Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ближний и средний восток в эпоху средневековья



В 7 в. арабы завоевали средний восток, т.о. возник и распространился ислам. Вместо империи Рима возник арабский Халифат. В городах начали возникать общественные библиотеки, торговые отношения с Римом. Багдад – первый научный центр Востока. Альхарезм – математик, «Книга об альгебр». Авицена – врачеватель.


15. Средневековая наука и основные научные центры и университеты.

Понять характер средневековой науки можно, лишь раскрыв всю систему средневекового теологического миросозерцания, конституирующими элементами которого выступали универсализм, символизм, иерархизм, теологизм. Оценка перечисленных выше опорных элементов средневекового миросозерцания позволяет сделать некоторые выводы применительно к вопросам познания.

1. Деятельность человека в эпоху Средневековья предпринималась в русле религиозных представлений – вне церкви ничто не имело прав на гражданство.

2. В средневековой картине мира не могло быть концепции объективных законов, без которых не могло оформиться естествознание.

3. В силу теологически-текстового характера познавательной деятельности усилия интеллекта сосредотачивались на анализе понятий, а не вещей.

Ввиду этого средневековая наука лишь ступень к подлинной науке. Хотя в отдельных эмпирических результатах представители парижской и Оксфордской школ и предвосхитили некоторые из последующих достижений классической науки.

Средневековое образование науки шло через монастырские школы, готовили священнослужителей 4 в. н. э. – христианство, 7 в. н. э. – ислам. Епископские школы – старшие священнослужители. Магистр – подготовленный как учитель. Во всех школах образование было светское (7 наук). В 4 веке возник первый университет – Болонский. Особенности: 1) это совокупность правил в форме комментариев; 2) систематизация и классификация знаний; 3) компиляция (переписывание).

Есть положительный момент – переход от созерцательности, появился опытный характер околонауки (алхимия, астрономия, магия). Эти дисциплины носили экспериментальный характер.
Средневековая философия: теоцентризм

Если греческая философия выросла на почве античного рабовладельческого общества, то философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V-XV века). Однако неверно было бы представлять себе дело так, что переход от одного к другому общественному укладу произошел, так сказать, внезапно: на самом деле период формирования нового типа общества оказывается очень продолжительным. И хотя чаще всего начало средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.), такая датировка весьма условна. Завоевание Рима не могло в одночасье изменить ни социальных и экономических отношений, ни жизненного уклада, ни религиозных убеждений и философских учений рассматриваемой эпохи. Период становления средневековой культуры, нового типа религиозной веры и философского мышления справедливо было бы датировать I-IV веками. В эти несколько столетий соперничали между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, выросшие на старой, языческой почве, и формирующиеся очаги новой веры и новой мысли, составившие впоследствии основу средневековой теологии и философии. При этом христианская мысль нередко пыталась ассимилировать достижения античной философии, особенно неоплатонизма и стоицизма, включая их в новый, чуждый им контекст.

Греческая философия, как мы видели, была связана с языческим многобожием (политеизмом) и при всем различии представлявших ее учений в конечном счете носила космологический характер, ибо тем целым, в которое включалось все сущее, в том числе и человек, была природа.

Что же касается философской мысли средних веков, то она уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление по существу своему теоцен-трично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог.

В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (учения о бытии), а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов - от церкви.


16. Западная и восточная средневековая наука.

Период 2 – 15 вв. н.э. знания формируются теоцентризмом («сначала было слово, а слово было «бог»). Слово выступает орудием постижения мира.

1. Патристичина – учение отцов церкви об обосновании важности бога.

2. Схоластика – философия. (учения священнослужителей). «Все что сотворено богом – разумно».

Маг – экспериментатор. Абиляр – схоласт «Да и нет». Альберт Великий – «опыт сверхъестественного», читал курс богословия.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 658 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...