. Красицкого. СПб., 2001.

Яковлев Е. Г. Заметки об эстетике русского авангарда // Философские науки. 1989. № 9.

В. Хлебников

Григорьев В. П. Грамматика идиостиля. Велимир Хлебников. М., 1983.

Грюбель Р. «Зангези» Хлебникова как контрафактура литургии (вторичная синкретическая аксиология синтеза искусств и конец искусства) // Русская литература и религия: Сб. науч. трудов / Отв. ред.: Р. Грюбель, В. Г. Одиноков. Новосибирск, 1997.

Дуганов Р. Велимир Хлебников: Природа творчества. М., 1990.

Марков В. О Хлебникове: попытка апологии и сопротивления // Марков В. О свободе в поэзии: Статьи. Эссе. Разное. СПб., 1994.

В. Маяковский

Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни. Л., 1984.

Баевский В. С. История русской поэзии 1730–1980. М., 1996.

Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974.

Гончаров Б. П. Поэтика Маяковского. М., 1983.

Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М., 1990.

Михайлов А. Мир Маяковского. Взгляд из 80-х. М., 1990.

Михайлов А. Точка пули в конце: жизнь Маяковского. М., 1993.

Петросов К. Г. Творчество Маяковского. М., 1985.

Тренин К. В мастерской стиха Маяковского. М., 1991.

Чуковский К. И. Ахматова и Маяковский // Чуковский К. И. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2.

Янгфельдт Б. Любовь – это сердце всего. В. В. Маяковский и Л. Ю.Брик: Переписка. М., 1991.

Проза 1920-х гг.

Белая Г., Добренко Е., Есаулов И. «Конармия» Исаака Бабеля. М., 1993.

Б. Пильняк: опыт сегодняшнего прочтения. М., 1995.

Виноградов В. В. Проблема сказа в стилистике // Виноградов В.В.О языке художественной прозы. М., 1980.

Голубков М. М. Русская литература XX в. После раскола. М., 2002.

Давыдова Т. Творческая эволюция Замятина в контексте русской литературы первой трети XX в. М., 2000.

Евгений Замятин и культура XX в. СПб., 2002.

Жолковский А. Михаил Зощенко: поэтика недоверия. М., 1999.

Кожевникова Н. А. Из наблюдений над неклассической («орнаментальной») прозой // Серия литературы и языка. 1976. Т. 35. № 1.

Крумм Р. Исаак Бабель. Биография. М., 2008.

Лицо и маска Михаила Зощенко. М., 1994.

Полякова Л. В. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы XX в. как литературной эпохи. Тамбов, 2000.

Чудакова М. О. Поэтика Михаила Зощенко. М., 1979.

Чуковский К. И. Зощенко // Чуковский К. И. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2.

Шмид В. Нарратология. М., 2003.

Яблоков Е. А. Железо, стынущее в жилах // Литературное обозрение. 1992. № 11–12.

Поэзия авангарда

Александров А. Чудодей. Личность и творчество Даниила Хармса // Хармс Д. И. Полет в небеса: Стихи. Проза. Драма. Письма. Л., 1991.

Бабаева Е., Успенский Ф. Грамматика абсурда и абсурд грамматики // Русский авангард в кругу европейских культур. М., 1993.

Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб., 1995.

Кобринский А. А. Поэтика «ОБЭРИУ» в контексте русского литературного авангарда XX века: В 2 кн. М., 1999.

Крусанов А. Русский авангард: 1907 – 1932 (исторический обзор): В 3 т. СПб., 1996.

Македонов А. Николай Заболоцкий: Жизнь, творчество, метаморфозы. Л., 1987.

Турков А. Николай Заболоцкий (1903 – 1958). М., 1996.

Ханзен-Лёве О. Русский формализм: методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения. М., 2001.

Ямпольский М. Беспамятство как исток: Читая Хармса. М., 1998.

Творчество М. Булгакова

Балонов Ф. Р. Quod scripsi, scripsi: vivos voco, mortuos plango // Новое литературное обозрение. 1997. № 24.

Бэлза И. Ф. Генеалогия «Мастера и Маргариты» // Контекст-1978. М., 1978.

Варламов А. Н. Михаил Булгаков. М., 2008.

Вулис А. З. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 1991.

Галинская И. Л. Шифры Михаила Булгакова // Загадки известных книг. М., 1986.

Галинская И. Л. Наследие Михаила Булгакова в современных толкованиях. М., 2003.

Гаспаров Б. М. Новый завет в произведениях М. Булгакова. М., 1993.

Гудкова В. Время и театр Михаила Булгакова. М, 1988.

Зеркалов А. Евангелие Михаила Булгакова. М., 2003.

Лесскис Г. А. Триптих М. А. Булгакова о русской революции: «Белая гвардия», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита»: Комментарий. М., 1999.

МихаилАфанасьевич Булгаков – драматург и художественная культура его времени. М., 1988.

Проблемы театрального наследия Михаила Булгакова. Л., 1987.

Сазонова Л. И., Робинсон М. А. Миф о дьяволе в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Труды Отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). СПб., 1997. Т. 50.

Смелянский А. М. Михаил Булгаков в Художественном театре. М., 1986.

Соколов Б. В. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Очерки творческой истории. М., 1991.

Соколов Б. В. Булгаков: Энциклопедия. М., 2003.

Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.

Яблоков Е. А. Художественный мир Михаила Булгакова. М., 2001.

Яблоков Е. А. Текст и подтекст в рассказах Булгакова. Тверь, 2002.

Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. М, 1983.

Творчество А. Платонова

АндрейПлатонов: мир творчества. М., 1994

Баршт К. А. Поэтика прозы Андрея Платонова. СПб., 2000

Бочаров С. Г. О художественных мирах. М., 1985.

Васильев В. Андрей Платонов. М., 1990.

Вьюгин В. Ю. Андрей Платонов: Поэтика загадки. СПб., 2004.

Корниенко Н. В. История текста и биография А.П. Платонова (1926–1946). М., 1993.

Малыгина Н. М. Художественный мир Андрея Платонова. М., 1995.

ТворчествоАндрея Платонова. Спб., 2004.

Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего существования. Об Андрее Платонове. М., 1987.

Творчество Б. Пастернака

Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. СПб., 2001.

Баевский В. С. Борис Пастернак – лирик. Смоленск, 1993.

Быков Д. Борис Пастернак (серия ЖЗЛ, 2003-2004, любое издание).

Вильмонт Н. О Борисе Пастернаке. Воспоминания и мысли. М., 1989.

Власов А. С. «Стихотворения Юрия Живаго» Б. Л. Пастернака. Кострома, 2008.

«Доктор Живаго»: с разных точек зрения. М., 1990.

Лихачев Д. С. Размышления над романом Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» (любое издание).

Пастернак Евг., Пастернак Е. Жизнь Бориса Пастернака. СПб., 2004.

Смирнов И. П. Роман тайн «Доктор Живаго». М., 1996.

Суханова И. А. Структура текста романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Ярославль, 2005.

Фатеева Н. Поэт и проза. Книга о Пастернаке. Воспоминания и мысли. М., 1989.

Русский постмодернизм

Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы XX – начало XXI в.). СПб., 2004.

Липовецкий М. Мифология метаморфоз. Поэтика «Школы для дураков» С. Соколова // Октябрь. 1995. № 7.

Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997.

Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. М., 2000.

Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. СПб, 2002.

Шмид В. Слово о Дмитрии Александровиче Пригове // Знамя. 1994. № 8.

Эпштейн М. Постмодерн в русской литературе. М., 2005.

Примерные вопросы к зачету (зима)

1 Особенности литературного процесса конца XIX- начала XX вв. Общественная и культурная ситуация в России этого периода. Влияние философии на литературу. История термина «Серебряный век».

2 Русская предсимволистская поэзия 1880-нач. 90-х гг. (творчество С. Надсона, К. Случевского, К. Фофанова, Н. Минского – обзор).

3 Вл. Соловьев: личность, творчество. Значение идей Вл. Соловьева для развития русской литературы.

4 Лирика И. Анненского: поэтические открытия.

5 Символизм в русской литературе. Проблема периодизации. Манифесты символистов. Основные категории символизма.

6. Творчество «старших символистов». Основные особенности.

7 Д. Мережковский: художественные и духовные искания.

8.З.Гиппиус. Поэтическое новаторство.

9. К. Бальмонт. Лирика: художественные особенности. Образы, символы, музыкальность.

10. В. Брюсов. Личность, деятельность. Обновление поэтического языка

11. Мифотворчество Ф. Сологуба.

12. «Мелкий бес» Ф. Сологуба как символистский роман-миф.

13. А. Блок. Проблема периодизации творчества. Лирический герой А. Блока.

14. Творчество А. Блока 1898–1904 г.: мифопоэтика, стилистические особенности.

15. Творчество А. Блока 1904–1907 гг. Неонародничество Блока. Вариации образов стихии и их значение в творчестве Блока.

16. Драматургия А. Блока в контексте творчества поэта.

17. Концепция революции в творчестве А. Блока. Поэма «Двенадцать»: особенности поэтики.

18. А. Белый. Личность. Духовные искания. Творчество.

19. «Петербург» А. Белого как модернистский роман. Система образов. Символика. Принципы организации текста.

20 Акмеизм. Проблема самоопределения. Основные категории.

21 Стилевое разнообразие русской прозы «рубежа веков».

22. Художественные особенности лирической прозы И. Бунина.

23. Гуманистический пафос и стилевые особенности прозы А.И. Куприна.

24. М. Горький. Раннее творчество: стилевая двуплановость. Героическая концепция личности в творчестве Горького.

25. «На дне» М. Горького как философская драма.

26.Проблема художественного метода и концепция человека в творчестве Л. Андреева.

27. Русский футуризм. Программа. Основные группировки. Манифесты русских футуристов.

28. Художественное новаторство В. Хлебникова.

29. Поэтика раннего творчества В. Маяковского.

30. Поэма В. Маяковского «Облако в штанах». Замысел. Композиция. Основные идеи. Поэтическое новаторство.

Примерные вопросы к экзамену (весна).

1. Октябрьская революция 1917 года и судьбы русской литературы. Разноречивость оценок революции. Политика советской власти в сфере литературы.

2. Авангардизм в русской литературе 1920-х годов.

3. Творчество В. Маяковского революционной эпохи. Политическая поэзия. Поэма «Про это» и лирика конца 1920-х гг.

4. Поэзия и проза обериутов. Д. Хармс, А. Введенский, Н. Заболоцкий (раннее творчество).

5. Литературные группировки и объединения, стилевое разнообразие литературы 1920-х гг.

6. Творчество М. Зощенко как репрезентативная модель самоотрицания культуры.

7. Социальный заказ и эволюция авторской позиции в рассказах М. Зощенко 1920-х–1930-х гг.

7. Судьба крестьянско-утопических идей в творчестве С. Есенина.

8. Лирическая рефлексия в поэмах С. Есенина («Пугачев», «Анна Снегина», «Черный человек»).

9. И. Бабель. Цикл «Конармия»: поэтика амбивалентности. Стилистические особенности прозы И. Бабеля.

10. Б. Пильняк. «Повесть непогашенной луны»: поэтика орнаментальной прозы. Историософские взгляды автора.

11. Е. Замятин. Роман «Мы»: поэтика антиутопии.

12. Своеобразие литературно-эстетической позиции Е. Замятина (на основе публицистики и художественной прозы).

13. Сатира М. Булгакова как «отрицательный мир» реальности.

14. Роман М. Булгакова «Белая гвардия». Проблематика. Роль апокалиптических мотивов в романе.

15. Художественное своеобразие драматургии М. Булгакова.

16. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Философско-нравственная проблематика и особенности ее художественного воплощения в романе.

17. Художественный язык А. Платонова.

18. Рассказы и повести А. Платонова 1920–1930х гг.: герои, проблематика.

19. Мифопоэтическая модель мира в повести А. Платонова «Чевенгур». Загадки «Чевенгура».

20. Рассказы А. Платонова периода Великой Отечественной войны.

21. Русская литература 1-й волны эмиграции: центры, имена, тенденции.

22. Творчество М. Цветаевой.

23. Романы В. Набокова. Особенности поэтики.

24. Творческий путь М. Шолохова.

25. «Социалистический реализм» как нормативная система.

26. Литература периода Великой Отечественной войны. Жанры. Ведущие тенденции в изображении войны.

27. А. Т. Твардовский: значение творчества и деятельности.

28. Проза 1960–1980-х гг. Основные тенденции.

29. Философско-этическая проблематика «деревенской прозы».

30. «Интеллектуальная» и «городская» проза 1960–1970-х гг.

31 Эволюция военной темы в русской литературе второй половины XX в.

32. Творчество В. Шукшина: проблематика, герои.

33. Драматургия 1960-1970-х. А. Володин. Н. Розов. А. Вампилов.

34. Поэзия второй половины XX в. Основные явления.

35. И. Бродский: личность, судьба, поэзия.

36. Лирика Б. Пастернака: художественные открытия.

37. Б. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»: жанр, стиль, система образов, проблематика.

38. Значение творчества А. Солженицына в русской литературе и общественной мысли XX в.

39. Художественный язык и позиция автора в произведениях С. Довлатова.

40. Литературная ситуация периода «перестройки» (конец 1980-х–1990-х гг.). Основные тенденции.

41 Постмодернизм в русской литературе.

42. Русская литература третьей волны эмиграции. Причины эмиграции. Основные имена.

43. Основные направления в русской литературе конца XX в.

44. Современная литературная ситуация (конец XX в.– начало XXI в.). Наиболее значимые явления.

Цели освоения дисциплины

Целью дисциплины «Теоретическая фонетика английского языка» является формирование теоретических знаний, необходимых для систематизации представлений о значении звуковой стороны языка как средства общения и понимания фонетического строя современного английского языка как системы разноуровневых функциональных единиц и их использования в различных коммуникативных целях.

Задачами дисциплины являются:

1. Предоставление всесторонней характеристики фонетической системы современного английского языка в сравнении с фонетической системой русского языка.

2. Предоставление знаний о фонетической интерференции и различительных чертах артикуляционного уклада и фонетической базы английского и русского языков.

3. Исследование речи изучающего английский язык как иностранный с позиции произносительной нормы и ее допустимых вариантов.

4. Создание концептуальной базы в области основ изучения фонетики и фонологии.

5. Познакомить студентов с достижениями отечественных и зарубежных лингвистов и определить их роль в развитии фонетической науки.

6. Развитие у студентов умения анализировать и обобщать фонетические явления.

7. Совершенствование лингвистической компетенции студентов, развитие их умения пользоваться фонетическими понятиями и терминами и применять полученные знания в практической и научной деятельности.

8. Совершенствование навыков адекватной коммуникации на основе знаний о фоностилистической и социальной дифференциации произношения.

Для успешного изучения дисциплины студенты должны:

знать объект и предмет фонетики, ее компоненты, разделы и место в системе лингвистического знания, методы и приемы анализа звучащей речи, прикладное значение дисциплины;

- строение речевого аппарата, функции органов речи;

- компоненты звукового строя языка;

- особенности артикуляционной базы английского языка по сравнению с русским;

-

уметь объяснять связь фонетики с другими науками;

- описать основные принципы артикуляции в английском языке и сравнить их с основными принципами артикуляции в русском языке;

владеть фонетическим терминологическим аппаратом;

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

· определение фонемы, различие между фонемой и аллофоном, функциональный аспект фонемы, виды фонологических оппозиций;

· - точки зрения на фонему отечественных и зарубежных исследователей;

· - связь фонетики и фонологии;

· - основные принципы классификации английских гласных и согласных фонем;

· - смыслоразличительные и нерелевантные признаки в системе английских и русских гласных и согласных фонем;

· - различные точки зрения на дифтонги, дифтонгоиды, аффрикаты, долготу гласных в английском языке;

· Основные позиционно-комбинаторные изменения фонем английского языка;

· - основные понятия и методы морфонологии;

· - основные понятия теории слога, принципы слогообразования;

· - особенности структуры слога в английском языке по сравнению с русским;

· - функции слога;

· - виды и степень ударения в английском языке;

· - основные тенденции, определяющие место ударения в английском языке;

· -функции ударения;

· - определение интонации, ее компоненты, различные взгляды отечественных и зарубежных лингвистов на интонацию и просодию;

· - функции интонации и ее компонентов;

· - цели и задачи фоностилистики;

· - виды, основные характеристики и роль экстралингвистических факторов в выборе фонетических средств;

· - принципы классификаций фонетических стилей;

· - характерные особенности фонетических стилей, области их использования;

· - понятия литературного произношения и орфоэпической нормы;

· - основные характерные черты национальных и региональных вариантов произношения современного английского языка;

Уметь:

· - дать определение каждой фонеме английского языка;

· - построить фонологические оппозиции в системе гласных и согласных;

· - описать позиционно-комбинаторные варианты гласных и согласных фонем;

· - обосновать фонологическую самостоятельность дифтонгов и аффрикат;

· - разделить слова на слоги;

· - дать краткий анализ основных теорий слогообразования и слогоделения;

· - определить тенденции и факторы, влияющие на место ударения в слове;

· - определить функцию интонации;

· - пользоваться инвентарем сегментных и супрасегментных средств, необходимых для осуществления коммуникативных намерений в определенных речевых ситуациях;

· - описать интонационные особенности фонетических стилей;

· - обосновать выбор RP в качестве учебной нормы;

· описать основные сегментные и супрасегментные особенности региональных произносительных стандартов на территории Великобритании и США;

· - применять на практике приобретенные теоретические знания в процессе межкультурной коммуникации;

· - работать с научной литературой, находить, анализировать и обобщать необходимую информацию, а также делать научные выводы и самостоятельно находить адекватные способы решения исследовательских задач.

Владеть:

· - навыком фонетического и фонологического анализа текста;

· - навыком реферирования научной литературы;

· - навыком эффективной коммуникации с использованием знаний о стилистической и социальной дифференциации произношения;





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 420 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.049 с)...