Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Положении, выносимые на защиту



1. Общенаучный и философский статус понятий «виртуальная
реальность», «информационная реальность» и «виртуально-
информационная реальность» объективно взаимообусловлены тем, что: а)
они междисциплинарны, относятся к общенаучным категориям, но
одновременно имеют продуктивное философское содержание; б) уровень,
глубина, объем и темпы исследования этих понятий отражаются в
современной картине мира; в) философская система рефлексии бытия
объектов, обозначаемых этими понятиями, для своей доказательности
нуждается в опоре на соответствующее научное знание.

2. Смыслы понятий «виртуальное» и «виртуальная реальность»,
используемые в современной науке и философии не имеют
самостоятельного значения и дублируют такие понятия как:
«возможность» и «возможные миры», «потенция» и энергия, идеальное и
идеальная реальность, психическое и психическая реальность,
субъективное и субъективная реальность, социальное и социальная
реальность.

3. Родовой признак виртуальных объектов - это сп особ существования
инфор мационной составляющей в закодированном виде, что позволяет
обнаружить виртуальную реальность на всех уровнях Универсума.

4. Виртуально-информационная реальность - есть диалектическое
единство двух видов реальности: информационной и виртуальной, одна из
которых образована информацией (отраженное разнообразие) и
существует актуально, т.е. только в процессе взаимодействия, а другая
виртуацией (разнообразие), существующей виртуально, т.е. вне процесса
взаимодействия.

5. Понятие виртуально-информационной реальности конкретизируется
через выделение пяти основных ее видов: абиотической, биотической,
психической, технической и социальной.

6. Понятие Универсума необходимо расширить за счет введения в его
определение способов существования трех основных составляющих
мироздания: вещества (возможность и действительность), энергии
(потенциальность и кинетичность) и информации (виртуальность и
актуальность), сохраняя при этом употребление перечисленных категорий
в широком (философском) и узком (научном) смысле.

7. Для дальнейшего исследования феномена «информация» необходимо
ввести дополнительные понятия: виртуация, виртуальность,
информационный виртуал в значениях, аналогичных понятийному ряду,
существующему для энергии: потенция, потенциальность, энергетический


потенциал, соблюдая возможность употребления данных терминов как в узком, так и в широком смыслах.

8. На основе виртуально-информационной реальности на социальном
уровне организации Универсума формируется информационное
компьютеризированное взаимодействие как новый вид социально-
технического взаимодействия, специфика которого заключается в
информационной сущности всех его основных компонентов, появлении
нового вида субъекта — информационно-компьютерного квазисубъекта и
отсутствии в нем общения и деятельности реальных социальных
субъектов.

9. Под воздействием виртуально-информационной реальности
происходят изменения социальной системы, последствия которых имеют
амбивалентный характер. Одной из основных причин изменений во всех
сферах информационного общества оказывается превращение
традиционных форм социального взаимодействия в
компьютеризированные, где человеческое сознание получает возможность
прямого информационного взаимодействия с квазисубъектами, а
квазисубъекты получают доступ прямого воздействия на человеческую
психику и сознание, как индивидуальное, так и массовое.

10. Основной причиной изменений, происходящих в структуре
личности, оказываются не столько информационные технологии,
используемые человеком в качестве средств общения и деятельности,
сколько создаваемые ими информационные квазисубъекты, способные
вытеснять из процесса социализации личности реального субъекта.

11. Под воздействием виртуально-информационной реальности
происходит трансформация всех элементов системы «Универсум —
Человек» и связей между ними. Основной причиной оказывается
нарушение баланса между темпами практического освоения
информационной реальности и адекватностью ее духовного освоения —
построением соответствующей картины мира. Возникает необходимость
всестороннего исследования виртуально-информационной реальности
Универсума.

Теоретическое и практическое значение работы. Материалы диссертации позволяют сформулировать и по-новому понять философские проблемы реальности, бытия, идеального, субъективного, социального, информации. Это, в свою очередь, задает определенный вектор научному и философскому направлению развития виртуально-информационной проблематики, которое может быть в дальнейшем реализовано в естественнонаучном, социальном, техническом и гуманитарном аспектах.

Результаты исследования могут быть использованы при чтении курсов «История и философия науки», «Философские проблемы информатики», «Социальная информатика», соответствующих разделов социальной философии, социологии, психологии, культурологи, а также быть


положенными в основу самостоятельных элективных курсов «Теория виртуально-информационной реальности», «Философские аспекты информатики и информатизации общества», «Роль и значение виртуально-информационной реальности в развитии общества и личности» и др.

Апробация основных положений работы. Основные положения и результаты представлены автором в монографии, научных статьях, в материалах, опубликованных в сборниках научных трудов, в выступлениях на научных конференциях и симпозиумах, используются в преподавательской и учебно-методической работе.

Материалы диссертации были изложены в докладах на российских, региональных и международных конференциях и симпозиумах:

1. Международная конференция стран СНГ «Молодые ученые науке,
технологиям и профессиональному образованию для устойчивого
развития» (Москва, 1999,2000 год).

2. Российская научно-практическая конференция «Современные
информационные технологии в управлении АПК» (Н. Новгород, 1999 год).

3. Международная научно-практическая конференция «Интеллигенция
России на пороге XXI века» (Н. Новгород, 1999 год).

4. Международные ярмарки идей. Академические симпозиумы (Н.
Новгород, 1999,2000,2001, 2002,2003,2004,2005,2006 гг.).

5. Нижегородские сессии молодых ученых (Н. Новгород, 2000, 2001 гг.)

6. Межвузовские региональные конференции по культурологии (Н.
Новгород, 2001, 2005 гг.).

7. Всероссийская конференция молодых ученых Волжского региона
«Перспективы развития Волжского региона» (Тверь, 2000 год).

8. Международные симпозиумы «Диалог мировоззрений» (Н. Новгород,
2001,2005 гг.).

9. Межвузовские региональные научные конференции «Наука и
повседневность» (Н.Новгород, 2002, 2005 гт.)

10. Региональная научная конференция «Россия в современном мире»
(Н. Новгород, 2004, 2006 гг.).

11. II общероссийская межвузовская научная конференция
«Мировоззренческая парадигма в философии как теоретическое
мировоззрение» (Н. Новгород, 2004 г.).

12. Международная конференция «Антропологический потенциал
высшего образования» (Н. Новгород, 2005).

13. IV межвузовская межрегиональная научно-практическая
конференция «Человек и общество: перспективы XXI века» (М. - Н.
Новгород, 2004 г.).

14. Международная конференция* «Измененные состояния сознания»
(СПб., 2006 г.).

15. Международный научный семинар «Актуальные проблемы
философии права» (Н. Новгород, 2006).


Публикации. Различные аспекты проблематики диссертационного исследования отражены в 46 публикациях. В частности, основные результаты исследования опубликованы в монографии «Виртуально-информационная реальность в системе «Человек - Универсум» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского (17,5 п.л.), нашли отражение в публикациях журналов «Философские науки», «Свободная мысль — XXI», «Информатика и образование», «Вестник ННГУ», «Ученые записки Казанского университета», «Мир психологии» и других статьях и материалах сообщений.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации составляет 372 страницы машинописного текста. Список литературы составляет 558 наименований.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии и политологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета 22 февраля 2006 года и рекомендована к защите.

П ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ВО ВВЕДЕНИИ обосновывается актуальность темы исследования, оценивается уровень ее разработанности, определяются цели и задачи, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов. Систематизируются основные положения, выносимые на защиту, представлена методологическая база исследования и уровень апробированности результатов.

ПЕРВАЯ ГЛАВА «Виртуальная реальность: состояние исследования проблемы» посвящена типологическому анализу понятия виртуальной реальности на основе уровней обобщения знания (частнонаучного, общенаучного, философского). Произведен поиск родовых признаков виртуальных феноменов, позволивший приблизиться к созданию информационной концепции виртуальной реальности.

§1. Виртуальность: история, идеи, смыслы. Обобщая многочисленные работы, в которых используется идея виртуальности, можно видеть, что ее исторические корни берут свое начало в античной философии. Однако самостоятельное философское значение «виртуальность» приобретает только в период средневековья. Основными смыслами этого понятия были: «возможность» (от аристотелевского «дюнамис»); способ существования идеи (от Платоновской «копия копии»); «внутренняя сила», факторы, определяющие становление вещи, ее энергийность, свойства; реальность, выступающая в качестве посредника (от virtus)1. Нельзя не отметить, что

' См., напр., Антология средневековой мысли (теология и философия европейского средневековья): в 2 т. Т.2. / Под ред. С.С. Неретиной. - СПб., 2002 - С. 154, 309.


идея виртуальности перекликается с идей возможных миров (Демокрит, И.Д. Скот, Лейбниц).

В период Нового времени «virtus» утрачивает свое значение таинственной и божественной силы, а «виртуальность» начинает использоваться как частнонаучная категория (Г. Убальди, И. Бернулли -принцип виртуальных перемещений; Г. Галилей — виртуальные моменты). Основными смыслами понятия «виртуальное» в механике становятся способность, возможность, мнимость. Г.Ф.В. Гегель термин «виртуальное» использовал для обозначения формы существования реального в идеальном в особом снятом, свернутом состоянии: «... идеальность, -пишет он, — есть отрицание реального, но притом такое, что последнее в то же время сохраняется, виртуально содержится в этой идеальности, хотя и не существует больше»1.

Обращение к идее виртуальности в первой половине XX века, вероятно, связано с феноменологическим поворотом, когда стали говорить о человеческой субъективности как об особом роде бытия. Основной ее смысл заключался в том, что субъективное выступает как нечто виртуальное, находящееся в перманентном процессе актуализации2. В это же время идея виртуальности из механики проникает в физику микромира, где она используется в значении «возможность» и «мнимость»: «... понятие возможности, играющее столь существенную роль в философии Аристотеля, в современной физике вновь выдвинулось на центральное место»3. Философы и физики оказались перед дилеммой: реальными или мнимыми считать виртуальные частицы. Позднее были сделаны первые попытки обозначения виртуальных частиц как особой объективной реальности, но словосочетание «виртуальная реальность» еще не употреблялось4. С появлением компьютерных информационных технологий, а также с новым витком развития теории возможных миров в постнеклассической философии, идея виртуальности в смысле «возможных, иллюзорных, мыслимых миров» стала применяться к информационным объектам вычислительной техники («виртуальная память», «виртуальная машина»).

В заключении параграфа отмечается, что идея виртуальности
развивалась изначально как философская категория, а затем как
частнонаучная. Она рассматривалась как полярность «действительности»,
«реальности», «константности», «субстанциональности», «актуальности»,
«потенциальности», «субъективности», «объективности»,

1 Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.З. - М., 1977. — С. 132.

2 Бергсон А. Творческая эволюция. - М., 1998; Арто А. Театр и его двойник. - М., 1993.

3 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. - М., 1987. - С. 223.

4 Готт B.C. О философских вопросах теории виртуальных частиц и процессов // Философские
науки. - 1965,-№4; Философские проблемы физики элементарных частиц (тридцать лет
спустя). - М.: ИФ РАН, 1994. - 217 с.



«материальности». Основные родовые признаки виртуальности определяются современными исследователями как внутренняя сила, мнимость, способность существовать, но реально себя не обнаруживать, "тТё"! идея" виртуальности разрабатывается в русле онтологического энергетизма (С.С. Хоружий, В.В. Афанасьева).

Практически нет работ, в которых бы прослеживалось развитие смысла виртуальности как способа существования информации. Диссертант выделяет подобное направление эволюции идеи виртуальности и предлагает ее дальнейшую разработку: эйдос (Демокрит); идея, копия копии (Платон); динамизм идеи (Аристотель, средневековые философы); идеальное (Гегель); субъективное (Э. Гуссерль, А. Бергсон) информационные объекты (информатика), информация (теория информации). Необходимость обоснования данной гипотезы потребовала анализа понятия «виртуальная реальность» в современном научном и философском знании.

§2. Современные частнонаучные концепции виртуальной реальности Среди естественных наук к идее виртуальной реальности обращается не только аналитическая и квантовая физика, но и электроника

(фурье-компоненты

катод»),
радиотехника 2\

(«виртуальный

модулированного радиосигнала2), космология (виртуальная протовселенная3), математика (абстрактное модельное бытие4) и др. Родовыми признаками указанных виртуальных феноменов называются: невидимое существование, короткое время жизни, способность переносить взаимодействие реальных объектов, возникновение в переходных состояниях, что совпадает с традиционным пониманием виртуальности в физике. Информационный аспект виртуальных объектов в естественных науках не рассматривается. Причина этого лежит в изначальном отождествлении возможного и виртуального, что лишает последнее самостоятельного содержания. Между тем альтернатива существует -предположение о том, что виртуальность присуща информационной составляющей мироздания. Акцент только на вещественную и энергетическую составляющую в изучении виртуальности физических объектов явно недостаточен.

В самом общем виде в технических науках виртуальная реальность определяется как информационная реальность, генерируемая

1 Кориненко В.Н., Привезенцев А.П. Исследование механизма формирования колебаний
виртуального катода методами стохастического моделирования // Журнал радиоэлектроники. -
2002. -№3.

2 Илларионов СВ. Виртуальные объекты современной физики // Виртуалистика:
экзистенциальные и эпистемологические аспекты. - М., 2004. - С. 140 - 159.

Эрекаев В.Д. Виртуальное состояние ранней вселенной // Концепция виртуальных миров и научное познание / Отв. ред. И.А. Акчурин, С.Н. Коняев. - СПб., 2000. - С. 197 - 212.

Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. - М., 2002. - С. 190.


специальными программно-аппаратными средствами. Считается, что словосочетание «виртуальная реальность» родилось в Массачусетском технологическом институте в конце 70-х годов XX века и отражало идею компьютерного пространства и присутствия в нем человека. Примерно в это же время появляются близкие по смыслу термины - киберпространство (У. Гибсон), искусственная реальность (М. Крюгер), фантоматика (С. Лем), но предпочтение отдается виртуальной реальности (Дж. Ланьер). Немаловажную роль в этом сыграла философия постмодернизма, особенно теория симуляции (Ж. Бодрийяр, Ж. Делез), а также развитие концепции возможных миров (Р. Карнап, С.А. Кришсе), что придавало идее виртуальности привлекательность и загадочность, столь необходимые для рекламной компании. Современные исследователи технических систем виртуальной реальности ее родовыми свойствами называют: изолированное информационное воздействие на органы чувств, наличие обратной связи, создание эффекта погружения, возможность действия в реальном режиме времени. При всей очевидности информационной сущности технической виртуальной реальности ни в технознании, ни в философии техники до сих пор не предпринималось попыток философского анализа соотношения категорий «информация» и «виртуальное».

Обобщая концепции виртуальной реальности в гуманитарном знании,
можно констатировать, что в целом она определяется как реальность
психики человека, возникающая под воздействием факторов различного
рода, одним из которых оказываются системы компьютерных виртуальных
реальностей. В качестве родовых признаков психической виртуальной
реальности выделяются: непривыкаемость, спонтанность,

фрагментарность, объективность, измененность статуса: телесности, соз"нания7~личности, воли1? Однако, во-первых, ~они совпадают с признаками субъективной, идеальной и психической реальностей, а во-вторых, далеко не все они могут быть обнаружены у виртуальных частиц и компьютерных программ. Следует отметить, что и в гуманитарном знании к исследованию виртуальной реальности не применяется информационный подход, что не позволяет рассмотреть психическую реальность как реальность информационную и соотнести ее с идеей виртуальности.

Анализ концепций виртуальной реальности в обществознании показывает, что она определяется как социальная реальность, ее часть или пространство симулякров. «Ви ртуализация в таком случае это любое замещение реальности ее симуляцией, образом - не обязательно с

1 Носов Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. - 1999. - № 10; Баксанский О.Е. Виртуальная реальность и виртуализация реальности // Концепция виртуальных миров и научное познание. - СПб., 2000; Коловоротный СВ. Виртуальная реальность: манипулирование временем и пространством // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. - № 1.


помощью компьютерной техники, но обязательно с применением логики виртуальной реальности...». Родовыми признаками социальной виртуальной реальности называются: фиктив ность, анонимность, безличность, бестелесность, нема териальнос ть воздействия, условность параметров, эфемерность, которые совпадают с общими признаками социальной реальности, что лишает понятие социальной виртуальной реальности самостоятельного смысла. Вероятно, отождествление виртуальной, психической, идеальной и социальной реальностей происходит потому, что подобные позиции складываются на базе феноменологической социологии и психологии.

Подводя итоги параграфа, можно отметить, что частнонаучные концепции виртуальной реальности разрабатываются как самостоятельные теории и не согласуются между собой, находя применение лишь в отдельных областях человеческого знания. Вероятно, опора на информационный подход в данных теориях, позволит проанализировать виртуальные феномены различной природы на основе единого основания.

§3. Общенаучные и философские концепции виртуальной реальности. В данных концепциях «виртуальная реальность» рассматривается как один из видов реальности, бытия, небытия. В подобных подходах чаще всего используется полионтическая парадигма, где виртуальная реальность лишается онтологического статуса и выступает в качестве порожденной, вторичной, промежуточной реальности (бытия). Н.А. Носов, например, выделяет следующие родовые свойства виртуальной реальности: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность2. Однако перечисленные свойства можно отнести не только к виртуальной реальности, но и к идеальной, и к психической, и к субъективной, что затрудняет понимание сущности самой виртуальной реальности.

В качестве родового признака виртуальной реальности В.М. Розин предлагает выделить символичность 3. Однако этот признак нельзя найти у виртуальных реальностей абиотического или биотического мира. Поэтому данная позиция вряд ли может претендовать на всеобщность.

Некоторые исследователи, создавая общую теорию виртуальной реальности, пытаются перенести свойства виртуальных объектов физики и техники на психологические и социальные феномены. Так, например, С.С. Хоружий полагает, что виртуальные объекты — это объекты, сущность которых не достигает полной актуализации4. Однако виртуальные

1 Иванов Д.В. Виртуализация общества. - СПб., 2000. - С. 18.

2 Носов Н.А. Словарь виртуальных терминов // Труды лаб. виртуалистики. Выпуск 7. Труды
Центра профориентации. - М., 2000. — С. 16.

3 Розин В.М. Существование, реальность, виртуальная реальность // Концепция виртуальных
миров и научное познание. - СПб, 2000.

Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии. — 1997.-№ 6.-С. 54.



частицы, обладая собственными физическими параметрами (масса, спин, заряд), имеют и свою сущность, отличную от сущности реальных частиц. Обращая внимание на данный недостаток в теории С.С. Хоружего, А.Ю. Севальников решает, что виртуальными следует считать объекты, не имеющие сущности, к коим он относит компьютерную виртуальную реальность, т.к. она не имеет своего носителя. Но компьютерная виртуальная реальность как вид информационной реальности имеет свой материальный носитель: память, диски и т.д. В.В. Афанасьева свойство «быть невидимым» для компьютерной виртуальной реальности переименовывает во «впечатление видимости», свойство — «короткое время жизни» считает относительным, а мистические виртуальности признает «долгоживущими»2, что нарушает единство родовых свойств.. Очевидно, энергоматериальные свойства виртуальных частиц не могут быть родовыми для виртуальных объектов любого происхождения. Анализируя субстрат идеального образа, Д.В. Пивоваров приходит к признанию виртуального статуса информации, тем самым подтверждая и наши предположения: «В отличие от материи и энергии информация, скорее всего, относится к разряду виртуальных процессов, которые возникают во взаимосвязях элементов, в их взаимоотражениях»3.

М.С. Кунафин и Р.А. Ярцев содержание виртуального бытия строят на базе понятия «бытия в небытии», где тройка категорий - бытие, небытие, потенциальное бытие - получает вторичное распространение на область небытия4. В качестве небытия виртуальную реальность рассматривает М.С. Каган, анализируя ее в ряду произвольных, воображаемых действий: плоды творческой фантазии, модели различных видов, образы искусства и виртуальной реальности, воспоминания, воссоздающие прошлое и будущее бытие, которое реально стало небытием5. Собственно здесь виртуальная и субъективная реальность рассматриваются как тождественные.

Исследуя общенаучные и философские концепции виртуальной реальности, можно констатировать, что они не могут быть применимы в качестве общей теории к виртуальным объектам различной природы: абиотической, биотической, психической, технической и социальной. Способ существования информации как родовой признак виртуальной реальности в данных работах, к сожалению, не обосновывается.

ВТОРАЯ ГЛАВА «Виртуально-информационная реальность в


1 Севальников А.Ю. Онтологические аспекты виртуальной реальности // Виртуалистика:
экзистенциальные и эпистемо-логические аспекты. - М., 2004. - С. 237.

2 Афанасьева В.В. Тотальность виртуального. - Саратов, 2005. - С. 40, 92.

1 Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа: операционный аспект. - Свердловск, 1986.-С. 47.

4 Кунафин М.С, Ярцев Р.А. Виртуальное бытие // Бытие: Коллективная моногр. — Уфа, 2001. —
С. 130-152.

5 Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия // Вопросы философии. - 2001. - № 6. - С. 59.


системе Универсума» посвящена разработке информационной концепции виртуальной реальности и обоснованию правомерности ее применения для виртуальных феноменов всех уровней Универсума.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 381 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...