Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 11. Американская философия



Ф. как любая другая форма деятельности, создает микроструктуру, духовный климат,окружающий великих философов. Ф. не формировалась одними гениями.

1) Как развивалась Ф. в мире (значение малых мыслителей,

тесная связь с культурой, нефилософским знанием).

2) Распространение Ф.

3) Генерация, создание, пути Ф. (Ф. - особая наука, синтез).

4) Американская Ф. - много параллелей, похожа на русскую.

Каждый культурно-исторический регион обладает характерной спецификой восприятия реальности - регионализация (Американские философы против на филфаке: говорит П. о регионализации, а су- ществует объединительная тенденция в мире. Но виды творчества об- ладают большей спецификой. Их надо интерпретировать. Этот дух - по регионам. Ценности - это желанное и нежеланное, стоящее за Ф. и культурой. Философ - человек своего времени и своей эпохи, ка- ким бы он вселенским не являлся. Необходим ключ к закодированию - так и к американской т.зр.

Критика стереотипов. В 70-80-е гг. набор стереотипов поддер- живался протест. средой. Нация особая, принимавшая волны эмигра- ции; протестанстское влияние; не было религиозной нетерпимости, огромный плавильный котел, не раз контрастировал с Европой в бо- лее выгодную сторону. 18-19 века: Западническое направление в России: восхищение Америков, ее режимом. Чтобы понять современную Ф. США надо отказаться от стереотипов. Сейчас Америка - в сложном периоде. Никакой стабильности, устойчивости в ценностях мало, страна в периоде осмысливания себя. Там произошел новый демокра- тический сдвиг. Мощнейшее движение страны с северо-востока на юго-запад. Меняется сознание людей. Медленно умирают восточные города. Прогресс в Калифорнии Это колоссальная проблема: mul- ti-carturalism. Современный американец пытается найти новое восп- риятие на основании новых эмигрантских волн. США строились на ос- нове англосаксоннской рассы. 80-е гг. 20-го века- начали домини- ровать латиноамериканцы и восточно-европейцы - со своей религией и проблемами. Американцы, наконец, поняли, что в мире не они одни (а ранее были под стереотипами). Сейчас они поняли, что существу- ют и восточные ценности (в том числе и русские). Пробуждается ин- терес к национальным традициям, росткам других культур. Новые группы не собираются менять свои ценности на американские. Это трудный процесс колебания в культуре, политике (сдвиг к консерва- торам) и т.п. Моральные ценности уже связаны с несколькими идеа- лами, местные ценности играют большую роль, чем общенациональные - распад. Никто не может сказать, что карьера вечна сейчас в США. Статус может остаться пустым местом (как и у нас). Рабочие места - ближе к дому. Повышается наукоемкость. Мощь страны определяется не крупнейшими заводами, а на местах. Возрастает "центробежность" эмигрантов. Встает проблема детей. Дети рано откалываются, прини- мают наркотики. Проблема домов: сейчас большинство американцев не являются хозяевами своих домов, а съемциками. Проблема бездомнос- ти, несмотря на пропаганду: каждому американцу свой дом и землю. Меняется способ путешествий. Появилась страсть к перемене места. Возрастает роль средств массовой информации, которые стали огром- ной новой силой. Возрастание роли гражданских прав, учреждений, институтов. Правовая система перевешивает все остальные.

Возникновение американской Ф.

1620 г. - высадка плимутовских выходцев - Нью-Плимут. Эти люди были в основном религиозными беженцами (пуританами - крайние идеи европейской реформации). Лютер как и новые американцы хотели реформировать католицизм. Человека приблизить к Богу. В католи- цизме же между человеком и Богом Целая иерархия. Ее необходимо изъять, реформировать. Изменить характер мышления. Принцип всес- вященства. Каждый человек м.б. священником. Принцип прямого обще- ния с Богом. Каждый человек находит Бога в себе самом. Идея пред- назначенности человека, предопределения. каждому человеку можно спастись - трудовая протестантская этика. Мы можем только уга- дать, как мы может спастись. Ответ: благодаря труду. Каждый чело- век должен трудиться. Труд - величайшая протестантская ценность. Богатство (с помощью честного труда) - намек, что можно спастись. Определенные группы протестантов должны создать город на Холсе - Новый Ханаан. Это все полукатолическое - полупротестантское - лю- ди решили построить идеал, новое общество - в его роли - США (по- хоже на убежденных большевиков). Очень скоро это воплотилось в теократию - устройство по принципу Старого Завета. Государство по религиозным принципам (протестантским). Джон Коттон - идеолог. Корреспонденция - человек общается с Богом - через символы он ищет общение. Неурожай - ага, идем не тем путем. Еж убил змею - уничтожение змия. Строительству Нового Ханаана что-то мешает. Своя жестоко проводимая система ценностей, восприятия мира - своя Ф. Эти люди знали европейскую Ф., Спинозу, Локка. Первые пуритане создали систему пуританской энциклопедии. Природа - на основе фи- зики и символики. Главная задача Ф.: соединить науку и теологию; вы управляется природой, но ее можно изучать научными методами (Коттон и др.) Первая американская Ф.: 1) безраздельная убежден- ность в протестантских ценностях; 2) Повальная грамотность, зна- комство с европейскими достижениями. Т.о., фанатизм + просвещен- ность. Это не ушло, а в какой-то мере унаследованно; 3) Примат духовного над материальным, вера - ценность номер один. Капитал - подтверждает веру (Протестантизм). Определенные формы культуры трактовались как ненужные (живопись - насмешка над Богом, музыка - только религиозная. Это духовные излишества). Ранняя американс- кая Ф. была идеальной системой, уникальным экспериментом по соз- данию плацдарма для новой нации - не было шатаний; 4) Ранняя аме- риканская Ф. основана на трансцендентных идеях (выход за преде- лы). Сущность мира - за пределами этого мира. Истина - центр ми- ра. (В протестантстве этой эпохи женщина была вторичная храни- тельница очага, не трудилась - без намека на спасение. Сейчас по другому. Детям не навязывали волю, а предоставляли определенных матер. и др. круг, в котором развивался ребенок. Мышление челове- ка окружено договорами. Браки - по контракту.)

В конце 17 века эта протестантская система дает трещину.

Идея большевизма тогда в Америке привела к некоему террору (забо-

лел человек - пошли дожди = он наводит порчу), 1688 - первая вол-

на: 1720 - вторая.

1. Отец и сын Мазеры - стояли у обоснования процессов - оп- ределенная Ф.: доносчик облекался божьей благодатью. Их изгоняли. Философы-охотники тихо ушли со сцены в течение нескольких недель. Протестанская Ф. находилась уже на закате. 17 век - великое про- буждение. Тысячи новых англичан решили пройти через новое видение Бога. Богослужения под открытым небом: "освобождение от догм". 18 век - американская Ф, становится фактом мировой жизни. 1760-е гг. крупнейшая проблема. Ранее это были дальние поселения Англии, а теперь - стремление вырваться. Юг США - образовались громадные колонии (на Востоке, а на Западе - потихоньку русские). 1784 г7 - сформировалась новая линия мира. Были очень образованные люди, богатые, с американским образованием - "Новые люди". Новая Ф. До- кумент: "Декларация о независимости США". Началась война. Новый документ. Люди заключили договор и обладали естественными правами - это была новая мысль. Люди сотворены создателями с естественны- ми и неотчуждаетмыми правами. Все люди равны. Равенство вне того, что кто-то преимущественно спасется. 1889 - Французская револю- ция: люди равны - США - ранние мысли по этому поводу. И это было для белых людей. РАссовые предрассудки еще были сильны. люди сот- ворены равными и заключают договор с другими, уступая часть своих прав, предоставляя другим управлять. У них нет болгом данной власти. Они просто уполномочены. К числу прав: жизнь, свобода, стремление к счастью. Их дал Бог, Их отнять никто не может. "Дек- ларация" - уникальный документ с хорошим литературным языком. Развивался тезис о стремлении к счастью.

Крупнейшие философы: Джеферсон: революция - один из спосо- бов преобразования мира. Ф. теория: чтобы построить новое госу- дарство разума в Америке, необходимо запретить развитие городов. Но был послом в Европе: Англии, Франции. Видел Париж накануне ре- волюции. Отрицательный момент в обществе - это города с промыш- ленностью, где существуеют бедные и богатые. Америка д.б. фер- мерской. Город - скопище пороков и противоречий необходимо фер- мерство с одним акром на мужчину - уравнивание собственности. Свободная страна землепащцев. Просвещение: судебно-исполнительное

законодательство. Система разделения властей (это еще от Локва). Это был взгляд на мир с уравновешенностью, стабильностью прямыми линиями без извилистых путей. Ни президент, ни конгресс, ни верховный суд не обладали преимуществами по отношению друг к другу. Эта до сих пор система. Широко демократический подход к человеку. Человек по природе демократ = другая т.зр.: Алекс Гамильтон и др. (собственный альманах): все люди - злые: народ - дверь, его необходимо обуздать, а не освобождать - необходима сильная власть: президент или морарз. конгресс и верховный суд - ослаблены. Они видели, что так надо на благо людей. Необходимо создавать города, банки, промышленность - противоположная Джеферсону т.зр. Джеферсон - сокращение госаппарата. Гамильтон - наоборот. Государственная система (и Ф.) США стала балансом двух линий.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 419 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...