Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русский футуризм



Эстетические и социально-философские корни русского авангардизма. Манифесты русского футуризма. Основные признаки футуризма. Отрицание культурных традиций. Установка на создание нового поэтического языка. Жизнетворчество. Поэтика «сдвига» в области семантики, лексики, синтаксиса.

Неоднородность русского футуризма. «Кубофутуристы». В. Хлебников, Н. и Д. Бурлюки, В. Каменский, А. Крученых, В. Маяковский, Е. Гуро.

«Мезонин поэзии» (В. Шершеневич). Эгофутуризм и поэзия И. Северянина. «Центрифуга» (Б. Пастернак, С. Бобров, Н. Асеев).

В. Хлебников. Мифотворчество и парадоксальность художественного мышления. Художественные эксперименты, опыты в стихосложении, в создании нового поэтического языка. Личность и судьба В. Хлебникова.

Раннее творчество В. Маяковского. Маяковский и футуризм. Лирика 1912-1917 гг. Поэмы «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах». Трагедия «Владимир Маяковский». Особенности поэтики «остранения» и поэтики «сдвига» в раннем творчестве. Использование гротеска, гиперболы, особенности метафоры Маяковского. Лирический герой раннего Маяковского.

Й семестр. Литература 20-х гг. XX – начала XXI в.

Литературный процесс в России после октябрьской революции 1917 г. Разноречивость оценок революции (А. Блок, З. Гиппиус, И. Бунин, М. Горький, И. Шмелев и др.) Политика советской власти в сфере литературы. Начало процесса подчинения литературы партийному контролю и борьбы за власть в литературе.

Идейно-эстетическая борьба как особенность литературно-художественной жизни 1920-х гг. Основные литературные группировки и объединения (Пролеткульт, ВАПП, МАПП, РАПП, «Перевал», «Серапионовы братья», ЛЕФ, ОБЭРИУ, ЛЦК). Разнообразие художественных поисков в литературе 1920-х гг. Орнаментальная проза. Сказовый стиль. Литература в период мономорфной идейно-эстетической модели культуры. Ужесточение партийного контроля в области литературы в 1930-е гг. Создание Союза Советских писателей. «Социалистический реализм» как метод. Официальная и неофициальная литература. Разграничение понятий «советская литература» и «литература советской эпохи».

Русский авангард. Творчество В. Маяковского после 1917 г. Маяковский и ЛЕФ. Эстетическая программа: «литература факта», «социальный заказ». Ритмико-интонационное своеобразие поэзии В. Маяковского. Лиро-эпическое творчество (поэмы «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо», «Во весь голос»): историко-биографическая основа и мифотворчество. Сатира Маяковского. Пьесы «Клоп», «Баня»: идейно-художественное своеобразие. Лирика 1920-х гг. Поэмы «Люблю», «Про это».

Утопизм «левого искусства». Отрицание традиционных художественных форм и пафос конструктивности и рационализма. Конструктивизм в архитектуре, сценографии, литературном творчестве. Супрематизм и кубизм в живописи. Сотрудничество поэтов с А. Родченко, К. Малевичем.

Поэзия и проза обериутов. Движение авангарда к поэтике абсурда и гротеска. Д. Хармс. А. Введенский. Творчество Н. Заболоцкого рубежа 1920-1930-х годов («Столбцы», «Торжество земледелия»).

Художественные открытия Бориса Пастернака. Трансформация авторской позиции и поэтической системы. Импрессионистичность, звуковые образы ранней лирики. Ассоциативность, усложненность метафор стихов сборника «Близнец в тучах». Влияние поэтики футуризма. Пастернак и революция. Поэтическое новаторство сборников «Поверх барьеров», «Сестра моя – жизнь», «Темы и вариации». «Охранная грамота» как творческий манифест. «Второе рождение»: возвращение к лирике. Судьба поэта в 1930-е–1950-е гг. Сборники «На ранних поездах», «Когда разгуляется». Изменение поэтических особенностей поздней лирики. Пастернак – переводчик.

История замысла и публикации романа «Доктор Живаго». Жанровое своеобразие. Проза поэта: роль лирического начала. Философская проблематика и историософская концепция романа. Сквозные образы-символы. Роль библейских архетипов в формировании концепции романа. Интертекстуальность романа.

Разнообразие художественных поисков в прозе 1920-х гг. Конфликт в этической системе русской культуры. Использование фольклорных, агиографических моделей в литературе о гражданской войне: Д. Фурманов («Чапаев»), Н. Островский («Как закалялась сталь»). Романтическая стилистика: Б. Лавренев («Сорок первый»). Роман А. Фадеева «Разгром»: реализм и тенденциозность. Оценка романа советской критикой, роман как метатекст формирующейся нормативной литературной системы.

И.Бабель. Цикл «Конармия». Особенности поэтики. Способы выражения авторской позиции. Амбивалентность оценок. Сказовость, стилизация. Влияние эстетики ЛЕФа. Лиризм и поэтичность, образность художественного языка.

Б. Пильняк. «Повесть непогашенной луны». «Орнаментальность» стиля. Сквозные мотивы. Историософская концепция Б. Пильняка.

Е. Замятин. Роман-антиутопия «Мы». Конфликт между этическим кругозором русской классики и ценностными установками революционной литературы. Рассказы («Дракон», «Мамай», «Пещера», «Икс», «Слово предоставляется тов. Чурыгину» и др.). Роль гротеска, фантастики в выражении авторской позиции. Амбивалентность авторских оценок. Историософские и литературно-критические взгляды Е. Замятина. Публицистика (статьи «Завтра», «О синтетизме», «О литературе, революции, энтропии и о прочем»), сказки (из цикла «Большим детям сказки»).

Парадоксы демократизации культуры. М. Зощенко. Творчество М. Зощенко как репрезентативная модель самоотрицания культуры. Социальный заказ и формирование авторской позиции. Рассказы 1920-х гг. Автор и его герои. Сказовая форма изложения, стилизация. Формы выражения смехового начала. Изменение позиции автора в творчестве 1930-х гг. «Сентиментальные повести», «Голубая книга». Позднее творчество. История замысла книги «Перед восходом солнца».

Судьба крестьянской утопии в творчестве С. Есенина. Основные этапы творческой биографии. Эволюция лирического героя. Новокрестьянская поэзия (Н. Клюев) и раннее творчество С. Есенина. Стихи из сборника «Радуница». Развитие традиций русской лирики XIX века, влияние мифопоэтических представлений, фольклора на формирование поэтической системы. Расширение поэтического словаря за счет диалектизмов, лексики и образного строя устного народного творчества. Своеобразие восприятия революции и трансформация лирического героя. «Голубень», «Инония», «Преображение», «Сельский часослов», «Трерядница», «Исповедь хулигана». С. Есенин и имажинизм. «Ключи Марии» как поэтический манифест. Крушение надежд на осуществление крестьянской утопии. Трагические мотивы в лирике 1920-х гг. Поэма «Пугачев». Цикл «Персидские мотивы». Поздняя лирика. Лирическая рефлексия в поэмах «Анна Снегина», «Черный человек».

А. Мариенгоф. «Циники».

М. Булгаков. Творческий путь. «Антимир» сатирических повестей 1920-х гг.: «Записки на манжетах», «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце». Роман «Белая гвардия». Проблематика. Развитие традиций русской классической литературы. Роль апокалиптических мотивов в романе. Сложность и своеобразие художественного языка.

Булгаков и театр. Новаторство драматургии М. Булгакова (пьесы «Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира» и др.). «Жизнь господина де Мольера», «Театральный роман».

Роман «Мастер и Маргарита». Философско-нравственная проблематика и художественные особенности ее воплощения в романе. Проблема источников романа. Связь с европейской и русской литературной традицией.

А. Платонов.

Своеобразие языка прозы А. Платонова. Связь языка с философско-эстетической концепцией, сложность нравственно-философской позиции А. Платонова. Влияние идей Н. Федорова, философско-эстетических исканий 1910–1920-х гг. на взгляды А. Платонова. Романтический пафос, идея переустройства мира в рассказах начала 1920-х гг. Гуманизм, обострение трагического восприятия современности в творчестве конца 20-х -30-х гг. Рассказы и повести («Усомнившийся Макар», «Впрок», «Ювенильное море», « На заре туманной юности», «Река Потудань», «Джан», «Одухотворенные люди», «Фро» и др.

Повесть «Котлован»: идейно-философская концепция и своеобразие ее воплощения. Роль гротеска. Трагикомическое начало в повести. Роман «Чевенгур». Жанровое и композиционное своеобразие. Особенности хронотопа. Роль мифопоэтики в выражении авторской концепции. Военные рассказы А. Платонова («Возвращение», «Афродита» и др.).

Русская литература 1-й волны эмиграции. Возникновение феномена «литература русского зарубежья». Три волны русской эмиграции.

Причины и основные центры эмиграции 1-й волны. Основные культурологические идеи. Евразийство как течение историософской и социокультурной мысли. Споры о России и Западе. Осмысление культурной традиции как универсальной ценности. «Сменовеховство». Периодические издания русской эмиграции. Русская проза в эмиграции. Значение контактов метрополии и диаспоры. Г. Адамович. М. Алданов. Г. Газданов. И. Шмелев. М. Осоргин. А. Ремизов. Б. Зайцев. А. Куприн. И. Бунин. В. Ходасевич. Поэзия русских эмигрантов: Г. Адамович, Б. Поплавский, Н. Берберова. Творчество В. Набокова. «Русский» период творчества. Трансформация наследия символизма в творчестве В. Набокова. «Машенька»: семантическая глубина романа. Сквозные мотивы. Роль символики в романе. Художественные открытия, уникальность поэтики повестей «Защита Лужина», «Приглашение на казнь». «Дар» – роман о русской литературе. Лирика В. Набокова. Англоязычное творчество В. Набокова.

М. Цветаева. Раннее творчество. Влияние поэтики неоромантизма. Усложнение поэтического мира в 1920–1930 гг. Античные мотивы и влияние русского фольклора. Роль эстетики футуризма в обновлении поэтического языка. Новизна поэтических приемов, ритмическое своеобразие лирики. Словообразование, обновление синтаксиса, семантическое варьирование как средства достижения высокой степени экспрессии стиха. Поэмы 1920-х гг.: художественные открытия. Автобиографическая проза и эссеистика М. Цветаевой. Трагическая судьба М. Цветаевой.

Литература периода Великой Отечественной войны.

Взаимосвязь литературного процесса и реалий общественно-политической жизни страны. Основные вехи истории России XX в. и их влияние на литературный процесс. Поэзия военных лет. (К. Симонов. А. Сурков. А. Твардовский, М. Исаковский, О. Берггольц, А. Твардовский). Драматургия и публицистика периода Великой Отечественной войны. «Пропагандистская» и реалистическая линии в изображении войны: основные особенности. Традиции реалистической литературы в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда». «Звезда» Э. Казакевича: роль символики в выражении философской концепции. Реалистические тенденции в изображении быта войны, экзистенциальная проблематика.

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» и традиции народного эпоса. Поэма «По праву памяти»: осмысление трагических страниц советской истории. Значение творчества и деятельности А. Твардовского в советской литературе. А. Т. Твардовский как редактор «Нового мира».

Оттепель» в литературе и феномен «шестидесятничества». Литература периода «застоя».

Вера писателей-шестидесятников в «социализм с человеческим лицом». «Молодая проза» периода «оттепели» (В. Аксенов, П. Гладилин, А. Приставкин). «Эстрадная поэзия». Поэзия Е. Евтушенко, Б. Ахмадуллиной, А. Вознесенского, Р. Рождественского. Поляризация писательских позиций в период «застоя».

Эволюция военной темы в литературе 1960-1980-х гг. Гуманизация военной темы в период «оттепели». Рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Дилогия К. Симонова «Живые и мертвые». «Офицерская проза» и споры об «окопной правде». Повести и романы В. Богомолова, Ю. Бондарева, В. Быкова, Б. Васильева, В. Астафьева, В. Кондратьева. Дневниковая и мемуарная проза о войне. Д. Гранин и А. Адамович («Блокадная книга»). С. Алексиевич. «У войны не женское лицо». Поколение «сороковых» в поэзии: Б. Слуцкий, Д. Самойлов, Л. Мартынов и др. В. Гроссман. Роман «Жизнь и судьба». История создания и восприятия книги. Философская и нравственная проблематика.

«Деревенская проза». Истоки «деревенской прозы». Лирика Н. Рубцова. Философско-этическая проблематика произведений Ф. Абрамова, В. Белова, Б. Екимова. В. Распутина, В. Астафьева и др. Обращение к мифопоэтике, фольклору. Утопия и антиутопия в деревенской прозе. В. Шукшин. Личность и творчество. Проблематика рассказов. Персонажная система. Художественные особенности.

«Городская» и «интеллектуальная проза» 1960–1970-х гг. Ю. Трифонов. «Обмен». «Дом на набережной». А. Битов. «Пушкинский Дом», «Улетающий Монахов». Психологизм прозы Ю. Нагибина. Проза Ю. Казакова как знак разрушения художественного канона социалистического реализма.

Драматургия 1960–1970-х гг. Из истории советской драматургии: «сказки для взрослых» Е. Шварца. Пьесы А. Арбузова, В. Розова, А. Володина. Психологизм, нравственно-философская проблематика пьес А. Вампилова.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1063 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...