Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Познание истины



Когда достигнуто самое совершенное самапатти без вичары, в котором сознание окрашено алингой, "очищается" высшее "я" (I.47). Сознание окрашивается истинным субъектом (драштр) и объектом (дришья) познания. Тогда оно имеет явленным в себе любой предмет (сарвартха) (IV.23), сознает всю реальность. Это так называемое состояние наивысшего сосредоточения с семенем (сабиджасамадхи)14 (I.46), ибо из него, этого состояния, вырастает все древо мира. Такое состояние служит основой (биджа) всех прочих предметов, которые коренятся в нем. Все, что находится в нем, это бхава (абстрактум от бху – быть). Бхава означает то, что существует, живет, находится в высшем сознании и только в сознании. Ибо сущность бхавы – вне сознания, действительные объект и субъект лишь окрашивают его. Этому высшему сознанию присуще сверхпознание (праджня), полное истины (ританбхара, I.48). Оно отличается от познания истины, воспринятой от кого-то посредством слов (агама) и, следовательно, от возвещенного откровения (шрута). Оно отличается и от истинного познания, основанного на рассуждении (анумана), так как в последнем случае объект смешан с общими понятиями, продуктами манаса, этого неизбежного компонента индивидуального сознания. Объект высшего сознания иной (аньявишая), он являет вещь как таковую (вишешартхатват) – частную, особенную, а не всеобщую. Это истинно-познавательное (прамана) явление в сознании (вритти) типа пратьякши.15 Только это состояние свободно от неведения (авидьи), ибо в нем сознание окрашено как истинным объектом познания, который именуется предметом "зрения", "зримым" (дришья), так и субъектом "зрения" или "зрящим"; таким образом, здесь нет ложного отождествления познающего субъекта с познаваемым объектом. Этому состоянию свойственно различающее познание (вивекакхьяти), непосредственное различение того, что "зрящий" не есть "зримое".

Гуны

Чтобы можно было определить сущность субъекта, отраженного в высшем сознании как наличный "зрящий" или явленный субъект "зрения", необходимо прежде выяснить природу собственно объекта "зрения" (дришья) или алинги, – последнего, конечного объекта сознания (вишая).

Вышеприведенная сутра II.19 указывает, что вишеша, авишеша, линга и алинга состоят из гун.

Этимологически "гуна" значит "нить", "прядь", "шнур". В древней медицине это слово означало "бедро", в музыке – "струну", а в философской литературе – "свойство", "атрибут" или (даже в соответствии с этимологией) "составную часть" реальности. Имеется в виду известная со времен упанишад и часто упоминаемая в индийской философии триада гун, нигде толком не разъясненная: саттва, раджас и тамас.16

Согласно II.19, гуны выступают компонентами всей "объектной" реальности, вне их находится лишь сам субъект, субъектное бытие.17

Как понимает гуны автор "Йогасутр", немного поясняет II.18:

пракашакриястхитишилан бхутендрияатмакан бхогаапарвартхан дришьям

"Зримому свойственна ясность (яркость, выявление, проявление, пракаша), активность (движение, изменение, крия) и постоянство (устойчивость, равновесие, стхити), оно составляет подлинную природу (атмака)18 элементов (бхута) и психических органов (индрии), его удел быть пережитым (бхога) и оставленным (апавартха)".

Тут дается аналитическое определение объекта "зрения" ("зримого"). Несомненно, в начале этого определения речь идет о гунах.

Природа саттвы – ясность, она служит инструментом "зрения" (даршана),19 субстратом сознания (читта). Это свойство проявления (выявления), проявляющее субъект, самое себя и остальные гуны. Саттва – это и есть линга, буддхи (чистое, интуитивное сознание) или истинная природа всех уровней сознания.

Природа тамаса – постоянство. Это свойство устойчивости, которое составляет сущность любой структуры.

Природа раджаса – активность. Это свойство изменения или движения. Вероятно, он составляет сущность атома времени (момента, кшана), лежащего в основе так называемой крамы (последовательности, течения объектной реальности, которое с точки зрения неведения кажется вечностью, а для познавшего – моментом, атомом времени; ср. IV.33). Эта последовательность, крама, служит причиной, хету, так называемой паринамы (перемен, эволюции ко все более высоким уровням/состояниям, в которых изменяются пропорции составляющих их гун; ср. III.15). "Переплетаясь" в разных пропорциях, гуны образуют разные сложные предметы и психические состояния индивидуальных сознаний.20

Пракрити в "Йогасутрах"

Следует отметить, что характерный для санкхьи термин пракрити не выступает тут в значении всей или сущностной (истинной, подлинной) объектной реальности. В тексте он появляется три раза: два раза во множественном числе для обозначения множественных пракрити или созидательных факторов, соответствующих элементам, бхутам (см. IV.2,3; в этом нетрудно убедиться по контексту), а третий раз в составе термина "пракритилайя", что означает "растворившийся в пракрити". Это название особого разряда высших существ или йогинов. Из контекста следует, что в данном случае под пракрити так надо понимать множественность элементов.21

Один раз употребляется термин "прадхана", который в санкхье означает коренную, подлинную пракрити (мулапракрити) или алингу.

Но в "Йогасутрах" прадхана, несомненно, имеет более узкое значение; она тождественна тонким элементам и, следовательно, обозначает некую множественность (III.46,47).





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 249 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...