Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Скульптура Древнего Египта



Древний Египет практически не знал зодчества без скульптуры. Статуи оформляли фасады храмов, дороги, святилища, дворцы, ставились в гробницы. Подавляющее большинство статуй имело религиозное значение. Все множество произведений древнеегипетской скульптуры можно разделить на две большие группы, дающие первичное представление о функциональных особенностях определенной статуи: заупокойная скульптура, оформлявшая гробницы, и храмовые статуи, помещенные в молельнях, гипостилях и дворах храмов.

Статуи в Древнем Египте изготовляли специальные мастера. Скульпторы должны были знать не только технические правила создания статуй, помещенные в специальные сборники, но и владеть знанием и умением проведения ритуалов. Ведущие скульпторы имели довольно высокое положение в структуре государства и занимали видные придворные и жреческие должности. Наиболее выдающиеся скульпторы пользовались широкой известностью и за свои работы получали награды. Профессия скульптора часто передавалась по наследству из поколения в поколение. Ведущие скульпторы возглавляли мастерские, в которых по намеченным ими эскизам работали рядовые ремесленники.

Заупокойные статуи:

Обычай помещать статуарные изображения умершего в гробницу возник в Древнем Египте в процессе развития верований в посмертное существование умершего, в жизнь его в царстве мертвых. Непременным условием жизни умершего в Царстве мертвых являлось сохранение целостности человека, т.е. поддержание существования не только бессмертной души (ка и ба), но и предотвращение гниения тела. Поэтому и возникла необходимость в изготовлении мумии. Необходимо отметить, что исключительно сухой климат Египта способствовал естественной мумификации. Статуи, помещенные в древнеегипетские гробницы, можно разделить на несколько типов:

• Заупокойная статуя «согласно жизни», представлявшая максимально портретное изображение владельца гробницы без парика. она помещалась в особой небольшой нише или закрытой комнате (сердабе), а на уровне глаз статуи делалась щель, через которую статуя могла «видеть», «слышать» и «обонять» принесенные ей дары и молитвы.

• Заупокойная статуя, репрезентировавшая обобщенный облик владельца гробницы. В этом случае лицо статуи представляло идеализированный портрет умершего

Независимо от позы заупокойной статуи, присутствовал обязательный набор иконографических черт: головы статуй поставлены прямо, в руках находились одни и те же атрибуты. Тела мужских статуй окрашивались в кирпично-красный цвет, женских – в желтый, волосы изображались черным цветом, одежды – всегда белые.

Храмовые статуи:

Храмовые и дворцовые пространства содержали множество скульптурных изображений: статуи богов и царей размещались в портиках дворов, около колонн гипостилей; во дворах храмов всегда находилось множество статуй частных лиц; святилища храмов содержали статуи божеств, которым эти храмы были посвящены; специальные статуи богов и фараонов использовались в процессе проведения ритуалов и т.д.

Статуи, размещенные во дворах, гипостилях и святилищах храмов, имели различное назначение:

• статуи ставились как стражи, охранители и имели оберегающее, стерегущее назначение.

• в храмовые святилища помещались статуи в качестве объектов поклонения и совершения обрядов.

• в храмовые помещения приносили статуи в качестве жертвы богам в надежде на воздаяние.

• в храмы помещались статуи как заместители реальных участников священнодействия.

• в храмы помещались особые статуи богов или обожествленных фараонов, выполнявшие функции оракула.

• довольно большую группу статуй составляют хеб-седные статуи

• статуи как свидетельство помещения себя под покровительство бога.

• в храм ставились статуи вельмож как знак особой милости правящего фараона.

Одно из самых знаменитых сооружений Египта – это Большой сфинкс в Гизе (дата неизвестна, строитель хефрен). Конечно, скульптуры делали как в храме так и вне. Но самое сакральное значение придавалось скульптурам в храме, также украшенными драгоценностями, которые к сожалению разграьлены. Материал был не только дерево но и алебастр. Так как Египет относился к смерти более чем глубоко, то в могилы знати оставляли фигурки богов, и другое. Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена.

Существовали определенные правила изображения египетских богов: так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

Подрузделяют этапы. 1) ранне царство. 2) среднее 3) новое 4) Амарнсктй период 5) позднее





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1652 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...