Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Некоторые аспекты нарушения прав детей и родителей при введении валеологии в общеобразовательных учреждениях. 1 страница



И до свиданьица!

ПРЕДИСЛОВИЕ

Русские люди всегда славились своим здоровьем, выносливостью и силой. Примеров тому не счесть: инок Пересвет, полководец А.В.Суворов, писатель Л.Н.Толстой и многие другие. Сам уклад жизни россиян – умеренное питание (с соблюдением постов), бани, закаливание, физический труд – способствовал здоровью, которое, безусловно, очень важно. В последнее время в школах и во многих вузах был введен новый предмет – валеология. Буквально это слово означает "здоровый образ жизни". Программы по валеологии заставили насторожиться и родителей, и педагогов. Это и неудивительно – они учат буквально всему: от сексологии, правил ухода за волосами, кожей, о кишках, стрижке ногтей до интимной гигиены и элементов оккультизма. Все это предполагалось вводить в школах с 1 по 11 класс. Улучшит ли этот курс здоровье детей? Несложно догадаться, что нет. Для действительного оздоровления детей нужно прежде всего физическое воспитание. Сегодня спортивные залы в школах часто сдаются кому угодно, вместо того чтобы использоваться по назначению. Стадионы давно уже заняты коммерческими структурами, банками и кем угодно. Здоровый образ жизни необходим, с этим никто не спорит. Но вместо реальной заботы о здоровье мы видим таинственный предмет "валеология". Собственно говоря, науки такой нет, а есть плохо соединенная смесь дисциплин – естественнонаучных и медицинских: анатомии, физиологиии, санитарии, гигиены, природоведения, сексологии, сексопатологии. Нередко это пронизано оккультным содержанием и обогащено опытом йоги, теософии и т.д.
Пожалуй, самое настораживающее в содержании валеологии – это те ценности и приоритеты, которые она прививает ребенку. Школьнику внушается, что "здоровье – главная ценность человеческой жизни". Не душа, не любовь к ближнему, не Родина, не Бог, не достижения культуры и разума наконец, но именно физическое здоровье. Высшая ценность, вкладываемая в ребенка новыми валеологическими программами, – "осознание себя, которое лучше начать со строения собственного тела". Детей учат любоваться своим телом и любить его! Человек живет ради своего здоровья, в нем "главная ценность жизни" [1]. Учебные пособия по валеологии призывают детей "изучать свой организм", "прислушиваться к своему организму", "говорить о болезнях", непрерывно вслушиваться к ощущениям в печени, в кишках, в носу. Развивать у детей излишнюю мнительность вряд ли разумно. Концентрация внимания на теле в период воспитания чувств – грубейшее нарушение возрастной психологии и физиологии. Из-за фиксации на организме у школьников скорее будут развиваться неврозы, чем улучшится здоровье. В итоге так называемые "оздоровительные программы" не только не выполнят декларируемую цель, но будут способствовать дальнейшему ухудшению здоровья детей.
В учебных пособиях по валеологии звучат призывы "смело освободиться от рутины авторитетов", от "устаревших догм" нравственности, освободить детей от "притязаний родителей". Нередко встречаются такие цитаты: "Независимость от семьи является нормой". К чему ведет "независимость от семьи" на практике, рассказывает доктор медицинских наук иеромонах Анатолий (Берестов): "Я побывал на уроке валеологии в местном молодежном центре в г. Ноябрьске. На урок пришли подростки 11-12 лет, девочки. Тема занятия – "Любовь и дружба". После хорошего, в общем-то, начала о том, как важны любовь и дружба, разговор принял откровенно сексуальный оборот. Стали говорить о том, что дружба-то предполагает общение между мальчиками и девочками весьма близкое. "Поднимите руки те, у кого уже были мальчики!" – предложила преподавательница. Подняла руку одна девочка из пятнадцати. Другие засмущались. И педагог-психолог начала хвалить "более раскрепощенную": "Ты молодец, что не побоялась сказать об этом при всех – вот это правильно, ты ведешь самостоятельную жизнь. Теперь, дорогие мои, давайте запомним, что вы становитесь подростками, вы уже почти взрослые люди. Когда вы были маленькими – вы нуждались в папе и маме, которые вас опекали, одевали. А теперь вы уже самостоятельные люди!.." Все, что было сказано дальше, наводило детей на мысль: родители теперь не нужны. Главная идея дальнейшего разговора – отрыв от родителей, чтобы дети вели самостоятельный образ жизни, и во взглядах не зависели от отца с матерью. Вот в чем суть этих уроков" [2].
В валеологических программах прослеживаются весьма четкие установки: можно высказывать любые мнения, задавать любые вопросы (например, отстаивать права гомосексуалистов), но нельзя критиковать, нельзя оценивать и давать советы. Нельзя давать оценки тем или иным поступкам, мотивам, поведению и образу жизни, но нужно предлагать ребенку "выбор", полностью устранившись от воспитания. При этом детям дается исчерпывающая информация о всевозможных извращениях во всех подробностях. Школьники знакомятся с "источниками полового возбуждения", с "сексуальными предрассудками" (это предрассудки родителей насчет целомудрия), с "разнообразием сексуального поведения", с "особенностями гетеросексуальных отношений", с "сексуальными отношениями между взрослыми и несовершеннолетними". Это называется поставить детей в "ситуацию аргументированного выбора". При этом "учитель должен исключить наставление". Выбирайте, мальчики и девочки! Сознательный выбор важен, но не надо быть психологом, чтобы понять, что выберет большинство после такой атаки. Ведь дети до 21 года не способны в достаточной мере предусматривать последствия, они нуждаются в запретах, в четких оценках "хорошо – плохо". Такие курсы лишают детей защиты и помощи взрослых. Ответственность же за последствия "выбора", за опрометчивые поступки целиком перекладывается на ребенка.
"Вы должны, – внушают детям валеологи, – брать на себя ответственность за собственные поступки. Каждый человек сам отвечает за свои поступки". Тексты, предназначенные для борьбы против наркотиков, говорят: "Выбирайте сами: жизнь или смерть, и пусть ваш выбор будет осознанным". Ребенку предлагают выбирать не только хорошее, но и плохое. Не встают у него на пути к погибели, а равнодушно предлагают осознанно выбирать жизнь или смерть. Родителям советуется не читать детям мораль, исключить наставления. Вместо беспощадной борьбы с теми, кто производит, завозит, распространяет наркотики, в том числе и в школах, советуют детям осознанно выбирать жизнь или смерть.
Несмотря на облагороженный внешний вид, в программах по валеологии и на уроках валеологии по-прежнему насаждается так называемое "сексуальное воспитание" несовершеннолетних, вызвавшее волну протестов. Авторы этих программ ведут активную обработку родителей, добиваясь их согласия на то, чтобы "научить детей быть здоровыми". К сожалению, многие родители не догадываются, что скрывается за приглаженными фразами.
"Валеология, – говорит доктор медицинских наук иеромонах Анатолий (Берестов), – как наука о здоровье не соответствует своему названию, ибо содержание преподавания направлено не на развитие здорового образа жизни, а на развитие у детей грехов: блуда, прелюбодеяния, обмана, плотолюбия, а также связей с демоническим миром. Во многих валеологических центрах сейчас учат оккультизму, говорят о "новой эре", изучают "энергетическое астральное строение человека", чакры, лечебную магию, "гигиену мысли".
Преподавание вопросов сексуальности в виде так называемой "половой гигиены" будет способствовать расторможению половых инстинктов с вытекающими отсюда последствиями: ранним началом сексуальной жизни, развитием сексуальных извращений, увеличением числа подростковых беременностей и абортов. Все это будет способствовать (как ныне установлено психиатрами, педагогами, детскими врачами) не повышению уровня здоровья, а наоборот, – резкому его снижению.
Духовные аспекты этой проблемы ясны и хорошо понятны всем верующим людям: "блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". Развитие блуда с ранних лет, прикосновение к демоническому миру через преподавание основ оккультизма никак не будут способствовать сердечной чистоте и, естественно, будут отдалять человека от Бога, ввергать его в пучину греха, что неминуемо скажется отрицательно на здоровье детей и подростков, приведет к резкому усилению преступности в стране" [3].
Немалая часть того, что содержится в курсе валеологии – это просто видоизмененные фрагменты той самой программы по сексуальному образованию, "планированию семьи", которая отменена в 1998 году [4]. И тот же будет рынок сбыта контрацептивов, в том числе и гормональных, для подростков. Как свидетельствуют ученые-гинекологи, в период 14-15 лет, когда цикл не установился, детородная функция вообще не сформирована, нагружать детский организм гормональными таблетками не только не безобидно, но просто вредно и преступно! Преступно учить и извращениям вроде техники "безопасного секса", что были заложены в первой спецпрограмме, а теперь по частичкам перекочевали в валеологию.
Для любого человека очевидно, что раннее половое воспитание не может решить никаких проблем, и только нравственное воспитание удержит человека в определенных рамках. Если же до того, как сформируется нравственный стержень, приучить ребенка к вседозволенности, – это чревато страшными трагедиями. Раннее сексуальное воспитание имеет непредсказуемые последствия, оно направлено против устоев семьи, против ответственности за близкого человека. Все ведет как раз к нездоровому образу жизни. К сожалению, под видом валеологии распространяются дискредитировавшие себя идеи сексуального воспитания.
Под видом профилактики наркомании в курсах валеологии фактически дается инструкция по употреблению наркотиков.
Специалисты отмечают, что в курсе валеологии постоянно нарушаются базовые педагогические принципы: системности, непрерывности, преемственности, адаптивностии и др. По устоявшейся и научно обоснованной традиции в 5-м классе изучают ботанику, а в 9-м классе, после 14 лет, анатомию. С 7 до 14 лет идет воспитание чувств. И когда в это время начинают заострять внимание ребенка на физическом теле, – это негативно сказывается на его развитии. В валеологии же анатомию детям пытаются дать с 11, а то и с 7 лет – в том числе и анатомию половых органов, что совершенно недопустимо.
Даваемая на уроках валеологии детям информация не только преждевременна, но и, как правило, дается в примитивном, упрощенном варианте. Например, в методическом пособии по валеологии для учителей первого класса (автор Мельничук) на втором уроке, второй неделе от начала первого в жизни учебного года семилетних детей, предлагается изучать тему: "Как возникла на земле жизнь разных животных". Цель урока – сформировать у детей представление о клетке как основе развития всего живого. В этой теме дается следующее представление о клетке: "Как капелька, но не делится, как яйцо, но не разобьешь, как колобок, но не съешь". Даже далекому от биологии человеку ясна полная профанация биологических знаний в этих "перлах". Эта тема изучается в старших классах – в 9-11-м. Получается, что дети серьезные темы изучают в упрощенном варианте, и у них создается ощущение, что им все понятно, что они уже все знают. Это все равно что по комиксам изучать серьезные литературные произведения. Нарушение многие принципов традиционной педагогики в валеологии встречается постоянно.

Примечания
1. "Здоровье – самая большая ценность, данная человеку Природой" (С.В.Попов. Валеология в школе и дома. О физическом благополучии школьников. - СПб., 1997. - С. 16). ^
2. Цит. по: "Что скрывается под маской валеологии?" Информационный листок центра "Жизнь". - М., 1999. - С. 18. ^
3. Там же. - С. 50. ^
4. См., например: Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М., 1999. - С. 479-498. В частности, автор пишет, что "сексуальный массаж (цель которого – возбудить партнера) показан всем, независимо от семейного положения и возраста" - с. 479. ^


 
Священник Максим Обухов
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА НЕКОТОРЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО ВАЛЕОЛОГИИ [1]
 

Разумеется, невозможно проанализировать все используемые в России программы, методические пособия и учебники по так называемой "валеологии". Мы ограничились кратким анализом лишь нескольких из этих изданий – разработанных специалистами ведущих вузов страны или широко применяемых во многих регионах по рекомендации местных органов системы образования:
1. Сборник программ общепрофессиональных дисциплин по специальности 040700 "Валеология" / Под ред. Тороховой Е.И. (Московский педагогический государственный институт). М.: Флинта, Наука, 1999.
2. Проблемы валеологизации образовательной среды. Межрегиональный опыт, перспективы. Научно-методическое пособие (Кемеровский госуниверситет. Сибирский филиал Института общего образования Министерства образования России, Кемеровский областной психолого-валеологический центр ДО АКО). Кемерово, 1999.
3. Валеология. Программа для образовательных учреждений (Рязанский государственный медицинский университет им. И.П.Павлова). Рязань, 1996.
4. Зайцев Г.К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. СПб: Акцидент, 1997.
5. Зайцев Г.К. О мальчиках и девочках. Половое воспитание (Уроки Айболита). Для школьников 3-5 классов. СПб: ИК "Комплект", 1997.
6. Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка. Пособие к курсу "Валеология" для учащихся 5-7 классов. СПб: "Реггос", 1998.
7. Валеология человека. Здоровье – любовь – красота. В 5 томах. СПб, 1996. Физическое и психическое здоровье. Валеологический семинар академика В.П.Петленко (для студентов, учащихся школ, лицеев, колледжей и гимназий).
8. Путешествия Джуно: Приключения в стране "Здоровье":
Учебник для 1 кл. / Пармз К.А., Либерман Л.Р., Кроун К.В.; Пер. с англ. Лузиной Н.; Американский фонд здоровья. Программа "Знай свое тело". - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1992.
9. Путешествия Джуно: Приключения в стране "Здоровье". Учебник для 2 кл. / Пармз К.А., Либерман Л.Р., Кроун К.В.; Пер. с англ. Лузиной Н.; Американский фонд здоровья. Программа "Знай свое тело". - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1993.
10. Путешествия Джуно. Приключения в стране "Здоровье". Учебник для 3 кл. / Пармз К.А., Либерман Л.Р., Кроун К.В.; Пер. с англ. Лузиной Н.; Американский фонд здоровья. Программа "Знай свое тело". - 2-е изд. - М.: Витоцентр, 1995.
Главная идея, объединяющая эти разные издания и провозглашаемая всеми валеологами страны, - "благополучие человека зависит от здоровья его тела". Как гласит первая глава "учебника" для третьеклассников "Путешествия Джуно", - "Здоровье прежде всего". Вопреки отечественной традиции воспитания высокодуховной личности, валеологами (или, по их утверждению, "оздоровителями") ведется настоящая фетишизация тела.
Первоклашкам предлагаются песенки вроде такой:
Ты должен знать свое тело,
знать и любить. Самое первое дело –
в мире с ним жить.
("Путешествия Джуно". Учебник для 1 кл.)
Одновременно с таким внушением сверхзаботы о теле от детей требуют ежедневных записей в дневничке "Наблюдения за моим самочувствием": "головная боль", "боль в животе", "боль в области сердца", "мышечная усталость", "плохое самочувствие"... (Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка). В таких условиях не до любви к ближнему – разобраться бы со все нарастающими многочисленными собственными "болями".
Учащихся второго класса "запускают" внутрь организма, где с ними разговаривают "рот", "легкие", "сердце" и откуда дети с облегчением выбираются на свет Божий ("Путешествия Джуно". Учебник для 2 кл.).
Зато от пятиклассников уже требуют "валеологического анализа работы собственного желудка и кишечника" (Зайцев Г.К. Школьная валеология). Этот же автор рекомендует рассказывать детям о таком количестве воспалительных, инфекционных и прочих заболеваний, что они вполне могут после таких "уроков" поступать в медицинское училище. А может быть, в психиатрическую лечебницу... Эту дилемму, по-видимому, решат соответствующие специалисты.
О духовности и прочих высоких материях валеологи не вспоминают. По мнению американских авторов "трилогии" "Путешествия Джуно", притягательность для наших детей некоей убогой, однако волшебной страны Леор заключается лишь в одном: ее жители правильно питаются и двигаются, а их тела окружает свечение (это у наших святых ореол лишь вокруг головы! – Авт.), сила которого зависит от... запасов здоровья. Да и по планете Земля стоит путешествовать лишь с одной задачей – поесть "правильные" блюда в разных странах мира (достопримечательности, сокровища, да и сами люди никого интересовать не должны). (Напомню, что первые два "учебника" этой трилогии напечатаны издательством "Просвещение", подотчетным Министерству образования России.)
Надо заметить, что валеологи часто противоречат друг другу. Американские творцы "Путешествий Джуно" творог, молоко, сливочное масло, яйца, нежирное мясо причисляют к продуктам, которые следует есть нечасто. Курицу вообще исключают из рациона "здоровячков" ("Путешествия Джуно". Учебник для 2 кл.). Зато "оздоровители" из Рязани "по старинке" рекомендуют рассказывать о значении жира для организма и нашей потребности в жирах (Валеология. Программа для образовательных учреждений).
Однако гораздо важнее то антивоспитание, которое заложено, пожалуй, во все без исключения валеологические издания. На удивление единодушны Г.К. Зайцев из Санкт-Петербурга и рязанские валеологи при формулировке следующей фразы, которая содержит скрытое внушение: "Почему родители часто не понимают своих детей?" А ведь эта фраза предназначена для школьников первых-четвертых классов. Зато в средней школе рязанская программа уже рекомендует школьникам тему "Взрослые дети и родительская беспомощность", а также "деловую (!) игру "Конфликт отцов и детей".
Что это как не покушение на глубинные основы семьи и презрение заповедями, которыми в течение двух тысяч лет руководствовалось человечество: "Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли" (Исход. 20, 12)!
"Оздоровители" очень последовательны в своих действиях. Низвержение авторитета родителей необходимо прежде всего для того, чтобы утвердив "свободу и права человека", вкладывать в "раскрепощенные" умы "нового поколения" знания из области сексологии и сексопатологии, распалять неподготовленное к мощному натиску греха юное сознание, убирать спасительный стыд и отбрасывать "предрассудки о целомудрии".
В пятитомнике "Валеологического семинара академика В.П. Петленко", который рекомендован авторами "для студентов, учащихся школ, колледжей и гимназий", в 4-м и 5-м томах 642 страницы занимают "Валеология любви" и "Сексуальное здоровье". Сюда, среди прочего, входят параграфы "Добрачная половая жизнь: за и против", "Этюды восточной медицины и сексология", "Тантра и половой акт".
Московский педагогический государственный университет в программе "Валеологические основы семейной жизни" в разделе "Планирование семьи" нацеливает студентов на основные понятия – "контроль над рождаемостью, контрацепция".
Рязанская программа рекомендует девятиклассникам (а это 14-15-летние подростки) прежде всего давать темы "Сексуальная совместимость в паре", "Типы сексуальной совместимости". И лишь потом – тему "Брачные отношения".
Л.Г.Татарникова, М.В.Поздеева – авторы учебника "Валеология подростка" в разделе, посвященном венерическим заболеваниям, рекомендуют детям 12-13 лет для профилактики СПИДа "воздерживаться от половых контактов с незнакомыми и малознакомыми людьми и применять презервативы".
"Путешествия Джуно" предлагают третьеклассникам историю о мальчике (в разделе "об опасностях"), который ходит в гости к "приятелю своих родителей" и тот "гладит его под штанишками". И прочее – в том же духе и того же рода.
Г.К.Зайцев в "Школьной валеологии" заставляет пятиклассников задуматься над вопросом: "Как развиваются твои половые органы?" А четырнадцатилетним восьмиклассникам выдает такие знания из области сексопатологии, что здесь привести можно лишь самые "безобидные" темы бесед: "Первый половой акт. Секс и здоровье. Эротические игры. Валеологический анализ эротических фильмов. Валеологический самоанализ".
Зато в книжке уроков Айболита "О мальчиках и девочках. Половое воспитание", предназначенной для школьников 3-5 классов, Георгий Кирович превосходит себя. Здесь и подробные сведения о половой системе (разумеется, мочевыделительная детишек не должна интересовать), и картинки обнаженных подростков со всеми первичными половыми признаками, и сцена-схема полового акта, при виде которой немеют взрослые люди.
Знаменательны рисунки, сопровождающие текст, – сильнейшее антивоспитательное средство. К примеру, "Урок 5. Любовь" ненавязчиво "рекомендует" девочкам мечтать о поп-рок-певцах демонического вида или о черепашке-ниндзя с накачанными бицепсами. Вот образцы, вот идолы!
К идолам и ведут наших детей "оздоровители", почти не скрывая уже истинных своих целей. Первая глава "Валеологии подростка" (авторы Л.Г.Татарникова, М.В.Поздеева) начинается приветствием "вечной колдуньи Гагулы, знавшей секрет долголетия". Дальше следует агни-йога "с мудрого Востока", еще дальше – хатха-йога Рамачарака. Все это логически увенчивается "духовными качествами березы" и советами лечить зубы у деревьев-вампиров и "перезаряжаться" у деревьев-доноров. На этом фоне и оккультные учения выглядят чрезвычайно научными.
Подводя некоторые итоги, следует сказать, что валеология:
1. не является наукой, но претендует на выработку мировоззрения, то есть является нетрадиционным религиозным учением, а следовательно, по Закону об образовании не должна преподаваться в учебных заведениях;
2. ведет к разрушению сложившейся системы образования и воспитания;
3. оказывает губительное влияние на духовное здоровье детей;
4. покушается на основы семьи, на традиционный нравственный уклад жизни;
5. формирует культ тела и имеет резко выраженный акцент на вопросах половых отношений. Это приводит к развитию у детей эгоцентризма и эгоизма, нарушению адекватного восприятия окружающего мира, различным психическим и физическим отклонениям;
6. валеология как школьная дисциплина не преподается ни в одной стране мира.

Валеологические программы, пособия и учебники не только не соответствуют традициям национальной педагогики и мироощущения, но и прямо противоречат им. Внедрение таких программ или интегрирование их отдельных элементов в другие общеобразовательные предметы в российских школах и вузах недопустимо.

Примечания
1. Священник Максим Обухов – руководитель Православного медико-просветительского центра "Жизнь". ^


 
С.А. Гамаюнов
 
В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ? (мировоззренческий аспект валеологии) [1]
 

Валеология, претендующая на статус научной дисциплины, имеет весьма расплывчатое представление о своем предмете. Валеология подается как наука о здоровом образе жизни. Мотивы введения нового предмета вроде бы ясны: сегодня наблюдается резкое ухудшение здоровья наших граждан, особенно детей. Приходя в школу, дети скоро становятся больными. О каком уж тут обучении вести речь? "В связи с этим, – заявляют авторы "Основных положений концепции очередного этапа реформирования системы образования" (см. газету "1 сентября" за 19 авг. 1997 г.), – одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья детей, учащихся и студентов, формирования у них ценности здоровья и здорового образа жизни".
Так о чем же этот предмет – о здоровье или о здоровом образе жизни? Если о здоровье, так за ним призваны наблюдать медики, в задачу которых входит и профилактика заболеваний, включающая обязательное просвещение населения. "Нет, – говорят валеологи, – наша наука не медицинская, а педагогическая". Образование же предполагает, что обучаемому будет преподан некоторый образ жизни, жизненный идеал, исходя из которого человек должен уяснить смысл своего бытия, ради чего следует жить, к чему стремиться.
Каким же идеалам учит валеология? Прежде всего – жить ради тела. Знакомство с программами по валеологии, предлагаемыми и будущим педагогам, и детям, показывает, что для данной науки человек в первую очередь есть тело. О человеческой душе здесь прямо ничего не говорится, хотя ее наличие, как мы далее увидим, подразумевается.
С точки зрения валеологии, вся жизнь человека зависит оттого, здорово ли твое тело. Будущих педагогов учат сначала тому, как провести диагностику своего состояния здоровья: по выносливости, давлению, пульсу, различным характеристикам мочи, мозолям на стопах, ногтям, лысине и т. д. Такое комплексное обследование даст предсказуемый результат: вы больны, вам надо немедленно укреплять здоровье.
И вот тут-то в программе валеологии заложены моменты, которые людям, далеким от педагогики, совершенно не видны. Ведь прежде, чем заниматься профилактикой болезней, надо заранее договориться, что мы будем понимать под телом и причинами его заболеваний. Если, по слову апостольскому, "тело – во Христе", если тело наше сотворено с тем, чтобы быть храмом Бога Живаго, хранить мир Божий, тогда и болезнь тела есть следствие греховного образа жизни. Но совсем иные представления о теле в валеологии.
Обратимся к программе валеологии для учеников первого класса. Вскоре после темы "Откуда берутся дети" ребята знакомятся с телом. Знакомство начинается с чрева. Тело – это фабрика, чрево в ней – кухня, желудок – скороварка с привратником у входа (язык, губы и зубы), передвижением пищи занимается начальник станции – глотка. За всеми знаниями, которые получает школьник, нетрудно увидеть основной образ: тело – это механизм. Отсюда и болезнь – это поломка механизма, лечение – ремонт. Дерзнем продолжить аналогии: начало тайны жизни – механический акт, старение – изнашивание механизма, смерть – в механизме сели аккумуляторы. Чувствуете, какая нравственность будет произрастать из таких образов?
Но знакомство с чревом как средоточением жизни человека имеет еще и смысл антропологический. Православной аскетике известно, что именно угождение любезному для всех лукавому владыке – чреву является основой многих страстей, генетически с ним связанных: нечувствием (окаменением сердца, жестокосердием), прекословием, высокомерием, дерзостью, леностью, гневом, сребролюбием и др. Здесь-то и становится понятным, какой образ жизни приуготовляется ребятам валеологами за внешней заботой о здоровье.
Программы и для учителей, и для школьников предусматривают подробное знакомство и с тем, как избежать рождения нежеланных детей, и как правильно планировать рост семьи (не случайно работники отделений Российской ассоциации планирования семьи – РАПС – частые консультанты в валеологических центрах).
Обратимся к воспитательной сторонне валеологии. Телесный механизм требует питания, которым является энергия. Человек получает энергию разными путями, например, через здоровую пищу. Валеология же открыта для любых методик и традиций, связанных с накачкой человека "энергией". В зависимости от широты подходов педагога он может, например, рассказывая о закаливании, познакомить ребят с "нетрадиционными методами". Здесь и система Порфирия Иванова [2], и у-шу с обязательной медитацией и освобождением энергетических каналов от "пробок". Для предотвращения стрессов можно порекомендовать... йоготерапию. Вся эта смесь язычества и оккультизма выдается за научный подход к проблеме охраны здоровья человека. Все это в полном соответствии с установкой "Основных положений концепции...", согласно которым предусматривается "выделение особого, находящегося под специальной государственной защитой статуса Детства – как периода, НЕ ЗАВИСЯЩЕГО ОТ социальных, политических, НАЦИОНАЛЬНЫХ, КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ и других отличий. "
Простор для творчества в валеологии достаточно широк. В одном классе, например, педагог начал с того, что стал обучать детей тому, как правильно улыбаться. Оказывается, и здесь есть стандарт: при улыбке должно быть видно по 8 зубов в каждом ряду. Чей же это стандарт? Как тут не вспомнить трафаретные приклеенные американские улыбки, которые, по мысли американских психологов, располагают партнера к контакту с тобой. Да и сама "наука" валеология родилась на Западе: в ее основу положена американская программа здорового образа жизни "Познай себя". Так не будет ли более честным определять валеологию не как науку о здоровом образе жизни, а как пропаганду американского образа жизни с его крайне примитивным представлением о человеке и смысле его бытия?
Конечно, после всего сказанного остается много вопросов: почему такой предмет необходимо изучать в школе; почему "здоровый образ жизни" требует снижения учебной нагрузки за счет классических, особенно гуманитарных, дисциплин; почему ребята, ведущие такой "здоровый образ жизни", заведомо должны резко сдать в интеллектуальном уровне развития?
Не к нам ли обращены слова Спасителя: "горе миру от соблазнов, но надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит"? Последуем же совету апостола: "Не будьте сообщниками их" и "не участвуйте в бесплодных делах тьмы".





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 214 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...