Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теоретический блок 4 страница. Военная добыча, захваченная во время сражений с аварами и арабами, также обогащала христианские сокровищницы



Военная добыча, захваченная во время сражений с аварами и арабами, также обогащала христианские сокровищницы, а в XI-XIII вв., важнейшим источником пополнения старых и возникновения новых сокровищниц стали Крестовые походы, особенно Четвёртый Крестовый поход, когда был взят Константинополь и разбита Византийская империя. Тогда в Европу попало огромное количество византийских ценностей. Военная добыча, полученная при этом венецианцами, легла в основу создания знаменитой сокровищницы собора Сан Марко в Венеции. Крестоносцы же отдали свою часть награбленных ценностей под залог для получения ссуды французскому королю Людовику IX Святому. Церковные сокровищницы часто посещали странствующие богомольцы, ведь паломничество было характерным явлением средневековой культуры. Существовала практика показа предметов собрания паломникам и высоким гостям. Храмы собирали, хранили и представляли предметы эпохи, которые способствовали передаче культурных традиций.

Светские коллекции формировались в виде «гардеробных» (собраний драгоценностей). Чертой коллекций было стихийное формирование коллекций. В недрах такого коллекционирование, зарождается намеренное собирание предметов по их категориям:

В Средние века, особенно в XVI веке одной из самой крупных сокровищниц была Оружейная палата в Москве (хранили оружие, доспехи, знамёна, кубки, церковную утварь, царские одежды и т.п.). Собиралась в основном с XIII по XVI века, расцвет – царствование Ивана Грозного. В начале XVII века пришла в упадок (разграблена интервентами) вследствие Смутного времени и Польского нашествия. Сохранить удалось лишь малую часть средневековой коллекции. Понятие «коллекционирование» применительно к средневековым сокровищницам, особенно на начальном этапе их развития, носит достаточно условный характер. Ведь их содержимое в значительной степени формировалось случайно и бессистемно. Оно состояло главным образом из предметов, захваченных во время войн и феодального грабежа, купленных у заезжих купцов, полученных в качестве подарка или подношения, сделанных на заказ местными ремесленниками. Но уже в эпоху классического Средневековья стала медленно, но неуклонно выкристаллизовываться такая форма аакумуляции предметов, когда вещи попадали в собрание не случайно, а подбирались намеренно в соответствии со вкусом, интересами и потребностями собирателями. Именно за таким целенаправленным коллекционированием было будущее, и хотя в полной мере этот феномен смог раскрыться только в эпоху Возрождения, его первые слабые ростки появились уже в средневековой культуре.

Самым ярким представителем нового, ещё только формирующегося типа европейских частных коллекционеров стал герцог Жан Беррийский (1340-1416 гг.), младший сын французского короля Иоанна Доброго. Страстный собиратель и щедрый меценат, герцог в соответствии со своим социальным статусов и духом времени приобретал ювелирные изделия, драгоценные камни, роскошные ковры, дорогие ткани, золотую посуду, церковную утварь. Но при этом его гардеробная, в отличии от гардеробной брата короля Карла V, была уже не просто хранилищем предметов роскоши, а помещением для коллекций тонного знатока и любителя искусства. В средневековых храмах и сокровищницах хранились и накапливались предметы, которые занимали особое место в системе ценностей эпохи и были важны для передачи культурной традиции. На основе собраний христианских реликвий, икон, картин, скульптуры, церковной утвари, а также других предметов, обладающих исторической и мемориальной значимостью, объективно осуществлялась определённая культурно-образовательная деятельность.

9. Новое коллекционирование в эпоху Возрождения

Впервые подобие музеев появлялись в Эпоху Возрождения, в Италии, во Флоренции (деятельность семейства Медичи). Музей зарождается как социально-культурная организация. Понятие «Возрождение» появилось в Италии на основе ошибочной, но широко распространенной концепции, согласно которой после гибели блестящей античной цивилизации наступила эпоха беспросветного невежества и варварства, пренебрежительно названная «средними веками». Впервые этот термин употребил в 1550 году художник Дж.Вахари, обозначив им деятельность итальянских художников XIV века. Сохраняя преемственность со средневековыми традициями, культура эпохи Возрождения, построенная на античном фундаменте, уже не укладывалась в узкие рамки сословно-корпоративных связей и церковно-аскетической морали с её отречением от земных радостей и земной красоты. Светское начало в ней уверенно заявило своё право на самостоятельное развитие, всё более независимыми от церкви становились литература, искусство, философия, наука и образование, а в системе ценностей эпохи на первый план выдвинулись идеи гуманизма.

Одним из следствий стремления ренессансной личности к познанию мира стал бурный расцвет коллекционирования. В отличие от бессистемного собирательства Средневековья, оно приобретало целенаправленный характер. В центре внимания коллекционеров оказалось античное наследие, которое считалось первоисточником знаний. Активно стало коллекционироваться античное наследие – скульптура, глиптика, монеты, рукописи и т.д. Почетное место в коллекциях стали занимать и произведения современных художников. Мощный импульс развитию коллекционирования дали Великие географические открытия, благодаря которым европейцы узнали о далеких континентах – коллекционирование этнографических материалов, флоры и фауны. Родиной коллекционирования была Италия, где в богатых виллах и дворцах собирались богатейшие коллекции. Одним из первых обладателей коллекции античных монет и медалей стал знаменитый поэт и родоначальник гуманистического движения в Италии Франческо Петрарка. Гуманист Поджо Браччолини, чья неустанная деятельность вновь открыла миру труды Витрувия, Плиния Старшего, Павсания, Филострата, питал особый интерес к древним надписям, коллекционируя наряду с античными монетами и скульптурой эпиграфические памятники.

В XVI в. в развитии коллекционирования происходят важные изменения. Владельцы ряда собраний стали демонстрировать предметы в соответствии с определенной концепцией и с учетом восприятия экспозиции сторонним зрителем. К работе над экспозициями привлекались гуманисты, художники, выдающиеся архитекторы. Так появились первые музейные учреждения, степень доступности которых зависела от воли владельца. Коллекции размещались в специально отведенных помещениях и даже зданиях, которые имели особую конструкцию. Появился интерес к мемориальным предметам и изображениям выдающихся людей. Постепенно появляются башни с часами, календарное время начинают членить, знание меняется на историческое. До этого у средневекового человека часы для и ночи менялись с течением времени года (длина дня). Италия – открытие ценности искусства, как артефакта, отсюда, стимуляция собирательства. Новая форма собирания предметов не сразу получила название «музея». В Италии они назывались «студиолло» или «гротто», в Германии – «кунсткамера» или «вундеркамера». Студиоллы при знатном роде де Эсте. Первые в помещениях без окон с росписными стенами, вдоль стен шкафы с экспонатами. Студиоллы символизировали владения графа, следовательно, идея владеющий студиоллой – владеет миром. Кунсткамеры и вундеркамеры могли быть синонимами, а могли и не быть (вундеркамера – просто удивительные вещи, а кунсткамера – вещи, созданные человеком).

В эпоху Возрождения наиболее распространенными у коллекционеров были галереи и кабинеты.

Галерея – зал удлиненной формы, одну из противоположных сторон которого прорезывал сплошной ряд окон. Простор и обилие света делали ее наиболее подходящей архитектурной постройкой для экспонирования живописи и скульптуры.

Кабинет – помещение гораздо меньших размеров, как правило, квадратной формы. Обычно в нем хранились редкости разного рода, естественно-научные образцы и произведения искусства небольшого формата. Изначально кабинетом называли ларец или шкафчик с множеством выдвижных ящиков, в которых было удобно держать документы и драгоценности. В дальнейшем, сама комната, обставленная таким типом мебели, стала называться кабинетом. В немецком языке синонимом слову «кабинет» использовалось слово «камера». Самостоятельно эти термины не употреблялись довольно редко, а входили в состав слов, как:

- мюнцкамера (монеты и медали);

- шатцкамера (ювелирные драгоценности);

- вундеркамера (редкости природы);

- кунсткамера (рукотворные редкости, произведения искусства).

Но грань между содержимым таких кабинетов носила весьма условный характер. Другие термины уже относились не к виду архитектурной постройки, а к содержимому коллекции.

Антикварий – собрание античных древностей, преимущественно скульптуры, и место для их экспонирования. Самый первый антикварий был создан на Капитолии в Риме в 1471 году римским папой Сикстом IV.

Студиоло – кабинет для гуманистических занятии, в котором, наряду с библиотекой, находились и художественные коллекции; помещение для ученого досуга. В период Ренессанса продолжали употребляться термины предшествующих эпох. Синонимом галереи была «пинакотека», если там были собраны коллекции живописи.

«Гардеробная» - сокровищница или кладовая дорогих вещей (в т.ч. и картин, как у Козимо 1 Медичи в середине XVI века).

Слово «музей», забытое в Средние века, вновь вошло в обиход, но сначала оно было синонимом слова «коллекция». 1492 г. – опись имущества флорентийского банкира Лоренцо Медичи. Его коллекция рукописей и гемм была названа музеем. Позднее музеем стали называть не только коллекцию, но и помещение, где она хранилась. Паоло Джовио на вилле Комо разместил свою коллекцию живописных портретов великих людей и назвал ее музеем – «Museum Jvianum». Каждый портрет сопровождался «Похвальным словом»- латинским текстом, содержащим краткое жизнеописание портретируемого лица. Музеями часто называли свои кабинеты итальянские естествоиспытатели. Благодаря этому за понятием «музей» в эпоху Возрождения закрепилось значение помещения, в котором на основе коллекционных образцов осуществлялась работа по изучению и интерпретации окружающего мира.

В подражание образцу жизни римских интеллектуалов, итальянские аристократы и именитые граждане создавали в своих домах специальные помещения для гуманистических занятий, чтения древних авторов и философских бесед. Изначально такие, кабинеты-студиоло включали лишь библиотеку и отличались аскетическим убранством. Но в XV веке бурное развитие коллекционирования внесло коррективы в их основную идею и предназначение. В Студиоло стали размещать коллекции художественного характера – геммы, медали, рукописи, живопись и скульптуру.

Наряду с чтением древних авторов значительная часть досуга, проводимого в кабинете, отводилась созерцанию произведений искусства и рассуждений по этому поводу.

Декоративное оформление Студиоло носило аллегорический характер согласно замыслу коллекции для выражения определенной идеи (аллегории были взяты из античной мифологии). Студиоло воспринимался как реминисценция античного мусейона.

Развитие коллекционирования постепенно меняло облик Студиоло и закладывало в них идеологические программы, как апология правительства, содержимое носило все более универсальный характер. В начале XVI века были выполнены декорации для Студиоло правительницы Мантуи Изабеллы Д’Эсте. Стены были украшены не традиционным панно, а полотнами современных живописцев, которым покровительствовала Изабелла. Сюжеты были взяты из мифологии или созданы придворными гуманистами. Студиоло Изабеллы превратилось в хранилище живописной коллекции, там же была ее личная библиотека. Скульптура из ее коллекции хранилась в отдельном помещении – Гроте под кабинетом. Самое известное Студиоло герцога Франческо I Медичи (1579 г.) было создано во флорентийском Палаццо Веккио под руководством Дж. Вазари. В соответствии с программой историка и филолога Винченцо Борини: там были изображены аллегорические образы стихий и природы.

Студиоло утратило значение помещение для ученого досуга, и там стали размещаться коллекции произведений искусства, редкостей, естественнонаучные образцы и т.д., которые хранились за глухими дверцами шкафов с аллегорическими росписями. Совокупность разных категорий предметов в сочетании с декором олицетворяла «мир в миниатюре», где сам Франческо символически выражал идею господства божественно в мире и свое место правителя и властелина. В XV-XVI вв. Студиоло эволюционировало от библиотеки и помещения для досуга до декорированной сокровищницы. Но принцип организации коллекций был таков, что не позволял считать ее одной из разновидностей музея – это было протомузейным учреждением. Отсутствовал элемент публичности – экспонаты были спрятаны за дверцами шкафов. Тем не менее, Музей, как социокультурный институт стал впервые формироваться на основе целенаправленного коллекционирования в XV-XVI вв. в Италии.

В XVI веке в развитии коллекционирования произошли важные качественные изменения. Владельцы ряда собраний стали демонстрировать отобранные ими предметы в соответствии с определённой концепцией и с учётом восприятия создаваемых экспозиций сторонним зрителям. К работе над этими экспозициями часто привлекались гуманисты, художники, выдающиеся архитекторы. Так появились первые музейные учреждения, степень доступности которых зависела исключительно от воли владельцев. Одни открывали двери только для титулованных особ и придворных художников, другие же считали возможным показывать свои экспозиции более широкому кругу лиц. Джовианский музей (Пауло Джовно – придворный медик при папском дворе) был устроен на руинах античной виллы. Музей содержал портреты исторических деятелей. Предметы делятся на 4 группы, в зависимости от заслуг персонажа. После смерти братьев Доковио в начале XVII века здание было разрушено, а коллекция разошлась по разным музеям. Всё чаще собрания имеют концепцию. Экспозиция строится с расчетом на восприятие зрителем, отсюда возникают публичные учреждения. Кабинет естествоиспытателей – источниковая база. У музея нет определённого типа постройки, это универсальный термин. Сонтенбло – новый культурный центр. Франциск I сам занимается подбором статуй и картин для своего собрания. Крупные собрания у Габсбургов (Алькасар) при дворе Рудольфа II (Прага – новый центр). Основные черты коллекций:

10. Новые функции и новые формы собраний в эпоху Нового времени

За становлением музея как социокультурного феномена, возникшего в эпоху Возрождения (XV-XVI века), последовало дальнейшее развитие коллекционирования и музейного дела в XVII-XVIII веках. Со второй половины XVII века развивается мощное духовное и культурное движение Просвещения. Это движение совпало с бурными переворотами (Тридцатилетняя война в Германии и Чехии (1618–1648 гг.), Английская буржуазная революция (1642-1649 гг.), Американская война за независимость (1776–1783 гг.) и Великая Французская революция (1789–1794 гг.). А также с мощной научно-технической промышленной, аграрной и транспортной революцией 18 века в Великобритании. В это время резко изменилось соотношение социальных сил, в первую очередь повысилась роль нового общественного слоя – буржуазии и определённых слоёв дворянства и духовенства, интересы которого отражало Просвещение. Идеи Просвещения, основанные на вере в прогресс и в силу разума, значительно повлияли на развитие музейного собирательства. Но и само коллекционирование и музейное дело в эти столетия составили одну из его существенных черт. Сущность Просвещения – утверждение естественнонаучной системы воззрений, основанных на успехах математики и механики, и признание самостоятельности человеческого разума, требующего доказательств для объяснения всего существующего. Ведущее направление этической мысли просветителей – утилитаризм, требующий согласовывать интересы личности с благополучием общества, приобщения к ценностям Просвещения всех тех, кто вне зависимости от происхождения доказал способность их восприятия своим трудом, знанием, гражданскими поступками или богатством. Просветители считали национальные и социальные различия между людьми несущественными. Популяризация достижений естественных наук и технических знаний велась просветителями в непривычных до этого масштабах. Республиканские идеи и идеи Просвещения побудили определённые слои имущих классов пойти по пути создания первых публичных музеев, доступных посетителям не только из высших, но и из других сословий. Просветительские идеи были восприняты и монархами некоторых государств. В числе предпринятых ими реформ было предоставление коллекций двора для осмотра публики в устроенных с этой целью музеях (Тоскана, Рейнский Палатинат, Саксония, Австрия).

Просвещение сосуществовало с другими мощными духовными процессами, такими, например, как Контрреформация. В связи с этим ряд католических учреждений Центральной и Западной Европы расширил свои культурные функции и устраивал картинные галереи и естественнонаучные музеи (фр. г. Безансон и Португалия). В XVII-XVIII веках повысилась роль вновь создаваемых научных учреждений нового типа – научных обществ и академий. Одна из характерных черт эпохи – это стремление к упорядоченности во всём. Поэтому в коллекциях и музеях стали преобладать составленные по возможности, в определённом порядке подлинные предметы, материальные свидетельства процессов, происходивших в природе и обществе.

В период Просвещения заметно выделились образовательные и воспитательные функции музеев. Многие из созданных в то время были рассчитаны на удовлетворение потребности развивавшегося общества европейских стран в получении образования. Видный вклад в развитие коллекционирования и музейного дела внесли педагоги того времени. Работавший в Польше чешский педагог Ян Амос Коменский и немецкий педагог Вольфганг Ратке обосновали принцип наглядности и предметности и пропагандировали включение в процесс обучения подлинных предметов как исторических и природных источников. Педагог, экономист и химик Иоганн Иоахим Бехер обосновал включение в процесс обучения собрание предметов музейного значения и создание учебных музеев и лабораторий. Директор гимназии в Готе Андреас Райгер добился введения в школах Саксен-Гота_Альтенбургского герцогства инвентаризованных музейных коллекций наглядных пособий по естествознанию для показа школьникам на уроках.

Осмыслению феномена музея в большой мере помог разбор особенностей музейного дела в работах немецких специалистов того периода (И. Д. Майор, Д. В. Моллер, Л. К. Штурм, М. Б. Валентини). Венцом теоретического осмысления феномена музея стало сочинение гамбургского коммерсанта Каспара Фридриха Е(Э)нкеля (К. Найкель) «Музеография». Он впервые применил термин «музеография». В сочинении К. Найкеля, как и в других музеографических сочинениях описываемого периода, подчёркивалось, что музеи должны служить назиданию, обучению и пользе. Термин «музеография» в данном случае означает описание музеев, их основных свойств, требований, предъявляемых к ним обществом. Социальные и научные условия времени, в которое создавались эти сочинения, не давали ещё полной возможности преобразовать описательную дисциплину музеографию в музеологию как общественную науку.

Наименование коллекций. В XVII-XVIII веках в Европе получили развитие новые формы помещений для рассредоточения и представления коллекций. Понятие «студиоло», распространённое ранее, было вытеснено из коллекционерского обихода понятием «кабинет». Под кабинетом понималось небольшое помещение, в котором находились произведения искусства или другие интересные предметы. Оно размещалось поблизости от спальни владельца замка, дворца или дома. Часто кабинеты размещали так, чтобы из них был виден сад, в угловых частях здания, в башнях или павильонах. Получили распространение кабинеты картин, для которых часто создавались картины небольших размеров. Кроме кабинетов картин создавались «мюнц-кабинеты» (от немецкого «мюнце» – монета, медаль). Среди них получил известность в начале XVIII века мюнц-кабинет герцога Саксен-Гота-Альтенбургского в замке Фриденштейн в г. Гота (Тюрингия). Французский коллекционер и гравёр А.-Ж. Дезалье д' Аржанвиль установил критерии для организации подобных кабинетов. Он дополнил их длинным списком предметов, которые могли вызвать интерес собирателя редкостей: сюда входили картины, гравюры, рисунки, книги, медали, резные камни, античные предметы, фарфор, оружие и доспехи, образцы древней и зарубежной обуви, минералы, растения и образцы животных, научный инструментарий.

С середины XVII века кабинеты становятся средством самоутверждения своих владельцев чаще, чем это было принято раньше. Их убранство становится всё более изощрённым и роскошным, они всё больше приобретают публичное значение (то есть их посещают избранные гости владельцев). В период Просвещения среди кабинетов выделились кабинеты фарфора и зеркальные кабинеты. Наиболее ранний кабинет, содержащий коллекцию дальневосточного фарфора документируется 1663 годом. Наиболее представительным был кабинет фарфоровых изделий курфюрста саксонского Фридриха-Августа I. Среди известных зеркальных кабинетов можно назвать подобные кабинеты во дворце дофина и Зеркальную галерею в королевском дворце в Версале. Также существовали кабинеты восковых фигур и панорамы, ботанические сады и зверинцы.

В период Просвещения окончательно оформились определённые типы коллекционеров и в их числе создателей и сотрудников первых музеев, которые складывались со времени Возрождения. Среди этих типов в первую очередь следует назвать антикваров (или виртуозов). Термин «антиквар» в XVII веке относился к любителю, коллекционеру и исследователю знаний об античности, античных традициях и материальных остатках. Движение антикваризма было тесно связано с археологическими раскопками и с изучением и коллекционированием предметов античного искусства. Он включал в себя также интерес к внеевропейским цивилизациям. Постепенно антиквары стали интересоваться древностями не одной только Италии, но и своих собственных стран в поисках своей этнической идентичности. Региональные поездки, «гран-туры» и посещение Италии стали популярными в среде зажиточных людей.

В XVIII веке антиквары-коллекционеры всё чаще организационно объединялись. В 1717 году было восстановлено Общество антикваров в Лондоне. Его целью было собирание и издание материалов, посвящённых «доисторическим», римским, саксонским и средневековым британским древностям. Кроме него существовали следующие объединения: Александрийская академия антикваров в римском дворце кардинала Алессандро Альбани; Академия древностей для непосвящённых в Риме; Этрусская академия в Кортоне; Общество Колумбария во Флоренции. Не меньшее значение на дальнейшее развитие коллекционирования и музейного дела оказали более внимательное, чем раньше, исследование коллекционных фондов и каталогизация коллекционных предметов, которые производились итальянскими антикварами и археологами того времени Джованни Гаэтано Боттари и Эннио Квирино Висконти. С успехами антикварных и археологических исследований начала XVIII века тесно связано открытие новых музеев. В 1734 году в Риме был открыт Капитолийский музей, а в 1745 маркиз Франческо Шипионе Маффеи предоставил в распоряжение посетителей залы своего Музея-лапидария в Вероне.

Также среди коллекционеров выделилась определённая группа лиц, лучше других умевших отличить от иных и оценить предметы коллекционного и музейного значения и, сверх того, умеющих определить время и место создания такого предмета, авторство работы. Такие люди получили название «знатоков». С XVII века знаточество развивалось как явление чрезвычайной важности в Италии и во Франции, где культурная политика министров Людовика XIV поощряла коллекционирование и в которой были созданы академические художественные учреждения. В Англии и Шотландии в XVIII веке, в связи с развитием коллекционирования, знатоки тоже стали играть большую, чем раньше роль.

В XVII веке независимо друг от друга французские исследователи искусства Авраам Босс и Роже де Пиль и итальянский художник Филиппо Бальдинуччи попытались дать определение тому, как можно отличить оригинальные произведения искусства от копий, существуют ли правила решения таких вопросов, способны ли только одни художники судить об аутентичности художественных предметов или любители искусства тоже могут отличать подлинники от копий. Они полагали, что можно составить аналитический справочник правил знаточества, который мог бы помочь коллекционерам в атрибутировании их коллекционных предметов. Необходимость связи знаточества и художественного рынка в XVIII веке была закреплена в сочинениях выходца из семьи торговцев гравюр, целиком посвятившего себя вопросам экспертизы художественных произведений, Пьера Жана Мариэтта. Он составлял классификационные описания коллекций. Он опубликовал первый художественный каталог в современном смысле слова – каталог распродажи художественных произведений богатого собрания Пьера Крозы (1741 г.). Что касается социального состава коллекционеров, то это были придворные, юристы, учёные и антиквары, духовные лица, представители мира искусств и банкиры. Во второй половине 18 века повысилось количество банкиров и буржуа в среде коллекционеров. А интерес к медалям как одному из основных предметов собирательства постепенно вытеснялся интересом к естественнонаучным предметам.

Появление художественного рынка тесно связано с возникновением коллекционирования. Распространение коллекционирования со времён Возрождения вызвало соответствующий рост количества торговцев художественными и другими предметами, в которых нуждались собиратели. Роль торговцев коллекционными предметами укрепилась в XVII веке с возникновением отличия художника от обыкновенного ремесленника, а также концепции шедевра, то есть образцово выполненного произведения, высшего достижения искусства и мастерства. Требования, предъявляемые к совершенным образцам искусства, и развитие антикваризма в XVII-XVIII веках укрепили позиции торговцев художественными произведениями как арбитров вкуса. Признанным центром художественного рынка и вывоза в другие города и страны произведений искусства долгое время была Флоренция, а затем её серьёзными соперниками становятся Фландрия и Голландия.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 247 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...