Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие познания. Гносеология – наука о познании, или теория познания



Гносеология – наука о познании, или теория познания. Таким образом, предметом исследования выступает здесь не внешний мир, но то, как мы его познаём, следовательно, встаёт вопрос об истинности или ложности нашего познания. Познание окружающего мира динамично, а не статично, так что разные эпохи имеют разные гносеологические теории.

Древние философы рассматривают мир как нечто неизменное и вечное. Философ – созерцатель, пытающийся проникнуть в сущность этого мира. Таким образом, созерцание – поиск сущности. Философы, жившие до Сократа, интересовались миром, и их интерес удовлетворялся рассмотрением воздействий, оказываемых миром на человека. Созерцание древних есть поэтому вчувствование, ожидание воздействия. Вначале это было просто созерцание данности, т. е. того, что дано нам непосредственно в чувственном восприятии (таковы истоки материализма и эмпиризма). Однако постепенно возникает представление о том, что существует нечто, не дающееся человеку открыто, существующее скрыто от чувств; отсюда – созерцание скрытого. Мудрец – ищущий скрытое. Мышление перерастает из представления образного в понятийное представление. Так греческие философы сумели перейти к абстрактному мышлению.

Если понимать познавательный акт как установление связи между субъектом высказывания и предикатом[27], то мышление древнего человека не считает возможным говорить о предикате, не упоминая субъекта: белизны как таковой древний человек не знает. В конце концов сознание идёт по пути противопоставления субъекта и предиката, а затем выявления связи (или отсутствия связи) между ними.

В 17 в. возникают новые познавательные методы: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм исходит из того, что единственным источником знания является опыт как результат нашего взаимодействия с природой. Рационализм же видит единственным источником знания разум. Различие их позиций можно выразить и так: если эмпиризм считает, что существующее и воспринимаемое тождественны, то рационализм утверждает существование невоспринимаемых объектов. Для эмпиризма мир – пассивный объект, наше познание никак не изменяет его. Природу надо пытать, чтобы извлечь её секреты, так что эксперимент – это своеобразная пытка. Главным представителем эмпиризма является английская философия в лице таких мыслителей как Бекон (родоначальник эмпиризма), Гоббс, Локк и др.; крупнейшими рационалистами были Декарт, Мальбранш и Спиноза.

Спор эмпириков и рационалистов пытался решить Кант. В «Критике чистого разума» он показал, что знание – результат синтезерующей деятельности рассудка, а материалом этого синтеза является многообразие чувственных данных, и, таким образом, познавательный опыт есть сумма как рассудочной деятельности, так и эмпирического материала. Кант писал: «Чувство без рассудка слепо, знание без чувств пусто». Вообще, с Канта начинается подлинная научная гносеология. До Канта, можно сказать, проблемы познания как таковой не существовало. И древние философы, и эмпирики, и рационалисты хоть и рассходились между собой в понимании метода познания, но саму познавательную способность под сомнение не ставили. Способность мышления давать адекватное представление о внешнем мире принималась безоговорочно.

Этот «гносеологический оптимизм» Кант подверг тщательной критике и пришёл к мысли о его несостоятельности. Объект познания (природа) есть, по Канту, продукт познавательной деятельности субъекта (человека), а каков мир сам по себе мы не знаем. Можно привести такой пример: допустим, что некий человек всю свою жизнь не выходил из комнаты, в которой есть только одно окно в стене и это окно круглой формы. Тогда внешний мир для него будет иметь форму круга, но это конечно не означает, что мир и на самом деле круглый, просто таковы неизбежные условия познавательной деятельности этого человека. Так и в нашем сознании Кант находит своего рода «окна», через которые мы воспринимаем мир: время, пространство, категории качества, количества, отношения и др. Познавая мир, мы описываем его в этих категориях, но не можем утверждать, что он таков и сам по себе. Таким образом, предметом критики Канта стала ключевая гносеологическая оппозиция «субъект – объект».

Философия Канта стала мощным стимулом развития гносеологии. Прежде всего, возникла необходимость разработать понятие субъекта познавательной деятельности.





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 254 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...