Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Археология в России 4 страница



· Трипольская культура

Трипольская культура названа по поселению у с. Триполье на правом берегу Днепра, около Киева.Памятники трипольской культуры занимают довольно обширную территорию, лежащую в основном к западу от Днепра, на Правобережной Украине и в Молдавии. Граница распространения этой культуры на севере доходит до верхнего течения Западного Буга и притоков Припяти. На юге трипольские памятники известны у берегов Черного моря, в низовьях Днестра, Буга и Днепра. На западе трипольская культура связана с родственными ей культурами на Дунае и Балканском полуострове.Трипольских памятников известно около тысячи. Наиболее значительные раскопки проводились на Коломийщине и во Владимировке. В урочище Коломийщина близ Киева на площади более чем в 6000 было открыто 39 глинобитных площадок, расположенных по кругу. Эти площадки оказались основаниями наземных глинобитных домов, которые делались из обожженной глины и покрывались двухскатной крыщей. Восстановить устройство помещений помогли также глиняные модели трипольских жилищ, найденные на поселениях. Например, модель из поселения Сущковка около Умани изображает прямоугольный в плане дом, разделенный внутри на два помещения. Справа от входа, в углу сделана сводчатая печь с примыкающей сбоку лежанкой. В другом углу комнаты, на небольшом возвышении показана фигура женщины — хозяйки дома, растирающей зерно на зернотерке. Рядом с ней стояли сосуды. Примерно такой же характер имели модели из Владимировки. Во Владимировке, кроме того, известны дома с печами, хозяйственным инвентарем, с крестообразными глиняными жертвенниками.

Раскопки в Коломийщине и Владимировке позволили полностью реконструировать эти поселки. В Коломийщине, например, двумя концентрическими кругами располагались 39 жилищ, а во Владимировке было свыше 200 жилищ, расположенных пятью кругами. Жилища были направлены входами в центр круга. Пространство внутри круга служило загоном для скота. Здесь же имелись помещения хозяйственного назначения, которые одновременно служили местом родовых собраний. Вероятно, такой поселок дополнительно укреплялся изгородью. Каждый поселок был местом обитания земледельческой родовой общины. Дома, возможно, принадлежали отдельным патриархальным семьям.Основным занятием населения трипольских поселений было мотыжное земледелие. Есть множество прямых доказательств мотыжно-земледельческого хозяйства этой культуры: отпечатки и остатки зерен, соломы и мякины пшеницы, проса и ячменя в глине, из которой были сделаны дома и земледельческие сельскохозяйственные орудия труда.Землю трипольцы обрабатывали мотыгами из камня, кости и рога. Урожай убирали примитивными серпами. Среди серпов встречаются цельнокаменные, вкладышевые, появляются и металлические, отлитые из меди.Трипольцы широко пользовались медными орудиями труда. Известно несколько сотен медных трипольских предметов. Только в Карбунском кладе было найдено 443 медных предмета. Поэтому трипольскую культуру можно считать одной из самых богатых металлом энеолитических культур всей Восточной Европы. Проведенный исследователями анализ трипольских металлических изделий позволил установить, что люди пользовались чистой медью, которую получали из рудников балкано-карпатской горной области.Трипольская энеолитическая глиняная посуда отличается от неолитической прежде всего разнообразием форм, что связано с усложнением хозяйства, развитием земледелия: появляются большие сосуды двухконусные, кратерообразные, грушевидной формы, конические чаши, сосуды с угловатыми плечиками, кувшины. Различные по размерам сосуды служили для хранения зерна, молока и других припасов, для приготовления пищи и как столовая посуда. Некоторые сосуды были снабжены крышками. Многие из них украшены характерным для энеолита расписным орнаментом. В числе разнообразных глиняных изделий встречаются так называемые бинокли. Это весьма загадочные предметы, состоящие из двух полых цилиндров, соединенных перемычками. Хотя эти сосуды не составляют большинства и, очевидно, не применялись в хозяйственных целях, а были культовыми, тем не менее они являются характерной особенностью культуры земледельческих энеолитических народов, и в частности трипольской культуры.

Наряду с земледелием важное место занимали скотоводство, охота, рыболовство и собирательство. Причем скотоводство постепенно занимало все большую роль в хозяйстве. Установлено, что у трипольцев было две породы быков — мелкие тонконогие и быки очень крупных пород, близких к дикому туру. Трипольцы разводили также овец и свиней. К концу трипольской культуры появляется домашняя лошадь. Известно несколько скульптурных изображений лошадей из Сушковки и Кошиловцев. Однако их значительно меньше, чем изображений других животных, особенно быков и коров, которые, очевидно, были основными животными, дававшими мясо, молоко, молочные продукты. Для трипольского скотоводства характерно бесстойловое содержание животных, так называемое домашнее скотоводство. Скот пасли вблизи поселка, а на ночь его загоняли в загоны.На поселениях трипольской культуры часто встречаются кости диких животных: благородного оленя, косули, лося, бобра и зайца. Однако промыслы и собирательство играли в хозяйстве вспомогательную роль, они уступили место производящему способу производства. Развитие промыслов зависело от конкретных местных условий, в которых находились отдельные поселения. Так, например, люди, жившие на среднем Днестре, больше занимались охотой, чем их соседи на Днепре.

У трипольцев сложились своеобразные идеологические представления, связанные с земледельческим характером хозяйства. Они нашли отражение прежде всего в орнаменте сосудов. Сложный и довольно устойчивый орнамент на сосудах имел несомненно религиозно-магический смысл, он был связан с представлениями людей об окружающем мире, о вселенной. В орнаменте первобытные земледельцы выражали многое: дождь и ветер, смену дня и ночи, смену времени года. На сосудах они изображали пахоту и посевы, животных и стебли растений. На культовых сосудах обычно изображалась трехъярусная структура мира: сверху помешался образ Великой Матери мира, ниже — чудодейственное превращение зерен в колосья. На ряде священных мисок, предназначенных для ритуальных обрядов, нарисованы космические олени, с которыми связывалось действие небесных космических сил. В эпоху расцвета земледелия на сосудах появляются символические изображения Великой Матери — Вселенной. Богиня огромна, солнце — ее глаза, а небесная твердь изображена в виде бровей. Разнообразие сюжетов поразительно: здесь и переплетение косых потоков дождя, и тугие всходы посевов, охраняемые священными собаками.

Сюжеты земледельческого цикла у трипольцев близки к сюжетам земледельческих племен Индии, к сюжетам религиозных гимнов Ригведы и к древним крито-микенским культам.

С культом плодородия связаны трипольские глиняные статуэтки женского божества. Статуэтки обобщенно передают фигуру обнаженной женщины с подчеркнутыми признаками пола. При этом не имели существенного значения голова и лицо, которые обычно показаны на фигурах схематично, и руки, которые, как правило, обозначены совсем небольшими выступами. Статуэтки, возможно, дополненные еще одеждами, были своеобразными женскими божествами плодородия. Очевидно, не без основания в глину, из которой они сделаны, примешивали зерна пшеницы и муку. Своеобразными памятниками культа являются также глиняные крестообразные жертвенники и модели домов.

Весьма сложным представляется происхождение трипольской культуры. Значительное сходство ее с культурой земледельческих племен бассейна Средиземного моря и Передней Азии позволяет сделать вывод, что трипольская культура сложилась в результате прихода земледельческо-скотоводческих племен с юга, влившихся в среду местного неолитического населения.

Но наряду с этим существуют и другие мнения относительно происхождения трипольской культуры и ее носителей. Наиболее распространенным является мнение о местном происхождении трипольской земледельческой культуры в районе между Бугом и Днепром в результате развития здесь еще в неолите земледельческого хозяйства.В конце III — начале II тысячелетия до н. э. произошли значительные изменения в хозяйстве трипольского населения, которые привели к коренным изменениям культуры в начале бронзового века. Утрачивается богатая расписная орнаментика на сосудах, основным типом жилища становится полуземлянка, а в хозяйстве главенствующее место занимает скотоводство. В середине II тысячелетия до н. э. на многих трипольских поселениях жизнь прекращается. Исчезновение трипольской культуры — вероятно результат коренных изменений хозяйства, связанных с перспективным развитием скотоводства. Это привело к изменению социальных отношений, т. е. замене ярко выраженных матриархальных отношений патриархальными.

· Культуры степного энеолита

· Добыча меди в древности.

Изготовление медных и бронзовых орудий В IV тысячелетии до н. э. в материальном производстве у многих народов мира произошли значительные изменения. Медь была первым металлом, из которого люди стали делать орудия труда. Освоение способа добычи меди было связано с южными территориями: Передней Азией, Кавказом, т.е. районами, богатыми медью.Сушествуют два споco6a обработки меди: холодный и горячий. Самые первые орудия могли быть изготовлены холодным способом, т. е. способом ковки. В руки людей попадали куски самородной меди, и, применяя к ним традиционный способ обработки камня, пытаясь скалывать отщепы, человек познавал особые свойства этого материала, его способность коваться. Но, наряду с этим, люди также случайно могли познать и другие свойства самородной меди или кусков медной руды — способность плавиться в костре и принимать любую форму. В III тыcячeлeтии до нашей эры в южных районах европейской части СССР, богатых полиметаллическими рудами, а во И тысячелетии почти повсеместно человек познал полезные свойства нового материала — бронзы. Освоив производство бронзы, люди приобрели новый, еще более совершенный по своим качествам материал для изготовления орудий труда. Бронзой называется сплав меди с оловом. Не менее важной является и другая особенность: бронза плавится при температуре 700—900°, в то время как температура плавления меди значительно выше—1084°. Это обстоятельство, если учесть, что металл выплавлялся в кострах, имело немаловажное значение для первобытных металлургов. Благодаря своим качествам, бронзовые орудия получили более широкое распространение, чем медные. Однако и бронза не могла вытеснить'' каменные орудия. Это объясняется рядом причин и прежде всего тем, что руды, из которых выплавляли бронзу, распространены на земле далеко не везде. Поэтому, естественно, наивысшего расцвета в эпоху бронзы достигла культура в богатых рудами районах. Бронзовые изделия, сделанные в таких центрах, распространялись иногда очень далеко в те районы, где не было условий для ее производства.В силу естественных условий возникли отдельные центры бронзолитейного производства. Раньше всего выделились Кавказ с его рудными месторождениями, Урал, а на востоке - Алтай с Минусинской котловиной и Забайкалье.Однако переход к бронзе нельзя рассматривать только как революцию в материальной культуре; распространение бронзы привело к дальнейшим принципиальным изменениям во всем хозяйстве, идеологии и общественных отношениях. В это время сложился обмен в больших масштабах между племенами, владевшими бронзой, и остальным населением, между скотоводческими и земледельческими народами.К эпохе бронзы относятся древние выработки, открытые в горах Кавказа, на Урале, в Алтае, в Казахстане и Забайкалье. Древние шахты были небольшими и устраивались в тех местах, где рудные жилы выходили прямо на поверхность или залегали совсем неглубоко. Форма и размеры выработок, как правило соответствовали форме рудного тела. Руду дробили каменными молотами. В тех случаях, когда древним рудокопам встречались твердые участки, применялся метод поджога. Для этого скалу сначала нагревали с помощью костра, а потом охлаждали водой, после чего выбирали растрескавшуюся породу. Выносили руду из шахт в кожаных сумках или мешках.В местах добычи руду подготавливали к плавке. Металл выплавлялся из мелко раздробленной руды. Руда дробилась сначала массивными каменными молотками округлой формы на специальной плите, затем ее растирали в специальных каменных ступах.Выплавка металла происходила, должно быть, в специальных ямах, а позже в примитивных печаx. Яму загружали послойно древесным углем и затем зажигали. По окончании плавки выбирали металл из специального углубления, куда он стекал и застывал в виде лепешки. Выплавленный металл очищали проковкой и после этого он шел на изготовление изделий.В эпоху бронзы сложилась технология первобытного литья. Формы для литья выделывались из мягкого сланца, известняка, песчаника и глины. Иногда их делали и из металла. Формы были различными по устройству, в зависимости от того, что нужно было отлить. Простые ножи, серпы, некоторые украшения чаще всего отливали в односторонних формах. Чтобы получить такую форму, на каменной плите вышлифовывали углубление по форме будущего предмета и заливали туда расплавленный металл. В таких формах отливали предметы по нескольку раз, смазывая форму жиром. Более сложные и объемные предметы отливались в составных двусторонних и многосторонних формах. Изготовление таких форм было делом сложным. Их тоже делали по готовым предметам, а чаще всего по моделям, вылепленным из воска, глины или вырезанным из дерева. Составная форма собиралась из разъемных створок, внутри она была полая и точно передавала форму предмета, который собирались отливать. Створки формы плотно соединяли, а в отверстие заливали металл. Некоторые формы использовали несколько раз, другие служили только один раз, после чего их разбивали. Так поступали в том случае, если бронзовую вещь отливали способом вытеснения. Для этого делали восковую модель предмета, обмазывали ее глиной, которая, застывая, превращалась в форму. Потом внутрь через отверстие заливали расплавленный металл. Металл застывал, форму разбивали и получали готовый предмет. Полученные способом отливки предметы дополнительно обрабатывали, их обтачивали и проковывали





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 234 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...