Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ТемаОсновные качества речи. Богатство и выразительность



Цель: отработать навыки выявления средств выразительности речи и источников речевого богатства

Вопросы:

1. Понятие богатства речи.

2. Лексико-фразеологическое и семантическое богатство речи.

3. Словообразование как источник речевого богатства.

4. Грамматические ресурсы речевого богатства.

5. Выразительность и ее основные условия.

6. Фонетические средства выразительности.

7. Благозвучие речи.

8. Лексика и фразеология как основной источник выразительности речи.

9. Выразительные возможности грамматики.

10. Тропы и фигуры речи.

11. Метафора и ее виды. Метонимия.

12. Сравнение.

13. Гипербола, литота, оксюморон, синекдоха, аллегория.

Задания: подготовиться к собеседованию

Методические указания к выполнению:

Для выполнения данного задания необходимо знать содержание заявленной темы. Подготовка к собеседованию подразумевает под собой составление конспекта, где указываются не только общие положения, но и условия, основания и причины возникновения данных положений. Ответ на первый вопрос должен раскрывать суть понятия «богатство речи», выявлять основные источники, делающие речь богатой. При ответе на 2-4 вопросы необходимо теоретический материал о ресурсах речевого богатства на различных языковых уровнях подкрепить конкретными примерами. Пятый вопрос должен выражать суть понятия выразительность, раскрывать основные ее условия и источники. При подготовке ответов на вопросы 10-13 рекомендуется воспользоваться произведениями художественной литературы.

Упражнения для письменной работы:

ТРОПЫ

В различных языковых стилях, особенно в художественной литературе, в публицистике, в разговорной речи, широко ис­пользуются языковые средства, усиливающие действенность высказывания благодаря тому, что к чисто логическому его со­держанию добавляются различные экспрессивно-эмоциональные оттенки. Усиление выразительности речи достигается различ­ными средствами, в первую очередь использованием тропов.

Троп — это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит со­поставление двух понятий, которые представляются нам близ­кими в каком-либо отношении.

Эпитет

Эпитет — это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, ка­чество. Стилистическая функция эпитета заключается в его худо­жественной выразительности. Особенно выразительны в функции эпитетов прилагательные и причастия, благодаря присущему им семантическому богатству и разнообразию. Например, в пред­ложении Л волны моря с печальным рёвом о камень бились (М.Г.) в роли эпитета выступает прилагательное печальный, дающее оп­ределение существительному рёв благодаря употреблению в переносном значении. Такую же роль играет наречие гордо в пред­ложении Между тучами и морем гордо реет Буревестник... (М.Г.) или существительное воевода в предложении Мороз-воевода до­зором обходит владенья свои (Н.).

1. Укажите эпитеты и определите их стилистичес­кую функцию. |

1. Среди цветущих нив и гор друг человечества печально за­мечает везде невежества убийственный позор. (П.) 2. К ним, если приедет какой-нибудь гусь-помещик, так и валит, медведь, прямо в гостиную. (Г.) 3. На берег большими шагами он смело и прямо идёт, соратников громко он кличет и маршалов грозно зовёт. (Л.) 4. Словно сам охваченный дрёмой, старик-океан буд­то притих. (Ст.) 5. Его особенно смутили детские гневные слова Ольги. (М.Г.) б. Петроград жил в эти январские ночи напряжён­но, взволнованно, злобно, бешено. (А.Т.) 7. Снова поднималась страшная с детских лет тень Милославского. (А.Т.) 8. В атаку стальными рядами мы поступью твёрдой идём. (Сурк.) 9. Пусть ветер железного мщенья насильника в бездну сметёт. (Ис.) 10. А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер. (Л.-К.)

Сравнение

Сравнение — это сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. «Сравнение — одно из естественнейших и действительнейших средств для описа­ния», — указывал Л.Н. Толстой. Стилистическая функция срав­нения проявляется в художественной выразительности, которую оно создает в тексте. Например, в предложении Дредноут борол­ся, будто живое существо, ещё более величественный среди реву­щего моря и громовых взрывов (АЛ.) не только сопоставляются дредноут и живое существо, не просто поясняется, как боролся дредноут, но создается художественный образ.

Сравнения выражаются различными способами:

1) формой творительного падежа: Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Горб.); > '•

2) формой сравнительной степени прилагательного или на­речия: Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёст­кая земля (Сурк.);

3) оборотами с различными союзами: Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял (Л.); Впрочем, это были скорее карикатуры, чем портреты (Т'.);

4) лексически (с помощью слов подобный, похожий н т.п.): Её любовь к сыну была подобна безумию (М.Г.).

Наряду с простыми сравнениями, в которых два явления сбли­жаются по какому-то общему у них признаку, используются срав­нения развернутые, в которых сопоставляются многие схожие черты:... Чичиков всё ещё стоял неподвижно на одном и том же мес­те, как человек, который весело вышел на улицу с тем, чтобы прогу­ляться, с глазами, расположенными глядеть на всё, и вдруг неподвижно остановился, вспомнив, что он позабыл что-то, и уж тогда глупее ничего не может быть такого человека: вмиг беззаботное выраже­ние слетает с лица его; он силится припомнить, что позабыл он, не платок ли, но платок в кармане, не деньги ли, но деньги тоже в кармане; всё, кажется, при нём, а между тем какой-то неведомый дух шепчет ему в уши, что он позабыл что-то (Г.).

2. Укажите сравнения и определите, какими спосо­бами они выражены.

1. Он бежал быстрее, чем лошадь... (П.) 2. Внизу, как зерка­ло стальное, синеют озера струи. (Тютч.) 3. И старый кот Вась­ка был к нему, кажется, ласковее, нежели к кому-нибудь в доме. (Гонч.) 4. [Стих Пушкина] нежен, сладостен, мягок, как ропот вол­ны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря. (Бел.) 5. Белей, чем горы снего­вые, идут на запад облака. (Л.) 6. Лёд неокрепший на речке студё­ной словно как тающий сахар лежит. (Я.) 7. Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. (Н.) 8. То кры­лом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и тучи слышат радость в смелом крике птицы. (М.Г.) 9. Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (Сер.) 10. На Красной пло­щади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очерта­ния стен и башен. (А.Т.) 11. Ребята наши таяли как свечки. (Ф.)

Метафора

Метафора — это слово или выражение, которое употребля­ется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов либо явлений. Например, в предло­жении Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья (П.) слово весна метафорически употреблено в значении «юность».

В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора со­держит только то, с чем сравнивается. Метафора — одна из наиболее распространенных разновидностей тропов, так как сходство Между предметами или явлениями может быть основа­но на самых различных чертах.

Подобно сравнению, метафора может быть простой и раз­вернутой, построенной на различных ассоциациях по сходству: Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их
с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изум­рудные громады
(МП). ■

3. Укажите метафоры. Определите, на чем основано метафорическое употребление слов.

1. Закатилось солнце русской поэзии [о Пушкине]. (Жук.) 2. Горит восток зарёю новой. (Я.) 3. Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток. (Я.) 4. Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно. (Я.) 5. Над садами высоко и медленно плавал коршун. (Гонч.) 6. Все в нём дышало счастли­вою весёлостью здоровья, дышало молодостью. (Г.) 7. Приручени­ем животных люди занимались только на заре человеческой культуры. {Пришв.) 8. Гуляет ветер, порхает снег. (Ел.) 9. Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фрон­ту. (М.) 10. Тихо дремлет река. (Ее.)

4. Найдите эпитеты, сравнения и метафоры в «Пес­не о Буревестнике» М. Горького.

Метонимия

Метонимия — это слово или выражение, которое употреб­ляется в переносном значении на основе внешней или внут­ренней связи между двумя предметами либо явлениями. Связь эта может быть:

1. между содержимым и содержащим: Я три тарелки съел (Кр.);

2. между автором и его произведением: ...Белинского и Гоголя с базара понесёт (Н.);

3. между действием и орудием этого действия: Их сёла и нивы за буйный набег обрёк он менам и пожарам (П.);

4. между предметом и материалом, из которого предмет сде­лан: Не то на серебрена золоте едал (Гр.);

5. между местом и людьми, находящимися на этом месте:
Всё поле охнуло (П.).

5. Укажите, на чем основана метонимия.

1. Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый! (Кр.) 2. Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. (Я.) 3. Здесь барство дикое без чувства, без закона присвоило себе насиль­ственный лозой и труд, и собственность, и время земледельца. (Я.) 4. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (Я.) 5. Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам. (Я.) 6. Но тих был наш бивак открытый. (Л.) 7. Плачь, русская земля! Но и гордись. (Я.) 8. Перо его местию дышит. (А.К. Т.) 9. А в двери — бушлаты, шинели, тулупы. (М.) 10. Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь. (Ис.)

Синекдоха

Синекдоха — это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по призна­ку количественного отношения между ними. Обычно в си­некдохе употребляется:

1) единственное число вместо множественного: Всё спит — и человек, и зверь, и птица (Г.);

2) множественное число вместо единственного: Мы все гля­дим в Наполеоны (П.);

3) часть вместо целого: «Имеете ли вы в чём-нибудь нужду?» — «В крыше для моего семейства» (Герц.);

4) родовое название вместо видового: Ну что ж, садись, све­тило (М.; вместо солнце);

5) видовое Название вместо родового: Пуще всего береги ко­пейку (Г.; вместо деньги).

6. Составьте предложения, используя синекдохи в различных значениях.

Гипербола и литота

Гипербола — это образное выражение, содержащее непо­мерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления: В сто сорок солнц закат пылал (М.).

Литота — это выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, зна­чения и т.д. какого-либо явления: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить... (Н.)

Другое значение литоты — определение какого-либо поня­тия или предмета путем отрицания противоположного (ср.: не­плохо сказано —хорошо сказано): Не дорого ценю я громкие права, от коих не одна кружится голова (П.).

Пример одновременного использования гиперболы и лито­ты: Дивно устроен наш свет... Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков ни как не Может пропустить; другой имеет рот величиною в арку Главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля (Г.).

7. Найдите примеры гиперболы в описании Днепра у Н.В. Гоголя («Страшная месть», гл. 10).

Ирония

Ирония — это употребление слова или выражения в смыс­ле, обратном буквальному, с целью насмешки: Отколе, умная, бредёшь ты, голова? '(Кр.) — обращение к ослу.

Аллегория

Аллегория — это иносказательное изображение отвлечен­ного понятия с помощью конкретного жизненного образа. Ал­легория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления приро­ды. Например, хитрость показывается в образе лисы, жадность — в • обличий волка, коварство — в виде змеи и т.д.

Упражнение 125. На примере нескольких басен И.А. Крылова по­кажите использование аллегории.

Олицетворение

Олицетворение — это перенесение свойств человека на не­одушевленные предметы и отвлеченные понятия: Я свистну, и ко мне послушно, робко вползёт окровавленное злодейство, и руку будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей читая воли (П.); Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость... (П.)

Перифраза

Перифраза (или перифраз) — это оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их сущес­твенных признаков или указанием на их характерные черты: ав­тор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю. Лермонтов); царь зверей (вместо лев). Ср. у А.С. Пушкина: творец Макбета (Шекспир), певец Литвы (Мицкевич), певец Гяура и Жуана (Байрон).

8. Составьте несколько перифраз, заменяя ими: 1) фа­милии писателей, ученых, общественных деятелей; 2) названия живот­ных; 3) названия растений; 4) географические названия.

Литература:

1. Барышникова Е. Н. Речевая культура молодого специалиста [Текст]: учебноепособие/ Е. Н. Барышникова.- М.: Флинта, 2008.- 224 c.

2. Былкова С.В. Культура речи. Стилистика [Текст]: учебное пособие/ С.В. Былкова, Е.Ю. Махницкая.- 3-е изд.- М.: Флинта: Наука, 2009.- 400 c.

3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка [Текст]: учебное пособие/ И. Б. Голуб.- 9-е изд.- М.: Айрис- пресс, 2007.- 442 c.

4. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие/ Л. А. Введенская.- 24-е изд.-: Феникс, 2007.- 539 c.

5. Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие/ Л. А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева.- 5-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010.- 188 c.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 2961 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...