Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия, её предмет и роль в обществе



ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

1. Философия как мировоззрение, основной вопрос философии.

2. Диалектика и метафизика – два противоположных метода философии.

3. Предмет философии. Её основные функции.

1.Философия как мировоззрение, основной вопрос философии. Мировоззрение – это взгляды людей на мир, на природу и общество и на место человека в мире. Мировоззрение может быть научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, религиозным и атеистическим. Мировоззрение формируется всем комплексом наук, однако теоретической основой любого мировоззрения является философия. Философия отвечает на самые глобальные вопросы: Что из себя представляет мир? По каким наиболее общим законам он развивается? Каково место человека в мире? Познаваем ли мир?

Основной вопрос философии – это вопрос о соотношении материи и сознания, материального и духовного. В решении основного вопроса все философы разделились на два основных направления – на материалистов и идеалистов. Материалисты считают первичным материю, природу, физическое, а сознание – вторичным и производным. Идеалисты считают, что первично сознание, дух, психическое, а материя производна. Все идеалисты разделяются на две основные группы: 1) Объективные идеалисты считают первичным какое-либо духовное начало, находящееся вне человека (вне субъекта) (Платон, Гегель). Разновидностью объективного идеализма является религия, которая утверждает, что мир создан Богом. Представители теизма считают, что бог создал мир и постоянно управляет им. Представители деизма считают, что бог создал мир, но дальше не вмешивается в него. Общество и природа развиваются по своим законам. 2) Субъективные идеалисты – первичным считают сознание субъекта, человека, а материю вторичной (Юм, Кант, Мах, Авенариус).

Основной вопрос философии имеет вторую сторону: познаваем ли мир? Одни считают, что мир познаваем – это большинство материалистов и многие идеалисты. Но есть философы, считающие, что мир непознаваем – это субъективные идеалисты (Юм, Мах, Авенариус), некоторые стихийные материалисты, естествоиспытатели. Философы, отрицающие познаваемость мира получили название агностики. Агностицизм – направление, отрицающее познаваемость мира. Агностицизм опровергается общественно-исторической практикой. В процессе практики непознанные вещи познаются.

Кроме материализма и идеализма существует ещё дуализм. Дуалисты (Декарт, Кант) считают, что материя и сознание существуют независимо друг от друга, материя порождает материальные вещи, а сознание – духовные. Но в конце концов дуалисты переходя на позиции материализма или идеализма.

2. Диалектика и метафизика – два противоположных метода философии и науки. Диалектика и метафизика – это два противоположных метода философии и науки. Понятие диалектика ещё в Древней Греции означало искусство ведения спора, дискуссии. В дальнейшем под диалектикой понимается учение о всеобщем и полном, свободном от ограничений движении, изменении, развитии. Понятие метафизика впервые встречается в работах Аристотеля. Оно означало часть его книги, которая располагалась за физикой, и в которой рассматривались более общие вопросы. В дальнейшем под метафизикой стал пониматься метод исследования, в котором объекты рассматриваются вне взаимосвязи друг с другом и вне развития. Этот метод получил наибольшее распространение в период, когда естествознание собирало факты о явлениях природы, рассматривало их как изолированные и неизменные. Но когда фактов накопилось много, необходимо было перейти к установлению взаимосвязей между ними, к созданию целостных теорий. На этом этапе метафизический метод оказался несостоятельным, и на смену ему приходит диалектика.

Противоположность метафизики и диалектики:

Метафизика:

1) Метафизика рассматривает объекты вне взаимосвязи и вне взаимовлияния друг на друга. 2) Объекты рассматриваются как неизменные, вечные, вне развития. Если и признаются изменения, то только как постепенные, количественные, отрицаются коренные качественные изменения. 3) Не раскрываются внутренние источники любого движения, изменения, развития.

Диалектика:

1) Предметы, явления рассматриваются во взаимосвязи и взаимовлиянии друг на друга, 2) В движении, изменении, развитии, в единстве количественных и качественных изменений, 3) Раскрывается внутренняя причина любого движения, изменения, развития. Такой причиной является внутреннее противоречие.

3. Предмет философии. Её основные функции. Понятие философия имеет древнегреческое происхождение и образуется сочетанием двух слов – «филио» – «люблю» и «софия» – «мудрость». В Древнем мире философия включала в себя всё научное знание о мире. Но постепенно, по мере развития общества, из философии выходят отдельные части и превращаются в самостоятельные науки (геометрия, медицина, биология, химия, физика, астрономия, общественные науки). Этот процесс продолжается и в настоящее время. В первой половине 19 века возникло резкое противоречие между философией и частными науками. Философия претендовала на истину в последней инстанции, в том числе по любому частному вопросу, и нередко навязывала естествознанию абстрактные схемы развития. А конкретные научные знания о природе добывали частные науки. На основе этого возник конфликт. Появилось такое учение как позитивизм, представители которого считали, что наука сама по себе философия, и не нуждается ни в какой другой, стоящей над ней философии. Этот конфликт в определённой степени был снят появлением марксизма. Маркс и Энгельс показали, что философия имеет свой собственный предмет исследования, что она не подменяет собой частные науки и не должна решать их проблемы.

Предмет философии, т.е. то что она изучает – это соотношение материи и сознания, в том числе общественного бытия и общественного сознания, наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Философия изучает и самого человека, наиболее общие вопросы его существования: что представляет собой человек, каково его место в мире, в природе и обществе, может ли человек познать мир.

Функции философии:

1. Мировоззренческая – философия даёт цельное представление о мире, является основой любого мировоззрения.

2. Методологическая – все законы и категории философии являются всеобщими методами познания действительности.

3. Практическая – философия – это духовное орудие в изменении, преобразовании мира

4. Аксиологическая – философия разрабатывает общую теорию ценностей, отражает дух той или иной эпохи.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

1. Специфика религиозно-мифологического сознания, как предшествующего философскому.

2. Возникновение философии: основные этапы её развития и основные представители.

3. Основные этапы развития древнегреческой философии и её представители: 1)ранний период (философия материализма, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, идеализм Пифагора). 2)классический период (Гераклит, Демокрит, Платон) 3) завершающий этап древнегреческой философии (Аристотель, Эпикур).

1. Специфика религиозно-мифологического сознания, как предшествующего философскому.

До возникновения философии на протяжении тысяч лет существовало религиозно-мифологическое сознание. Понятие миф многозначно: 1) это определённый уровень сознания всего общества, предшествующий философскому, 2) это совокупность идей, противоположных науке.

Религиозно-мифологическое сознание отличается от философского и научного:

1) в религиозно-мифологическом сознании нет различия объекта и субъекта, природы и человека. Ему свойственен антропоморфизм, т.е. перенос на природу человеческих свойств и зооморфизм – перенос на общество свойств и черт животного мира.

2) В религиозно-мифологическом сознании отсутствует понятие причинности, закономерности, стирается грань между возможным и невозможным (возможно общение с умершими, воскрешение людей, превращение людей в животных)

3) В религиозно-мифологическом сознании преобладает чувственно-образное отражение мира, тогда как в философии и в науке мир отражается в понятиях, законах, категориях.

Из всей античной философии греческая философия была первой и наиболее развитой формой перехода от религиозно-мифологического сознания к теоретическому. Второе крупное достижение древнегреческой философии состояло в разработке диалектики, как объективной (мира), так и субъективной (сознания). Древнегреческие философы обратили внимание на противоположности, которые свойственны не только природе, но и общественной жизни.

2. Возникновение философии: основные этапы её развития и основные представители.

Философия возникает в 6 веке до н.э., почти одновременно в странах Запада и Востока (Индия, Китай, Египет). Но свою классическую форму она приобрела в Древней Греции. Впервые понятие философия встречается у Пифагора, а в качестве особой науки её выделил Платон. Философия возникает как наука, объединяющая всю совокупность знаний о мире. Философия возникает в период перехода от раннего к зрелому рабовладельческому строю. Происходит разделение труда, отделение ремесла от земледелия, зарождаются товарно-денежные отношения, утверждается частная собственность, которая разлагает общину. Формируется государственно-правовая система, которая регулирует новые общественные отношения и регламентирует деятельность возникшего рабовладельческого общества. И по аналогии подчинения общества юридическому законодательству в культуре Древней Греции, Индии, Китая возникает идея подчинённости всего бытия некоему надприродному закону (Логосу, Дхарме, Дао).

В этот период начинают интенсивно накапливаться научные знания, которые разрушают старые представления о мире, о человеке. И только в такой новой обстановке возникает потребность в антимифологическом сознании. В ответ на эту потребность зарождается философия. Сознание ранних философов ещё сохраняет элементы религиозно-мифологических представлений. Но в тоже время формируются черты, которые отличают возникающую философию от религиозно-мифологического сознания. Философы уже учат не о рождении бессмертных богов, а о происхождении всех вещей вообще. Они предполагают возможность взаимопревращения первоначал и вещей друг в друга. Философы ставят вопрос об устройстве мира, о том, что лежит в его основе – материальное или идеальное первоначало. Т.е. постепенно формируются два основных направления в философии – материализм и идеализм. В древней Индии, например, на позиции материализма стояли философские школы – Чарвака, Вайшешика, Ньяя. А на позиции идеализма – Веданта, Миманса. В древнем Китае шла борьба между материалистической философией Лао-Цзы и идеалистической философией Конфуция. Но в классическом виде борьба материализма и идеализма складывается в древней Греции, как борьба двух линий: материалистической линии Демокрита и его сторонников, и идеалистической линии Платона и его сторонников.

В развитии философии можно выделить следующие основные этапы: 1) философия рабовладельческого общества (с 6 в. до н.э. – по 5 в. н.э.), 2) философия феодального общества (6 – 15-16 вв), 3) философия буржуазного общества (17- сер.19 в.), 4) философия со второй половины 19в., в том числе и марксистская философия, и до настоящего времени.

3. Основные этапы развития древнегреческой философии и её представители.

Древнегреческая философия в своём развитии прошла три этапа.

Ранний период. Первые философы древней Греции были материалистами. Они сводили материю или к какому-то определённому её состоянию, свойству (Фалес – к воде, Анаксимен – к воздуху), или к неопределённому первоначалу, которое Анаксимандр назвал Апейроном. Всё это были наивные представления о материи, но в основе своей верные, т.к. первоосновой считали нечто материальное. Вода для Фалеса, как основа мира, это текучее, аморфное состояние материи. Фалес ставил вопрос о противоположности жизни и смерти. Анаксимандр под апейроном понимает материальное образование, которое включает в себя тёплое и холодное, сухое и влажное и представляет совокупность различных элементов и свойств. Положительной стороной древнегреческих философов материалистов было то, что их учения включают элементы диалектики, понятия противоположности, движения, изменения, развития. Но если материализм был наивен, то их диалектика была стихийной, и их философские учения не опирались на науку, поскольку науки ещё не было.

Почти одновременно с материализмом в древней Греции формируется и идеализм. Возникновение идеализма было связано с именем Пифагора и его учеников. Их заслуга состояла в том, что они подчеркнули огромную роль математического анализа объектов природы. Но они считали, что такое знание не может быть получено на основе чувственных данных. И поэтому Пифагор утверждал, что единым и абсолютным началом мира может быть только мысль, а точнее её божественная форма – число. Сущность вещей – это числа, числа управляют миром. В этом состоит идеализм Пифагора. Он абсолютизировал роль чисел, отрывал числа от объектов природы, сделал их самостоятельными сущностями, первичными по отношению к вещам Особое значение Пифагор придавал числам 3 и 7, а высшим видом геометрической фигуры считал круг.

Классический период. Крупный представитель этого периода – Гераклит (540-480 гг. до н.э.). Его основная заслуга в том, что он выдвинул идею всеобщего развития через борьбу противоположностей. Он развил диалектические взгляды первых древнегреческих философов. Гераклит утверждал: всё течёт, всё изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Движение это не механическое перемещение, а любое изменение, возникновение нового.

Всеобщую текучесть, изменчивость мира он отождествлял с огнём. Огонь – это символический образ. Это образная фиксация пульсирующего, волнообразного изменения мира. Развивая идею всеобщего развития через борьбу противоположностей, Гераклит приходит к выводу, что природа в самой себе имеет начало, причину всех изменений. Если движение природы – это самодвижение, то природа не нуждается в каком-либо сверхестественном первоначале. «Этот космос тот же самый для всех, его не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был есть и будет вечно живым огнём, закономерно разгорающимся и потухающим». У Гераклита зарождается принцип нераздельного единства материи и движения.

Идея всеобщего развития произвела очень сильное впечатление на современников Гераклита. Были поставлены новые вопросы. Если в мире всё изменчиво, то возможно ли стабильное знание, или наоборот всё преходяще и относительно, и молодость может смеяться над жизненным опытом своих отцов. Наиболее значимые ответы на эти вопросы дали Демокрит, Платон, Аристотель.

Выдающимся философом Древней Греции был Демокрит (460-370 гг. до н.э.). Основная заслуга Демокрита состояла в том, что он вслед за Левкипом разработал атомистическую гипотезу. Согласно ей мир представляет собой бесконечное множество неделимых, неизменных и непроницаемых частиц вещества – атомов, которые различаются формой, положением и порядком. На основе этой гипотезы он построил свою философскую систему, которая включала в себя учение о бытии, о познании, о человеке и обществе. Демокрит утверждал, что всё состоит из атомов и пустоты. Атомы – это бытие, а пустота – небытие. Атомы носятся в пустоте, сталкиваясь между собой, соединяются и образуют разнокачественные тела. Он утверждал, что ни одно событие не происходит случайно, а только в силу причинной зависимости и необходимости. Демокрит считал, что люди придумали случайность, чтобы пользоваться ею как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность. Т.е. Демокрит отрицает объективное существование случайности, считает случайность лишь результатом нашего незнания. Демокрит учил о бесконечности Вселенной и бесчисленности миров, из которых одни рождаются, а другие угасают. Теория познания Демокрита основана на строгом различении роли чувств и разума в познании. Его заслуга состояла в том, что он впервые поставил вопрос о соотношении чувств и разума в познании, но до конца решить его он не смог. Чувства, считает Демокрит, дают нам тёмное, т.е. неполное, недостоверное знание, которое он называет мнением. И только с помощью разума, мышления можно проникнуть в сущность мира, раскрыть причинную связь явлений природы. Заслугой является также то, что он поставил вопрос о различении первичных и вторичных качеств, но до конца его тоже не решил. Первичными качествами он называл размеры, протяжённость, форму тел, считая их объективными. Вторичные – цвет, запах, вкус – субъективные качества. На самом деле они тоже объективны. Демокрит писал, что только в нашем мнении существует сладкое, горькое, холодное, а вне нас есть только атомы и пустота.

В учении о человеке и обществе Демокрит также следует атомистической гипотезе. Главное отличие человека от животного он видел в особом расположении круглых и поэтому самых подвижных атомов, сходных с огнём или воздухом. Эти атомы, соприкасаясь с другими атомами тела, приводят тело в движение. После смерти, пишет Демокрит, атомы души покидают тело и рассеиваются. Демокрит высмеивает учения о загробной жизни. Демокрит утверждает, что вера в богов возникла из-за страха людей перед неизвестными силами природы. У Демокрита наивный материализм был тесно связан с формированием античного свободомыслия, как первой исторической формой атеизма. Демокрит по своим политическим взглядам был сторонником рабовладельческой демократии. Он отстаивал свободы человека, стоял за выборность правителей. Он утверждал, что лучше быть бедным в демократическом обществе, чем богатым в монархии. Он считает, что главным источником развития общества является нужда, она заставляет людей объединяться. Цель жизни человека Демокрит видел в том, чтобы через умеренность достичь состояния безмятежной мудрости и веселия души. Сам Демокрит жил так, как и учил. Поэтому в сознании современников он остался смеющимся философом.

Материалистической системе Демокрита противостояла система объективного идеализма Платона (427-347 гг. до н.э.). Платон разделил весь мир на мир конкретных, изменчивых вещей и мир вечных, неизменных идей. Мир идей не является порождением сознания человека, он существует независимо от людей и от материального мира. По Платону эти вечные, неизменные идеи первичны, а конкретные вещи вторичны. В этом и состоит сущность идеализма Платона. На самом же деле отражаемое не может существовать раньше того, что оно отражает. Однако в его идеализме существуют и рациональные мысли. Платон заметил, например, что кроме знания индивидуального существует ещё знание надиндивидуальное, абстрактное, теоретическое. Он заметил, что прежде чем совершить действие, человек предвосхищает его идеально. Не лишено также смысла стремление Платона искать в частных явлениях всеобщие законы.

Теория познания Платона построена на мифе о бессмертии души. Основное понятие здесь – это воспоминание. По Платону душа человека до рождения существовала в мире вечных и неизменных идей, созерцала эти идеи и запечатлела их в себе. Человеку в дальнейшем следует лишь вспомнить эти идеи в процессе обучения и воспитания. Заслуга Платона в том, что он разработал субъективную диалектику. Он выделил понятия род и вид. Он рассматривал соотношение внутреннего и внешнего, явления и сущности.

Представляет интерес учение Платона об обществе и государстве. Платон создаёт проект идеального государства. В нём все люди разделены на три сословия: правители-философы, войны-стражи, работники производительного труда. При этом Платон первые два сословия лишает всякой собственности, не только частной, но и личной. И только третье сословие может иметь собственность в разумных пределах. Слишком богатых и слишком бедных в идеальном государстве не должно быть. Платон устанавливает норму социального расслоения в обществе (1:4). Платон высказывал идеи примитивного, вульгарного коммунизма. Он утверждал, что в идеальном государстве все частные интересы должны подчиняться интересам общественным. Труд людей, отдых, питание должны быть совместными. Должна быть уничтожена парная семья, продолжение рода должно быть строго регламентировано. Дети не должны принадлежать двоим - матери и отцу, они являются достоянием общества. И общество воспитает детей лучше, чем случайные двое. Пары для рождения детей должны специально подбираться обществом.

Поздний период. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – самый великий философ древней Греции. Огромной заслугой Аристотеля было то, что он обобщил достижения предшественников и сам привнёс много нового в философию и различные науки.

Аристотель выступил с критикой учения Платона о вечных и неизменных идеях. Критикуя Платона, он доказывает, что идеальное не может быть причиной материального, а неподвижное - подвижного. Здесь он выступает как материалист. В теории познания Аристотель также выступает как материалист. Он доказывает, что источником ощущений является реальный мир, что познание – есть познание чего-то материального. Как материалист, Аристотель также доказывает, что искусство должно быть отражением жизни.

Но в работах Аристотеля огромное место принадлежит идее первотворца. Это не боги как таковые, а некая духовная сила, перводвигатель. Здесь он переходит на позиции идеализма. Реальные вещи являются единством двух начал: активной формы и пассивной материи. Материя по Аристотелю аморфна, пассивна. Она есть только возможность. Активной же стороной является форма. А формой всех форм – первоформой является некоторая духовная сила – перводвигатель.

Аристотель – универсальный философ. Он писал работы о явлениях живой и неживой природы, об обществе и государстве, работы по логике, этике, эстетике и риторике. Разрабатывал классификацию жанров искусства. В своих работах он даёт законченное учение о категориях, раскрывает их методологическое значение (содержание и форма, возможность и действительность, причинность и др.). Пытался систематизировать минералы, растения, животных и людей, установить взаимосвязи между ними. Он впервые рассматривает общество как связь людей, а человека как общественное, политическое животное. От философии Аристотеля идут две линии:1) рационалистическая – линия науки, линия познания природы и общества, 2) религиозная линия – её взяла на вооружение католическая церковь.

Античная греческая философия завершается философией Эпикура. Эпикур вернулся к атомистическому учению Демокрита, но на более высокой основе. Он обогатил это учение двумя важными идеями: 1) атомы движутся спонтанно, свободно, не только по прямым, но и по кривым линиям, 2) свободно не только движение атомов, но свободен и сам человек. Эпикур признаёт богов, но считает, что боги пассивны, а человек свободен самостоятельно выбирать свою судьбу.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1001 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...