Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Выставочная деятельность музея – программы адресованные запросам экскурсантов



Говоря об истории музея, мы, безусловно, подразумеваем всегда то, что деятельность любой организации «задается» выбранной ею миссией.

Миссия музея вполне оправдывает его существование и заслуживает внимания как со стороны стороннего наблюдателя, – посетителя, ученых, исследователей – всех, кого волнует прошлое, настоящее и кто нацелен в будущее, так и людей, непосредственно служащих этой самой миссии – сотрудников музея.

Учитывая все исторические аспекты миссии нашего музея, остановимся подробно на одном – программы, адресованные публике.

Программы, адресованные публике (ПАП), охватывают всю деятельность музея, направленную на расширение музейной аудитории и привлечение публики к более активному взаимодействию с музеем. Они обогащают опыт посетителя, доставляют ему удовольствие и расширяют его представления, привлекают новых посетителей и вызывают желание вновь сюда вернуться. Две характеристики управления ПАП особенно важны для подготовки успешных музейных программ XXI века – внимание к запросам публики и творческий подход. Музейные программы создаются для людей.

Необходимо отметить, что одной из самых важных составляющих в музейных программах являются выставки. Обратимся немного к истории, т.к. выставочная деятельность Пятигорского краеведческого музея уже имеет свою историю. Целенаправленно, но может быть, хаотично, музей занимается выставками с 1975 г., С этого времени появляются дополнительные площади – выставочный зал площадью 80 м2. Выставочная работа выделяется с этого времени в отдельное направление деятельности музея и становится самой популярной формой работы с посетителем.

Выставки – главная площадка взаимодействия музея с публикой. Действительно, об успехе или неудаче музея публика чаще всего судит по его выставочной программе. Выставочная политика и процесс подготовки выставок – важнейшие средства управления выставочной программой, которые необходимо использовать администрации музея.

Выставочная политика сформирована руководством музея во взаимодействии с музеями края, региона, страны. В постсоветский период деятельность музейной сети края, как, впрочем, и других отраслей культуры, была мало кому интересна. Постоянные, зачастую бессменные экспозиции привлекали незначительную часть населения. Поэтому начались поиски новых форм работы с посетителями. Для персонала всегда очень важно понимать приоритеты выставочной программы – например, сочетание научности выставок с их привлекательностью для посетителя, предпочтение выставок местного, регионального, национального или международного значения и, наконец, уровень готовности музея к расширению доступа публики к его коллекциям посредством ротации экспонатов и проведения региональных выставок. С начала 90-х гг. изменилась в связи с этим структура музеев края – вводились в строй выставочные залы (от 50-ти до 350 м2). А в концепции дальнейшего развития музейного дела в Ставропольском крае на период до 2000 г. было признано целесообразным создавать при каждом музее выставочный зал, для систематического показа выставок, как из собственных собраний, так и привозных.

Такая система начала действовать в Ставропольском объединенном краеведческом музее, в музеях Пятигорья. В течение года в каждом из 14 филиалов Ставропольского государственного объединения сменяется до 4-6 выставок, что, с одной стороны, повышает интерес посетителей к музею, а с другой – увеличивает оборот показа музейных предметов. С этого момента произошло важнейшее изменение в жизни музеев – появилось стремление к большей открытости, к взаимодействию не только со специалистами, но и с широкой публикой, готовности использовать их знания и опыт.

Так что система выставочной деятельности в музеях края сформирована 20-летним опытом работы в этой области. Руководством музея постепенно сформирована выставочная политика, которая и определила главные приоритеты, идеологию представления объектов, количество, частоту, размеры и тематику временных экспозиций.

Реализация выставочных программ свидетельствует ныне о результативности и верности выбранного направления. Как результат, выставки – одно из важнейших направлений деятельности, характеризующих роль музея в культурной жизни края.

Если в регионах, ориентированных в значительной степени на приезжего туриста, музеи могут обходиться меньшим числом выставок, то для музеев, ориентированных на местных жителей, выставки являются одной из форм поддержания постоянной связи с посетителями, привлечения их в музей, поддержания интереса социума к музею, отклика на актуальные проблемы, события и явления жизни.

Выставки дают возможность показать широкой публике и ввести в научный оборот фонды, что является одной из важнейших, к тому же специфически музейных форм публикации научной работы коллектива. Определив основные принципы выставочной политики, которых должны придерживаться сотрудники музея, необходимо решать сложнейшие задачи и проблемы согласования компетентности музея в своей области и его открытости при планировании и проектировании выставок. Ведь выставка «...есть среда общения, а для музея она еще и главное средство общения с публикой. Чтобы сделать это общение плодотворнее, приходится не только мобилизовать все ресурсы самого музея, но и все чаще привлекать дополнительные ресурсы извне. Процесс подготовки выставок объединяет все сложившиеся в музее на данный момент способы координации ресурсов, для того, чтобы обеспечить своевременное открытие выставок, выполнение их бюджета и достойный уровень качества».

Как это удается сделать Пятигорскому краеведческому музею, видно из приведенного анализа выставочной работы музея.

Мы можем в какой-то степени проследить эффективность выставочной деятельности музея в указанный период и динамику роста посещаемости выставок, время ее неустойчивого состояния. Анализ статистических данных позволяет считать, что выставки для музея являются основой успешной деятельности.

Планирование выставок является одним из главных факторов успеха в работе музея. Четко составленный план выставок, с учетом потребностей музея, посетителей, выставок социального заказа дает возможность ежегодно удерживать выставочную деятельность на лидирующих позициях по сравнению с другими видами работы музея.

Выставка служит основным источником привлечения внебюджетных средств и основной доходной частью в сфере обслуживания посетителей музея.

Сопутствующие услуги на выставке (фото-, видеосъемка, реализация печатной и сувенирной продукции) – это дополнительный фактор успешной работы проекта. Разнообразие, разноплановость выставок приводит к активации процесса привлечения посетителя.

Пользуются популярностью выставки созерцательного типа, характерного, в основном, для художественных галерей. Такие выставки рассчитаны на эстетическое восприятие, а если экспозиция «живая» («Чудеса аквариума»), не характерная для краеведческого музея, то успех, даже при недостаточно отработанной PR-компании, обеспечен.

Посетитель, потребитель музейного продукта, также является залогом успешной работы выставки. Формы работы с посетителями настолько разнообразны, насколько индивидуальны (начиная с приветствия и далее – встречи, экскурсионного обслуживания, и заканчивая прощанием, надеждой на следующую встречу). И, ссылаясь на опыт работы, можно отметить, что посетитель и является главным средством рекламы выставки. Если выставка понравилась посетителям с первой недели ее работы, то успех ее будущей деятельности обеспечен.

Музейный специалист по оценке (или внешний эксперт, приглашенный по договору) оценивает теперь «общее впечатление» посетителя выставки. Наиболее эффективно его можно оценить, вернувшись к первоначальному плану-проспекту и посмотрев, действительно ли выставка «сообщает» посетителю то, что планировалось. Результаты оценки представляются директору и выставочному отделу, который на основе совокупного опыта многих проектных групп разрабатывает общие рекомендации по организации выставок – важный документ, призванный высвободить творческий потенциал проектных команд будущих выставок.

Итак, выставка для музея – это главный маркетинговый инструмент. Благодаря выставкам все отделы могут «отойти» от своей стационарной экспозиции и показать что-то новое, необычное путем создания временной экспозиции.

Фонды, являясь самым стабильным отделом в музее, имеют возможность показать свои раритеты, коллекции, последние поступления посредством создания выставки на ту или другую тему; происходит движе­ние фондового материала, активизируется открытость музея для посетителя. Выставки дают возможность вести научно-просветительскую работу, комплектовать коллекции сообразно тем потребностям, которые сложились к этому времени в музее. Библиотека музея с помощью выставки показывает разнообразие собранного за все годы работы печатного материала. В процессе подготовки и работы выставки в музее ведется научно-исследовательская деятельность. С помощью периодических изданий, научных публикаций, различных информационных технологий возникает интерес не только к выставочному проекту, но и к музею в целом.

Выставка предполагает не только разнообразие форм работы с посетителем, но и привлечение организаций (научных учреждений) к проведению конференций, семинаров, круглых столов и т.п.

Выставка позволяет определить приоритеты развития, разработать программные мероприятия музейной деятельности края. При постоянной смене выставок ведется разнообразная экскурсионно-методическая работа, разрабатываются темы экскурсий, лекций, учебных программ, ведется профессиональная учеба молодых специалистов.

Информационно-техническое обеспечение выставок позволяет привлечь более широкий круг посетителей. В процессе работы выставок осуществляется творческое, методическое и практическое содружество музея и общеобразовательных учреждений города и края, турфирм.

Выставки, особенно социального заказа, предполагают организацию, проведение и участие в культурных, общественно-политических и музейно-краеведческих акциях и мероприятиях к знаменательным датам и памятным событиям.

С помощью выставок музей ведет активную культурно-шефскую и благотворительную деятельность, военно-шефскую работу. Все это в итоге ведет к популяризации краеведческих материалов, коллекций, музейных предметов и в целом музейной деятельности.

Таким образом – выставки способствуют выполнению выбранной музеем миссии, используя свой краеведческий потенциал, руководствуясь научно-просветительскими целями, работая в современных условиях, используя новые формы работы, создавая новый продукт, сделать так, чтобы он (продукт) был не только востребован конкретным потребителем, но и привлекал к себе все большее внимание потенциального посетителя.

Таким образом:

- деятельность Пятигорского краеведческого музея в сфере социально-культурного сервиса достаточно обширна и типична для большинства музеев краеведческого профиля;

- музей поддерживает научные, выставочные, творческие связи с музеями Северного Кавказа (проводит региональные научно-практические конференции, круглые столы, фестивали, выставки);

- материалы музея служат источниковой базой для исследователей (ученых, экскурсоводов, архитекторов и т.д.);

- активная выставочная деятельность музея является важным средством услуг в сфере социально-культурных запросов жителей региона.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 2773 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...