Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теория познания



1. Сущность философского понимания познания.

2. Ступени и формы в познании человеком мира.

3. Проблема истины в теории познания.

4. Особенности научного познания.

1.Сущность философского понимания познания.

Объектом человеческого познания могут стать различные явления. Но сам процесс познания тоже является предметом изучения. Философская теория познания (гносеология) изучает общие закономерности познавательной деятельности человека, отвечает на вторую сторону основного вопроса философии: познаваем ли мир?

Различные философские направления по-разному объясняют сущность познания. С религиозной точки зрения цель познания – это раскрытие божественных истин. Объективные идеалисты считают, что человек должен познать духовную силу, правящую миром – Абсолютную идею (Гегель), мировую волю (Шопенгауэр) и т.д. Субъективные идеалисты считают, что человек может знать только собственное сознание (Юм, Кант, Мах, Авенариус). Сторонники агностицизма отрицают возможность познания человеком мира.

Диалектико-материалистическая философия доказывает, что материя существует объективно. И задача человека – познать материальный мир, его законы, а также свой собственный внутренний мир, своё сознание.

Представители метафизики рассматривают познание как пассивное отражение. Диалектический материализм также представляет познание как отражение, но активное. Т.е. в этом процессе человек целенаправленно ищет знания, преобразуя окружающий мир. Познание - это активно-творческое, преобразующее отражение человеком действительности.

Человек познаёт мир, прежде всего, с помощью ощущений, которые представляют собой субъективные образы объективного мира. Ощущения объективны по своему источнику, т.к. они отражают объективный мир. Они объективны по содержанию, т.к. отражают мир в целом правильно. Субъективность ощущений заключается в том, что они возникают в сознании субъекта, и поэтому могут различаться у разных людей.

Процесс познания бесконечен, т.к. материя неисчерпаема. В тоже время, в мире нет ничего в принципе непознаваемого. То, что остаётся необъяснимым сегодня, может быть познано в будущем.

Основой познания выступает общественно-историческая практика – это материально-предметная деятельность людей, направленная на изменение природы и общественной жизни. Отличие практики от теории: главной целью и результатом теоретической деятельности является создание и изменение нематериальных объектов (идей, замыслов, знаний). Практическая деятельность направлена на изменение материальных объектов и процессов. Виды практики: производственная практика, общественно-политическая, научно-экспериментальная, бытовая и др. По отношению к познанию практика выполняет четыре функции:

1) как основа познания практика даёт исходную информацию

2) как движущая сила практика порождает потребность в новых знаниях

3) как критерий истины практика позволяет отличить истинное знание от заблуждения.

4) как цель практика является окончательной сферой применения наших знаний.

Теория и практика - это две стороны единого познавательного процесса. Определяющая роль принадлежит практике. Именно реальные потребности практической жизни определяют появление новых теорий. Но теория также активна. Научные, политические теории применяются на практике и преобразуют природу и общество.

2. Ступени и формы в познании человеком мира. Познание – это сложный диалектический процесс. От описания поверхностных явлений человек переходит к объяснению сущности. Соответственно, этот процесс проходит две основных ступени – чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание – это исходная ступень процесса познания, получение информации с помощью органов чувств. Оно происходит в трёх основных формах: в форме ощущений, восприятий и представлений. Ощущение – элементарная форма чувственного познания, отражение в сознании отдельных признаков объекта. Восприятие – это отражение в сознании целостного образа объекта. Представление – это повторное воспроизведение наглядного образа объекта, без его непосредственного восприятия.

Значение чувственного познания: 1)органы чувств – единственный канал информации, поступающей непосредственно из внешнего мира; 2)чувственное познание является основой для следующей ступени – рационального познания. Недостатки: чувственное познание даёт поверхностную, разрозненную, противоречивую информацию, отражает явления, но не раскрывает сущность.

Рациональное познание – это получение информации с помощью разума, в процессе логических рассуждений. Оно происходит в трёх основных формах: в форме понятий, суждений и умозаключений. Понятие – элементарная форма мысли, в которой отражаются общие и существенные признаки объектов (слова и словосочетания). Суждение – форма мысли, в которой с помощью двух или нескольких понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо (предложение). Умозаключение – форма мысли, в которой из двух или нескольких суждений логически выводится новое суждение.

Способность к логическому, абстрактному мышлению – это уникальное эволюционное достижение, свойственное только человеку. Рациональное познание позволяет проникать в сущность предметов, раскрывать объективные законы. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны, их нельзя отрывать и противопоставлять, как это делали рационалисты и сенсуалисты. При чувственном познании уже присутствует работа разума, а рациональное познание вообще невозможно без чувственного.

Существует и третья, не основная ступень познания. Интуиция – это способность постижения истины путём её прямого усмотрения, без обоснования доказательствами. Условием интуиции является богатый опыт. Но сам механизм интуитивного решения случаен, иррационален, т.к. связан с бессознательной частью психики. Интуиция играет важную роль в решении нестандартных задач, в научных открытиях.

3. Проблема истины в теории познания. Главной целью научного познания является постижение истины. Истина – это знания, которые соответствуют действительности. Истина всегда смешана с заблуждением, т.е. непреднамеренным принятием за истину знаний, не соответствующих действительности.

Сложной проблемой является выбор критерия, с помощью которого можно отличить истину от заблуждения. Прагматизм (англо-американская философия) предлагает считать критерием полезность знания. Т.е. истинным является то, что приносит пользу. Конвенционализм считает критерием общепризнанность знания. Т.е. истиной является то, с чем согласно большинство. Это ошибочные критерии. Другие критерии истины: 1) чувственная очевидность (но чувства могут обманывать, а факты неправильно толковаться); 2) рациональная очевидность, т.е. опора на аксиомы (но аксиомы справедливы только в определённых условиях); 3) логическая непротиворечивость (но логика подтверждает только правильность формы мысли, а не содержания). Эти критерии могут применяться, но они ограничены. Настоящий критерий должен сопоставлять субъективное знание с объективной реальностью. Таким критерием является практика – проверка знания в практической деятельности человека.

Истина подразделяется на относительную и абсолютную. Относительная истина – это неполное, ограниченное знание о предмете. Абсолютная истина – это всестороннее, исчерпывающее знание. Относительная истина – частичка абсолютной.

Истину характеризуют два принципа: 1)Принцип объективности. Любая истина объективна по содержанию, т.к. соответствует объекту, но субъективна по форме, т.к. содержится в сознании человека, и может быть выражена в различных формах (языках). 2) Принцип конкретности. Истина зависит от конкретных условий. То, что является истиной в одних условиях, может быть заблуждением в других (законы классической, релятивистской и квантовой механики).

Диалектико-материалистическое понимание истины противостоит взглядам релятивизма, и догматизма. Сторонники релятивизма преувеличивают относительность истины (у каждого человека в каждом отдельном случае своя истина). Сторонники догматизма преувеличивают абсолютность истины (всякая истина вечна, неизменна, справедлива в любых обстоятельствах).

4. Особенности научного познания. Наука отличается от других форм познавательной деятельности следующими чертами: 1) объективность – особенности субъекта не должны влиять на результаты исследования (в отличие, например, от художественного отражения действительности); 2) обоснованность – знания признаются научными истинами, если имеют достаточные доказательства (в отличие от религиозной веры); 3) существенность – наука должна раскрывать сущность, а не ограничиваться описанием явлений; 4) систематичность – наука формирует систему взаимосвязанных теорий (в отличие от разрозненных и противоречивых обыденных знаний).

Научное познание включает в себя два уровня (или этапа): на эмпирическом уровне происходит накопление фактов, а на теоретическом – их обобщение и создание теорий.

Эффективность научного познания зависит от применяемых методов. Понятие «метод» означает путь, способ достижения цели. Метод познания – это совокупность приёмов и средств, используемых в изучении действительности. По широте применения методы бывают частнонаучные, общенаучные и всеобщие. Частнонаучные методы применяются в узкой области, в одной или нескольких науках (метод спектрального анализа). Общенаучные методы применяются в большинстве наук. Наблюдение – целенаправленное изучение внешних сторон и свойств объекта. Эксперимент – это метод изучения объектов в точно фиксированных условиях, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Сравнение – сопоставление предметов, выделение общих и различных признаков. Анализ – разделение объекта и изучение по частям. Синтез – соединение частей и изучение объекта как целого.

Всеобщим методом познания является философский, диалектический метод. Он используется не только в науке. Любой человек, стремящийся познать истину, должен помнить требования диалектики: объекты необходимо рассматривать во взаимосвязи, в движении и развитии. Необходимо видеть противоречия как источник развития, единство количественных и качественных изменений.

История науки представляет собой сложный и противоречивый процесс. Рост научного знания выглядит не как накопление, а как революционная смена фундаментальных представлений о мире. Периоды количественного накопления знаний сменяются периодами качественных скачков. Некоторое время наука развивается поступательно: новые знания присоединяются к старым, основные теории и принципы образуют научную картину мира, которая поддерживается большинством учёных. Но постепенно накапливаются факты, которые не укладываются в старую картину мира, и под их давлением она разрушается. Начинается научная революция, в результате которой формируется принципиально новое представление о мире. И на основе новой картины мира наука опять начинает развиваться поступательно. Некоторые старые теории могут войти в новую картину мира в качестве частных случаев.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

1. Философское понятие закона. Детерминизм и индетерминизм.

2. Закон единства и борьбы противоположностей.

3. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

4. Закон отрицания отрицания.

1. Философское понятие закона. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм – это учение о всеобщих закономерных взаимосвязях и взаимообусловленности предметов, процессов и явлений. Сторонники детерминизма считают, что мир упорядочен, что в нём всё взаимосвязано, и взаимосвязи носят закономерный характер. Сторонники противоположного учения – индетерминизма – считают, что мир представляет собой хаос, в нём преобладает случайность и может произойти что угодно. В основе современной науки лежит принцип детерминизма.

Виды связей: причинные (связь причины и следствия), структурные (связь между элементами системы), функциональные (связь между свойствами предмета, выражаемая функцией), целевые (телеономные) – это связи, при которых развитие системы подчинено определённой цели).

По характеру действия связи могут быть необходимые и случайные, существенные и несущественные, общие и единичные, временные и устойчивые и др. Среди всего многообразия связей есть такие, которые являются законами. Закон – это связь необходимая, существенная, общая, устойчивая.

Классификация законов:

1) По формам движения выделяются физические, химические, биологические, социальные законы. 2) По характеру действия разделяют законы динамические и вероятностные (статистические). Динамические законы описывают поведение отдельных объектов и устанавливают однозначную связь их состояний (законы динамики). Вероятностные (статистические) законы описывают поведение больших совокупностей, но в отношении отдельных объектов делают лишь вероятностные заключения. Таковы все законы микромира (закон Максвелла о распределении молекул по скоростям, соотношение неопределённостей Гейзенберга). 3) По широте действия законы бывают частные, общие и всеобщие. Частные законы действуют в узкой области (закон Ома). Общие законы действуют или во всей природе (закон сохранения энергии), или в обществе (социальные законы), или в мышлении (законы логики). Всеобщие законы действуют и природе, и в обществе и в мышлении.

Всеобщими являются три основных закона диалектики. Они не напрямую управляют объектами, как частные или общие законы. Они проявляются как общие черты множества частных связей и законов. Законы диалектики фиксируют общие черты в развитии любых объектов. Вместе они образуют общую теорию развития. Знание законов диалектики позволяет глубже понимать развитие объекта, чтобы управлять им.

2. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики, потому что раскрывает источник, движущую силу развития любой системы. Он отвечает на вопрос: почему происходит развитие?

Уже в древности люди заметили, что среди многообразных явлений выделяются такие, которые составляют пары, носят полярный характер, занимают предельные положения на некоторой шкале. Философы древности говорили о противоположности добра и зла, света и тьмы.

Противоположности – это стороны того или иного предмета, процесса или явления, которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга. Противоположными могут быть свойства предмета, процессы, протекающие в нём, силы, действующие на него. Противоположными являются арифметические действия. В физике противоположны электрические заряды, полюса магнитного поля, действие и противодействие, порядок и хаос; в химии – анализ и синтез, ассоциация и диссоциация; в биологии – наследственность и изменчивость, здоровье и болезнь.

Противоречие – это взаимодействие противоположностей, их единство и борьба. Они вытесняют, подавляют друг друга, но в тоже время не могут существовать друг без друга. Каждая из них является самой собой, относительно своей противоположности.

В мире существует множество различных противоположностей, но среди них выделяются такие, взаимодействие которых становится причиной изменения, развития системы. В любой развивающейся системе есть противоречия, т.е. единство и борьба противоположных свойств, сил, процессов. Противоречия могут привести к разрушению системы. Но если противоречия разрешаются, то это приводит к развитию системы. Отсутствие противоречий означает устойчивость, равновесное состояние системы. Таким образом, данный закон утверждает, что причиной, источником любого развития являются противоречия.

Примеры. Противоречие между действием гравитации и возрастанием внутреннего давления определяет эволюцию звёзд. Эволюция живой природы определяется противоречием между наследственностью и изменчивостью, движется внутривидовой и межвидовой борьбой. Противоречие между негативным влиянием среды и возможностями организма заставляет организм адаптироваться. Противоречие между социальными силами приводит к изменению общества. Конкуренция движет экономику и политику. Противостояние научных теорий заставляет их совершенствоваться, и в споре рождается истина. Противоречие между растущими потребностями и отстающими возможностями стимулирует развитие человека.

3. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений отвечает на вопрос: как происходит развитие? Знание этого закона позволяет раскрыть механизм развития, выделить его этапы.

Количество – это определённость предмета, которая характеризует степень развития или интенсивность его свойств (размеров, массы, температуры, скорости движения и др.), и которая выражается в величинах и числах.

Качество – это определённость предмета, которая характеризует его важнейшие признаки и отличает от предметов с другим качеством.

Свойство – это одно из проявлений качества предмета, которое обнаруживается во взаимодействии с другими предметами.

Мера – интервал количественных изменений, в рамках которого сохраняется данное качество.

Любой предмет испытывает постоянные количественные изменения, т.к. материя не существует без движения. Меняются его отдельные характеристики и состояние в целом. Но если эти изменения остаются в пределах меры, то предмет продолжает оставаться самим собой, в данном качестве. Со временем количественные изменения накапливаются, нарушают меру и приводят к качественным изменениям. Предмет переходит в новое качество, становится чем-то иным. Например, облако водорода в космосе сжимается, вспыхивает и становится звездой, семена прорастают и становится растениями, научные факты накапливаются и обобщаются в новую теорию.

Переход количественных и качественных изменений является взаимным, т.к. с рождением нового качества рождается и новая мера, т.е. открывается дорога новым количественным изменениям.

Переход к новому качеству называется скачком. Скачки могут быть как мгновенными, занимая доли секунды, так и длительными, продолжаясь миллионы лет. Наиболее крупные скачки в развитии нашего мира: рождение Вселенной в Большом взрыве, возникновение жизни на Земле, появление человека.

Применительно к общественному развитию употребляются понятия эволюция и революция. Эволюция, в данном случае, означает постепенные, количественные изменения в обществе, революция – коренные, качественные.

4. Закон отрицания отрицания Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос: в каком направлении происходит развитие? Знание этого закона позволяет определять траекторию развития.

В процессе развития утверждение нового всегда связано с отрицанием старого. В этом проявляется глубокая диалектика: утверждение производиться через отрицание. Каждый новый этап развития является отрицанием прежнего этапа. Но отрицания могут быть разными. С позиции метафизического мышления – отрицание – это всегда полное уничтожение старого. Такие метафизические отрицания существуют, но они являются моментами разрушения, а не развития.

Диалектическое отрицание – это отрицание старого, предшествующего в развитии, но с сохранением всего положительного, полезного для дальнейшего развития.

Одним актом отрицания не исчерпывается развитие объекта. В процессе развития могут возникнуть условия, когда первое отрицание само, в свою очередь, отрицается, и объект может вернуться к исходному состоянию. Но третья стадия повторяет первую только формально, а содержательно стоит выше её, т.к. является диалектическим синтезом двух предшествующих этапов (полная обратимость невозможна). В результате двойного отрицания развитие совершает цикл, в котором последний этап воспроизводит некоторые черты исходного этапа, но на более высоком уровне.

Цикл развития реальных объектов может состоять не из двух, а из большего числа этапов отрицаний.

Таким образом, закон отрицания отрицания описывает процессы, в которых повторяемость сочетается с поступательностью и направленностью, в которых развитие идёт не по кругу и не по прямой, а по спирали. Каждый виток спирали является повторением предыдущего, но на более высокой основе.

Закон отрицания отрицания является всеобщим, т.е. проявляется в развитии природы, общества, мышления. Но он более узок, чем другие законы диалектики, потому что проявляется не в любом развитии, а только в таком, в котором смена нескольких этапов обнаруживает повторяемость, цикличность.

В мире происходят различные циклические процессы. В реальных процессах абсолютная обратимость невозможна. Для этого потребовалась бы обратимость времени. Возможно лишь воспроизведение некоторых характеристик объекта. В неживой природе распространены колебания и волны, которые не являются примерами развития. Спиралеобразное развитие свойственно живой природе, обществу и человеческому сознанию. Циклически меняются этапы в развитии экономики, политические формы, эпохи в истории культуры, научные теории, этапы в жизни человека.

ПАРНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ

1. Общее понятие о категориях диалектики.

2. Основные парные категории диалектики: единичное и общее, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, содержание и форма, сущность и явление.

1. Общее понятие о категориях диалектики.

Каждая наука имеет свои понятия, имеет свои понятия и философия. Но в отличие от понятий всех других наук, философские понятия – это самые общие и всеобщие понятия. Их называют категориями. Например: бытие, материя, сознание, истина и др. Существуют парные категории. В философских категориях отражается объективно существующее, самое общее и всеобщее в предметах, процессах и явлениях. С этой стороны их изучает раздел философии – диалектика.

Философские категории являются также ступеньками в познании человеком мира и всеобщими методами познания, т.е. с помощью этих категорий мы познаём мир. В этом качестве философские категории изучает другой раздел философии – теория познания (гносеология).

Философские категории являются также формами человеческого мышления, т.е. с их помощью мы упорядочиваем, классифицируем изучаемый материал. Отделяем существенные признаки от несущественных, частные от общих, случайное от необходимого. В этом качестве философские категории изучает ещё один раздел философии – диалектическая логика.

2. Основные парные категории диалектики. Единичное и общее. Единичное – это предмет, во всей совокупности присущих ему признаков, свойств, черт, составляющих его количественную и качественную определённость, отличающих его от других предметов. Общее – это объективно существующая общность, а всеобщее – всеобщность конкретных предметов или их признаков, свойств, черт. Для связи единичного и общего используется категория особенное. Особенное для единичного выступает как общее, а для общего и всеобщего как единичное. (пшеница – единичное, злаковое – особенное, растение – общее или всеобщее).

Единичное, особенное, и общее существуют объективно, независимо от сознания людей. Каждый реальный предмет обладает единичными чертами, благодаря которым он становится неповторимым. Но, в тоже время, он обладает чертами, делающими его похожим на другие предметы. В некоторых предметах преобладает единичное, и они уникальны. В других предметах преобладает общее, и они являются типовыми, стандартными.

Единичное и общее взаимосвязаны и переходят друг в друга. Единичные признаки у растений и животных в процессе эволюции могут стать особенными, а в дальнейшем – общими. Возможен и обратный процесс. Эту диалектику необходимо учитывать при рассмотрении общественного развития. Надо диалектически сочетать общие законы развития общества и индивидуальные особенности той или иной страны.

Процесс познания может идти как от единичного к общему (абстрагирование), так и от общего к единичному (конкретизация). Важнейшей задачей науки является познание общего. Только так можно открыть законы природы и общества, потому что законы – это связи общие. Отличие философии от частных наук состоит в том, что она изучает наиболее общие принципы и законы, по которым устроен мир.

Причина и следствие. Существуют различные виды связей между предметами, процессами, явлениями. В основе всех видов связей лежит причинно-следственная связь. Причиной называют явление, которое при определённых условиях закономерно порождает другое явление, называемое следствием. Принцип причинности: любое явление имеет причину.

Признаки причинной связи: 1) Причинная связь – это связь порождающая. Причина порождает следствие, передавая ему материю, энергию, информацию; 2) временная асимметрия - причина необратимо предшествует следствию, и они не могут сосуществовать одновременно, иначе будут нарушены законы сохранения; 3) Закономерность - в одних и тех же условиях неизбежно наступают одни и те же причинные связи. Закон причинности: равные причины всегда порождают равные следствия; 4) пространственная и временная смежность - если причина и следствие разделены в пространстве и времени, то между ними всё равно должна быть цепочка, передающая материальное воздействие.

Причину нельзя путать с условиями и поводом. Условия – это совокупность факторов, влияющих на появление следствия, но непосредственно не порождающих его. Повод также не порождает следствие, но определяет момент его возникновения.

Причинные связи существуют объективно и порождаются материей, материальными взаимодействиями. Причина и следствие переходят друг в друга: следствие становится причиной новых изменений. Так рождаются причинные цепи. Человек должен раскрывать причины, через познание следствий, и предсказывать следствия, зная причины.

Необходимость и случайность. Необходимость – это событие, которое происходит неизбежно, т.к. вытекает из самой сущности материальных процессов. Случайным является событие, которое может произойти или не произойти, т.к. вытекает из внешних условий. Например, старение и смерть организма неизбежны, заложены в его природе. Но когда именно и как наступит смерть – это зависит от бесконечного множества внешних условий и может быть случайным.

Данные категории нельзя рассматривать абстрактно, в отрыве от конкретных условий, т.к. не существует абсолютной случайности или необходимости. Одно и тоже событие может в одних условиях быть случайным, а в других – необходимым. Чем больше учитывается условий, тем меньше остаётся случайностей. Но учесть все условия невозможно в принципе. Для этого пришлось бы полностью познать бесконечный, меняющийся мир. Всегда может повлиять неучтённый фактор и произойти случайное событие.

Необходимыми связями являются законы, но и они зависят от условий. В реальности условия могут измениться, могут повлиять неучтённые условия, и тогда закон не реализуется.

Необходимость и случайность объективны. Они зависят от условий, но не зависят от наших знаний об условиях. Т.е. объективно, независимо от наших знаний, в данных условиях какие-то события происходят неизбежно, а какие-то случайно.

Для описания степени случайности или необходимости события применяется категория «вероятность». Строго говоря, необходимостью является событие, вероятность которого в данных условиях равна 1. С уменьшением вероятности событие становится всё более случайным.

Необходимость и случайность взаимосвязаны, переходят друг в друга. Случайное на одном этапе развития может стать необходимым на следующем этапе, и наоборот. Например, случайные признаки, появившиеся у животных в результате мутации, могут закрепиться в эволюции и станут появляться с неизбежностью.

Случайность может выступать формой проявления необходимости, потому что необходимость реализуется через массу случайностей. Например, вероятностно-статистические законы описывают такие закономерные связи, которые реализуются посредством огромного числа событий, каждое из которых в отдельности является случайностью.

Важнейшей задачей человека является познание необходимости, только так можно открывать законы, ибо законы – это связи необходимые. Но в тоже время надо уметь предсказывать и случайности.

Возможность и действительность. Возможность – это то, что при наличии соответствующих условий может стать действительностью. Действительность – это реализованная возможность. Возможность и действительность объективны. Т.е. независимо от наших знаний в данных условиях могут быть возможны несколько событий. Какое из них реализуется – будет зависеть от дополнительных условий.

Возможность и действительность переходят друг в друга. Возможность становится действительностью, а новая действительность создаёт новые возможности.

Количественной мерой возможности является вероятность. Вероятность характеризует пределы, в которых существует возможность, по шкале от «0» до «1». «0» – точка превращения возможности в невозможность, «1» – неизбежное превращение возможности в действительность. Вероятность – это мера необходимого в возможном.

Виды возможностей: 1) Абстрактными называют возможности, для которых условия реализации могут сложиться в будущем. Конкретными называют возможности, для которых условия реализации уже сложились. 2) Реальными называют возможности с высокой вероятностью реализации. Формальными – возможности с низкой вероятностью.

Чем больше возможностей открывает человек, тем больший выбор получает и становится более свободным. Человек должен учитывать и реализовывать прежде всего реальные, конкретные возможности. Но в тоже время не упускать и более отдалённые, абстрактные и формальные возможности.

Содержание и форма. Каждый предмет имеет содержание и форму. Содержание – это совокупность всех элементов, процессов, признаков системы. А форма – это организация, упорядоченность содержания. Содержание не может существовать без какой-либо формы, как не может существовать и пустой формы без содержания. Форма подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Содержание книги – это мысли, которые в ней изложены, внутренняя форма – язык, стиль, сюжет, внешняя – это объём, структура, переплёт. Существует философский закон об определяющей роли содержания по отношению к форме и о соответствии формы содержанию. Содержание определяет форму - это значит, что главной причиной развития формы является развитие содержания. В тоже время форма оказывает обратное влияние на развитие содержания. Если форма соответствует содержанию, то объект успешно функционирует или развивается. Но содержание меняется постоянно, а форма более устойчива. Может наступить момент, когда устаревшая форма начинает тормозить развитие содержания.

Например, юридические нормы регулируют общественные отношения, упорядочивают их, т.е. являются их формой. Любой закон, как форма, должен соответствовать реальным условиям общественной жизни, которые постоянно меняются. Поэтому законы необходимо время от времени менять, приводя их в соответствие с изменившимися общественными отношениями. Формалистами называют людей, которые жертвуют содержанием ради сохранения формы.

Проблема соотношения формы и содержания остро стоит в искусстве. Эстетика – это прежде всего наука о красоте форм. Спор о жанрах и стилях в искусстве – это спор о наилучших формах для выражения определённого содержания. Например, одно и тоже литературное произведение в разных театрах может быть поставлено в совершенно разной форме. В кинематографе работа сценариста относится к определению содержания, а работа режиссёра, оператора, актёров – к выбору формы для данного содержания.

Сущность и явление. Каждый предмет имеет сущность. Если содержание – это совокупность всех признаков предмета, то сущность – это главные, внутренние, устойчивые признаки, которые характеризуют природу предмета. Явление – это форма обнаружения сущности. Например, сущность болезни – это основной процесс, её вызывающий, а явления – многообразные симптомы.

Сущность и явление взаимосвязаны. Любая сущность обнаруживает себя в каких-либо явлениях, а любое явление существенно, т.е. выступает проявлением какой-то сущности.

В разных условиях, взаимодействуя с разными объектами, одна и та же сущность обнаруживается в разных явлениях. Например, электрический ток, сущностью которого является упорядоченное движение электрически заряженных частиц, в разных условиях обнаруживает себя в различных явлениях – в тепловых, магнитных, химических.

Задача человека – познание сущности предметов, процессов и явлений. Познание сущности ведёт к познанию законов, т.к. закон – это связь существенная. Знать сущность необходимо, чтобы эффективно управлять объектами. Бесполезно лечить симптомы болезни, если неизвестна её сущность. Но сущность всегда скрыта, а явления могут вводить в заблуждение. Например, головная боль может быть проявлением разных болезней, и диагноз может оказаться неправильным. Сущность может иметь несколько уровней. Процесс познания идёт от описания поверхностных явлений к познанию всё более глубоких сущностей.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА

1. Предмет социальной философии.

2. Основные подходы к изучению общества.

3. Сущность материалистического понимания истории.

1. Предмет социальной философии. Общество является объектом изучения многих наук. Но у каждой из них свой предмет, т.е. свой, определённый аспект изучения общества, направленность на решение определённых проблем.

Философия изучает всё существующее, не может она обойти и такую важную часть материального мира, как общество. В рамках единого философского знания этим занимается социальная философия. Отличия социальной философии от других общественных наук: 1) она изучает не отдельные стороны жизни, а общество в целом, раскрывает взаимосвязи между всеми сферами жизни общества – материальной, социальной, политической, духовной. 2) Она изучает не единичные факты, а наиболее общие закономерности. Например, в отличие от истории социальная философия не изучает единичные события из жизни отдельных народов. Она отражает общий ход истории, раскрывает движущие силы и общие закономерности истории. Социальная философия является высшим уровнем обобщения всех обществоведческих знаний.

Материалистическая (марксистская) социальная философия конкретизирует принципы, законы и категории общефилософского материализма применительно к обществу. Например, основной вопрос философии о соотношении материи и сознания в социальной философии марксизма конкретизируется в вопросе о соотношении общественного бытия и общественного сознания. Общефилософский принцип развития конкретизируется в принципе общественного прогресса. Закон единства и борьбы противоположностей конкретизируется в противоречиях между производительными силами и производственными отношениями, экономическим базисом и надстройкой.

Т.о. предмет социальной философии – это изучение соотношения общественного бытия и общественного сознания, раскрытие наиболее общих законов и движущих сил развития общества.

2. Основные подходы к изучению общества. Существуют различные подходы к изучению общества: идеалистический, натуралистический, вульгарно-экономический, техницистский, диалектико-материалистический. Эти подходы различаются пониманием того, что является основой и главной причиной развития общества. Т.е. они по-разному отвечают на основной вопрос философии применительно к обществу.

Идеалистический подход. Сторонники этого подхода считают основой и главной причиной развития общества какие-либо нематериальные факторы. Представители объективного идеализма считают, что история управляется нематериальной силой, действующей независимо от людей. У Гегеля – это Абсолютная Идея, у Шопенгауэра – мировая воля. Разновидностью объективного идеализма является религиозный подход, который существует в двух вариантах: 1)представители деизма считают, что бог создал мир, но в дальнейшем не вмешивается в его развитие, 2)представители теизма считают, что бог не только создал мир, но и постоянно управляет им, и всё в истории происходит по воле бога. Сторонники субъективного идеализма считают, что основой и главной причиной развития общества являются духовные факторы в деятельности людей: человеческое сознание, чувства, воля великих исторических личностей, различные идеи (политические, научные и т.д.) (Фрейд, Тард, Лавров, Михайловский).

Натуралистический подход. Его сущность состоит в том, что главным фактором развития общества называется природа. Основные варианты этого подхода: 1) Механический подход. Общество понимается как большой механизм, функционирующий по законам механики (фр. Просветители). 2)биологический – общество понимается как организм, и социальные процессы объясняются биологическими законами (Спенсер). Социал-дарвинизм: социальные противоречия объясняются борьбой за существование, а исторический прогресс – естественным отбором (Гумплович, Смолл). 3) Географический подход. Главным фактором развития общества признаётся географическая среда (Монтескье, Мечников).

Вульгарно-экономический подход. Его представители преувеличивают роль экономики в развитии общества, напрямую выводят из экономики все остальные социальные явления, недооценивают относительную самостоятельность и активность внеэкономических факторов (легальные марксисты – Струве, Туган-Барановский).

Техницистский подход. Его сущность в том, что главным фактором развития общества считается технический прогресс (Арон, Ростоу).

3. Сущность материалистического понимания истории. Формационный и цивилизационный подходы. Сущность диалектико-материалистического понимания истории состоит в том, что основой и главной причиной развития общества признается развитие материального производства. Этот подход был разработан Марксом и Энгельсом, а позднее дополнен Лениным. В сер. XIX в. рост мировой экономики и формирование мирового рынка помогли осознать определяющую роль материального производства в развитии общества.

Человек, как и любое живое существо, испытывает множество потребностей, т.е. для поддержания жизни ему необходимы конкретные внешние условия. Такими условиями для животного являются, например, наличие корма, благоприятный климат. В ходе эволюции человека его потребности становятся больше и разнообразнее. Потребность во власти удовлетворяется в политической деятельности, потребность в знаниях – в научной, потребность в красоте – в искусстве. Но несмотря на то, что человек возвысился над природой, он остаётся частью материального мира. Поэтому удовлетворение материальных потребностей является для него главным условием существования. И поэтому из всех видов деятельности определяющим является материальное производство.

В споре с идеализмом, Маркс и Энгельс подчёркнули очевидный факт: прежде чем заниматься политикой, наукой или искусством, людям необходимо питаться, шить одежду, строить жильё. Социальные отношения, политические процессы, духовные явления - основой всего этого является материальная жизнь, если не прямо, то косвенно и опосредованно. Совокупность экономических, производственных отношений - это базис общества. Надстройка - это совокупность различных идей: политических, правовых, философских, религиозных, художественных, а также соответствующих организаций и отношений. Базис определяет надстройку.

Развитие материального производства и история общества в целом подчиняются определённым законам. Поэтому история это не хаос событий, а направленный и закономерный процесс, в котором сменяют друг друга различные способы материального производства, в котором человечество последовательно проходит различные этапы - общественно-экономические формации. Общественно-экономическая формация – это общество, на определённой ступени его исторического развития, которое характеризуется соответствующим ему способом производства, экономическим базисом и надстройкой.

Источником развития выступают многочисленные противоречия, главное среди которых – противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Эти противоречия с необходимостью приводят к социальным революциям. А главной движущей силой развития выступают народные массы. Роль личности в истории велика, но не абсолютна. Заслуга великих исторических личностей состоит не в том, что они поворачивают историю в любом направлении, в каком им захочется. Их величие в том, что они сумели понять, или почувствовать запросы истории и реализовать их, организуя народные массы.

Формационный подход предполагает, что разные народы проходят сходные этапы развития. Противоположный подход – цивилизационный – утверждает, что история – это смена цивилизаций, каждая из которых уникальна. Его создатели – А. Тойнби и Н.Я. Данилевский – автор теории культурно-исторических типов («Россия и Европа»).

МАТЕРИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА.

1. Единство и различие природы и общества.

2. Роль географической среды и народонаселения в развитии общества.

3. Понятие материальной жизни общества. Способ производства и его структура.

1. Единство и различие природы и общества.

Под природой в самом широком смысле слова понимается вся материя, космос, вселенная. В более узком смысле – это часть материи, за исключением общества, всё то, что является объектом изучения естественных наук. В ещё более узком смысле под природой понимается географическая среда – та часть материи, которая непосредственно необходима для жизни общества, которая является средой обитания человека. Понятие природа используется и для характеристики сущности тех или иных явлений.

Под обществом понимаются люди и те взаимоотношения, которые существуют между ними. При этом используются понятия общество в целом, общество вообще и конкретные проявления общества в целом. Под обществом в целом понимаются все когда-либо существовавшие общества, существующие сейчас и которые будут существовать. Конкретными проявлениями общества в целом являются общественно-экономические формации, исторические цивилизации, конкретные государства с живущими в них народами. В марксизме под обществом понимается совокупность общественных отношений – экономических, социальных, политических и духовных – где определяющими выступают общественные отношения.

Природа и общество взаимосвязаны, между ними существуют единство и различия. Единство проявляется в следующем: 1) Общество есть продукт саморазвития природы, 2) общество является частью природы в широком смысле, и как часть оно подчиняется целому, подчиняется законам природы, 3) любые изменения в природе оказывают влияние на развитие общества, в свою очередь общество оказывает влияние на природу. Нормальным состоянием во взаимоотношениях природы и общества является равновесие, ещё лучше – гармония. Сейчас нарастает экологический кризис, общество своей деятельностью нарушает баланс отношений.

Различие природы и общества проявляется в следующем: общество, будучи часть природы, в тоже время является специфической его частью, качественно отличной от остальной природы. Общество характеризуется социальной формой движения материи, которая качественно отличается от механического, физического, химического, биологического движения. В обществе действуют люди, способные трудиться, обладающие сознанием и речью. Эти три главные качества – труд, сознание, речь – выделяют человека из мира животных и составляют качественную специфику общества. Законы природы действуют в обществе, но они действуют в снятом виде. Само общество развивается не по законам природы, а по своим собственным (социологические законы, социально-экономические, социально-политические, социально-психологические и др.). Если законы природы складываются из действия слепых сил, то законы общества складываются из действия людей, обладающих сознанием и волей. И хотя люди не могут отменить собственных законов, как и законов природы, но они могут на них активно влиять (ускорить или затормозить действие закона, усилить или ослабить его). Законы общества – это законы деятельности людей и результаты их деятельности. Специфика общественных законов, их отличие от законов природы состоит в том, что по времени действия они значительно более кратковременны. С заменой одного общества на другое не редко отмирают те или иные законы и возникают новые.

2. Роль географической среды и народонаселения в развитии общества.

Важную роль в развитии общества играют географическая среда и народонаселение. Географическая среда – это среда обитания человека, это та часть природы, которая непосредственно необходима для жизни общества, которая вовлечена в производственный процесс. Географическая среда может быть благоприятной и неблагоприятной. Благоприятную среду составляют плодородные почвы, богатый животный и растительный мир, запасы чистой пресной воды, умеренный климат, наличие разнообразных полезных ископаемых. Благоприятная географическая среда создаёт объективную возможность ускоренного развития общества. Но эта возможность ещё должна быть использована. Географическая среда не является определяющим фактором, как это считают представители географического направления в социологии (Монтескье, Бокль, Лев Мечников). Такой подход используется геополитиками (Ратцель). Геополитика – политическое направление, представители которого считают главной причиной развития общества борьбу за жизненное пространство. Некоторые из них утверждали, что страна, имеющая неблагоприятную географическую среду имеет право вести войны за захват территорий с более благоприятной средой.

На ряду с географической средой важное влияние на развитие общества оказывает народонаселение, особенно численность трудоспособной его части, трудовых ресурсов. Народонаселение является предпосылкой развития общества и субъектом его развития. При прочих равных условиях та страна, которая имеет большую численность трудовых ресурсов также имеет объективные возможности для более быстрого развития. Английский экономист Мальтус вывел закон роста народонаселения, согласно которому население увеличивается в геометрической прогрессии, а средства его существования в арифметической. Он сделал вывод, что быстрый рост народонаселения – это главная причина его обнищания. Этот вывод используется некоторыми последователями Мальтуса – неомальтузианцами - для оправдания войн, как средства сокращения лишнего населения. Наука доказала, что наша планета даже при современном уровне развития производства может прокормить гораздо большее число людей, чем живёт сейчас. Проблема состоит лишь в соответствующем распределении средств для жизни. Однако это не означает, что не надо регулировать численность населения. Это делать необходимо, но с помощью гуманных методов. Определяющим фактором развития общества является развитие материального производства. Само использование географической среды и трудоспособного населения существенно зависит от достигнутого уровня материального производства, формы производственных отношений, политического устройства общества.

3. Понятие материальной жизни общества. Способ производства и его структура. В жизни общества можно выделить четыре основных сферы: материальная (или экономическая), социальная, политическая и духовная. Определяющая роль принадлежит материальной сфере, развитие которой является главной причиной развития всех остальных сфер общественной жизни. В тоже время, влияние материальной жизни проявляется опосредованно, в конечном счёте, в виде тенденции. В свою очередь, социальная, политическая и духовная жизнь общества оказывают обратное влияние на материальную жизнь.

Основой материальной сферы жизни общества является материальное производство – это процесс непосредственного производства, а также распределения, обмена и потребления материальных благ. Материальную жизнь общества составляют материальные производительные силы и материальные производственные отношения.

Основной категорией, которая характеризует материальную жизнь общества, является способ производства. Способ производства – это единство и взаимодействие производительных сил, характеризующих отношение человека к природе, и производственных отношений, складывающихся между людьми по поводу производства. Способ производства – это экономический каркас общества. Маркс писал: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Так проявляется общий закон об определяющей роли материального производства в развитии общества.

На каждом этапе истории определённый способ производства лежит в основе определённой общественно-экономической формации. Маркс выделил в истории четыре последовательно сменявших друг друга способа производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический.

Материальные производительные силы – это система личных и вещественных факторов, задействованных в производстве и характеризующих отношение людей к природе. Главной производительной силой общества являются сами люди, участвующие в производстве, обладающие необходимыми знаниями, умениями и навыками.

Для того чтобы производить материальные блага, людям необходимы средства производства – это второй элемент производительных сил, который включает в себя средства труда и предмет труда. Средства труда – всё то, что человек помещает между собой и природой для воздействия на неё. Главный элемент средств труда – орудия труда. Кроме них необходимыми средствами труда являются транспорт, связь, недвижимость и др. Прогресс человечества наиболее ярко заметен именно в развитии средств труда, техники, технологий. Развитие техники – основной критерий прогресса в обществе.

Предмет труда – всё то, на что направлен труд человека (сырьё, полуфабрикаты). Это материал, который люди берут из природы, чтобы создавать материальные ценности. С ростом производства человек всё более втягивает природу в свою деятельность. В разное время предметом труда становились древесина, земля, водные ресурсы, всё новые и новые виды полезных ископаемых.

Особую роль в системе производительных сил выполняет наука. Ускоренное развитие научной и технической мысли во второй половине 20 века получило название НТР. Влияние науки на процесс производства настолько выросло, что она превратилась в непосредственную производительную силу общества.

Второй стороной способа производства являются производственные отношения – это экономические отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Они возникают объективно, независимо от человеческой воли и составляют экономический базис общества, над которым возвышается общественная надстройка.

Классификация производственных отношений: 1) По типу производственные отношения разделяются в соответствие с общественно-экономическими формациями – первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические, коммунистические. Существуют также переходные производственные отношения. 2) По форме отношения разделяются в соответствие с формой собственности на средства производства (крайние варианты - частная и общественная собственность).

Производительные силы являются содержанием способа производства, а производственные отношения – его формой. Философский закон утверждает определяющую роль содержания по отношению к форме и соответствие формы содержанию. Этот закон конкретизируется применительно к обществу как закон определяющей роли производительных сил по отношению к производственным отношениям. Таким образом, развитие производительных сил является главной причиной развития производственных отношений (главной, но не единственной). В свою очередь, производственные отношения (далее – ПО) оказывают обратное влияние на развитие производительных сил (далее – ПС): 1) если ПО соответствуют уровню ПС, то они стимулируют развитие производства и общества в целом, 2) если ПО отстают или опережают уровень ПС, то они тормозят развитие.

Между ПС и ПО всегда существует диалектическое противоречие. Производительные силы развиваются постоянно, прогрессирует научная и техническая мысль, растёт производительность труда. Но производственные отношения более устойчивы, т.к. связаны с вопросами собственности. Наступает момент, когда они начинают отставать от уровня развития производительных сил. Развитие останавливается, обостряются противоречия, нарастает кризис, усиливается классовая борьба. Наступает эпоха социальной революции – коренной ломки устаревших производственных отношений, а вместе с ними и всех остальных общественных отношений, и замена их новыми – более прогрессивными. При этом старый способ производства сменяется новым, а, следовательно, сменяется и вся общественно-экономическая формация.

СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.

1. Этническая структура общества.

2. Классовая структура общества.

1. Этническая структура общества. Социальная сфера – это область общественной жизни, содержанием которой является деятельность и отношения различных социальных групп, общностей, объединений, взаимосвязи между которыми образуют социальную структуру общества. В неё входят: племена, народности, нации, социальные страты, классы, половозрастные общности, профессиональные группы.

Важной частью социальной структуры является этническая структура общества. Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая общность людей, с единой культурой, самосознанием, языком общения. На этапе формирования этноса главную роль играет наличие общей территории. В дальнейшем общая территория может быть утрачена, но этнос сохраняется благодаря другим признакам, например, благодаря сохранению самосознания. Этническое самосознание включает в себя чувство национального достоинства, уважение к истории, к традициям и культуре, к языку своего народа.

Выделяют три основных исторических типа этносов: племя, народность и нация. Древнейшими общностями являются род и племя. Они присутствуют уже в первобытном обществе. Род – объединение кровных родственников, имеющих общего предка и одно родовое имя. Племя – союз родов.

Народность – это тип этноса, который возникает из объединения родственных племён, и в основе которого лежат территориальные связи. Народности возникали в рабовладельческом и феодальном обществе.

Нация – это тип этноса, который может объединять представителей разных народностей, рас, и в котором решающую роль играет система экономических связей. Например, российская нация объединяет множество народностей, а американская нация объединила даже представителей всех основных рас.

Нация – это самый поздний тип этноса, возникающий в эпоху капитализма. Условием для возникновения нации является формирование единой национальной экономики. Различные народности, сосуществуя долгое время в границах одного государства, формируют единое языковое пространство, приобретают общую культуру. Но это единство достигает высшей степени только тогда, когда между ними формируются устойчивые хозяйственные связи, под влиянием экономической интеграции.

Межэтнические отношения могут принимать различные формы – от дружественных до враждебных и агрессивных. В стабильном обществе национальные отношения не являются основными, отходят на второй план. Но в условиях экономического кризиса, когда обостряются все виды противоречий, национальные отношения могут выйти на первый план. Национальные конфликты, как правило, выступают проявлением более глубоких социально-экономических противоречий. Часто они являются только предлогом для предъявления экономических требований (претензий на землю, ресурсы, финансовую независимость).

В тоже время, национальные противоречия труднее разрешать, чем чисто экономические. Это вызвано влиянием эмоционально-психологических факторов. Национальное самосознание формируется по принципу «мы» и «они» и очень болезненно реагирует на обиды, нанесённые другим народом. Историческая память сохраняет обиды, передавая из поколения в поколение образ врага. Даже если устранены экономические корни конфликта, взаимная вражда ещё долгое время может сохраняться.

2. Классовая структура общества. Важнейшее место в социальной жизни общества занимает классовая структура. Понятие классов появилось в учениях экономистов и историков 18-19 веков. Учение о классах было положено в основу марксистской социальной философии.

Сами классы существовали не всегда. В первобытном обществе их не было. Общество производило столько продукта, сколько потребляло. Но по мере развития общество стало производить больше продукта. Излишки ценностей стали постепенно концентрироваться в руках отдельных людей. Так сформировалась частная собственность на средства производства, а общество разделилось на противоположные классы: богатых и бедных, рабовладельцев и рабов, феодалов и зависимых крестьян. Основная причина возникновения классов – это развитие материального производства. Существовала и друга причина – это войны, в результате которых побеждённые обращались в рабство.

Развёрнутое определение классов ввёл Ленин: «Классами называют большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». В этом определении выделяются четыре признака, характеризующие классы:

1) Классы разделяются по их месту в системе общественного производства. Это значит, что одни классы занимают господствующее положение, другие – угнетённое.

2) По отношению к средствам производства: одни владеют средствами производства (заводы, земля), а другие лишены их.

3) По роли в общественной организации труда: одни классы выступают как организаторы производства, а другие как исполнители.

4) По размерам дохода, который они получают в результате производства.

Основной признак, различающий классы, это собственность на средства производства. Отсюда – противоречие интересов классов: стремление одного класса увеличить свою прибыль за счёт уменьшения издержек ведёт к ухудшению материального положения другого класса. Данное противоречие ведёт к классовой борьбе, которую Маркс считал движущей силой развития антагонистических формаций. Он писал: «Насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым».

Классовая борьба происходит в трёх основных формах – экономической, идеологической и политической. Высшим проявлением классовой борьбы выступают социальные революции. Основной вопрос революции – это завоевание политической власти. Объективной основой социальной революции является конфликт между производительными силами и производственными отношениями.

Классы подразделяются на основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические, прогрессивные и реакционные. Основные классы – это те, существование которых вытекает из господствующего способа производства, а неосновные – это те которые остались от старого способа производства, или же предполагают зарождение нового способа производства. Например в феодальном обществе: основные классы – феодалы и зависимые крестьяне, неосновные – рабы и рабовладельцы, буржуазия и рабочие. Антагонистические классы – это те, интересы которых непримеримы и противоречие между которыми разрешается в социальной революции. Неантагонистические классы – это те, у которых главные интересы совпадают, а второстепенные различаются. Прогрессивные классы – те, деятельность которых способствует историческому прогрессу (например буржуазия в период борьбы против феодальных отношений). Реакционные классы – те, деятельность которых тормозит исторический прогресс. Классы могут иметь свои политические партии. Политические партии – это организационно и идейно оформленные группы людей, которые сознательно защищают интересы своего класса, или части класса.

История показывает, что классы не всегда находятся в состоянии прямого столкновения. В настоящее время состояние относительного сотрудничества стало результатом всей предшествующей борьбы классов. Владельцы средств производства пошли на уступки. В 20 веке в наиболее развитых странах формируется система социальных законов, защищающих права работников, усиливаются позиции профсоюзов. Тем не менее, даже в развитых странах классовые отношения время от времени обостряются, конфликты работников и работодателей приводят к различным акциям протеста. И даже в рамках развитой демократии различные классы имеют неравные возможности в доступе к политической власти.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.

1. Понятие политической жизни общества.

2. Происхождение и сущность государства.

3. Функции государства. Государство и гражданское общество.

1. Понятие политической жизни общества. Политика – это сфера общественных отношений, складывающихся по поводу власти. Политическая сфера включает в себя деятельность государственных органов, политических организаций, объединений, партий, военных союзов.

Власть – это способность, право и возможность субъекта распоряжаться объектом, принуждать к исполнению своей воли. Власть является необходимым условием существования такой сложной системы как общество, условием преобладания порядка над хаосом. Поэтому не может быть общества без власти. Среди животных существуют инстинктивные механизмы регуляции отношений. На этой биологической основе у предков человека формировался институт власти.

На протяжении истории политическая жизнь общества усложнялась. Сформировалась политическая система, которая включает в себя: 1) политические институты и организации (государство, партии); 2) политические нормы (конституции, законы и др.); 3) политическое сознание (идеи, теории, принципы); 4) политические отношения.

2. Происхождение и сущность государства. Ядром политической системы общества является государство. Государство – это центральный институт политической власти, регулирующий общественные отношения. С позиции религиозных теорий государство – это творение бога. С позиции объективного идеализма Гегеля государство – это продукт развития Абсолютной идеи. Патриархальная теория рассматривают государство как семью, а государственную власть как опекунскую власть родителей над детьми. Теория общественного договора считает государство результатом соглашения, которое заключается между правителями и подданными с целью упорядочения общественной жизни. Субъективно-идеалистические теории выводят возникновение государства из идей великих личностей.

Согласно марксистской теории государство возникает как орудие, с помощью которого экономически господствующий класс закрепляет своё политическое господство. Маркс считал сущностью любого эксплуататорского государства то, что оно является инструментом насилия.

Признаки государства:

1. Власть, обособленная от общества и организованная в виде разветвленного государственного аппарата.

2. Территория с установленной государственной границей.

3. Суверенитет, т.е. полнота верховной власти на собственной территории.

4. Система права.

5. Система налогообложения.

6. Монопольное право на применение физического принуждения.

Классификация государств. 1) Типы государств характеризуются способом производства. Выделяют следующие типы государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. 2) Формы государства подразделяются на формы правления и формы территориально-государственного устройства. Форма правления – это внешнее выражение сущности государства, обусловленное его структурой и правовым положением органов власти. Выделяют две основных формы правления – монархия (наследуемая власть одного человека) и республика (власть выборная). Монархия может быть абсолютной и ограниченной (конституционной). Республики могут быть аристократическими (власть меньшинства) и демократическими (власть народа), а также президентскими, парламентскими и смешанными.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1027 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.039 с)...