Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сравнение гендерных ролей и отношений между полами в разных обществах



В антропологии понятие «пол» относится как к сексуальной/половой активности, так и к биологическим различиям между мужчинами и женщинами. Понятие «гендер» относится к социальным и культурным различиям, а они варьируют от одного сообщества к другому.

Различия гендерных ролей. Разделение труда в различных обществах - мужчины и женщины имеют разные занятия:

· Охота, рыболовство, выпас скота являются преимущественно мужскими занятиями, в то время как собирательство - женским.

· Пахота - в различных обществах по-разному, иногда это мужское дело, иногда - женское.

· В домашней сфере в большинстве обществ на женщинах лежит основная часть забот о детях и уборка жилищ.

· Шитье одежды может быть как мужским, так и женским делом, равно как и возведение домов.

Пример:

У бушменов нхаро (или наро), живущих в Ботсване,

· мужчины охотятся и чуть-чуть занимаются собирательством,

· женщины выполняют основные работы, связанные со сбором растительной пищи, а также с добыванием воды и топлива для костра;

· ри строительстве жилищ мужчины делают тяжелую работу, нарезая ветки, а женщины кроют крыши. (см. Фото 21 в Приложении);

· мужчины делают одежду для себя, а женщины для себя;

· матери постоянно носят младенцев у себя на спине,

· отцы, деды и бабки, братья и сестры - все принимают участие в заботах о маленьких детях;

· в ритуалах мужчинам и женщинам отведены разные роли, но в других сферах жизни существует равенство полов или относительно незначительные гендерные различия.

Взаимоотношения полов на Самоа. Пионером гендерных исследований была Маргарет Мид (1901-1978), американский антрополог, ученица Франца Боаса. Она проводила полевые исследования на Самоа, на острове Манус (Тихий океан), среди ятмул и мундугу-мор на Папуа Новой Гвинее, на Бали (Индонезия), имея дело как с коренным населением, так и с евро-американцами. Мид интересовало детство и подростковый возраст, половое поведение, а также взаимоотношения между культурой и личностью. Наиболее известны ее работы:

Взросление на Самоа (1928)

Как растут на Новой Гвинее (1930)

Пол и темперамент в трех примитивных обществах (1935)

Мид считала необходимым использовать этнографию для просвещения американцев в отношении того, какую роль играет культура в генерировании подросткового кризиса.

Исследование полового поведения подростков на Самоа показало:

1. что у ее самоанских информаторов не было никакого подросткового кризиса, тогда как у американских подростков он был;

2. то, что прежде считалось универсальным явлением (кризис подросткового возраста), на самом деле не что иное, как один из аспектов американской культуры (европейскоф?!);

3. по данным Мид, самоанские девочки имеют сексуальные отношения со своими бой-френдами и не испытывают никакого чувства вины или каких-либо иных переживаний по этому поводу, не ведут дискуссий со своими родителями, которые попросту закрывают на это глаза.

В последние годы ее работа попала под огонь критики: высказывается предположение, что ее молодые самоанские информаторы, девочки-тинэйджеры, рассказывали ей свои сексуальные фантазии, а она приняла их за чистую монету! Дерек Фримэн в своей книге Маргарет Мид и Самоа (1983) выразил эту точку зрения наиболее категорично. Но именно по этой причине ее работа по-прежнему остается на передовой линии всех антропологических дебатов.

Современные исследования. М.Мид и антропологи ее поколения стремились делать обобщения о мужчинах и женщинах, о подростках и взрослых в целом. Сегодня:

· антропологи стараются сосредоточиться на отдельных представителях того общества, в котором они работают;

· подробно цитируют этих людей, предоставляя им возможность дать свои собственные интерпретации феноменов культуры, к которой они принадлежат.

Пример: некоторые работы Лайлы Абу-Лутод о бедуинских женщинах (такие как Завуалированные чувства, 1986).

Подобного рода работы направлены на то, чтобы:

1) позволить самим женщинам говорить за себя;

2) видеть не женщин вообще, а отдельные индивидуальности;

3) акцентировать сложность и многообразие их социальных ролей (например, сестры, жены, матери, работницы, члены общества).





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 656 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...