Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Период ранней классики приходится на 500–450 гг. до н. э., т. е. на Греко-персидские войны.
Сами боги в мифологии стали идеальными людьми, которые воплощали все прекрасные (как и все отвратительные) человеческие качества – именно человеческие, а не звериные, не сверхчеловеческие. Вытеснение животных и миксантропов людьми из «населения» мифологических миров происходит в классическую эпоху, когда развитие материальной практики позволило человеку осознать свое кардинальное отличие от всех других существ. Осознать свою творческую силу, превосходящую физическую силу зверя, и свою свободу действий, более ценную, чем циклическое возрождение лишенного свободы растения. Так появляется понятие «поэйсис» – творчество; в этом культурном контексте новый смысл получило понятие «закон»: к его изначальному значению – «законы природы» – добавилось юридическое – «человеческое установление».
В то же время человек живет и творит в единстве с природой, мировым целым, которое получило название «космос». Космос – это образ античного мироздания. Он двуедин, включает в себя собственно мир, Вселенную, с одной стороны, и украшение, порядок, собственно гармонию, противостоящую Хаосу, с другой. Человек воспринимался как микрокосм. Не случайно для греческой культуры характерен принцип калокагатии, объединяющий красоту и добро, физические и нравственные достоинства. Калокагатия – идеал гражданина греческого полиса, в этом понятии красота безупречного тела сопрягается с внутренней красотой души и нравственным совершенством.
В V в. до н. э. скульптура переживает бурный расцвет. На смену господствовавшим в эпоху архаики статическим фигурам куросов и кор приходит гораздо большее разнообразие типов, мастера стремятся к передаче сложного движения человеческого тела. Два великих современника Фидия – Мирон и Поликлет – прославились созданием скульптурных образов атлетов-победителей. Их излюбленным материалом была бронза, которую впервые начали применять в конце VI в. до н. э., а к середине V в. до н. э. достигли высочайшего мастерства в ее отливке и обработке. Мирон был первым из скульпторов, кому удалось показать динамику человеческого тела.
Если проследить линию развития греческой скульптуры от архаики к эллинизму, можно заметить, что архаика дает единичный образ – курос или кора предстоят перед нами во фронтальной позе. Движения пока нет, но шаг вперед – это намек на будущее движение. На губах архаической скульптуры играет так называемая «архаическая улыбка». В классический период, начавшийся после победы над персами, эта улыбка сходит с лица – сказываются тяготы противостояния серьезному противнику, с одной стороны, а с другой стороны – влияние философии стоицизма. Идеалом стоицизма и скептицизма являлась атараксия – невозмутимость, душевное равновесие. И вот пред нами абсолютно бесстрастные лица классических Аполлонов, Поликлетовского «Дорифора» (см. с. 30). Даже у «Дискобола» Мирона, при всем его напряжении физических и духовных сил перед броском лицо невозмутимо.
В середине V в. до н. э., после блестящей победы союза греческих городов над персами греческое искусство вступило в полосу небывалого подъема и расцвета, который вошел в историю под названием высокой классики.
На особой патриотической волне начинается восстановление разрушенных городов, храмов, святилищ. Наибольшего размаха монументальное строительство достигло в Афинах при Перикле[2]. Поскольку Афины возглавили союз греческих городов, им принадлежала роль ведущего культурного центра, которую они сохранили надолго. За неполные двадцать лет был отстроен ансамбль афинского Акрополя[3], возведен Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон, небольшой храм богини победы Ники, которую афиняне назвали Аптерос (Бескрылая), дабы она никогда не покинула Афины. Как всякая истинная архитектура, комплекс Акрополя органически связан с окружающим ландшафтом.
Руководил строительством Акрополя скульптор Фидий, знаменитый ваятель, которого называли «калос демиургос» (прекрасный ремесленник), близкий друг Перикла, вождя афинской демократии. Власть Перикла была очень обширной, но он не злоупотреблял ею, и при нем демократическое правление не вырождалось в тиранию. Стратег заботился об украшении Афин, покровительствовал всем видам искусства, привлекал в город лучших художников, для чего по инициативе Перикла было принято решение ежегодно откладывать в казну одну шестидесятую часть взносов, которые платили союзные города.
Главным храмом Акрополя был Парфенон – храм Афины-Парфенос – Афины-Девы, покровительницы Афин, построенный зодчими Иктином и Калликратом. Храм является идеальным образцом греческого зодчества как по красоте пропорций, так и по исполнению.
Сама жизнь формировала в сознании греков атлетический идеал красоты, образ физически сильного и мужественного человека. Суровые тяготы походов и огромный вес вооружения требовал от воина большой физической силы и выносливости. Расцвету атлетики способствовала и традиция Олимпийских игр. Постановка человеческой фигуры у скульпторов классического периода уже не так скована, как в архаике, фигура стоит свободно, опираясь на одну ногу. Необходимо отметить и то, что художник пытается «гармонию алгеброй проверить». Скульптор Поликлет в атлетической фигуре «Дорифор» (греч. «Копьеносец») разрабатывает канон красоты: он математически точно рассчитал размеры всех частей тела и их соотношения между собой. За единицу измерения он принял рост человека. По отношению к росту голова составляет одну седьмую часть, лицо и кисти рук – одну десятую, ступня – одну шестую. Свои мысли и выводы Поликлет изложил в теоретическом трактате «Канон» (что значит «правило»).
За модуль тела Поликлет принимает голову. В совершенном мужском теле, по его мнению, голова, т. е. модуль, должна поместиться семь раз, в совершенном женском теле – пять раз. Поликлет определил совершеннейшие пропорции человеческого тела и передал их в пластике. Установленный им канон более ста лет господствовал в греческом искусстве, пока ему на смену не пришел в IV в. до н. э. новый, открытый Лисиппом.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 802 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!