Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теоретический блок 3 страница. 70-80-е гг.: музейная революция



70-80-е гг.: музейная революция. Закрепление за музеями социальной роли. Постепенно проходила фрагментация музееведения.

3. Музеология, как научная дисциплина: стадия теории и синтеза

В 1971 г. проходит конференция ИКОМа в Гренобле и Париже «Музей на службе человека». Было признано, что собирание, хранение, изучение находятся на службе человечества и постоянного меняющегося общества. Музеи утверждаются в статусе образовательных институтов. Появление «новой музеологии». В 1976 г. в Найроби ЮНЕСКО призывает к демократизации культуры. Ромедер выпускает книгу «Методы и средства музейной работы», где предлагает рассматривать науку о коммуникациях. Необходимо развивать университетские курсы по теоретической музеологии – она всё ещё понимается как дисциплина прикладная, она эволюционировала в область независимых знаний. Музейный навык заменяется на музейное знание. Уилкомб Уошборн – представитель старых профессионалов, антрополог, иронизировал по поводу музейной профессии. Музейная работа развивается полностью из профильных дисциплин. Призвание музеологов быть источниковой базой для исследователей.

Идеи Уошборна привели к дискуссии, которая и показала элементы осмысления перехода музеологии в статус научных дисциплин. Иржи Неуступный был одним из первых, кто поставил вопрос о музеологии как об академической дисциплине. Для Неуступного музеология самостоятельная ветвь знания, музеология это объединение научных дисциплин. Музеологические дисциплины: историческая музеология, искусствоведческая. Такова позиция Неуступного в 1968 г., но позже Неуступный уступил, т.к. даже самые серьёзные из академических дисциплин изменились. Неуступный признавал музеологию некоей теорией, музеология – некая методология. Збынник Странский представлял университет города Брно и Моравский университет.

Странский также выделил несколько подходов к музееведению:

Три причины длительного формирования научной дисциплины музеология:

1. Большое количество документов, принадлежащих сходным наукам.

2. Часто отрицаются необходимость специального образования.

3. Интерес музейщиков ограничивался типом музеев, где они работают.

В 1990-х годах 90 % считали музеологию научной дисциплиной. Черты научной дисциплины: историчность; внутренняя логика научного познания; объективная социальная необходимость науки. Отсюда и особый предмет познания, собственный научный язык, собственные методы, выстраивание единой научной системы. Йово Мароевич: музиальность - это, что позволяет предмету, помещенному в пространство музея, становиться документом. Музиальность связана с культурной ролью объекта. Есть научная информация – факты, есть культурная информация – ценности. Коммуникационный подход Дункана Камерона и Айлин Хупер-Бринхилл. Идея математика Клода Шеннона, культуролога Маршала Макклюина. Передача информации: необходимы источник информации, язык (передатчик), канал передачи, приёмник, конечная цель (восприемник информации). Шеннон ввёл два новых устройства: кодирующее устройство и декодирующее (он был связистом в годы войны). Линеарность – элементы расположены в строгой последовательности. Шеннон ввёл ещё два понятия, связанных с контекстом: шум, избыточность – просто всё не будет, повторение элементов сообщения, которые устраняют коммуникационные неудачи. Когда в сообщении используется код, который мы знаем, порог шума несколько дальше. Добавлена обратная связь – от конечной цели идёт ответный сигнал. Шеннона интересует структура информации и её количество, содержательные и ценностные аспекты не затрагиваются. Идеи Маршала Макклюина: общество развивается под изменением коммуникаций, в первую очередь важно качество, влияние коммуникации на общество. Коммуникации визуальные – коммуникативная среда предопределяет характер структуры. Музеям следует больше уделять внимание живому диалогу с посетителями. Дункан Камерон пытался выявить отличие музея от других коммуникативных систем. Элементы книжной экспозиции следует избегать, через экспонаты посетитель принимает визуальную информацию, через гида получает вербальную информацию. Задача экскурсовода в том, чтобы научить посетителей музея языку вещей. Необходимо введение новых специальностей: музейных психологов, социологов и т.д.. Камерон выстраивает теорию: передатчик – музейный работник – предмет – посетитель.

Идеи Бахтина в работах по Достоевскому. Концепция диалога: адресованность высказывания, без слушателя нет и говорящего. Ролан Барт развивает эти идеи: слово не имеет значения, слово это возможность значения, каждое новое прочтение текста создаёт новое осмысление. Интертекстуальность – ссылки на чужие тексты. Купер-Гринхилл выступила с критикой идей Камерона: односторонний характер модели – передача заранее заданного сообщения. Приёмник только лишь воспринимает нечто готовое. Не только музейные сотрудники наделяют предметы смыслом, каждый зритель туда приносит свою интерпретацию. Реальность не существует, она создаётся посредством коммуникации. Имеет смысл конструирование. Это и есть конструктивизм – смысл конструируется. Знание не передаётся, оно конструируется. Ученик не пустой сосуд, он активный участник создания информации.

В современной отечественной литературе принято выделять две большие части: общая музеология (изучает закономерности развития музея как феномена) и специальная музеология (изучает закономерности профильных музеев). В рамках общей и специальной музеологии можно выделить целый ряд отдельных частей:

1. Историческая (генетическая) часть – история музейного законодательства, история самой музеологии, как научной дисциплины, история архитектуры.

2. Теоретическая часть (общая и специальная) – существует три теории: теория документирования (комплектование музейных фондов), теория тезаврирования (учёт, хранения, организация музейных фондов, обращения к предмету как к сокровищу) и теория коммуникации (включение знаний о музее в коммуникации, экспозиционная и выставочная деятельность, публикация исследований).

3. Музейное источниковедение.

4. Прикладная музеология (музеография) – включает в себя научную методику, технику музейной работы, управление музейного дела (связи с общественностью).

4. Музей: теории возникновения, модели создания, типологии

Музей (определение международного совета музеев) – постоянное некоммерческое учреждение, которое служит делу общества и его развития, доступное широкой публике, занимающиеся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонируем материальными свидетельствами о человеке и среде его обитания. Кроме музеев, этому определению соответствуют и другие учреждения (музеологические институты): Ботанические сады, частные собрания, Планетарии и т.д. Основным музейным принципом является – изымать предметы из мира, сохранив их от разрушений, чтобы выстраивать вторичные музейные системы и использовать в культурных целях. Можно выделить 4 теории возникновения музеев:

1. Субъективно-эстетическая теория – у человека есть любовь к прекрасному, человек стремиться окружить себя предметами, пробуждающие у него эстетические эмоции.

2. Биологическая теория – человеку свойственен некий коллекционный инстинкт (связан с древнейшими пластами истории – собирательство было биологическим фактором выживания человека).

3. Этимологическая теория – появление музеев связано с возникновением первых музеев в Древней Греции (образец для подражания), а затем уже в Европе и Америке.

4. Социальная теория – причину возникновения музеев видит в общественной потребности (у общества есть потребность в сохранении предметов прошлого, чтобы можно было выстроить историю развития человеческого общества).

Все эти теории связаны с общими философскими размышлениями, но любая теория подвержена критики. Есть 4 модели создания музеев, которые связаны с реальным историческим материалом:

1. Традиционная модель – подчёркивает связь музеев с коллекционированием (эти совокупности предметов позволяют передавать современникам и потомкам информацию о развитии общества). При определённых условиях коллекция может превратиться в музей. В первую очередь эта модель характерна для учреждений, которые выполняют свою основную функцию (Эрмитаж, Оружейная палата).

2. Филантропическая модель – создатель или владелец коллекции передаёт её городу, государству, учебному или религиозному учреждению с целью сделать доступной для широкого круга посетителей. Такая модель характерна для музеев в США, например, знаменитый Метрополь и Мома.

3. Революционная модель – музей возникает по декрету новой власти (в таких музеях сосредотачиваются предметы совершенно разные, изъятые у бывших владельцев). Первый музей такого рода был открыт в Париже – Лувр, музей истории Франции, созданные в 1793 году. После 1917 года в России появляются пригородные музеи под Санкт-Петербургом (Петергоф, Царское Село, Павловск и т.д.).

4. Коммерческая модель – предметы или коллекции покупаются с целью формирования музея. Яркий пример тому, создание в 18 веке Британского музея.

Типология музеев. Существуют в рамках систематизации 3 основных подхода: разделение музеев по типам, видам и профилям, каждый из которых построен в зависимости от тех критерий, которые мы выделяем главным для музеев. Принято выделять 3 типа музеев: научно-просветительские музеи (занимается в основном просветительской деятельностью), научно-исследовательские музеи (занимается в основном глубокими исследованиями в той или иной области), учебные музеи (занимается в основном образовательной деятельностью). По виду выделяется 3 вида музеев: государственные музеи (ведомственные или министерские), общественные музеи (распространён во второй половине 20 века, обычно создавались при школах, на предприятиях, при акционерных обществах), частные музеи (принадлежащие частным лицам). По профилям музеи выделяются: исторические, художественные, религиозные, естественно-научные, искусствоведческие, технические, отраслевые, комплексные музеи. В отечественной науке в середине 20 века предложили классификацию по предметам: коллекционный (создаются на основе коллекций) и ансамблевый (создаются на основе комплекса) музеи.

5. Основные мотивации создания коллекций

Коллекция: предмет должен потерять своё утилитарное значение, предмет защищён от распада и разрушения, консервация и реставрация предмета, выставлен на всеобщее обозрение в определённом пространстве, предмет – материальное воплощение картины мира. Мотивации собирательской деятельности:

  1. Сакральная – люди склонны искать контакты с высшими силами, votivus - подношение; Тодайдзи – 15-метровая статуя Будды в Нари (столица Японии в 8 веке) от императора Сёму.
  2. Экономическая (трофейная, налоговая, насильственный путь) – торговля весьма ограничена, денег ещё нет. Предметом обмена является домотканая одежда, металл в слитках и т.д.;
  3. Социальный престиж – богатство повышает социальный статус (гробница с оружием);
  4. Политическая – патриотическое значение собраний. Выставляются предметы, подчёркивающие единство людей (знамёна, оружие, трофеи, побеждённых врагов). В феодальную эпоху сложно разделить на родовые, патриотические и национальные коллекции.
  5. Единство средиземноморского и предазиатского мира.
  6. Доказательство родства с легендарными предками.

Процесс формирования собрания ценностей уходит в глубокую древность, когда собирали оружие, еду, бытовые предметы и складывали их в определённом месте. Луис Ликки в пещере Олдувай нашёл небольшие камушки зелёной лавы (предметы ещё не артефакты, но весьма любопытны для истории), такие предметы хранились, имели особую форму, достаточно глубокое измерение. Важной чертой коллекции является реставрация и консервация, а также доступность для осмотра публики. Коллекция – это не один предмет, а несколько, подобранные в определённом стиле или временном пространстве. Важно отметить тот факт, что коллекция является воплощением картины миры (невербальный нарратив). Коллекция – комплекс предметов, который подвергается определённому попечению (как правило, в закрытом помещении со специальной температурой) и предоставляется для осмотра. Музей – это всегда публичное учреждение, частная коллекция всегда останется частной, даже если намного переживёт своего создателя. И музеям и коллекциям, характерны мотивации, хотя исторические условия могут быть определяющими (одни остаются неизменными, другие меняются, в зависимости от того как меняется система ценностей). Одной из самых ранних является сакральная мотивация (вера в высшие силы), зачастую в специальных святилищах помещались предметы, которые как считалось, связывают человека с иным миром. В дальнейшем в связи с развитием религиозных убеждений, сакральные предметы, как правило, хранятся в храмах – анатем (предметы, которые преподносились божеству и имели определённую ценность).

В эпоху средневековья к этому примыкает собрание реликвий, которые связаны с определёнными преданиями и историческими событиями. В очень ранние исторические эпохи появляются храмовые комплексы, например, комплекс Сёсоин (на вершине огромная статуя Будды – 8 век н.э.), который сохранилось до сих пор. Аналогичные предметы можно найти в мусульманской и латиноамериканской культуре доколумбовой Америки. При переходе от присвающего хозяйства к производящему, возникают излишки продуктов, и появляется обмен, частная собственность, государство. Во дворцах, у военачальников, государственных служащих скапливаются излишки продукции и сокровища. В Античной Греции (начало 5 века до н.э.) много примеров переплавки серебра и других сокровищ, которые были переплавлены и на эти средство построен флот, позволивший разгромить персов в Саломинском сражении. В России во времена Северной войны по указу Петра Великого серебряные предметы и колокола были переплавлены. Богатство обладает сакральным значением (харизма или удача), соответственно и собирание ценностей является предметом харизмы.

Собирание также являлось предметом мотивации, доказывающим родственные отношения или исторические события. Политическая мотивация подчёркивает патриотическое сознание – трофеи. Например, ростры (корма и носы кораблей), панцири, мечи, знамёна, короны и т.д. В феодальную эпоху трудно провести границу между государственной, частной или национальной мотивацией. Проявление к интеграции – основание греко-македонских колоний Александром Македонским, соединение культов разных регионов. Человек довольно похож с медведем, он очень любопытен. Ещё в середине 6 веке вавилонские цари пытались раскапывать и восстанавливать отдельные здания города Ура. При дворах древневосточных царей появляются зверинцы. Мотивация собирательства как средства исследовательской деятельности (коллекции Аристотеля, на основе которой в его школе проводятся исследования, Александрийский музеон). С 17 века наступает Эпоха Просвещение и главенство эмпирической (опытной) науки. Собирательство может нести эстетическое переживание. Диалогические собрания (предметы, выставленные напоказ, передавали информацию публике) и монологические собрания (посещать или не посещать собрания – дело хозяина коллекции).

6. Античный музеон. Основные типы

Люсьен Февр: «Время потраченное на изучение этимологии слова никогда не бывает потраченным». Понятие «музей» ввели в культурный обиход человечества древние греки, однако в античном мире оно никогда не употреблялось по отношению к собранию предметов. Древнегреческое слово «мусейон» (museion) означало «место, посвящённое музам, то есть святилище муз. Слово «музей» латинского происхождения, museum начинает активно использоваться в 18 веке. Древнейший музей был Александрийский музеон, а также музеоны при Академии Платоны и Ликее Аристотеля. Чрезвычайно важным является изучение музейного принципа: сохранение предметов, коллекционирование, исследование истории собирательства. В историографии есть две точки зрения:

1. Классические музеи.

2. Многофункциональные центры (коллекции были отнюдь не обязательными для музеев, огромную роль занимает музей нового типа – образование, хранилище, исследовательские площадки).

Форм было несколько: музеон мог быть межгосударственным эллинским святилищем, музеон мог быть под контролем какого-нибудь сообщества, музеон мог находится под контролем царской власти (исполнитель завещания частного лица или инициатор организования музеона), музеон в качестве частного семейного храма. Такое многообразие форм фиксируется в эпоху эллинизма. Первые прототипы музеев – места (в основном, гроты) мифологических, легендарных и исторических героев. Часто музеоном являлись святилища, где собирались трофеи, кубки, оружие и драгоценности (пришли в упадок после распространения христианства). В долине Муз в Беотии было много статуй животных и богов, главенствовали изображения Богов: 9 муз, статуи Аполлона и Гермеса, несколько статуй Диониса (Лисиппы и Мира). Идёт процесс выделения мемориальных зон – участков памяти легендарных персонажей, богов, исторических героев. С течением времени ценителем искусства приезжают посмотреть на скульптуры, отсюда возникает необходимость путеводителя («Описание» Повсания). Поклонение предполагало проводить соревнования (агона), их основатель по преданиям – Гесиод. Участники соревновались в музыке, живописи, игре, спортивных соревнованиях. 260-220 гг. до н.э. – расцвет святилища (рост пожертвований в ходе политической борьбы), следовательно, активное заполнение ландшафта статуями и надписями. Со времён Суллы государство покровительствует святилищу, во главе стоит император. Хранитель культа – государство В частном культе – гражданин мог стать жрецом. Религиозные союзы, школы – развитие museiona, как научного сообщества. Музы-хранительницы мировой гармонии получили особое внимание в философии античности.

Museion при Академии Платона – опыты, центр здоровья, для Платона путь познания возможен сверхчувственным путём. Для него museion – сакральный центр Академии. Платон признавался сыном Аполлона, следовательно, коллекционирование предметов тут не имело значение. В святилище муз каждый день месяца совершались обряды, из числа слушателей назначался «служитель муз» и «приноситель священных жертв». Museion при Ликее Аристотеля стал местом обучения, сохраняя функции святилища. У Аристотеля не было разрыва между эмпирическим и умозрительным значением, следовательно, процесс познания непрерывен. 335 год до н.э. – Аристотель начал преподавать в Ликее – началось строительство museiona. Оно продолжалось и после смерти Аристотеля его учеником Теофрастом. В museione были и трапезная, и аудитории, и «перепад» (крытая галерея). В процессе обучения был включен мусический агон (соревнования). Процесс обучения обеспечивал формирующуюся коллекцию и библиотеку. Коллекция пополнялась дарами учеников Аристотеля – Александра Македонского (прислал с востока множество минералов, чучел животных, книг). Библиотека включала в себя литературные произведения, трактаты, записи наблюдений, альбомы и т.д. Этот museion лёг в основу создания Museiona в Александрии (всё то же + анатомический театр). 334-286 гг. до н.э. – самый плодотворный период Ликейского museiona.

Александрийский museion первый создаётся по решению властей. Он создаётся в новый период (эллинизм) в период создания монархии и создания единого средиземноморского пространства (расширились границы искусства, поступления из царской казны). Правителя государств соревнуются и в собирании коллекций (редкостей, рукописей мудрецов). Самая мощная династия Птолемеев – Египет выступал в роли свящённой земли первоначального знания, там возник самый значительный museion. 221 год до н.э. – создание Александрийского museiona. В годы Филадильфа II создаются биологический сад, при Птолемее III – библиотеки. Дары Марка Антония – последние крупные пополнения. Это было научное и сакральное объединение во главе со жрецом. В Антиохе в державе Селевкидов создавали нечто подобное. Создавали библиотеку, скорее всего museion строили по примеру Афинского центра. Museion как, частный семейный храм возник на острове Фера, учреждённый Эликмедой, пожертвовавшей средства на служение музам.

В специфику museiona объединили 4 функции:

  1. Возбуждение творческой активности в свящённом месте (создавалась особая эстетическая среда).
  2. Организация творческих соревнований для демонстрации активности.
  3. Сохранение исторической памяти, отсюда создание предметной среды.
  4. Хранить память и передавать накопленный опыт последующим поколениям.

7. Коллекционирование в эпоху античности

Музей унаследовал 2 функции: сохранение и передачу последующим поколениям. Современный музей выполняет и креативные функции. В Древней Греции и Риме были общественный и частные коллекции. Первые места коллекций – античные храмы. Там были жрецы, которые занимались не только охраной предметов, но и учётом. Составлявшиеся ими списки вещей были очень подробными, в них указывались наименования предмета, материал, из которого он изготовлен, вес, особые признаки, степень сохранности, имя бога, которому посвящён, повод и дата посвящения, имя и этническая принадлежность дарителя. Периодически, чтобы избавиться от разрушенных временем предметов и освободить место для новых поступлений, составлялись списки вещей на изъятие, утверждавшиеся советом храма. Ничего уничтожать не разрешалось. Не обладавшие художественной ценностью предметы переплавляли в слитки из золота и серебра, которые затем посвящали богам. Произведения своей прославленной живописной школы греки обычно помещали в специальные хранилища – пинакотеки. Пинаки – картины, выполненные восковыми красками на деревянных или терракотовых дощечках. Самая известная пинакотека греческого мира находилась на афинском Акрополе (437-432 гг. до н.э., архитектор Мнесикл).

Первые древнегреческие коллекции формировались стихийно, носили сакральный характер, являлись общим достоянием граждан и в силу своей природы отличались неоднородным составом. В эпоху эллинизма две династии Птолемеи и Аттомиды коллекционировали рукописи и статуи. В Александрийской библиотеке насчитывалось свыше 700 тыс. томов (папирусной бумаги). Одна из мотиваций – мотивация к престижу, это было не столько собрание Аттомидов или Птолемеев, сколько отражение мощи их империй. 3 век до н.э. – римские легионеры завоевывают Грецию и Южную Италию и активно знакомятся с греческой культурой. Первоначально предметы в Риме размещают в обычных зданиях, однако уже позже были сооружены портики, где хранились трофеи. Часть ценностей оседают во дворцах, на виллах, в домах римских полководцев. Появляются культурные коллекции в частных римских домах, начинают складываться приёмы экспонирования, размещение и презентация гостям, выделяются первые правила в этой области.

Коллекции собираются не только в сакральных зданиях, так в 148 году возникает портик Метелла – первое специальное сооружение для произведений искусства. Иметь у себя в доме или на вилле коллекцию было очень почётно (поднимает культурный статус людей). Марк Антоний – азартный коллекционер. В этот же период формируются собрания специалистами и деятелями искусства, например, кружок Сципиона (2 век). Формируется художественный рынок, появляются посредники и эксперты ценностей, отсюда возникают аукционы и выставки. Возникает острая потребность в экспертах и консультантах, так как растёт число изготовления копий, а, следовательно, и подделок. Владельцем огромного собрания картин, статуй, предметов декоративно-прикладного искусства стал, например, диктатор Рима и завоеватель Афин Корнелий Сулла, опустошивший знаменитый храм бога врачевания Асклепия в Эпидавре. Диапазон интересов римских коллекционеров отличался необычайной широтой. Почётное место в собраниях нередко занимали природные редкости и древности. Помпей Великий привёз с Востока образцы чёрного эбенового дерева, а Марк Скавр доставил из Иудеи скелет неизвестного морского животного, который молва считала останками того самого чудовища, на съедение которому предназначалась Андромеда.

Однако основная масса коллекционеров отдавала предпочтение произведениям искусства, особенно статуям и картинам. В I веке до н.э. пинакотека, или картинная галерея, входит уже в число обязательных апартаментов частного дома или виллы. Наряду со скульптурными и живописными изображениями предков, в неё помещали портреты правителей, государственных деятелей, знаменитых современников, писателей, философов минувших эпох. При выборе персоналий очень важную роль играли личный вкус и гражданские идеалы владельца галереи. Кроме статуй и картин греческих мастеров римские коллекционеры собирали вазы, кубки и другие изделия из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости или черепахового панциря, предметы обстановки из бронзы, кедра, клёна, кипариса, восточные ковры из золочёных нитей. Высоко ценились предметы из горного хрусталя и янтаря с Балтии, причём стоимость янтарной статуэтки превышала стоимость раба.

Огромное сооружение 60-х годов н.э. – Золотой дворец Нерона, где также хранилось множество ценностей (вскоре после его смерти разрушен). Грандиозность и оригинальность замысла отличала знаменитую виллу императора Адриана (117-138 гг.), построенную им на площади в 120 га в окрестностях Рима, в Тибуре (ныне Тиволи). Здесь, вдали от городского шума и суеты, были разбиты сады, воздвигнуты здания для приёмов и пиров, созданы библиотека и Морской театр. Но своеобразие и неповторимость придавали вилле воспроизведения знаменитых архитектурных сооружений и отдельных памятников, поразивших воображение Адриана во время его многочисленных путешествий по необъятным просторам Римской империи. Здесь можно было увидеть Академию Платона и Ликею Аристотеля, святилище Сераписа близ Александрии, Стоа Пойкиле, фессалийскую Темпейскую долину и т.д. Тонкий ценитель греческой культуры, Адриан украсил многочисленные постройки своей виллы множеством статуй – оригиналами и копиями прославленных шедевров греческих мастеров.

В последней трети I века н.э. обладателем одного из самых богатейших художественных собраний Рима стал храм Мира, или форум Мира, форум Веспасиана, как его стали называть впоследствии. В нём были собраны привезённые с Востока императором Веспасианом и его сыном Титом выдающиеся произведения греческого искусства, восточные редкости и священные реликвии из Иерусалимского храма. Здесь же оказались и произведения искусства из разрушенного Золотого дворца Нерона. Жемчужиной живописной коллекции храма Мира была картина Протогена «Иалис», на которой художник изобразил внука бога Солнца Гелиоса, основателя и героя-эпонима города Иалис на острове Родос. В 38 году до н.э. в Риме появилась первая публичная галерея с портретами великих людей, названная в честь её создателя «Памятниками Асиния Поллиона».

Античный мир не создал музея в привычном для нас понимании этого слова, однако отдельные элементы того, что ныне принято называть «музейной деятельностью», уже присутствовали в Древнем Риме. Складываются приёмы экспонирования и презентации предметов искусства. Создана система охраны храмов и коллекций (цензоры – учёт утвари, эдилы – контроль за состоянием общественных построек). В эпоху империи функции эдилов и цензоров переходят к 2 кураторам. Один следит за коллекцией храмов, другой следит за частными коллекциями. При Константине Великом появляется куратор храмов и куратор статуй, которые подчиняются императору. Скульптурные произведения часто располагались в садах и парках, а для отдельных строений – павильонов, гротов, беседок и укромных уголков подыскивались статуи и рельефы, которые своим сюжетом или иными характеристиками отвечали назначению данного помещения. Коллекционные предметы нередко размещались не по принципу декоративности, а несли определенную смысловую нагрузку, что было особенно характерно для загородных вилл римской интеллектуальной элиты.

8. Светские и церковные коллекции в эпоху средних веков

Главной особенностью средневековой культуры был её глубоко религиозный характер. Живопись тоже выражала главным образом библейские сюжеты и темы, на неё смотрели как на замену чтения для неграмотных. Средневековый театр был представлен религиозными процессиями и мистериями, а наиболее популярным жанром литературного произведения той эпохи стали жития святых. Три начала культуры Средневековья: античное, христианское (европейское), национальное (варварское). Распространение получили идеи символизма и неоплатонизма, следовательно, иное отношение к материальным объектам. Отношение к коллекции было как к воплощению идеи, к тому же предметы являются памятниками прошлого, они интересны своей историей. Античное искусство воспринималось негативно. Вещи становятся реликвиями, свидетелями эпохи. Средневековый человек встречался с искусством главным образом в храме. Человека той поры притягивали яркие и сверкающие вещи, ведь их цвет ассоциировался с Богом и Светом как символом божественного Спасения. Поэтому предметы культа старались создавать из дорогих и редких материалов – золота, серебра, драгоценных камней, перламутра, янтаря.

Сокровища церкви могли храниться в обычных закрытых шкафах, но чаще всего находились в специальном помещении. Это могла быть особая комната рядом с алтарём или пристройка к храму, а в монастырях – отдельное здание. Церковно-славянское название этих строений – ризница, место для хранения церковной утвари и риз, т.е. облачений священнослужителей. На рубеже V-VI вв. Теодорих назначает хранителя художественной сокровищницы. Начинают формироваться церковные и частные сокровищницы с IV-VI вв. При Карле Великом (768-814 гг.) значительно увеличилось число храмов, монастырей, сокровищниц (за счёт расширения территорий Каролингского государства и покорения новых народов). Институт частного коллекционирования в эпоху раннего средневековья начинает исчезать и сменяется на церковные сокровищницы. Реликвии, артефакты и сокровища стали хранить в церквях (первая появилась в городе Люнце).





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 470 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...