Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теория прогресса



2)Теория прогресса. Ряд особенностей: а) теория прогресса помещает цель истории за пределы истории. Теория прогресса обосновывает стремление к социальному идеалу. Этот идеал реально не существует, но к нему необходимо стремиться. Цель истории над историей; б) социальный идеал мыслится как достижение всеобщего общественного блага. «Общественный идеал, идея блага для всех одинакова или нет?». Вывод: сама идея общественного блага как цель истории ифомерна; в ) когда мы говорим о социальном благе, то мы подразумеваем, что все народы должны достигнуть этого блага. Астафьев приводит историю философии Гегеля уровень свободы. Провозглашение формальной и реальной свободы – это две разные вещи. Все народы должны пройти этапы: теория прогресса исходит из идеи космополитизма. Никаких национальных особенностей, никаких путей развития; г) само учение о общественном благе строиться на рациональных основаниях. Никаких трансцендентных характеристик. Главным движущим развития общества является революция.

Эти рациональные основания не могут быть достаточными для понимания сути общества. С рациональной позиции мы не поймем мотивы людей, почему одно общество живет долго, другое нет. Рационализм носит весьма ограниченный характер и не может вскрыть суть философии истории.

Астафьев задает вопрос: «Как по мысли творцов теории прогресса должен развиваться человек? Как он должен себя вести по отношению к обществу?». Здесь идеалом является автоматизация человека. Он должен должным образом реагировать на раздражение. Мотивация всего этого внешняя, а не внутренняя. Если ты не будешь нужным образом реагировать, тебя накажут, ты не будешь получать от общества, что хотел. Автоматизм становится критерием оценки человека. Внутренняя мотивация снимается. Главное соблюдать правовые нормы. Мотивы второстепенны. Идеалом является государство, где правовые нормы регулируют отношения между людьми.

Вывод: теория прогресса ориентирует человека на без религиозный идеал. Теория прогресса не только враждебна религиозному взгляду, но она стремиться создать такое общество, где религии не будет место, где духовные ценности не будут играть заметной роли. Эта теория не приемлема для верующего человека.

Оценивая две теории, Астафьев пессимистически, какая из этих теорий сильнее. Уравнительный прогресс базируется на принципах понимания общества как прогресса. Эта теория охватывает большое количество людей.

Астафьев призывает правительство предпринять меры, чтобы приостановить процесс наступления бездуховного общества. Астафьев попытался систематизировать взгляды на развитие общества и попытался обосновать необходимость сохранения самобытного национального идеала. Здесь ни приемлема позиция Соловьева. Труды Соловьева демонстрируют гордыню и антирусские наставления. Соловьев предлагает покаятся России, принять католицизм, отказаться от самобытности - все это продиктовано представить себя в роли пророка и мирового учителя. Соловьеву не хватает христианского смирения. Астафьев вступает в полемику и с Леонтьевым. Леонтьев в качестве идеала обосновывает культурный исторический принцип византизм. Для Леонтьева культура первичнее нации. После попадания византинизма в Россию, византинизм обрусел. В целом выход работы

Астафьева вызвал полемику. Ему запретили защитить свою работу. Он предвидел многие негативные моменты. Предупреждения Астафьева актуальны.

10.02.2011

РОЗАНОВ: РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЗГЛЯДЫ

1859 – родился в городе Ветлуга. Тога это была Костромская губерния. Умер в Сергиевом Посаде 1919 году. Родился в семье чиновника. Отец – делал достаточно быструю карьеру. Был заместителем уездного начальника, имел чин капитана. Семья вдруг оказалась в неожиданной обстановке. Отец в возрасте 39 лет преследую преступников – простудился, получил воспаление легких и умер. Семья оказалась в сложной ситуации. В семье было 5 детей.

Мать продала дом. Переезжают в Кострому. О детских года в Костраме остались негативные воспоминания. Семья бедствовала. Мать была в постоянно нервном срыве. Первым из семьи ушел старший брат. Получил образование и начал работать учителем в Симбирской семинарии. Розанов поступил в Костромскую гимназию. Брат взял жить к себе. Семя брата переезжает в Нижний Новгород. Розанов начинает учится в Нижегородской гимназии. Заканчивает 1872.

Если ребенком был религиозен, в гимназии порывает с религией. Воспоминании о Нижегородской гимназии были двойственные: вспоминает о учителях, кот. Проводили интересные лекции. Сам дух казенный не нравился. Поступил в Московский университет. Учится не очень ровно. По одним хорошо, по другим плохо. Языки давались плохо. Знакомится с Аполинарием Сусловой. Очень известная женщина. Была любовницей Достоевского. Розанов влюбляется в нее. У них начинается активная переписка. Неожиданно на 4 курсе, когда Суслова заявила, что им нужно расстаться, Розанов делает ей предложение и они венчаются. Разница – 20 лет. После окончания университета, начинается преподавательская деятельность. Отправляется в Брянск, преподает в брянской гимназии историю и географию. Складывается замысел философского труда. Жизни с Сусловой не удавалось. Эта дама не ценила своего мужа. К написанию книги относилась с скепсисом. Устраивала сцены ревности. Суслова уезжает от него и больше она к нему не возвращалась. Чтобы замять скандал, Розанов перебирается в Елец. Встретил на похоронах учителя Гимназии его вдову. У них начинаются отношения. 1891 году в Ельце их тайно венчают. Суслова не давала развод. Формально Суслова оставалась женой. Вдове было 26 лет. Была дочка Александра. Все дети, которые рождались в браке с новой супругой, считались незаконнорожденными. Были проблемы с обучением. Опыт брака оказался неудачным и благодаря этому, проблемы семьи становятся доминантными в его творчестве. 1886 году писал философскую книгу. Эта книга вышла из печати. Розанов издал эту книгу в 600 экземпляров за свои деньги. Издание обошлось в 1000 рублей (годовое жалование учителя). Книга осталась не замеченной. Она не продавалась, появились две заметки, где говорилось, что автор плохо знаком с философией и повторяет Гегеля. У Розанова есть и свои собственные интересные мысли: разделяет два понятия – знание и понимание. Наука дает нам знание. Мы открывает законы. Это вооружает нас знаниями природы, но приближает ли это нас к пониманию. Вывод: знание и понимание это не одно и то же. Понимание является глубже. Эта идея, что понимание проникновение в сущности, и что понимание дается интуитивно – эта идея станет одной из основной в его творчестве. Вторая идея в его работе эта идея потенциального бытия. Знание имеет дело только с данной реальностью.

Провал первого научного труда (рассчитывал на известность) подтолкнуло на мысль, что для того чтобы быть известным, нужно писать публицистику. Нужно обсуждать насущные проблемы общества. С 1981 года начинает публиковать уже свои статьи в журналах. Знакомиться с Леонтьевым, Страховы, Соловьевым (относился сугубо отрицательно). В этот период происходит важное событие. Началось, когда Розанов учился в университете. После женитьбы религиозное обращение окончательно состоялось. Приходит в Церковь. В 90 годы – Розанов на славянофильских позициях. В93 году по приглашению Филиппова (славянофильского направления. Он принадлежал к единоверию. Был главным государственным контролером, возглавлял налоговое ведомство) – пригласил Розанова на работу (член 7-го разряда). Переезжает в Петербург. Семья уже разрослась. Розанов постоянно испытывал нужду в деньгах. Филиппов был человек авторитарный. И требовал от Розанова, чтобы он пропагандировал идеи которые близки ему. Происходит разрыв. Розанов уходит. Он начинает заниматься публицистикой. Сотрудничал в издательстве Суворина. Материальное положение становится достаточно крепким. В этот период в начале века происходит перемена взглядов: от корватизма в декаденцию.

Происходит разрыв с Церковью, но не с Богом. Церковь и Бог не одно и тоже. Бог всегда в нем жил. Работа «Сумерки просвещения», «Около церковных стен» - критически против православных.

1901-1903 – в Петербургских чтения был вопрос о церковном браке. в законодательство было внесено изменение. Брак расторгался, если один из супругов умолишен. Развод был облегчен. Первую революцию встретил отрицательно. Подчеркивал, что он монархист.

Происходит соединение с церковью. Четыре этапа отношения к православию. Это один из этапов, когда он становится более лояльным. Революцию встретил негативно. В этот период переезжает в Сергиев Посад и здесь начинает писать последнюю книгу, которая посвящена этим события «Апокалипсис нашего времени» - негативно относится к Церкви. Революция – банкротство православия. Жилось ему очень трудно. Не было средств к существованию. Все время голодал. 1919 году умирает от голода. Перед смертью Розанов пригласил православного священника, покаялся, соборовался и примирился с Церковью.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 203 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...