Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Циолковский К.Э. Суд космоса. М., 1993. С. 3, 3-4, 4



Вариант 6

В.И.Вернадский (1863–1945) — русский естествоиспытатель и мыслитель.

Вопросы:

1. Как объясняется извечность жизни в идеях В.И. Вернадского?

2. Что понимается под «энергией человеческой культуры»?

«…Живое вещество является носителем и создателем свободной энергии, ни в одной земной оболочке в таком масштабе не существующей. Эта свободная энергия — биогеохимическая энергия — охватывает всю биосферу и определяет в основном ее историю. Она вызывает и резко меняет по интенсивности миграцию химических элементов, строящих биосферу, и определяет ее геологическое значение.

В пределах живого вещества в последнее десятитысячелетие вновь создается и быстро растет в своем значении новая форма этой энергии, еще большая по своей интенсивности и сложности. Эта новая форма энергии, связанная с жизнедеятельностью человеческих обществ, рода Homo и близких к нему, … которую можно назвать энергией человеческой культуры или культурной биогеохимической энергией, является той формой биогеохимической энергии, которая создает в настоящее время ноосфсру…

Эта форма… присуща не только Homo sapiens, но всем живым организмам… Она связана с психической деятельностью организмов, с развитием мозга в высших проявлениях жизни и сказывается в форме, производящей переход биосферы в ноосферу только с появлением разума».

«Человек должен понять, …что он не есть случайное, независимое от окружающего — биосферы или ноосферы — свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет».

«Эволюционный процесс получает при этом особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу — научную мысль социального человечества.

Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты… Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу»[50].

Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление, М.,1991. С. 126, 21, 20

Вариант 7

Локк (1632–1704) — английский философ, сенсуалист[51].

Вопросы:

1. Какова роль разума в познании по Локку?

2. Почему разум изменяет человеку?

3. Что лежит в основе сенсуалистической концепции?

«Если общее познание, как было показано, состоит в восприятии соответствия или несоответствия наших идей, а познание существования всех вещей вне нас… приобретается только при посредстве наших чувств, то какое же остается место для деятельности какой-нибудь иной способности, помимо внешнего чувства и внутреннего восприятия? Для чего же нужен разум? Для очень многого: и для расширения нашего знания и для регулирования признания нами чего-либо за истину. Разум… необходим для всех наших других интеллектуальных способностей, поддерживает их и действительно заключает в себе две из этих способностей, а именно проницательность и способность к выведению заключений. С помощью первой способности он отыскивает посредствующие идеи, с помощью второй он так размещает их, чтобы в каждом звене цепи обнаружить ту связь, которая держит вместе крайние члены, и тем самым как бы вытащить на свет искомую истину. Это мы и называем «умозаключением» или «выводом»…

Чувственного опыта и интуиции хватает на очень немногое.

Большая часть нашего знания зависит от дедуцирования и посредствующих идей… Способность, которая отыскивает средства и правильно применяет их для выявления достоверности в одном случае и вероятности в другом, есть то, что мы называем «разумом»…

Разум проникает в глубины моря и земли, поднимает наши мысли до высоты звезд, ведет нас по обширным пространствам великого мироздания. Но он далеко не охватывает действительной области даже материальных предметов, и во многих случаях он изменяет нам…

Разум совершенно изменяет нам там, где не хватает идей. Разум не простирается и не может простираться дальше идей. Рассуждения поэтому прерываются там, где у нас нет идей, и нашим соображениям приходит конец. Если же мы рассуждаем о словах, которыми не обозначаются никакие идеи, то рассуждения имеют дело только со звуками, и ни с чем иным…»

Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские произведения. Т.1. М.. 1960. С. 647, 648, 650-660.

Вариант 8

Ж.-П.Сартр (1905—1980) — писатель, философ и публицист

Вопросы:

1. Что означает выражение Сартра: «Человек осужден быть свободным»? О какой свободе идет речь?

2. Означает ли свобода человека отсутствие его ответственности за свершенное?

3. Если все дозволено, то значит ли это нравственную безответственность человека?

«Нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы ее задумал… Он есть лишь то, что сам из себя делает… Если существование действительно предшествует сущности, то человек ответствен за то, что он есть…, экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование…

Достоевский как-то писал, что «если Бога нет, то все дозволено». Это — исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, все дозволено, если Бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни

вовне…

…Если Бога нет, мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей и предписаний, которые оправдывали бы наши поступки. Таким образом, ни за собой, ни перед собой — в светлом царстве ценностей — у нас не имеется ни оправданий, ни извинений. Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я выражаю словами: человек осужден быть свободным… Однажды брошенный в мир, отвечает за все что делает… Человек ответствен за свои страсти.

Заброшенность предполагает, что мы сами выбираем наше бытие. Заброшенность приходит вместе с тревогой…

Выбор возможен в одном направлении, но невозможно не выбирать. Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если ничего не выбираю, тем самым я все-таки выбираю… Если верю, что, находясь в какой-то ситуации…, я вынужден выбирать какую-то позицию, то, во всяком случае, я несу ответственность за выбор… Даже если никакая априорная ценность не определяет моего выбора, но все же не имеет ничего общего с капризом…

Мы определяем человека лишь в связи с его решением занять позицию. Поэтому бессмысленно упрекать нас в произвольности выбора».[52]

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. С. 323, 327, 331, 338, 339.

Вариант 9

А. Камю (1913–1960) — французский философ, писатель, публицист[53].

Вопросы:

1. Как связаны бунт и революция со свободой?

2. Почему Камю называет свободу «страшным словом»?

3. В чем оправдание революционного бунта и в чем его историческая несправедливость?

4. Нужны ли истории революции?

«Бунт чаще бросает вызов, чем отрицает. Сначала он не устраняет Бога, а только разговаривает с ним на равных. Но речь идет не о куртуазной беседе. Речь идет о полемике, воодушевляемой желанием взять верх. Раб начинает с требования о справедливости, а заканчивает стремлением к господству. Ему в свою очередь тоже хочется власти. Бунт против удела человеческого сочетается с безоглядным штурмом неба, цель которого пленить царя небесного и сначала провозгласить его низложение, а затем приговорить к смертной казни… Поскольку трон Всевышнего опрокинут, бунтовщик признает, что ту справедливость, тот порядок, то единство, которое он тщательно искал в своей жизни, ему теперь предстоит созидать своими собственными руками, а тем самым оправдать низложение Бога. Тогда-то и начинаются отчаянные усилия основать царство людей, даже ценой преступления, если потребуется. Это не обходится без ужасающих последствий… Но эти последствия не обусловлены бунтом как таковым, или по крайней мере, они проявляются только тогда, когда бунт забывает о своих истоках, устает от мучительного напряжения между “да” и “нет” и предается, наконец, либо всеобщему отрицанию, либо тотальному подчинению…

Свобода, «это страшное слово, начертанное на колеснице бурь», — вот принцип всех революций. Без нее справедливость представлялась бунтарям немыслимой. Однако приходит время, когда справедливость требует временного отказа от свободы. И тогда революция завершается большим или малым террором. Всякий бунт — это ностальгия по невинности и призыв к бытию. Но в один прекрасный день ностальгия вооружается и принимает на себя тотальную вину, то есть убийство и насилие».

Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 136-137, 199.

Вариант 10

Н.А. Бердяев (1874–1948) — русский философ.

Вопросы:

1. Разделяете ли Вы критику Бердяевым оправдания страданий человека блаженством грядущих поколений?

2. В чем смысл страданий человека и есть ли он вообще?

3. Имеет ли место прогресс в истории человека и в чем он состоит?

«Учение о прогрессе предполагает, что задачи всемирной истории человечества будут разрешены в будущем, что наступит какой-то момент в истории человечества, в судьбе человечества, в которой будет достигнуто высшее совершенное состояние и в этом высшем совершенном состоянии будут примирены все противоречия, которыми полны судьбы человеческой истории… Правомерно ли такое предположение?

Внутренне неприемлема, религиозно и морально недопустима позитивная идея прогресса, потому что природа этой идеи такова, что она делает невозможным разрешение муки жизни, разрешение трагических противоречий и конфликтов для всего человеческого рода, для всех человеческих поколений, для всех времен, для всех когда-либо живших людей с их страдальческой судьбой. Это учение заведомо и сознательно утверждает, что для огромной массы, бесконечной массы человеческих поколений и для бесконечного ряда времен и эпох существует только смерть и могила. Они жили в несовершенном, страдальческом, полном противоречий состоянии, и только где-то на вершине исторической жизни появляется, наконец, на истлевших костях всех предшествующих поколений такое поколение счастливцев, которое взберется на вершину и для которого возможна будет высшая полнота жизни, высшее блаженство и совершенство».

. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С. 146, 147.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.gumer.info/

2. http://www.countries.ru/library/htm

3. http://www.filosof.historic.ru

4. http://www.humanities.edu.ru:8100/db/sect/16

5. http://www.philosophy.ru/library/lib4.html

6. http://www.culturologia.info

Литература

Основная литература

1. Алексеев П.В. Философия: учебник/ П.В. Алексеев, А.В. Панин/ 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2008. - 592 с.

2. Губин В.Д., Сидорина Т.Ю.Философия: учебник (5-е изд., перераб. и доп.), - М., ГЭОТАР - Медиа, 2012. - 816с.

3. Алексеев П.В. Философия: учебник/ П.В. Алексеев, А.В. Панин/ 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2008. - 592 с.

4. Кохановский В.П. Философия: учебное пособие/ под ред. В.П. Кохановского.- 15-е изд..- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 576 с.

5. Марков Б.В. Философия: учебник умо / Б.В. Марков.- СПб.: Питер, 2009.- 427 с.

6. Спиркин, А.Г. Философия: учебник мо/ А.Г. Спиркин.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, 2010. - 829 с.

Дополнительная литература

1. Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации в иллюстрациях: учебник / Абдеев Р.Ф.; Соц.-экон. ин-т. - М: Клинц. гор. тип., 2006. - 94 с.

2. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. Спб., 1998.229 с.

3. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. — М., Высшая школа. 1991. - 380 с.

4. Балашов, Л.Е. Философия [Текст]: учебник/ Л.Е. Балашов.- 2-е изд..- М.: Дашков и К, 2006.- 608 с.

5. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. - М., 1991. - 412 с.

6. Вольф Р.П. Философия: Прошлое и настоящее под ред. А.М. Руткевича. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 155 с.

7. Голубинцев, В.О. Философия для технических вузов/ В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко.- Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 506 с.

8. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., Аспект пресс 1995.- 286 с.

9. Данильян, О.Г. Философия: учебник/ О.Г. Данильян, В.М. Тараненко.- М: ЭКСМО, 2006. - 512 с.

10. Западная философия. Итоги тысячелетия / Под общ. ред. А.В. Перцева. - Екатеринбург, 1997. – 258с.

11. Ильенков Э.В. Философия и культура. Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2010. – 806 с.

12. Ильин В.В. Философия: Учебн. для вузов.- М.: Академический проект, 1999. 311 с.

13. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М.: Интрада, 1996. 400 с.

14. История современной зарубежной философии / Под. ред. М.Я. Корнеева. - М., 1997. 294 с.

15. История философии в кратком изложении: [Пер. с чеш. / П. Вошагликова, В. Соучек, П. Ваврушек и др.]. - М.: Мысль, 1994. - 591с.

16. История философии. Запад - Россия — Восток. Кн. 4: Философия XX в. / Под ред. Н. В. Мотрошиловой и А. М. Руткевича. - 2000. - 446 с.

17. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов мо/ В.А. Канке.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Логос, 2006. - 376 с.

18. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Лань, 1998. - 443 с.

19. Канке В.А. Основы философии /В.А. Канке. - Москва: Логос, 2009. - 286 с

20. Канке В.А. Философия: курс для бакалавров: учеб. пособие: для студентов высш. спец. учеб. заведений, обучающихся на степ. бакалавра / В. А. Канке. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2005. - 237 с.

21. Коплстон Ф. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997. - 500 с.

22. Лосский И.О. История русской философии / Н. О. Лосский. - Москва: Акад. проект, 2007 (Екатеринбург: Уральский рабочий). - 551 с.

23. Мамардашвили М. Как я вижу философию. — М., 2008. 211 с.

24. Мизес Л. Индивид, рынок и правовое государство / Людвиг фон Мизес. - Изд. 3-е. - Санкт-Петербург: Пневма, 2010. - 194, [2] с.

25. Миронов В.В. Философия: учебник / В. В. Миронов; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Философский фак. - Москва: Проспект, 2007. - 238 с.

26. Митчем К. Что такое философия техники? - М.: Аспект Пресс, 1995. – 155 с.

27. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М.: Мол. гвардия, 1990. 355 с.

28. Молчанов Ю.Б. Проблемы времени в современной науке. - М.: Наука, 1990. - 240 с.

29. Момджян К.Х. Социум, общество, история. – М.: Наука, 1994. - 238 с.

30. Налимов В.В. Вероятная модель языка. - М.: АСТ.: 2006.- 233 с.

31. Научные и вненаучные формы мышления: [Докл. симп., апр. 1995 г. / Отв. ред. И. Т. Касавин, В. Н. Порус]. - М.: ИФРАН. 1996. – 334 с.

32. Немировская Л.З. Философия: история и теория: учебное пособие / Л. З. Немировская; Российский новый ун-т. - Москва: [РосНОУ], 2007. - 375 с.

33. Познание в социальном контексте: Отв. ред. В. А. Лекторский, И. Т. Касавин]; Рос. АН, Ин-т философии. - М.: ИФРАН, 1994. – 171 с.

34. Проблема человека в западной философии: Сб. пер. с англ., нем., фр. / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; Общ. ред. Ю. Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - 544 с.

35. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб.: Пневма, 2003. 222 с.

36. Руткевич М.И., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. - М.: Мысль, 1994. – 383 с.

37. Сербиненко, В.В. Русская философия: Курс лекций; учебное пособие мо/ 0.- 2-е изд., стер..- М.: Омега-Л, 2006.- 464 с.

38. Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. - М.: Логос, 2007. - 280 с.

39. Спиркин А.Г. Философия учебник для студентов высших учебных заведений / А. Г. Спиркин. - 2-е изд. - Москва: Гардарики, 2009. - 735 с.

40. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М.: Контакт-Альфа, 1995. - 470 с.

41. Степин B.C., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М.: ИФРАН, 1994. - 272 с.

42. Тоффлер А. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века / Элвин Тоффлер.- Москва: АСТ, 2009. - 668 с.

43. Философия истории в России: Хрестоматия. - М.: Логос, 1996. 269 с.

44. Философия: Курс лекций / Под ред. Е.Ф. Соколова. - М.,2008. 429 с.

45. Философия: Учебн. пособие / Под ред. Н.И. Жукова. 4-е изд., испр. и доп. - Минск: НТЦ «АПИ», 2004. 430 с.

46. Философия: Философия: учебное пособие / Отв. ред. В. П. Кохановский. - 20-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 569 с.

47. Фуко М. Археология знания. СПб.: Гуманит. акад., 2004. - 412 с.

48. ХьеллЛ., ЗиглерД. Теория личности.— СПб.: Питер, 2009. 450 с.

49. Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: учебник/ А. Н. Чанышев. - Москва: Акад. Проект, 2005. - 606 c.

50. Чудинов Э.М. Природа научной истины 2-е изд. - Москва: URSS, 2010. - 311 с.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1488 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...