Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Евангелие



В о время чтения на клиросе следующего за возгласом малой ектении ипакои или седальна по полиелее диакон входит в алтарь и при пении хором степенного антифона через Царские врата выносит оттуда напрестольное Евангелие. Остановившись на амвоне лицом к молящимся, он возглашает: «Вонмем. Премудрость. Вонмем», а затем произносит воскресный (гласа) или праздничный прокимен. По возгласе диакона: «Господу помолимся» и пении хором «Господи, помилуй» священник возглашает: «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши…». После этого диакон произносит: «Всякое дыхание да хвалит Господа» с положенными стихами, а затем, возгласив: «И о сподобитися нас слышати Святаго Евангелия…», спускается с амвона и идет на середину храма к стоящему там священнику, который после следующего за тем возгласа диакона: «Премудрость, прости. Услышим Святаго Евангелия», повернувшись на запад благословляет молящихся со словами: «Мир всем». В это время диакон открывает Евангелие, а священник, возгласив: «От Матфея (Марка, Луки, Иоанна) Святаго Евангелия чтение», читает с непокрытой головой положенное на утрени воскресное или праздничное евангельское зачало. Окончив чтение, он, осеняет себя крестным знамением и, поцеловав письмена раскрытого Евангелия, закрывает его. После этого, если бдение праздничное, диакон сразу же заносит Евангелие через Царские врата в алтарь и кладет на Престол. Если же бдение воскресное, то он, поднявшись на амвон и повернувшись лицом к молящимся, стоит там во время пения хором или народом «Воскресение Христово видевше…» (от недели о Фоме до отдания Пасхи поется три раза), после чего возвращается на середину храма и кладет Евангелие на аналой вместо иконы Воскресения.

П ри служении без диакона священник для прочтения Евангелия также во время чтения ипакои или седальна по полиелее входит в алтарь, но уже не диаконской дверью, а через Царские врата. По окончании пения степенного антифона он, стоя перед Престолом, произносит прокимен и все остальные возгласы, как иерейские, так и те, которые в первом случае давались диакону. Повернувшись лицом на запад, он, стоя в Царских вратах, благословляет молящихся, а затем, не выходя из алтаря, читает Евангелие на Престоле. Окончив чтение, священник, если бдение праздничное, сразу же возвращается на середину храма, а если воскресное, то, выйдя с Евангелием на амвон, стоит там во время пения «Воскресение Христово видевше», а затем уже несет его на середину храма и кладет на аналой.

Х ор в это время поет особые припевы и праздничную стихиру или «Воскрес Иисус от гроба», а в период от недели мытаря и фарисея до 5-ой недели Великого поста: «Покаяния отверзи ми двери».

Канон.

П о окончании пения диакон возле иконы Спасителя на солее, а при его отсутствии священник на середине храма, произносит молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя…», завершаемую возгласом: «Милостию и Щедротами…». Если же на вечерни была совершена лития, то, по установившейся традиции, молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» на утрени опускается и произносится только ее заключительный возглас.

П осле этого на клиросе начинается чтения канона, а священник, совершив троекратное поклонение и поцеловав лежащую на аналое праздничную икону или Евангелие, крестообразно помазывает свой лоб освященным на праздничной вечерне елеем. Затем он помазывает диакона и пономарей и после того, как последние уходят в алтарь, встав слева от аналоя (от алтаря справа), совершает помазание молящихся. После третьей и шестой песней канона диакон на солее, а если его нет, то священник на середине храма произносит малые ектении с возгласами: «Яко Ты еси Бог наш…» и «Ты бо еси Царь мира…».

З авершив помазание молящихся елеем, священник (на воскресной утрени) берет с аналоя Евангелие и, поднявшись на амвон, крестообразно осеняет им народ, а затем заносит через Царские врата в алтарь и кладет на Престол. После этого он, поцеловав Евангелие и передний край Престола, закрывает Царские врата.

В о время чтения восьмой песни канона священник, служащий без диакона, благословив и приняв от пономаря кадило, совершает каждение Престола и всего алтаря, абсолютно таким же образом, как и во всех предыдущих случаях. При пении хором катавасии восьмой песни, он, выйдя через северную дверь на солею, кадит Царские врата и правую сторону иконостаса, а затем, встав перед иконой Божией Матери, возглашает, изображая крест кадилом: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим». Покадив после этого левую сторону иконостаса, клиросы и молящихся, священник совершает каждение всего храма в той же последовательности, как и во время пения стихир на «Господи воззвах» (см.: стр. 8).

П о окончании последней, девятой песни канона диаконом, а при его отсутствии священником в алтаре, произносится еще одна малая ектения с возгласом: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя…». Если всенощное бдение, за исключением служб двунадесятых господских праздников, совершается накануне воскресного дня, то сразу же по возгласе малой ектении диакон или священник произносит «Свят Господь Бог наш» с особыми стихами.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 263 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...