Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Информационная концепция виртуальной реальности



Отталкиваясь от общепринятого понимания Универсума, как некоторой абстракции, представляющей собой совокупность актуального и потенциального бытия, диссертант анализирует возможность построения картины мира, соответствующей уровню практически освоенного Универсума - информационной Среде. Сам Универсум предлагается анализировать не только на трех общепринятых уровнях (абиотическом, биотическом и социальном), но и на дополнительно выделенных: психическом и техническом. В результате информационная картина мира характеризуется как составляющая современного мировоззрения, культуры (духовный образ информационного аспекта мира); дисциплины, всесторонне изучающие информационную реальность, создают «научную картину информационной реальности», а философия составляет основу синтеза научного и вненаучного знания об информационной реальности Универсума; информационная картина мира не противопоставляется вещественно-энергетической, она достраивает и дополняет ее, создавая общую картину мира.

Информационная концепция виртуальной реальности оказывается необходимым элементом информационной картины мира, основным концептом которой является понятие информация. Автор считает правомерным использование атрибутивной концепции, где информация определена как отраженное_р азнообразие в качестве общенаучной (А.Д. Урсул) и философской (Ю.Ф. Абрамов, В.Б. Гухман) категорий. Исходя из важнейшего сущностного свойства информации - способности проявлять себя только в процессе взаимодействия1, автор делает предположение, что вне взаимодействия информация (неотраженное разнообразие) также существует, но не актуально, а виртуально. Аналогично предлагается определить и способы существования двух других составляющих мироздания: возможность / действительность (вещество) и потенциальность / кинетичность (энергия). Употребление данных категорий в узком смысле не отменяет, а дополняет их общепринятое философское содержание. В результате определения виртуальности ка к спос оба существов ан ия разнообразия вне взаимодейс твия, т.е. в закодированном (пассивном) состоянии, появляется возможность введения


'Абрамов Ю. Ф. Картина мира и информация. - Иркутск, 1988; Пушкин В.Г., Урсул А. Д. Информатика, кибернетика, интеллект. - Кишинев,1989; Гухман В.Б. Философия информационного подхода. — Тверь, 2000; Лисин А.И. Является ли идеальная по своей природе информация «троянским конем» материалистической философии? // Философия и будущее цивилизации: Тез. докл. и выступлений IV Российского философского конгресса. В 5 т. Т 1 - М 2005.- С. 730-731.


дополнительных понятий: виртуация и информационный виртуал, смысл которых аналогичен понятийному ряду для энергетической составляющей: потенциальность, потенция, энергетический потенциал.

Виртуация и информация, как полярные способы существования разнообразия, образуют два вида реальности: виртуальную и информационную, единство которых может быть представлено в категории виртуально-информационная реальность — взаимосвязь существования разнообразия в активном и пассивном состояниях.

Концепция виртуально-информационной реальности позволяет расширить понятие Универсума и определить его как совокупность потенциально-кинетической, возможно-действительной и виртуально-информационной реальностей, что приводит к пониманию его как единства пассивного и активного бытия, представленного спектром состояний своих составляющих. Анализ виртуально-информационной реальности на всех уровнях организации Универсума позволит обосновать универсальность вводимого понятия и внести определенный вклад в построение информационной картины мира, адекватной уровню создаваемой Человеком информационной Среды Универсума.

Дальнейшее исследование виртуально-информационной реальности строится на анализе следующих отношений, возникающих на каждом уровне Универсума: 1) виртуальная реальность и виртуация, как явление; 2) информационная реальность и информация, как явление; 3) виртуально-информационная реальность как основа взаимного перехода виртуации и информации, виртуальной и информационной реальностей; 4) место информационной реальности в Универсуме; 5) место виртуальной реальности в Универсуме; 6) отношение виртуальной и информационной реальностей; 7) виртуально-информационная реальность в системе Универсума.

§2. Виртуально-информационная реальность абиотического н биотического уровней Универсума. Абиотический уровень организации Универсума включает в себя системы неживой природы, где имеют место законосообразные взаимодействия, единичным субстратом которых является тело.

В поисках места абиотической виртуально-информационной реальности в типологии бытия, автор обращается к современным работам. Например, В.И. Фалько рассматривает материальную, идеальную, психическую и информационную формы наличного бытия и виды виртуальной реальности: а) физическую, б) психологическую, в) математическую, г) информационную - компьютерные и медиативные имитации и си­муляции1. В этой и других аналогичных типологиях информационная и виртуальная реальности оказываются тождественными, что затрудняет ее

' Фалько В.И. Типология реальностей //Философские науки. -2005.- №8.-С. 119-120.


использование. Поэтому выбор был сделан на типологии информационной реальности, в основании которой лежит уровень организации материи1, что и позволило выделить в ней абиотическую, биотическую, психическую, техническую и социальную информационные реальности. На базе полученной типологии выделяются соответствующие виды виртуально-информационной реальности. Абиотическая виртуально-информационная реальность представляет собой низший вид бытия в данной типологии.

Результаты исследований А.Н. Колмогорова и его учеников показывают, что качественная специфика и своеобразие различных уровней строения материи объясняется тем, что элементарные объекты различных уровней несут с собой и различное количество информации2. Развивая эту идею, диссертант делает следующее предооложение^Челове^Ьказывается одной

из реализованных возможностей, поте нциальн остей и виртуальностей Вселенной^ тогда как таковых существует бесконечное множество. Бесконечно большой информационный виртуал микромира уменьшается по мере воплощения микрообъектов в макрообъекты, которые, оформляясь, приобретают и ограничения в информационной емкости. Только потеряв форму, например, с наступлением биологической смерти организма, эти возможности снова будут возрастать. Но это не означает, что оформленное тело приобретает конечную информационную емкость. Она так же огромна, т.к. все равно состоит из микрочастиц. Получается, что человек не создает информацию, а только учится извлекать, девиртуализировать ее и адаптировать к уровнкГсвоёго понимания, тем самым ограничивая ее в объеме. Именно этим и объясняется тот факт, что до социального уровня доходит лишь незначительная доля информационной емкости абиотической реальности Универсума, которая и находится относительно человеческого сознания в виде виртуальной реальности, т.е. закодированного, неотраженного разнообразия — виртуации. По мере усложнения уровней Универсума, информационная емкость его объектов уменьшается, т.е. уменьшается количественная компонента информации, тогда как качественная, наоборот, возрастает.

Согласно информационной концепции виртуальной реальности, можно говорить о виртуально-информационной составляющей микрочастиц, т.к. их структура является своеобразной матрицей памяти, причем бесконечно большой емкости (информационный виртуал). При взаимодействии виртуация переходит в информацию (перестройка структуры под воздействием "информационных процессов), а виртуальная реальность в информационную. Абиотическая виртуально-информационная реальность является частью реальности объективной, ибо информационные процессы

' Абрамов Ю. Ф. Картина мира и информация (философские очерки). - Иркутск, 1988. - С. 153. Колмогоров А.Н., Тихомиров В.М. е-Энтропия и е-емкость множеств в функциональных пространствах. Успехи математических наук Т. XIV, вып. 2. - М., 1959.


«до психического» уровня не достигают качества субъективной реальности.

Среди работ, посвященных исследованию виртуальной реальности практически нет таких, где бы последняя анализировалась как биологический феномен. Однако даже информационный код ДНК позволяет сделать предположение о том, что информация на уровне биотического должна существовать и как виртуация. Вероятно, подобные процессы и описывались в трудах Н. Кузанского и Гегеля, когда речь шла о растении, содержащемся в семени.

Исходя из информационной концепции виртуальной реальности, следует, что биологическая эволюция может рассматриваться как эволюция способов извлечения и обработки информации из виртуации между абиотическим и биотическим, что и приводит к усложнению организации и функций живых организмов. Иными словами, «научаясь» девиртуализировать необходимую информацию все новых видов для своего жизнеобеспечения, живое усложняет свою структуру. Виртуация и ее информационный виртуал могут стать ключом при объяснении наличия информации до возникновения адекватных материальных структур, т.к. само определение информации как нечто актуального, обналиченного противоречит данной ситуации. Особенностью виртуально-информационной реальности биотического уровня оказывается уменьшение информационной емкости абиотической информации, т.к. определенный организм - это одна из реализовавшихся возможностей абиотического мира; увеличение видового и функционального разнообразия информации; уменьшение доли виртуации по сравнению с долей информации - более активное использование последней для самоорганизации.

§3. Виртуально-информационная реальность психического уровня Универсума. Психика, являясь промежуточным звеном между биотическим и социальным уровнями в Универсуме, требует специального рассмотрения. В качестве единичного субстрата психики можно выделить рефлекс или образ, в зависимости от направления и уровня психологического исследования. В работах Д.И. Дубровского обосновывается информационная природа психического, где «... явления субъективной реальности могут интерпретироваться в качестве информации»1, что берется за основу обоснования информационной природы психической виртуальной реальности человека.

Обращаясь к истории понятия идеальное, автор отмечает, что оно имеет достаточно широкий спектр значений: как вид объективной реальности (А.Ф. Лосев, М.А. Лившиц); как субъективная реальность (Д.И. Дубровский); как объективированные мыслительные формы (Э.В.

1 Дубровский Д.И. Субъективная реальность и мозг // Философия и будущее цивилизации: Тез. докл. и выступлений IV Российского филос. конгр. В 5 т. Т.1. - М., 2005. — С. 253.


22

Ильенков), что оказывается практически полной аналогией современной интерпретации виртуального1. Однако, если идеальное - эта информация, ставшая достоянием психики (сознание), преобразованная в знание (Д.И. Дубровский), то виртуальное всегда определяется как скрытое, готовое к актуализации. Поэтому, идеа льная р_ еальшсгь.- это вид информационной реальности, разворачивающейся на базе сознания, когда информация предстает как социально-психический феномен, зн ание. Виртуальная же реальность - это вся совокупность разнообразия, не доступного сознанию. Идеальное и виртуальное не синонимы, а различные способы существования информации в поле сознания.

Информационная концепция виртуальной реальности позволяет определить понятие «информационный виртуал» психики как уровень количества и качества запасенной информации, который она использует при реализации информационных процессов. Понятие виртуальной реальности как существование неотраженного разнообразия можно использовать при описании и тех процессов, которые изучает сегодня вненаучное знание2, что позволит избежать отождествления виртуальной и субъективной реальностей, существующее в современной литературе3. Говоря о виртуально-информационном взаимовоздействии внешнего и внутреннего миров, телепатию, например, можно интерпретировать как процесс девиртуализации разнообразия, т.е. превращение его в психическую информацию и взаимодействие на уровне психической информационной реальности.

Особенностями виртуально-информационной реальности психического уровня являются: значительное увеличение видового разнообразия информации; доля информации возрастает относительно виртуации по сравнению с биотическим уровнем; появление нового уровня психического - сознания, которое способно работать с достаточно

1 Сравним: «виртуальная реальность является формой объективированного существования»
(Орехов СИ. Виртуальная реальность: исследование онтологических и коммуникационных
основ: А/р дисс...д.ф.н.:09.00.01. - Омск, 2002. — С. 20.) с понятием идеального у Э.В.
Ильенкова; или «сознание виртуально по своей природе» (Сергиенко Н.Л. Сознание и
культура: анализ смысловой организации: А/р. дисс...д.ф.н.:24.00.01. - Краснодар, 2002.), т.е.
оно уже не идеально! В Новой философской энциклопедии (М., 2000), есть статьи
«Виртуальность» и «Виртуальная реальность», но нет статьи «идеальное».

2 Ярцев В.В. Свойство человека объединять энергией и информацией клетки своего
физического тела // Сознание и физическая реальность. — Т. 3. - № 4. - 1998. — С. 52 — 58;
Акимов А.Е. Сборник статей. Сознание и физический мир. Вып. 2. - М., 1997. -! 43 с.

3 Сравним: «...как психическое явление, виртуальная реальность оказывает влияние на работу
всего организма...под ее воздействием могут изменяться давление, сердечный ритм и
потоотделение, напрягаются мышцы» (Иконникова Н.И. К проблеме взаимодетерминации
способов бытия человека // Философские науки. - 2003. - № 8. - С. 133) и «Явление
субъективной реальности способно выступать причиной телесных изменений в качестве
информационной причины» (Дубровский Д.И. Субъективная реальность и мозг // Философия и
будущее цивилизации: тез. докл. и выступл. IV Российск. филос. конгр. В 5 т. Т.1. - М., 2005. -
С. 253).


ограниченной по объему актуальной информацией, в результате создаются и многочисленные, не имеющие ранее места способ кодирования информации; расширяется поле сознания, что происходит за счет развития способностей девиртуализировать информацию других слоев психики, а так же более низких и более высоких уровней организации материи; на уровне психического, особенно у человека информационное состояние начинает доминировать над вещественно-энергическим.

В заключение сопоставляются интерпретации понятий «виртуальное», «идеальное», «информация», существующие в социально-гуманитарной литературе, что наглядно демонстрирует поле пересечения их содержания, выявляя причины отождествления этих понятий.

§4. Виртуально-информационная реальность технического и
социального уровней Универсума.
Техносфера общества как элемента
Универсума — это, прежде всего, вид реальности, которьщможно назвать
технической, где единичным субстратом является^ртефакт^как единица
искусственного. ~

Наиболее интересной и важной для понятия сущности виртуально-информационной реальности технического уровня оказывается инфосистема человек - компьютер, где взаимодействие человека с компьютерными системами рассматривается как информационный процесс. Машина работает с машинными кодами (сигналами) и это своего рода виртуально-информационная реальность. Для человека машинные коды есть виртуальная реальность, которая превращается в источник информации только благодаря информационному взаимодействию на уровне его сознания. Техника приобретает способность взаимодействовать с человеком на информационном уровне, а не только на операциональном. Вот в чем ее принципиальное отличие от техники прошлых веков. Ко мпьютерная техника создает не материальные объекты, а

инфоршищшшые, способные^ испол нять ро ль_реального челошмся_ в_

социальном взаимодействии. Именно данный аспект оказался вне зоны исследований, как в области философии техники, так и в социальной философии. Одна из причин, вероятно, это определение виртуальной реальности как возможного, выдуманного мира, реальности неизвестного происхождения. Информационная концепция виртуальной реальности позволяет избежать отождествления виртуальной реальности с реальностью технической, определяя виртуально-информационный аспект техники.

В целом можно выделить следующие особенности виртуально-информационной реальности технического уровня Универсума: техническая реальность может быть отнесена к абиотическому уровню и тогда она наследует все особенности виртуально-информационной реальности этого уровня; техника социальна, она способна имитировать


психическое состояние человека и участвовать в информационных процессах в качестве имитатора человека как субъекта; информационная реальность технического уровня получает возможность взаимодействовать с информационной реальностью всех уровней Универсума, но ей не доступно информационное взаимодействие «на равных» с психической реальностью человека, тогда как механизмы воздействия на нее она уже освоила и продолжает их совершенствовать; информация технического уровня оказывается доступной сознанию человека, он способен ее девиртуализировать, что резко уменьшает ее количественный аспект и повышает качественный, но сама техника остается к подобному факту безразличной.

Переходя к социальному уровню Универсума, следует отметить, что его субстратом является человек и как родовое понятие он начинается там, где социальное переходит границы естественного, приобретая статус искусственного. Анализ многочисленных работ", где разрабатывается '"понятие социальной виртуальной реальности, показал, что в них термины «виртуальное» и «социальное» употребляются чаще всего как синонимы. Информационная концепция виртуальной реальности позволяет развести данные понятия.

Учитывая, что знак есть минимальный носитель языковой информации (В.П. Руднев), следует признать, что символическая и знаковая составляющие сознания оказываются видом информации, которую принято называть социальной, тогда как последняя и определяет содержание социальной реальности. Социальная реальность вне социального взаимодействия существует как ^ющгуальная^ реальность, например, культура как социальный код, общественные отношения, социальные институты и др] юлько в процессе актуализации общественных отношений через деятельность и общение, сознание в информационном взаимодействии девиртуализирует социальный код, превращая его в информацию. Подобное применение категории социальной виртуально-информационной реальности может в некоторой степени соотнести веберовское понимание социальных структур как категорий определенных видов совместной деятельности людей и дюркгеймовское признание автономности социальной реальности, существующей вне человека. Именно как виртуально-информационная составляющая социальной реальности может быть представлена и символическая реальность (М. Кастельс, В.М. Розин).

Особенностями виртуально-информационной реальности социального уровня оказываются: появление принципиально нового вида информации -социальной и ее виртуализации — культурного кода; возникновение виртуальных отношений - общественных, которые, актуализируясь, превращаются в различные виды социального взаимодействия, основой которых является информационный процесс.


В данной главе показано, что особый способ существования
информации оказывается родовым для: виртуальных частиц — виртуальное
существование природ ного ко да _ (абиотический мир); белковых тел —
виртуальное существование генетического кода (биотический мир),
психики - виртуальное существование нейро динамического кода
(психический мир), техники - виртуальное существование машинного кода
(технический мир), социума - виртуальное существование социального
кода (социальный мир). —— "--------------

Применение информационного подхода к понятию виртуальной реальности позволило показать, что содержательная близость понятий «идеальное», «психическое», «социальное», «техническое» и даже «физическое» объясняется наличием в каждом из этих феноменов родового признака — виртуально-информационного состояния.

ТРЕТЬЯ ГЛАВА «Виртуально-информационная реальность и перспективы развития общества». Основная идея заключается в раскрытии взаимосвязи изменений, происходящих в различных сферах информационного общества в условиях виртуально-информационной реальности. Исследование основано на гипотезе о единстве видов социального взаимодействия, социальной реальности и структуры общества.

§ 1. Информационное компьютеризированное взаимодействие как
социально-технический феномен.
Разработка понятия

компьютеризированного взаимодействия базировалась на общепринятых
положениях теории деятельности, где «взаимодействие» выступает
системообразующей категорией в общении, деятельности и

коммуникации; коммуникация является неотъемлемой частью как деятельности, так и общения, их необходимым, но недостаточным условием; видовое развитие социального взаимодействия находится в прямой зависимости от структуры общества и общественных отношений.

Исходя из общего понимания информационного взаимодействия как отношений, в которые вступают участники инфопроцесса1, диссертант, строя его типологию на основе уровней организации Универсума, получает следующие определения: информационное социальное взаимодействие - это отношения, в которые вступают участники информационного процесса в информационной реальности. Информационное компьютеризированное взаимодействие — это социально-техническое информационное взаимодействие, реализация которого происходит с применением компьютеров.

Анализ работ, посвященных исследованию отношений «человек -компьютер» (Ю.Д. Бабаева, Е.П. Белинская, А.Е. Войскунский, O.K. Тихомиров и др.) показал, что в них отсутствует типологический и

1 Коган В.З. Теория информационного взаимодействия: Философско-социологические очерки. - Новосибирск, 1991. - С. 6 - 7.


структурный анализ таких видов взаимодействия, как компьютеризированная деятельность, общение и коммуникация. Подход к подобным аспектам социально-технического взаимодействия только как к опосредованным формам общения и деятельности явно недостаточен. Поэтому предлагается рассматривать их как новые самостоятельные виды взаимодействия и разрабатываются следующие понятия: Информационная деятельность - это целесообразное взаимодействие субъекта с информационными объектами в информационной реальности. Информационная компьютеризированная деятельность — это целесообразное взаимодействие субъекта с информационными объектами в компьютерной информационной реальности. Ин формационное общение - это целесообразное взаимодействие субъекта с информационными квазисубъектами в информационной реальности. Информационное компьютеризированное общение — это целесообразное взаимодействие субъекта с информационными квазисубъектами в компьютерной информационной реальности. Информационная коммуника ция — это реализация информационных процессов в информационной реальности. Информационная компьютерная коммуникация — это реализация информационных процессов в компьютерной информационной реальности.

Чтобы раскрыть специфику представленных видов

компьютеризированного взаимодействия, была рассмотрена их структура, которая строилась на основе восьми взаимосвязанных компонентов1, что позволило сформулировать не только определения, но и типологию для каждого из них. Например, информационный компьютерный квазисубъект общения - это информационный объект, созданный компьютерной виртуально-информационной реальностью, способный исполнять роль субъекта общения в этой реальности. Типологизировать квазисубъекты можно: по типу виртуально-информационнбй реальности, которая его создает (абиотический, биотический, психический и т.д.); по степени субъектности (функциональная, эмоциональная, интеллектуальная и др. модели субъекта); по природе происхождения (естественный, искусственный и др.). Само компьютеризированное общение делится на виды: общение реального человека (социальный субъект) со своей собственной информационной моделью (квазисубъектом) Я и Я', с моделью другого человека Я и Ты', с моделью социальной группы Я и Они'; коммуникация между информационными квазисубъектами: Я' и Другой'; Я' и Они'; Мы' и Другие'.

Специфика информационного компьютеризированного взаимодействия заключается в следующем: 1. Так как оно основано на социальной информации, а его реализация возможна лишь на базе технической

1 Антропономия. (Общая теория человека). - Нижний Новгород, 1991. - С. 114.


системы, то данный вид взаимодействия можно назвать социально-техническим; 2. Являясь основой формирования компьютерной виртуально-информационной реальности, этот вид взаимодействия оказался и механизмом интеграции всех видов виртуально-информационной реальности Универсума. 3. Виртуально-информационный способ существования его элементов, обеспечивает реальному субъекту взаимодействие с виртуально-информационной реальностью Универсума. 4. Основной причиной влияния компьютеризированного взаимодействия на социальные субъекты оказалось наличие в его составе информационных квазисубъектов, способных обладать различной степенью субъектности и исполнять роль социального субъекта. 5. Являясь основой компьютерной виртуально-информационной реальности, компьютеризированное взаимодействие приводит к интеграции трех видов человеческого бытия: деятельности, общения и коммуникации, превращая их в единый информационный процесс, исключая из него межличностное взаимодействие между реальными партнерами (социальными субъектами).

Выявленная специфика компьютеризированного взаимодействия заставила с необходимостью обратиться к анализу возможных изменений, происходящих в обществе под воздействием виртуально-информационной реальности и компьютеризированного социально-технического взаимодействия, что и составило предмет исследования следующих разделов.

§ 2. Виртуально-информационная реальность в духовной сфере информационного общества. Анализируя соотношения между различными сферными моделями общества (отечественными и зарубежными), автор приходит к выводу, что инфосфера (Э. Тоффлер) и духовная сфера (B.C. Барулин) нетождественны, т.к. не все элементы инфосферы можно считать духовными. Духовная сфера общества, образованная многочисленными формами общественного сознания, включает в себя различные типы духовной деятельности, которые создают институализированные подсистемы общества. Духовность является качественным приращением информационной сферы общества, оставаясь при этом ее составляющей. Инфосферу общества можно определить как информационную реальность социального уровня. Тогда элементами ее станут компоненты социального информационного взаимодействия.

В информационном обществе информационная сфера, становясь мощной материальной силой, характеризуется не столько наличием промышленности, сельского хозяйства или сферы услуг, сколько их информационной взаимосвязью друг с другом. Виртуально-информационная реальность при этом способна не только удовлетворить растущие потребности в области науки и образования, но и способствовать их дальнейшему росту, что порождает проблему постоянной подготовки


28

высококвалифицированных кадров, способных вступать в информационное компьютеризированное взаимодействие.

В компьютеризированном взаимодействии, являющемся основой информационного общества, возможно одностороннее воздействие не только на личностное сознание, но и на массовое. Так, Ж.-Ф. Лиотар критикует масс-медиа за мистификацию общественного сознания, порождение мифов и иллюзий1. Виртуально-информационная реальность обедняет духовную сторону жизни общества за счет создания «культурной индустрии», в результате чего формируется усредненный «массовый человек». Инфосфера становится ведущей и определяющей в развитии общества, оставляя все меньше места для духовного роста и развития.

В информационном компьютеризированном взаимодействии социальные субъекты всех уровней попадают в зависимость от компьютерных форм субъектности, возникают различные виды информационного насилия: когда темпы и объемы приобретения человеком знаний превышают его биологические возможности; втягивание человека в массовую культуру против его воли, при воздействии на психику через механизмы бессознательного; когда информация используется как фактор идеологического внушения, формирующий самосознание", информационный терроризм и другие преступления.

Одной из основных причин как негативных, так и позитивных социальных последствий внедрения виртуально-информационной реальности в духовную сферу общества, диссертант считает отсутствие исследований существующих в ней ^ква зисубъектов с в ысокш^степенью субъект ности. Идея о появлении новых типов субъекта была высказана В.И. Вернадским еще в первой половине прошлого века: «Объективно существующая направленность развития не может прекратиться, ограничившись (завершившись) на человеке, характеризующемся далеко не совершенной природой....Он служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, будут иметь будущее»2. Если учесть, что информационные квазисубъекты искусственного происхождения никогд^н^; будут обладать духовностью, то вывод напрашивается сам собой...

§ 3. Виртуально-информационная реальность в экономической сфере информационного общества. Экономическую сферу можно представить как область общественных отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления результатов человеческой деятельности, а также эффективности использования имеющихся ресурсов. Ее структура включает в качестве важнейших

Lyotard J.-F. Answering question: What is postmodernism // Innovation. Renovtion: New perspectives on the humanities. Madison, 1983. Вернадский В.И. Размышления натуралиста: Научная мысль как планетное явление. Кн. 2. —

М, 1977.-С. 55.


компонентов труд как комплексное социальное явление, способ производства материальных благ и механизм функционирования экономической сферы в целом.

Принципиально новым элементом производительных сил в условиях компьютеризированного взаимодействия является информационный квазисубъект, вытесняющий реальных людей из сферы производства за счет интеллектуализации техники, которая способна облегчить умственный труд человека. Но при этом нарастает тенденция превращения его труда в работу, т.е. в труд за вычетом творчества. Зависимость общества от технического потенциала постоянно возрастает, что и делает его уязвимым, зависимым от мира техники.

В условиях виртуально-информационной реальности все элементы социального взаимодействия приобретают информационный характер, т.е. формируется информационная индустрия, где схема: «Деньги — Товар — Деньги'» меняется на схему: «Инфор мационный образ денег -Информационный образ товара — Информационный образ "денег'». ИнформацияГ^ используемая как экономический ^ресзфс^становится предметом массового потребления. Информационная экономика, вызывая рост индустрии потребления, требует усиления эксплуатации природных ресурсов. В настоящее время только в^Германии на п оддержание миллионов п риборов в со стоянии stand-by трат ится энергия, вырабатыва емая одной атомной электростанцией1. В результате меняется соотношение между— секторами экономики: сфера услуг и потребления преобладает над промышленностью и сельским хозяйством.

Информация, являясь формой собственности, и производство, основанное на информационных технологиях, меняют производственные отношения. В сфере производства возникает информационное неравенство, которое перерастает в экономическое и социальное неравенство, происходит международное разделение труда, включающее процессы технологического, интеллектуального и культурного обмена2. Неуклонно возрастает различие технологического потенциала разных стран, что может привести к неустойчивости как внутри отдельно взятого общества, так и всей цивилизации.

В результате структурной перестройки в сфере материального производства возникает «сетевой» тип_гп5едприятия, на базе которого создаются условия для глобализации мировой экономил^ и все большего ее отчуждения от человека. В^культурном смысле^сетьу негативна. Она разрушает культуру единиц сети, «давая взамен» эфемерную, многоликую, неуловимую, виртуально-информационную сетевую культуру, которая не

1 Левина И. Устойчивое развитие и информационное общество: тенденции, проблемы,
противоречия // Философские науки. - 2004. -№ 9. - С. 12.

2 Зуев А. «Виртуальная демократия» в опасности // Свободная мысль-ХХ1. - 2004. - № 5. - С.

77.


может кристаллизироваться в культурное ядро, поскольку это лишает сеть
основного преимущества - гибкости и приспособляемости к
моментальным изменениям ситуации. Сеть оказывает размывающее
влияние на самобытность культур, становясь информационным
квазисубъектом, превращается в самостоятельную силу. Такая
' бездуховная субъ ектность может стать серьезной опасностью для
духовности социального субъекта. '

Таким образом, виртуально-информационная реальность способна кардинально изменить как техносферу, так и экосферу Универсума, что в свою очередь влияет и на стабильность всей системы «Человек -Универсум». Основной причиной подобных грандиозных изменений оказывается именно увеличение доли информационного компьютеризированного взаимодействия в Универсуме, в котором без человека и его творений (информационных квазисубъектов) существует определенный баланс между различными уровнями. Человек получает возможность на информационном уровне внедряться в естество природы, дестабилизируя тем самым естественный процесс эволюции.

§ 4. Виртуально—информационная реальность в социально-политической сфере информационного общества. Элементами социосферы являются компоненты социального взаимодействия: социальные субъекты, объекты, средства, среда и т.д. Сфера политических отношений дополняет социосферу, образуя социально-политическую сферу общества. Виртуально-информационная реальность вносит серьезные изменения как в социальные, так и в политические отношения информационного общества.

Анализ показал, что в социосфере происходит информационная
стратификация, на базе которой формируются новые виды социальных
субъектов: информационные квазисубъекты, сетевые сообщества
различного уровня. Подобный процесс можно рассматривать как процесс
самоорганизации информационного общества, когда вся система
стремится занять устойчивое положение путем изменения как
составляющих ее элементов, так и взаимосвязей между ними. Однако
многие авторы считают, что подобная социальная дифференциация в
обществе способствует развитию процесса обособленности,
индивидуализации, разобщения людей, высвобождению их из
традиционных семейных отношений1. Действительно, в условиях
экспансии виртуально-информационной реальности происходит
стандартизация и унификация форм существования, поскольку все
вступают в компьютеризированное взаимодействие с одними и теми же
информационными объектами и квазисубъектами, запрограммированными
на единые модели поведения. Люди приобретают некий

1 Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М., 2000. - С. 132.


вненациональный, внекультурный, внеклассовый, внесемейный способ существования. Они оказываются в обществе, лишенном общности.

Диссертант показывает, что социальная виртуально-информационная
реальность, как и социальная реальность (П. Бергер, Т. Лукман),
подвергается конструированию, становясь гораздо более мощным
инструментом хабитуализации (опривычивания) ряда значений для масс
через компьютеризированное взаимодействие. При этом

«опривычиваются» как положительные, так и отрицательные социальные явления: приоритетность образования и вместе с тем насилие, вульгарность; борьба за «информационное» выживание и стремление к «информационному» обогащению и т.д. Типизация проявляется в повышающейся мобильности общества, появлении новых социальных субъектов. Институционализация выражается в появлении новых социальных институтов, в частности Интернета. Процесс легитимизации также имеет место быть, т.к. новое поколение уже социализируется в условиях виртуально-информационной реальности, принимая как данность новые социальные институты и общности, производя на свет новые значения. Получается, что структура общества изменяется на всех уровнях: и на уровне субъективного, и на уровне объективного, и на уровне интерсубъективно-объективного.

Информационное компьютеризированное взаимодействие не только
транснационально, но оно и «анационально». С одной стороны,
преодоление географических и этнических границ выстраивает диалог
мировоззрений, повышает уровень взаимопонимания между людьми и дает
возможность человечеству объединиться для решения глобальных
проблем. С другой стороны, возникает ■ опасность утраты
самоидентичности этносов. Более того, с момента своего появления
компьютеры всегда служили наращиванию военной мощи той или иной
страны, делая цивилизацию полигоном гонки вооружения. Все чаще
исследователи пишут о создании информационного оружия и
возрастающей угрозе информационных войн^Г" " " "" ~~

Теоретически, в ходе социальных трансформаций, связанных с внедрением виртуально-информационной реальности во все сферы общества,^"йс^^дарствЬ* все меньше должно вмешиваться в личную, общественную и духовную жизнь своих граждан, но вместе с тем все более настойчиво выполнять функцию социальной защиты людей. Однако в последние два десятилетия XX века почти во всех западных странах ситуация с социальной защитой становится неблагоприятной, и она

'Самохвалова В.И. Информационные войны: культура против человека // Полигнозис. - 2002. -№ 1; Голубев А.Н. Драма глобализации: информационный аспект // Полигнозис. - 2004. - № 2. -С. 93.


продолжает ухудшаться1. Определенная доля ответственности выпадает и на виртуально-информационную реальность. В частности, не

оправдываются надежды, связанные с тем, что информатизация всех сфер жизни общества создаст новые рабочие места: ни принадлежность к профессиональной или какой-либо возрастной группе, ни квалификация не могут гарантировать постоянную занятость. Значит, доступность образования, которую обеспечивает виртуально-информационная реальность, создает проблемы иного уровня — диплом ничего не обещает, но без него ни о каком трудоустройстве говорить не приходится. Несовершенными оказываются информационно-правовые отношения, имеющие важное значение для всей социально-политической сферы общества.

Резюмируя, можно констатировать, что новый вид социального взаимодействия в обществе способствует переходу всей социальной системы на принципиально иной уровень развития, который принято называть информационным. Виртуально-информационная реальность, делая общество открытым для инноваций, способствует перестройке каждой его сферы и всего социального организма в целом. Наиболее существенными оказываются процессы глобализации, которые могут быть эффективными в решении одних проблем, порождая при этом другие, еще более сложные,

Внедрение виртуально-информационной реальности в систему «Человек - Универсум» трансформирует не только реальность, в которой живет и действует человек, но и его самого. Что ожидает человека как индивидуальность, как личность в реальности, где основной формой социальной коммуникации оказывается не межли чностное общение, а ко мпьютеризированное взаимодейств ие? Каковы причины возможных изменений: использование новых средств деятельности и общения или все-таки превращение этих средств в новые формы субъектности, которые все настойчивее претендуют на равноправие с человеком в социальном взаимодействии?

В ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЕ «Виртуально-информационная реальность и перспективы развития Человека» исследуется новый вид с оциализации личности, возникающий в компьютерной виртуально-информационной реальности, механизмы ее воздействия на человека, причины и последствия изменений, которые она способна внести в структуру личности.

§1. Информационно-компьютерная социализация личности. Стало трюизмом говорить, что индивид в процессе развития движется от потенциального человека к индивидуальности и от неё к личности, которая рассматривается как действующий субъект, т.е. как социально-активный

Силичев Д. А. Социальные последствия перехода от индустриализма и модерна к постиндустриализму и постмодерну // Вопросы философии. - 2005. - № 7. - С. 16 - 17.


человек. В понимании существующих форм социализации личности диссертант придерживается концепции Л.Л. Зеленова, Л.В. Филипповой и Ю.А. Лебедева, где она представляется как интегральный трехуровневый процесс, являющийся важнейшим механизмом педагогической деятельности: идентификация (становление ^Человека); индивидуализация (становление_^_^^нд1гаид^альности); пе рсонификация " ^становление Личности).

TlpoGecc идентификации раскрывает «врастание» индивида в общество, освоение им достижений материальной и духовной культуры. Естественно это не означает, что процесс развития человека в реальной жизни действительно разложен на такие качественные ступени, каждая из которых только и соответствует своему состоянию. В живой жизни всё сложнее, т.к. в процессе идентификации происходят процессы и индивидуализации, и персонализации, одновременно. Индивидуализация позволяет проанализировать обретение человеком индивидуальности, т.е. неповторимости. Если и дентификация потенциального человека доводит его до уровня всеобщего^делает его « как все», то индивидуализация позволяет ему обрести самого себя. Персонализация интегрирует обе предшествующие ступени, превращая Человека в творца, созидателя. В личности, как в фокусе, собирается весь процесс социализации. Это и человеческое в Человеке, и его Индивидуальность, и, наконец, активная реализация в деятельности всего того, что было усвоено на предшествующих ступенях. Социализация — это не механическая передача суммы знаний, умений и установок. Процесс включения в современный поток информации из прошлого носит сугубо селективный характер, в ходе которого с помощью трех функций педагогической деятельности (образование, обучение, воспитание) формируется информационная, операционная и мотивационная подсистемы человека.

Внедрение информационного компьютеризированного взаимодействия в процесс социализации личности способствует образованию нового ее вида — информационной компьютерной социализации, имеющей определенную специфику по сравнению с традиционной формой передачи социального опыта. Согласно культурно-исторической теории деятельности, разработанной школой Л.С. Выготского, существенным стимулом для психического развития является внешне орудийная деятельность человека. Наибольшее значение в своих теоретических построениях он отводил именно семиотическим орудиям деятельности -(^знакам^ Современные информационные технологии оказались в ряду подобных знаковых систем. Поэтому логику становления личности можно выстроить в цепочку взаимосвязанных явлений: ц ивилиза ция - ку льтура - знаков ые средст ва

' Зеленое Л.А. Становление личности. - Горький, 1989. - С. 27; Филиппова Л.В., Лебедев Ю.А. Социальная педагогика как интегративная наука о личности. - Пермь, 1992. - С. 86. 2 Выготский Л.С. Собр. Соч. В 6 т. - М, 1982 - 1984.


деятельности - психика человека - личность - социум - цивилизация. Понятно, что изменение всех перечисленных элементов, составляющих систему социализации, зависит от изменения каждого элемента. Первое, на что следует обратить внимание - это та форма социального взаимодействия, которая оказывается в основе процесса социализации в период существования различных цивилизаци й (архаическая, аграрная, индустриальная, информационная). Второе - ^качественные ^и количественные изменения Социальной информации, лежащей в основе социального взаимодействия. И, третье, — это изменение информационных процессов, без которых невозможна циркуляция социальной информации, а, следовательно, и существование социального взаимодействия. Таким образом, получается очередная подсистема: социальное взаимодействие - социальная информаци я - информационные процессы - социализация личности - социальное взаимодейств ие.

Информационная компьютерная социализация личности, происходящая в поле виртуально-информационной реальности, осуществляется с помощью функций педагогической деятельности, которые в основе своей имеют информационное компьютеризированное взаимодействие: компьютеризированные образование, обучение и воспитание. Именно здесь и заключается основная проблема современного этапа развития общественных систем, когда различные ф ормы социализации личности начинают не только сосуществовать, но и конфликтовать между собой, внося свои коррективы как в структуру личности, так и в общественную систему. Чтобы увидеть те перспективы, а вместе с ними и проблемы, которые несет с собой виртуально-информационная реальность для человека, необходимо раскрыть механизмы ее воздействия на весь процесс становления личности.

§ 2. Виртуально-информационная реальность и становление Человека. При анализе данного этапа становления личности мы опирались на периодизацию детства, где () идентификацию можно соотнести с возрастом человека примерно до 7 лет. Л.С. Выготский показал, что в основе развития ребенка оказывается смена типов деятельности. Согласно А.Н. Леонтьеву, ведущая деятельность обусловливает главнейшие изменения особенностей ребенка в том или ином периоде развития.

Важным моментом оказывается тот факт, что основные информационные навыки человек получает в процессе освоения речевой и письменной деятельности. Что принципиально нового может внести в данные процессы виртуально-информационная реальность? Ведущей деятельностью в период идентификации являетс я игра. Сегодня все активнее на смену карандашу и бумаге, кубикам 'и мозаике, приходят ^компьютерные программьь^Они привлекательны для ребенка, так как

Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990. - С. 9 - 10.


красочны, музыкальны, включают элементы мультипликации. Однако для
их использования требуется умение и понимание логики компьютерных
операций и их последовательности, из которой и складывается игровое
действие. Но известно, что эти навыки не могут быть сформированы без
соответствующего уровня развития сенсомоторных навыков. В.А.
Сухомлинский писал: «Истоки спосс»бностеи^Гдаровании^детЪй - на
кончиках их пальцев»'. Следовательно, в этом случае нарушается
"■ природныйПцйкл развития человека, что можно назвать своеобразным «г—
актом насилия над психикой личности. с ^

"Лишив ребёнка "воз^южности^ощущать любимую игрушку^-тшстать страницы красочной книжки, слышать реальный голос родных и близких, мы погружаем его с раннего возраста в информационный мир. Хорошо известно, например, что телесный контакт родителей с ребенком является одним из существеннейших факторов формирования личности человека. Более того, (духовное начало в человеке произрастает только на основе усвоения определенных традиций телесной культуры. Очевидно также, что без «живых примеров» родителей и близких людей крайне затрудняется выработка моральных критериев поведения. Оставляя детей наедине с компьютером, мы обрекаем их на восприятие мира не эмоциями и чувствами, а разумом, который еще не способен правильно оценивать ситуацию. При этом формируется дематериализованный мир, заменяющий реальный мир, к взаимодействию с которым приспособлены и психика, и тело человека. Возникает ^^опасность^ того, что ребенок будет идентифицировать себя не с* близкими людьми или с человеческим обществом, а с компьютерным квазисубъектом. Появится проблема, аналогичная проблеме «маугли», с той лишь разницей, что дети будут воспитаны не в волчьей стае, а в «стае информационных квазисубъектов».

Наверное, найдутся сторонникитого мнения, что, утратив потребность в наличии самого реального мира, человек в будущем перестанет нуждаться и в формировании способности общаться, и в идентифицировании себя с человеческим родом. A.M. Горький говорил, что в каждом человеке скрыт бубенчик, и если его затронуть, человек зазвучит всем лучшим, что в нем есть. Лишая ребенка возможности учиться общаться в кругу себе подобных, мы можем оказаться перед тем фактом, когда не будет нужды затрагивать эти самые бубенчики, потому что их просто не останется. И если это станет нормой для всего человечества, то, конечно, не стоит и беспокоиться по этому поводу.

В данном разделе, анализируя последствия информационно-компьютерной социализации на самом раннем этапе становления личности, мы пришли к тому, что подобная социализация неизбежно влечет за собой трансформацию человеческой сущности. Если известное

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. -Киев, 1973. - С. 258.



высказывание, утверждающее о том, что ребенка можно воспитывать до 5 лет, а после 5 только перевоспитывать, верно, то становится очевидным -идентификация, осуществляющаяся в виртуально-информационной реальности, с необходимостью предполагает в нем и индивидуализацию. Иначе стресс, связанный с насилием при раннем обучении компьютеризированному взаимодействию, вызывающий практически необратимые психические изменения, сменится новым стрессом -невостребованностью навыков, приобретенных столь дорогой ценой. Но и дальнейшая социализация на базе виртуально-информационной реальности — это путь к следующему этапу деформации личностных качеств, а значит новый стресс.

§3. Виртуально-информационная реальность и становление Индивидуальности. Если в процессе идентификации ребенок неосознанно подражает тем, кто его окружает, то индивидуализация требует от него не механического повторения, а творческого преобразования получаемой информации, когда весь социальный опыт предшествующих поколений осваивается избирательно.

Компьютеризированное образование в условиях виртуально-информационной реальности имеет массу положительных сторон: дифференцированный и индивидуальный подход, доступность, непрерывность, эффективность, широкие возможности самообразования и др. Но есть и другое мнение: современные электронные виртуал ьные реальности однозначно пр иводят к безумию, возникновениюjng3O(^peHHH, к тому,4 что школьники перестают ценить живое общение и живого учителя. Частичная или полная замена межличностного общения в

процессе на взаимодействие с компьютерными несет серьезную угрозу повышения социальной индивида. Стремление образования

образовательном квазисубъектами отчужденности

с помощью

компьютеризированного образования вернуть педагогической деятельности интерактивность еще более отдаляет друг от друга субъектов педагогической деятельности, происходит потеря индивидуальных качеств, которые отфильтровываются компьютерными средами. Наиболее серьезные опасения вызывает тот факт, что подобное образование вынуждает человека с раннего детства отдавать предпочтение компьютеризированному взаимодействию, в результате чего там же происходит и воспитание.

Св рспитани §>- это, прежде всего, длительный процесс формирования установок, цен ностных ориентац ии, убеждений человека. В киберпространстве у детей и подростков изменяется мотивация деятельности. Познавательный мотив может переходить в хакерство,

Воронов А.И. Обзор материалов симпозиума, не вошедших в сборник // ВР как феномен научно-технической культуры. - СПб., 1995. - С. 89; Громыко Н.В. Интернет и постмодернизм - их значение для современного образования // Вопросы философии. - 2002. - № 2. - С. 176.


'. 37

которое становится модным стилем поведения для подростков1. Дело в

том, что в роли источника ценностных ориентации оказывается не

реальный человек, а его двойник - информационный квазисубъект, образ и

стиль поведения которого могут быть какими угодно, т.к. они ^це.

' регулируются м оральными или иными социальными нормами.

! Компьютерные квазисубъекты превращают процесс человеческого

j общения в стандартизированные приемы «обезличенных» ценностных

| ориентации, в набор рациональных клише, разрушая мир человеческой

! йультуры. Вседозволенность, безнаказанность и анонимность приводят к

] зависимости от Интернет-общения2, а чрезмерное увлечение

] компьютерными играми — к переносу опыта поведения в них на стиль

■ поведения в реальной жизни3. Среди причин множественного
> конструирования «фиктивных личностей» в компьютеризированном

■ взаимодействии выделяется компенсаторная мотивация, т.е. стремление
человека компенсировать недостатки традиционной или реальной

, социализации4, что приводит не к формированию необходимых

: личностных качеств, а к симуляц ии данного процесса.

I Анализируя образование и воспитание в виртуально-информационной

i реальности, приходится констатировать, что современный человек должен

< уметь осуществлять поиск и обработку информации, необходимой для

i принятия верного решения и для оптимальной ориентации в потоках

j информации. Наибольшую тревогу у психологов вызывает проблема

; одаренности детей и подростков в освоении компьютеризированной

деятельности5. Эти дети в меньшей степени, чем их одноклассники,

нуждаются в помощи взрослых. Именно поэтому одаренные дети

вынуждены больше общаться с компьютерными квазисубъектами, нежели

i с реальными людьми, т.к. они чаще всего испытывают дискомфорт и

j непонимание среди сверстников, а также отсутствие должного внимания

со стороны педагогов.

Таким образом, компьютеризация образования, обучения и воспитания требует серьезнейших исследований со стороны педагогов, психологов, социологов и философов, т.к. до сих пор этим проблемам не уделяется

1 Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность //
Гуманитарные исследования в Интернете. - М., 2000. - С. 12.

2 Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств:
Автореф. дис...канд. мед. наук: 14.00.18.-Новосибирск,2004.-Сб.

3 Turkle Sh. Parallel lives: working on identity in virtual space // Constructing the self in a mediated
world: inquiries in social construction. N.Y., 1996; Семпси Дж. Псибернетическая психология:
обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред
(MUD) в киберпространстве // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е.
Войскунского. - М., 2000.

4 Young К. S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder // CyberPsychology and
Behavior.-1998.-№3(1).

Бабаева Ю.Д. Одаренные дети и компьютеры // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М, 2000. - С. 246 - 248.


должного внимания.

§4. Виртуально-информационная реальность и становление Личности. Если в период индивидуализации человек преобразует в себе социальные знания (образование), опыт (обучение) и ценностные установки (воспитание), сообразуясь со своей био-психо-социо индивидуальностью, то в период персонализации ему предстоит реализовывать полученные знания, умения и установки.

Известно, что вся жизнь человека сопровождается изменениями социальных статусов и социальных ролей, приобретением нового и утратой прежнего, трансформациями привычек и образа жизни. Наиболее распространенной социальной ролью, где проявляется и реализуется индивидуальность человека — это роль, выполняемая в семье. Что принципиально нового дает в этом случае виртуально-информационная реальность? Перенос семейных отношений в киберпространство, с одной стороны, может оказать психологическую помощь, но в большинстве случаев способствуют разрушению семьи, заменяя реальный процесс в оспитания детей на его си муляци ю1. Эти и многие другие проблемы могут усугубиться, если дальнейшее развитие информационных технологий будет идти в направлении максимального удовлетворения человеческих потребностей.

Уже сегодня в большинстве случаев на протяжении рабочего дня индивид вынужден вступать в компьютеризированное взаимодействие, что приводит к формированию характерных черт личности: необычно высокая с тепень фа ктуального мышления, неспособность к^ чувствам, любовь к эффективности и скорости, недостаток симпатии к окружающим, нетегшимость_к_ неясности человеч^кого11Оведеш1я"й'оШцанй¥Гчастичная потеря интуиции и творческих способностей, патологическая любовь к порядку, требование предсказуемости от окружающих2. В период персонализации наиболее существенную роль продолжает играть процесс самообразования, что еще больше увеличивает интенсификацию компьютеризированного взаимодействия.

Трудности, связанные с проблемами реализации человека в профессиональной деятельности с помощью виртуально-информационной реальности, начинают решаться через поиск новых возможностей досуга и отдыха, каковым и оказывается игровая деятельность и коммуникация в компьютерной информационной реальности. В результате тенденция нарастания патологической зависимости от виртуально-информационной реальности имеет место уже сейчас и не только в подростковой среде, но и

Suler J. Mom, Dad, Computer. Transference Reactions to Computers. Rider University, 1998.

Цит. по: А. Эмерсон, Ч. Форбс Вторжение компьютерной культуры // Информационная технология, экономика, культура/Сборник обзоров и рефератов. Сер. Информация, наука, общество. - М., 1995. - С. 129 - 130.


среди взрослых людей, т.к. возникает опасность массового поражения1.

В результате развития виртуально-информационной реальности человек сливается с компьютером на уровне биологии и физиологии. Так, в США подготовлен долгосрочный прогноз развития на период до 2030 года, в котором к 2017 году намечен серийный выпуск биокомпьютеров, встроенных в живые организмы2. Собственно, проблема, поднятая нами -проёлешР~ замены диалога между реальными субъектами на взаимодействие реального и квазисубъектов, получает свое дальнейшее развитие, когда физически исчезает и сам реальный субъект: «Современный цивилизационный кризис разрешится за счет появления «странного» субъекта с производственно созданным телом, а также обретения субъективности «второй» (искусственной средой), с которой этот странный субъект вступит в субъект-субъектные отношения»3. Возникает вопрос: личность ли формируется в компьютерной виртуально-информационной реальности или какое-то иное «нечто»? «Персона(ж). — пишет В.А. Кутырев, — эмпи£иде^1шй^аднцитг_личности, обозначающий то, что от нее осталось после вычета телесности и в ыпа дения из реальны х со циальных связе й»4. В самом деле, проанализировав реальную ситуацию, используя конкретный материал социологии и психологии, можно допустить, что идеи современных футурологов все больше получают шансов стать действительностью.

Итак, можно видеть, что виртуально-информационная реальность, становясь основным механизмом социализации, оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на формирование личности. Она_щлотняет с оциальное врем я, что становится необходимым фактором для адаптации индивида к быстро меняющимся социальным условиям. Однако это уплотнение происходит в большей степени за счет сокращения доли непосредственного общения. Это, в свою очередь, разрушает реальное соседство людей, к которому приспособлен человеческий организм биологически, физически и психически за всю многовековую историю своего развития. Виртуально-информационная реальность лишает человека права учиться жизни в ^общении и формировать самосознание в привычных для него условиях, что не может не сказаться на его психике; она предоставляет возможность для индивидуального развития личности, но вместе с тем лишает ее индивидуализации за счет шаблонного машинного видения мира. Информационное компьютеризированное взаимодействие открывает

1 Young К. Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction-And a Winning Strategy for Recovery (John Wiley & Sons, 1998).

Алексеев А.С. Информационные ресурсы и технологии начала XXI века // Эко. — 2000. - № 6. -С. 84-100.

Назаретян А. Беспределен ли человек? (Еще раз о гуманизме и его паллиативах) // Общественные науки и современность. - 1992. —№5. —С. 176 — 183.

Кутырев В.А. От какого наследства мы не отказываемся // Человек. - 2005. - № 2. - СП.


другие пути для распространения новых способов познания, но вместе с тем угрожает и пагубным влиянием на сознание и психику человека. Выход один - не позволять виртуально-информационной реальности сделать процесс социализации личности неуправляемым и бесконтрольным со стороны социальных институтов общества.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 888 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.043 с)...