Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теория прогресса



Основная идея, пронизывающая философскую и научную мысль 19 в. – это идея эволюционизма или идея развития (прогресса), причем идея развития постепенно распространяется не только на понимание общества, но и на понимание природы. Еще у Гегеля (1770-1831) в начале 19 в. природа статична, а история – развитие. Теория естественного отбора Чарльза Дарвина (1809-1882) в 1859 г. Дарвин в этом был не нов. Новизна его состояла в идее естественного отбора как борьбы за существование и изменений организмов в процессе приспосабливания к среде. Развитие приобретает онтологический статус – это сущность универсума. Как говорил Маркс «мы знаем лишь одну науку – науку истории».

При этом основной методологический принцип подхода к истолкованию развития – это идея единства развития: историческое развитие не просто параллельно природному, а является следствием и продолжением природной эволюции.

Предшественники: немецкий философ Готхольд Лессинг (1729-1781) «Воспитание человеческого рода» в 1780 г. Это работы Тюрго [ Тюрго (Turgot) Анн Робер Жак (10.5.1727, Париж, - 20.3.1781, там же), французский государственный деятель, философ-просветитель и экономист. «Последовательные успехи человеческого разума» (речь, произнесенная в Сорбонне 11 дек. 1750 г.) и «Рассуждение о всеобщей истории», а также произведение Жана Антуана Никола Кондорсе (1743-1794) «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1795 г.).

Три основных философских и философско-исторических проекта, ставших основой для целых философских направлений: Георг Фридрих Гегель («Лекции по философии истории» 1830-31) гегельянство; Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820 -1895) (легче сказать, где они не писали о своей философии истории. В сжатой форме «К критике политической экономии». Предисловие. 1859) – марксизм; Огюст Конт (19.01.1798, Монпелье-05.09.1857, Париж) (Курс позитивной философии в 6 т. 1930-1842), Герберт Спенсер (1820-1903) (Основные начала - 1862) – позитивизм. Они стали ярлыками и до сих пор используются для характеристики тех или иных философских позиций.

Марксизм и позитивизм критиковали гегелевскую философию за умозрительность и спекуляции, т.е. оторванность от фактов. Она стала воплощением философствования в негативном смысле. Хотя марксизм стал опираться на гегелевский метод и считал его использование заслугой Гегеля – диалектику как учение о развитии посредством борьбы противоположностей, в ходе этой борьбы накапливающиеся количественные изменения переходят в качественные и объект переходит в новое состояние, в котором сочетаются жизнеспособные элементы из предшествующих противовоположностей (закон двойного отрицания).

Общность марксизма и позитивизма состояла в приверженности следующим методологическим принципам:

а) научность, опора на факты. Они считали свои учения не просто философией, а научной философией, т.е. строго доказанной, а именно подтверждаемой эмпирическим материалом. Само название «позитивизм», или позитивная наука, подразумевал этот подход;

б) видение природной и социальной реальности с позиций развития. Можно назвать это развитием идеи историзма.

Наиболее расходились они (и с гегельянством) в философско-исторической части по вопросам о ходе исторического развития (марксизм считал, что Гегель перевернул все с ног на голову), его причинах. Наиболее влиятельным в умонастроении 19 в., особенно в естественнонаучном мире и у интеллигенции, стал, конечно, позитивизм.

. Основные черты идеи прогресса:

а) линейность – движение в одном направлении;

б) детерминизм, т.е. прогресс не является случайным явлением, а предопределен цепью причин и следствий, поэтому является законом и не предполагает альтернатив. Детерминизм предполагает, что движение в сторону развития осуществляется объективно, т.е. независимо от воли людей. Они лишь осознают логику развития на его определенной стадии;

в) поступательность, т.е. каждая стадия более совершеннее, чем предшествующая;

г) необратимость, т.е. каждая стадия прогресса происходит только один раз в определенной последовательности. Повторения не будет;

д) историзм (преемственность), т.е. особенности и уровень развития каждой стадии обусловлен особенностями и уровнем развития предшествующей;

е) монизм, т.е. объяснение всего природного и социального процесса одной определяющей причиной;

ж) всемирно-исторический или универсальный характер, т.е. распространяется на все страны и народы. История передовых народов – зеркало для всех остальных;

з) естественно-исторический характер, т.е. распространяется на природу и историю и выводится из законов природы.

Познавательное значение. Отсюда вытекало методологическое следствие: создание системы и пирамиды наук. Базис – это история, в том числе и естественная, поставляющая эмпирический материал. Выше – социология, дающая объяснение фактов. Далее психология, которая является причиной действия социологических законов. Далее биология, определяющая психологию. Далее физика, определяющая биологию. Суть в том, что в основе сложного лежит простое.

Поэтому методология познания – это движение или редукция сложного к простому, а затем выведение путем интеллектуального рассуждения сложного из простого – дедукция и подтверждение эмпирическим материалом.

Содержание прогресса.

У Гегеля суть истории или, как он говорил конечная цель мира – «осознание духом его свободы». Реализоваться свобода может только в государстве, которое является гарантом нормативности.

В марксизме цель истории – это движение из царства необходимости в царство свободы. Суть свободы – это преодоление эксплуатации человека человеком, когда люди сознательно начинают использовать законы развития для своего существования. Сущность человека производить для себя и других и получать удовлетворение от этого. Но пока человек производит, чтобы выжить, он воспринимает свою сущность как враждебную, навязанную ему. Более того, поскольку он не может контролировать последствия своих действий, то это приводит к неравенству и эксплуатации. Ход истории есть осознание своей подлинной сущности и постепенное развитие условий, позволяющих превратить сущность человека в предмет желания и способность доставлять удовлетворение.

В позитивистской (классической) версии: содержание и цель прогресса в позитивизме – максимум счастья для максимума индивидов. Что это счастье должно обеспечивать или критерии прогресса: прогресс в интеллекте от религии через философию к науке; прогресс в технике: от примитивных орудий к машинному и автоматизированному (промышленному) производству; прогресс в социальных отношениях: от неравенства, эксплуатации и угнетения к росту всеобщего благосостояния и выстраиванию более справедливых социальных отношений; прогресс в политических отношениях: от деспотизма и монархий к демократических режимам; прогресс моральный: от борьбы за выживание к росту гуманности и альтруизма.

Почему именно это прогресс? На это дал ответ Г.Спенсер: «Обиходное понятие о прогрессе есть понятие телеологическое. Все явления рассматриваются с точки зрения человеческого счастья. Только те изменения считаются прогрессом, которые прямо или косвенно стремятся к возвышению человеческого счастья; и считаются они прогрессом только потому, что способствуют этому счастью. Но чтобы правильно понять прогресс, мы должны исследовать сущность этих изменений, рассматривая их независимо от наших интересов». Это конечно субъективное понимание прогресс или взгляд с позиций ценности, но в его основе лежат, по мнению позитивизма, объективные основания, а именно природные потребности организма и обусловленность этих природных качеств более общими законами природы. Эта версия и в советской литературе была также канонической без упоминания имен создателей

В основе прогрессирования лежит борьба за существование:

а) действие организма, ориентированное на стремление к удовольствию и избеганию страдания, что предполагает, что организм стремится к тем предметам, что вызывают удовольствие, и избегает тех, что причиняют страдание;

б) организм стремится выжить, т.е. оптимально приспособиться к окружающей среде, т.е. достичь гомеостазиса – равновесия;

в) организм сознательно или бессознательно стремится гармонизировать эти две интенции: принцип удовольствия и принцип реальности. Это призвано объяснить, почему происходят изменения и в каком направлении они происходят. Те, кому это сделать удается – выживают, остальные – нет.

Сами эти процессы сами являются следствием и частью более глобального эволюционного процесса, распространяющегося на все живые организмы, а не только на людей. В частности это закон поведения всех живых организмов. Для организма стремление к удовольствию и избегание страдания – это цель, а для природы – средство выживания и эволюции организмов;

В основе глобального эволюционного процесса, распространяющегося на живую и неживую материю, лежит действие двух процессов:

а) дифференциация, т.е. превращение однородного в разнородное или простого в сложное. В истории этому соответствует разделение труда и социальная стратификация, а также формирование определенности границ, четкости и устойчивости различий и отношений между социальными группами;

б) интеграция или синтез, т.е. превращение хаоса в порядок, разрозненной совокупности в организованную систему, вырабатывание наиболее оптимального пути вписывания элемента в систему. В общественной жизни первостепенным преобразованиям соответствует переход от малочисленных и непрочных объединений бродячих семей к устойчивым племенным союзам, а затем к государственности. Поэтому Спенсер резюмирует: «Развитие есть интеграция материи, сопровождаемая рассеянием движения, во время которой материя переходит от состояния несвязной и неопределенной разнородности к состоянию связной и определенной разнородности, а неизрасходованное движение претерпевает аналогичное же превращение».

С другой стороны, осознавая эти процессы, человеческий организм может уже сознательно способствовать их осуществлению. Специфика социальной эволюции – переход от естественной эволюции к сознательно направляемой, когда люди осознают сущность законов, их направляющих, и сознательно их используют. Как говорится, люди сами сознательно начинают творить вою историю. Отсюда специфика терминологии. Эволюция свидетельствует о действии естественных факторов и проявляется в борьбе за существование. Прогресс представляет собой доминирующее влияние намеренно используемых факторов (по Лестеру Уорду (1841-1913) (Психические факторы цивилизации – 1892, Очерки социологии - 1898)).

Финалом прогрессирования должно было стать установление т.н. подвижного равновесия, когда внутренние силы агрегата располагаются так, что уравновешивают воздействующие на него внешние силы или когда наступает состояние оптимального равновесия объекта с окружающей средой на всех уровнях его бытия (элемента к системе, системы как элемента более широкой системы и т.д.). Формирование закрытой системы, когда уже ничто не может нарушить ее стабильность.

В общественной жизни «установление этого равновесия должно характеризоваться таким состоянием общественной организации и природы человека, при котором у индивида не может появиться желания, которое не могло бы найти удовлетворение без того, чтобы индивид выходил из сферы своей деятельности, а общество кладет только такие границы деятельности индивида, которые тот признает без всякого принуждения». Иначе говоря, когда у общества и индивида нет таких интересов, которые бы ставили их в противоречие друг с другом.

Причина прогресса. «Когда сложное явление возникает от действия простого закона путем непрерывного присоединения следствия к самому себе» (Дж.Ст.Милль). Это закон нарастания следствий из-за постоянного действия причин, который становился логическим основанием возможности закона прогресса. Суть его в том, что если причина не исчезает после своего действия, то следствие не только сохраняется, но и увеличивается в количестве. Иначе говоря, постоянное действие причины порождает не только прямые следствия, но и отдаленные (например, вода сотнями лет капает на камень. Он, наконец, падает и перегораживает реку, над которой висел. Река образует наводнение. Наводнение меняет экологическую систему и т.д.). Возможны и более сложные модификации, когда причина не только постоянно действует, но и сама возрастает, а также когда следствия воздействуют на причину. Например, возникший класс стремится сохранить и воспроизводить причины своего существования для самосохранения.

Следствия воздействия теории прогресса. Внесла новые идеи в философию историю и историческое познание.

А) Это задача поиска движущих сил истории в сторону прогресса, чего не нужно было в Просвещении. Вопрос стоял так, почему история идет в сторону развития вне зависимости от воли и желания людей. Гегель сформулировал теоретико-методологический принцип поиска движущих сил – «хитрость разума». Люди преследуют в истории свои цели, но последствия их действий всегда оказываются другими. Всемирно-историческая личность – это, кто знает, что оправдано и справедливо для своей эпохи.

Марксизм конкретизировал этот подход идеей борьбы классов. Борьба классов заставляет их менять условия своего существования, порождая этим последствия, которые они не ожидали.

В позитивизме борьба за существование заставляет людей менять условия своего существования. Идея Просвещения, но с учетом временных модификаций – опыт выживания заставляет людей совершенствоваться, улучшать производительность. Человек везде одинаков, но по-разному развит.

Б) Периодизация истории как определение последовательности этапов. Впервые формирование периодизации и оно имеет смысл в рамках историзма. Древний мир – Средние века – Новое время. По Гегелю три этапа: восточные народы знали, что свободен один; античность, что свободны несколькие, германские народы знают, что свободны все.

Марксизм – концепция ОЭФ.

Позитивизм - «теоретический закон двойной эволюции» (по Конту) – закон трех стадий развития. Соответствие интеллектуального прогресса (закон развития человеческого мышления от теологической – объяснение через персонифицированные сущности, через метафизическую – объяснение через абстрактные сущности, к позитивной стадии – объяснение через гипотезы и законы, полученные путем наблюдения и опыта.) социальному прогрессу

Следствия.

Мировоззренческое – с одной стороны весьма оптимистическая картина, которая ориентировала на ценности демократического характера. Она же создавала тот контекст, в рамках которого следовало понимать свое место в истории – стадию, на которой находимся и возможности. Идея «конца истории» (Френсис Фукуяма) «Триумф Запада, западной идеи очевиден прежде всего потому, что у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив».

С другой стороны, обоснование тоталитаризма. Вера в то, что прогресс - универсальный закон истории, что все народы к нему придут, тем боле, что по природе все одинаковы. А это давало право навязывать всем культурам свои принципы. Диалог не возможен и не нужен.

Средства реализации: Идея тоталитаризма усиливалась осознанием технической мощи цивилизации – природу можно и нужно переделать, т.к. это сырой материал, а люди как объекты внешнего воздействия также могут быть изменены, стоит изменить внешний раздражитель (манипуляция). Ведь организм формируется под воздействием внешней среды. А чем ближе к концу 19 в. все более усиливается концепция масс и элит, как модификация теории прогресса, где элиты сами принимают решения и им нет нужды спрашивать у масс.

Познавательное – роль среды. Если для историков 18 в. мнения правят миром, то для историков 19 в. окружающая среда оказывает определяющее влияние на поведение людей.

Методологическое. А) События следовало трактовать как части осуществления изменения, изменения - как последовательность осуществления развития, действия личностей - как воплощение духа эпохи или рационализацию влечений масс. Б.) Отбор фактов, говорящих только о прогрессе. Остальные игнорировались, либо трактовались как непросвещенность, консерватизм. В) Оценка других культур с позиций неразвитости, иррациональности.

Типичный и классический метанарратив.


Концепция локальных цивилизаций или кризис теории прогресса

Основные или наиболее яркие представители: ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-1885) - русский публицист, социальный мыслитель, культуролог, идеолог панславизма. Магистр ботаники Петербургского университета (1849). За научно-административную деятельность награждался золотой медалью Русского географического общества. Директор Никитского ботанического сада (1879). Основные сочинения: "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому" (1869), "Дарвинизм. Критическое исследование" (1885-1889), "Сборник политических и экономических статей" (1890) и др. Известность приобрел благодаря работе "Россия и Европа", вызвавшей острую полемику и зачастую несправедливую критику (например, со стороны В. Соловьева, Кареева); Освальд ШПЕНГЛЕР (бывший преподаватель гимназии, доктор философии, свободный литератор) (1880-1936) «Закат Европы» 1 том (май 1918); Арнольд ТОЙНБИ (1889-1975) «А Study of History» - «Постижение истории» в 12 т. (1934-1961). Трудная судьба этих произведений.

Суть критики теории прогресса – обвинение в европоцентризме – т.е. подходе, при котором Европа и ее история считаются единственно верным критерием измерения и оценки всего человечества и его истории. История западной Европы (Древний мир – Средние века - Новое время) рассматривается как принцип изучения мировой истории. Например, падение Рима в 476 г. рассматривается как конец Древнего мира во всемирной истории, хотя это лишь событие истории Запада.

Отсюда и основной теоретико-методологический принцип видения истории – нет единого всемирно-исторического процесса как закона истории, ведущего все человечество к одной общей цели. Поэтому нет ни человечества, ни цели истории. Есть многообразие культур, каждая из которых обладает своеобразием, индивидуальностью и самоценностью этого своеобразия. Иначе говоря, нет критерия, по которому мы могли бы судить о прогрессивности одной культуры по сравнению с другой. Морфологический подход или концепция локальных цивилизаций (культур).

«Прогресс, как мы сказали выше, состоит не в том, чтобы идти все в одном направлении (в таком случае он скоро бы прекратился), а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях. Поэтому ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтоб она представляла высшую точку развития, в сравнении с ее предшественницами или современницами, во всех сторонах развития» (Данилевский).

Классификация. По Данилевскому суть истории - это культурно-исторические типы, или самобытные цивилизации, расположенные в хронологическом порядке, суть: 1) Египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилонофиникийский, халдейский, или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский, б) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) ново-семитический, или аравийский, и 10) германо-романский, или европейский. К ним можно еще, пожалуй, причислить два американских типа: мексиканский и перуанский, погибшие насильственною смертью и не успевшие совершить своего развития.

Только народы, составлявшие эти культурно-исторические типы, были положительными деятелями в истории человечества; каждый развивал самостоятельным путем начало, заключавшееся как в особенностях его духовной природы, так и в особенных внешних условиях жизни, в которые они были поставлены, и этим вносил свой вклад в общую сокровищницу.

Между ними должно отличать типы уединенные - от типов или цивилизаций преемственных, плоды деятельности которых передавались от одного другому, как материалы для питания или как удобрение (то есть обогащение разными усвояемыми, ассимилируемыми веществами) той почвы, на которой должен был развиваться последующий тип.

Таковыми преемственными типами были: египетский, ассирийско-вавилоно-финикийский, греческий, римский, еврейский и германо-романский, или европейский.

Так как ни один из культурно-исторических типов не одарен привилегией бесконечного прогресса и так как каждый народ изживается, то понятно, что результаты, достигнутые последовательными трудами этих пяти или шести цивилизаций, своевременно сменявших одна другую и получивших к тому же сверхъестественный дар христианства, должны были далеко превзойти совершенно уединенные цивилизации, каковы китайская и индийская, хотя бы эти последние и одни равнялись всем им продолжительностью жизни.

По Шпенглеру - К числу "ве­ликих культур", вполне реализовавших свои потенции, относятся китайскую, вавилонскую, египетскую, ин­дийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также "пробуждающуюся" русско-си­бирскую – 9 великих культур.

По Тойнби – 21 цивилизация.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 5577 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...