Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные характерные черты античной философии



1. Природа, космос рассматриваются как главный абсолют не созданный богами, а боги сами есть часть природы, космоса. Пантеизм – отождествление бога и природы.

2.Утверждается космоцентризм.

3.Космос обуславливает необходимость. У человека – судьба.

4.Много достигнуто на понятий ном уровне, но это философствование не знает законов.

Средневековая философия (5-15 века).

Это своеобразный способ философствования во многом отличный от античной философии и связанный, прежде всего с христианством. Выдающиеся личности того времени: Августин, Абеляр, Аль-Фараби, Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушу (Аверроэс), Роджер Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский. Главное отличие средневековой философии – движение философской мысли пронизано проблемами религии. Философия служанка богословия.

Основные проблемы: попытка найти ответы:

- сотворен ли мир Богом или существует всегда

- постижима ли воля и намерения Бога и сотворения им мира

- как сочетается свобода воли человека и божественная необходимость

- если Бог есть истина, добро, красота, то откуда в мире берется зло и почему Бог его терпит

- как соотносятся истины откровения, выраженные в Библии и истины человеческого разума.

Кратко основные особенности средневековой философии:

1.Ей был присущ библейский традиционизм, ретроспективность. Библия рассматривалась как самое древнее, истинное, значимое и подлинное произведение в мире. В самой Библии центральной является идея единого Бога, находящегося в трансцендентном мире (за пределами человеческих возможностей)

2.Теоцентризм – новый тип мировоззрения. Монотеизм – идея единого Бога.

3.Особое значение в средневековье уделяется искусству правильности толкования библейских положений. Стерменевтика – наука о понимании смысла текста. Критерием истинности теории признается соответствие ее букве и духу Библии. В средневековой философии характерна тенденция к назедательству и учительству. Следовательно, наиболее распространенная форма трактатов – диалог авторитетного всезнающего учителя и скромного ученика (сумма знаний).

2 этапа:

1.Ранняя средневековая философия (патристика)

2.Высшая средневековая философия (схоластика)

Августин Блаженный (354-430 гг.). Стоит у истоков средневековой христианской философии. Был сыном язычника и христианки. Сам он пошел в христианство по воле Божьего гласа. Закончил жизнь в статусе католического епископа. Его произведения: «О троице», «Ограде Божьем», «Исповедь». Он утверждал, что Бог сотворил мир из ничего (креационализм). Бог сотворил не только порядок и устройство мира, но и свою субстанцию (первоматерию). Он также сотворил время, а сам находится вне времени, а значит имеет только сегодня. Человек же имеет прошлое, настоящее и будущее, которое смыкается в вечности. Само время – чисто человеческое понятие. «Наш ум имеет способность разлагать события на «сейчас» и «после». Для человека настоящее распадается на «настоящее прошлого» (память), «настоящее настоящего (созерцание), «настоящее будущего» (надежда). Таким образом, время существует в уме человека, который вспоминает, созерцает, ожидает, поскольку время внутри человека». Времени до Бога не было. Августин считается первым философом, который попытался рассмотреть историю как процесс. История по нему определяется божественным проведением и имеет вектор движения от града земного к Граду Божьему. В истории человечества Августин выделяет 6 периодов, которые соответствуют 6 дням творения: 1. От Адама до Ноя; 2.От Ноя до Авраама; 3.До Давида; 4.До Вавилонского пленения; 5. До Рождества Христова; 6. До страшного суда. Как за 6 днем творения Бог пошел отделяться, так за 6 периодом последует Царство Божье, которому не будет конца. Божий град – малое количество истинно верующих, но Августин говорит, что имеет место прогресс, который заключает увеличение количества людей пришедших в христианство. Вне Града Божьего, вне церкви нельзя обрести спасениедуши. История движется в борьбе и противоречии 2-х градов. Враг градов - прогрессивность, что выражается в нравственном состоянии христиан в ориентации общества по образцу христианской церкви. Очень важное место занимает идеи свободы человека, его разума. Человек стремится к Богу, т.к. в нем находит любовь, покой и благодать. К Богу ведут 2 пути:

1.Через разум, используя теологию и философию (богопознания)

2.Через веру, проявляется в воле человека.

Воля и вера, ведущие человека по жизни, гораздо выше ума, который часто оторван от жизни, склонен к ошибкам и заблуждениям (недостоверен). Вместе с тем вера и откровения не исключают разума. Вера не вытекает из познания, она высший источник истины. Истину надо искать в Боге, а не в науке, а разум лишь подкрепляет положение веры, но сам истину найти не может. Истинный разум ограничен и не полный, а истинная вера – благо и любовь к миру и к Богу. Человек свободен выбирать между добром и злом.Зло находится в человеческой природе, которая оказалась способна к некоторым искажениям божественной сути. Сам Бог не виновен в существовании зла, человек – подобие Бога, поэтому мечтает направлять волю во спасение и отчаянию, к вере и безверию, к добру и злу (теодицея).

Фома Аквинский (1221 – 1274). «По троице», «Сумма против язычников», «Сумма теологии», «О сущем и сущности», «О началах природы». Положении Фомы Аквинского:

Человека надо изучать целиком в единстве души и тела.

Тело – не человек, и дух – не человек.

Человек – личность, она ведома Богом блаженству.

Истина безусловна одна – Бог, но к такой истине есть 2 пути:

1.Путь веры, откровение – короткий путь

2.Путь разума, науки – длинный путь со многими доказательствами.

Разум и наука не противоречат церкви и вере, теология не подменяет наука. Построение своей философской системы Аквинский начинает с понятия бытия (что есть и что может быть). Бытие есть, и оно есть истина. Вещи могут меняться, однако сущее не меняется, оно приобретает другие формы. Вещи – части «чего-то полного», какой-то предметной полноты бытия – это и есть Бог. Бог – конечная реальность. Аквинский приводит 5 доказательств существования Бога:

1.Все, что движется чем-то приводится в движение. В поиске первоисточника движения, мы неизбежно приходим к пониманию неподвижного перводвигателя – это Бог.

2.Существование Бога оказывается невозможностью бесконечной цепи причинений, должна существовать причина не имеющая причины – Бог.

3.Бог существует, т.к. должен существовать конечный источник всякой необходимости.

4.Существуют разные степени совершенства. Источником их выступает существование абсолютного совершенства – это Бог.

5. Все в мире, даже безжизненные вещи служат некоторой цели, они устанавливаются лишь живыми существами, а источник целесообразности – Бог.

Аквинский описывает атрибуты Бога, используя метод отрицательного явления. Природа Бога может быть понята через отрицательные определения. В мире все движется и умирает, а Бог недвижим и вечен. Он не является телом, он не слагается из частей, в нем нет никакой сложности. В мире сущность и бытие различны, а в Боге они тождественны. В Боге нет никаких случайностей. О причине зла в мире, созданным Богом Аквинский отмечает – Бог благ и человек должен знать это. Познание же добра невозможно без познания его противоположности, именно зла.

Философия эпохи Возрождения (14-17 вв.)

Возникновение нового искусства, возникает естествознание, новые политические и социальные концепции, социальные утопии. Эпоха Возрождения не оставила после себя великих философских идей. Заслуга: заложила основы философии свободной от религиозно мифологических представлений. Мыслители: Данте, Леонардо да Винчи, Микилянжело, Кампанелло, Макиавелли, Николай Кузанский, Салютати.

А.Данте (1265-1321) – не отвергает учение творений и считал – всяк имеет двоякую природу – смертную и бессмертную, он среднее звено между тленным и истленным. Следовательно, человек имеет двойное предназначение, причем одна цель достигается в земной жизни и заключается проявлением собственной добродетелью, а другая достигается лишь после смерти при содействии божественной воли. Две цели, значит 2 пути:

1) возможен благодаря естественному разуму и земное предназначение человека осуществляется в групповом обществе по наставлению философии под руководством земного государя.

2)основан на вере в откровение поэтому пути к цели ведет церковь. Он признает свободу человеческой воли, как свободу, основанную на личной ответственности за содеянное и которое определяет достоинство человека. Эта идея получит свое развитие в течении экзистенционализма в середине 19 века.

Салютати (1331- 1406). Главное воспитание нового человека, обладающего гуманностью (способность проявлять добродетельные поступки). Гуманность не дана человеку от рождения, вырабатывается образованием и жизненным опытом, она – результат упорного труда, работы души. Хотя земная жизнь и дана людям Богом, их собственная задача построить ее в соответствии со знаниями добра и справедливости. Идеи гуманизма о самоценности земной жизни, о возможности воспитания, способности к добродетельным поступкам и о роли философии в этом процессе. Эти идеи краской нитью проходят через всю философию Возрождения.

Н.Кузанский (1401-1464). Каждая вещь, в том числе и человек, выступает как содержащее в свернутом виде весь мир, как микрокосм (частица Вселенной). Человек является микрокосмом на другом уровне, обладая разумом и сознанием, он включает в себя образы всех вещей, как действий, так и возможных. Вывод: человек предназначен для творчества, т.е. Кузанский постулирует творящую сущность человека.

Н. Макиавелли (1469-1527) – политический философ.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 424 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...