Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Опыт богопознания в своем пределе неизъясним. А, следовательно, законным является путь отрицания, путь апофатический, то есть стремление познать Бога не в том, что Он есть, то есть не в соответствии с нашим тварным опытом, — а в том, что Он не есть. Путь апофатического богословия есть прежде всего путь практический. Цель апофатического богословия — личное соединение с Живым Богом. Этот путь восхождения к Богу предполагает последовательное отрицание подвижником за Богом всех свойств и качеств, так или иначе свойственных тварному естеству. Для своего восхождения человек должен устранить из своего ума представление о всем тварном, причем не только о материальном, но также и о духовном отречься и от самых возвышенных понятий, таких, как любовь, мудрость и даже самое бытие! Путь апофатического восхождения к Богу — путь аскетический, который предполагает со стороны человека очищение и позволяет достичь таинственного соединения с Личным Богом в состоянии экстасиса. Знание, полученное в состоянии экстасиса, является в полном смысле апофатическим. Человек, достигая неизреченного состояния единства с Богом, действительно получает некоторое знание о Боге, как бы непосредственно зрит Его, но когда он выходит из этого состояния, обнаруживается, что нет в человеческом языке таких средств, которые позволили бы выразить этот опыт. И говорить об этом опыте можно только чисто отрицательно, как это и сделал апостол Павел, когда говорил, конечно, имея в виду себя самого, что знает человека, который был восхищен до третьего неба и видел там то, чего не видел глаз, слышал чего не слышало ухо, и чувствовал то что не приходило на сердце человеку. Греческое слово ousia(сущность) означает участие в бытии. Понятие сущности чего-либо выводится из набора отличительных свойств, присущих всем существам данного рода, посредством которых все вещи данного рода участвуют в бытии. Такие свойства называются существенными свойствами, или атрибутами. Именно существенные свойства «делают» вещь тем, чем она является. От существенных свойств необходимо акциденции, которые не являются необходимыми для участия в бытии.Однако к Богу понятие «сущность» приложимо только с достаточной долей условности. Когда мы говорим о Божественной сущности, то имеем в виду не участие Бога в бытии, но Его бытие как таковое. Бог не просто участвует в бытии, Он Сам есть бытие. Поэтому святоотеческая формула «сверхсущностная сущность»более точно выражает истину о Боге. Сущность Божия для человеческого познания недоступна и, следовательно, содержанием этого учения является не сущность Божества, а свойства существа Божия. Существенные свойствами Бога явл те свойства, которые принадлежат самому существу Божию и отличают Его от всех прочих существ, т. е. свойства, общие всем Лицам Св. Троицы. Существенные свойства следует отличать от личных или ипостасных свойств.Бог, во-первых, является Личностью и, во-вторых, заключает в Себе безграничную полноту бытия. Эти две истины обусловливают деление божественных свойств на две большие группы: 1) Свойства, которые относятся к совершенствам Его бытия в богословии называются апофатическими. 2) Свойства, которые характеризуют Бога как Личность, как духовно-разумное существо, называются катафатическими.
Апофатические (онтологические) свойства – это свойства, получаемые путем отрицания ограничений свойственных антропоморфному мышлению.1) Самобытность. Этим свойством за Богом отрицается ограниченность по началу и причине своего бытия.«Я есмь Сущий» (Исх. 3, 14)2)Неизменяемость.Бог есть один и тот же и в существе Своем, и в Своих совершенствах, и в Своих определениях, не подлежит никакого рода переменам или случайным переходам из одного состояния в другое. Жизнь Бога есть всецелое выражение Его сущности, и всегда равна своему внутреннему содержанию. «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3, 6).Священное Писание говорит, что Бог есть жизнь,но этот динамизм жизни не может быть выражен посредством понятий «покоя» и «движения». От неизменяемости божественного существа следует отлвнешнюю изменяемость.котор касается не самого существа Божия, а отношений между Богом и миром, Богом и человеком. 3)Вечность. Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени.Будучи Сам Творцом времени, Бог пребывает вне времени,всецело присутствуя в каждом моменте времени.«Ты Господи пребываешь во веки» (Плач. 5, 19).4)Неизмеримость и вездеприсутствиеЭтими двумя свойствами, очень близкими по смыслу, за Богом отрицается зависимость от пространства, как формы существования изменчивого бытия, в противовес ветхозаветному культу, который был жестко локализован в пространстве.Бог запределен миру по сущности, но во всем присутствует вСвоих энергиях.Священное Писание говорит нам о существ мест особенного присутствия Божественного: - небеса,- храм, - человек.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1787 | Нарушение авторского права страницы