Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие о Священном Предании. Уровни Священного Предания. Формы Священного Предания



Понятия о Священном Предании: а) механизм передачи богооткровенной истины во всех формах; б) как источник вероучения, в) как свидетельство вселенской церкви о врученной ей истине (в этом смысле предание оказывается синонимом божественного откровения), г) священное предание как жизнь св. Духа в церкви, как самосознание и память церкви.

Священное Предание – это общая форма сохранения и распространения Церковью Божественного Откровения. Буквально это греческое слово означает преемственную передачу, например, по наследству, а также и сам механизм передачи от одного человека к другому.В Новом Завете и в понимании ранних отцов Церкви Священное Предание — это непрерывная цепь передач богооткровенной истины от одного поколения людей к другому, причем начальное звено этой цепи оказывается, послов Спасителя, в Боге. Этим Священное Предание отличается от других традиций культурных…Разрыв с Преданием — это не просто выход из традиции Восточной Церкви как определенной людьми, а, по сути, отпадение от Бога.В книгах Нового Завета слово «предание» обозначает не процесс передачи, а само передаваемое учение [Катихизис]: «…стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15); «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам» (1 Кор. 11, 2). «О, Тимофей! храни преданное тебе» (1 Тим. 6, 20). Источником Предания является Сам Бог. Господь Иисус Христос в Первосвященнической молитве говорит, обращаясь к Своему Отцу: «Слова, которые Ты дал мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно» (Ин. 17, 8). В дореволюционных учебниках догматического богословия Священное Писание и Священное Предание обычно противопоставляются. Писание рассматривается как нечто внешнее по отношению к Преданию. Это связанос латинским влиянием на православное богословие которое началось в период упадка образованности на Востоке. Это схоластическое влияние в данном случае проявляется в характерной для латинской мысли тенденции кодифицировать Предание в исторических документах, памятниках, иначе говоря, рассматривать Предание почти исключительно как некую сумму информации о Боге, о духовной жизни, в то время, как для Восточных отцов Предание — это всегда не только знание, сколько именно живой опыт богопознания, опыт объемного видения богооткровенной истины.Католическое учение о Священном Предании и соотношении Предания и Писания возникло во время Реформации в Западной Европе. В борьбе с протестантами, отрицающими авторитет Священного Предания как источника вероучения, католики были вынуждены построить свое учение: Священное Писание и Священное Предание — это два различных параллельных источника вероучения. Священное Писание может пониматься как некоторое смысловое ядро, а Предание — как необходимое, но, все-таки, второстепенное дополнение к Писанию. Писание и Предание рассматриваются как нечто взаимодополняющее, и, во-вторых, утверждается, что, и Писание, и Предание по отдельности заключают в себе не всю богооткровенную истину, а только некоторую ее часть. Такое понимание соотношения Предания и Писания не согласуется со святоотеческим пониманием. Скажем, для сщм. Иринея Лионского (II век по Р. Х.) Священное Предание по своему содержанию не есть нечто отличное от Священного Писания, а, наоборот, Предание по содержанию тождественно Новому Завету, оно заключает в себе не часть богооткров истины, а всю истину в ее полноте. Св. Викентий Лиринский задает вопрос: «Что такое предание? — и сам же на него отвечает, — То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, — то, что ты принял, а не то, что выдумал»… Апостол Павел (1 Кор. 12, 3) утверждает, что: «…никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым», т. е. исповедать Христа своим Господом может только тот, на чье сердце уже так или иначе воздействовал Дух Святой.Поэтому святитель Филарет Московский отмечает, что «Священное Предание — это не только видимая и словесная передача правил и постановлений, но и невидимое и действенное сообщение благодати и освящения».

Пре­да­ние есть не­что боль­шее, чем про­сто пе­ре­да­ча ин­фор­ма­ции. По­сколь­ку Пре­да­ние го­во­рит нам о Бо­ге и о бо­го­по­зна­нии, то для то­го, что­бы по­ни­мать то, что пе­ре­да­ет­ся в Пре­да­нии, пред­ва­ри­тель­но не­об­хо­ди­мо иметь лич­ный опыт бо­го­об­ще­ния, по­сколь­ку ду­хов­ная жизнь — это пре­ж­де все­го об­раз жиз­ни, а не об­раз мыс­ли.Ио­анн Мей­ен­дорф об этом пи­шет: «…пре­да­ние есть не­пре­рыв­ная по­сле­до­ва­тель­ность не толь­ко идей, но и опы­та».Од­на­ко Пре­да­ние не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся и этим, по­то­му что Хри­стос не толь­ко пре­по­дал Сво­им уче­ни­кам уче­ние, не толь­ко со­об­щил не­кий опыт жиз­ни в Бо­ге, но Он же по­ве­лел им при­нять Ду­ха Свя­то­го. Таким образом, Священное Предание включает в себя как бы три уровня: низший, первый уровень — это, собственно, передача знания и исторических памятников, которые связаны с этим знанием, во-вторых, это передача опыта духовной жизни, и, в-третьих, это передача благодатного освящения.осуществляемая, прежде всего, посредством церковных таинств.

Формальное предание – это все исторические источники и способы истинного познания христианского Откровения, кроме библейский книг. 1) древние символы и исповедания веры; 2) древние правила, Апостольские Правила3) определения и правила Вселенских Соборов и нек поместных соборов 4) литургическая практика Церкви, церковное искусство5) мученические акты и жития святых; 6) древние церковные истории. Например, церковная история Евсевия Кесарийского, труды таких историков Древней Церкви как Сократ, Евагрий, ФеодоритКиррский и т. д. 7) творения святых отцов и учителей Церкви; 8) древняя церковная практика, т. е. различного рода уставы, узаконения, которые касаются, например, постов, различные богослужебные правила, благочестивые обычаи и традиции и так далее.Священное Писание никогда не являлось единственной формой, в которой воплотилось богооткровенное учение, ему предшествовали, а затем наряду с ними сосуществовали еще по крайней мере две формы: правило веры и богослужебно-литургическая практика Церкви, литургическое предание. Позднее появились и другие формы, в которые облеклось Священное Предание. Из них наибольшее значение для нас имеют творения свв. отцов и учителей Церкви. Со стороны содержания учение свв. отцов не отличается от Предания апостольского, ибо святым отцом и называется тот, кто адекватно толкует учение апостолов применительно к потребностям своего времени.Живым носителем и хранителем Предания является вся Церковь в ее кафолической полноте; и нужно пребывать или жить в Церкви, в ее полноте, чтобы разуметь Предание, чтобы владеть им. Предание есть благодатный опыт, или самосознание Церкви.Связь между чистотой учения того или иного отца и церковным Преданием устанавливается через свидетельство Церкви, ecclesialdeclaratio. Именно свидетельство Церкви подтверждает достоинство богословской мысли того или иного отца. В святоотеческом учении принимается та его часть, по которой имеется единодушное мнение всех, либо значительного большинства святых отцов. При этом следует иметь в виду, что согласие отцов по тому или иному вопросу представляет собой теологумен, с которым необходимо считаться, если желаешь остаться верным Преданию. Апостол Павел (1 Кор. 12, 3) утверждает, что: «…никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым», т. е. исповедать Христа своим Господом может только тот, на чье сердце уже так или иначе воздействовал Дух Святой.Поэтому святитель Филарет Московский отмечает, что «Священное Предание — это не только видимая и словесная передача правил и постановлений, но и невидимое и действенное сообщение благодати и освящения». Собственно уровни: а) передача Знания, б) передача опыта духовной жизни, в) передача благодатного освящения.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1515 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...