Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 3 иррационалистическая тенденция в современной философии и культуре



1) Рационализм и иррациональные уровни и формы притивостояния. 2) И. как общая Ф. позиция. 3) И. тенденции в современной Ф. (считая последние 100 лет) и методологии науки (герменевтика и постгерменевтика). 4) Паранаука как синоним культуры.

1. Рационализм (РЦ) - Ф. тенденция, согласно которой разум является основой познания идей и жизни. Разум - самостоятельный и автономный источник познания (узкое определение). В одном случае м.б. как РЦ, так и неРЦ. в узком понимании РЦ п.щ. сенсуализм (эмпиризм): не разум, а органы чувств - истина человеческого познания.

Иррационализм (ИРЦ) - Ф. тенденция, отрицающая (ограничивающая) разум как основу миропонимания и деятельности. Вопрос: а что такое разум? В зависимости от различной трактовки разума ИРЦ и РЦ м. б. разграничен в разных местах. Граница меняется. Объективно в истории и разум, и познание меняются - можно говорить о противостоянии, имея в виду конкретные формы РЦ и ИРЦ.

2. Уровни противостояния РЦ и ИРЦ: ф) социально-поведенческий, б) социокультурный, в) гносеологический, г) онтологический. Анализ: а в чем же противостояние? На деле 2 последних - основа, а 2 первых более понятн.

а) социально-поведенческий: Макс Вебер - 4 типа различий:

1 Целерациональн.? 2 ценност. рациональн. тип деятельности. 3 аффективн. 4 традиционн.

1 Ожидаемая ситуация - условие (средства) для осуществления заранее поставленной цели. 2 основывается на самодовлеющих, этических, эстетических, религиозных абсолютных ценностях независимо от результата к которому приведет эта деятельность. 3 Действие в состоянии эмоционального порыва, афекта - результат обычно неожиданный. Для нас наиболее интересны 1. и 2.

Отличия 3. и 2. 2. осуществляется полностью сознательно и стремится осуществлять независимо от последствий. 3. - недооценка последствий, средств. с точки зрения РЦ 2. всегда будет ИР. (тем больше, чем больше субъект будет заострять внимание на самодавлеющем типе деятельности).

ПРИМЕР: а) библейская легенда (Ф. работа "Страх и трепет") об Аврааме (его испытаниях). Действия Авраама - "рыцарь веры". Он оставляет разум и берет с собой веру. Он преступал общественную мораль. Опоры и заповеди нет. Опора - только страх и трепет.

б) Камю "Миф о Сизифе" (перехитрившем смерть_) Он же был и антигерой, т.к. занимался разбоем и т.п., - его приговорили всю жизнь катить камень. Он сделал свой выбор сам и стал свободным - Камю: "Сизиф счастлив свободой и борьбой за вершины" - ценно. рацион. деятельность. Почти безумие. Т.о., чисто рациональная деятельность не всегда хороша (воровство).

б) Социокультурн. О.Конт: человеческая культура - сила от менее рац. к более рациональной форме. С т.зр. РЦ: традиционен принцип - повышение рациональности (Гегель: человечество слагает по ступеням рац. выше) до некоторой вершины. Линейный процесс повышения рациональности., хотя обратный тоже может быть.

ИР: ничего подобного. Макинллер, противоп. Конту: религия, Ф. и наука - не формы человеческой культуры, сменяющие друг друга, а возможность их существования постоянно. Основа - чувства (разн. для Ф., науки и религии), на первый план выдвигается то одна, то другая, но все время присутствуют все формы одновременно.

Паранаука - одна из форм отклонения культуры, хотя постоянно присутствующая.

в) Гносеология. РЦ: лучший метод познания - рассудочный, логический. Лучшая проверка - логическая и экспериментальная. ИР: интуиция, метод понимания, описание (географическое), в сувствовании, воображении. Анри Берсо: 2 метода познания: рассудок (внешний) и интуиция (попытка постижения реальности изнутри). Берцелиус - основа герменевтики. 2 метода: объяснение (естеств.) и понимание (гуманитарный - из живого целого человеческой души). Метод герменевтики традиционно относится к гуманитарным наукам (Неокантианство. См. 2 метода).

г) Онтология РЦ: между природой, бытием и человеческим мышлением существует некое родство. Нечто аналогичное. Космос - нечто упорыдоченное. Некоторое тождество: материалисты - человек -продолжение природы, ее бытия - эволюционная позиция - возможна адекватность. ИР: бытие, мир, природа - неразумны, неРЦ и это все. Человек приходит лишь к абсурду из-за желания рациональности. Мир, природа - иррациональны. Мир - случайный спонтанный творческий процесс. Рациональными средствами постичь мир - лишь огрубить. В мире нет ничего одинакового. В естествознании мы хотим огрубить, упростить реальность, установить некоторые законы - абсурд, ведь ничего одинакового нет. Естествознание идет от реальности, а гуманитарии - к ней (в своем упрощении).





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 307 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...